реферат бесплатно, курсовые работы
 

Баптизм

Баптизм

33

БАПТИЗМ

Реферат по предмету «Введение в сравнительное богословие»

Уч. III курса Кириченко К.Ю.

Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы

С-Петербург 2007 год.

Введение 2 - 4

1.Баптизм: краткий исторический очерк,

«общие» и «частные» баптисты 5-14

2. Баптизм в России:

2.1. Предпосылки возникновения российского баптизма 14- 19

2.2. «Штунда», как предтеча и питательная среда баптизма

2.3. Экспансия баптизма

2.4. Положение баптистов в России в конце XIX и в XX веках

2.5. Разница между баптистами и евангельскими христианами

3. Особенности культа баптистов 19 - 22

3.1. Основные положения вероучения

3.2 Жизнь общины 22- 30

а) структура общины, иерархия, служения, межцерковные связи, общее руководство общинами.

б) миссионерская деятельность, вербовка новых членов - «евангелизация»

в) богослужение - обряды, места проведения, «чинопоследование», внешние формы культа, проповедь, крещение, покаяние, евхаристия, брак, похороны.

г) дисциплинарные взыскания

Заключение: современное положение баптизма в России 30-32

экспансия американского «частного» баптизма.

Введение

Пимен Великий говорил: "Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я".

“Хвала баптизму за то, что раздает контрамарки в рай... Предлагаю поспешить запастись всем не имеющим подобной контрамаркой - убеждением в спасении”.

А. Скороходов Баптист. 1911 г., № 3, стр. 19.

Обратиться к теме баптизма меня побудили диалоги с представителями данной конфессии в Интернете. Достаточно долго беседуя c ними о вероучительных вопросах и занимаясь сбором необходимой для таких бесед информационной базы, я в итоге накопил материала на небольшой реферат. Эта работа не носит характера глубокого исследования, - просто хочу поделиться той информацией о баптизме, которую удалось почерпнуть из самых разных источников. Самоназвание конфессии «баптисты», в переводе с греческого - крестители, известно многим в России. За последние полтора века существования на русской земле оно даже приобрело оттенок некой традиционности. Однако, далеко не все знают, что скрывается за этим названием. В народе о баптистах ходит множество разнообразных толков и домыслов. Одни говорят, что баптисты приносят в жертву детей, другие, что их собрания превращаются в экстатические оргии и т.д., но, в действительности все обстоит более прозаично - баптизм это протестантская секта или, если угодно, одна из форм развития протестантизма.

Мы могли бы, я уверен, применить к баптистам слова Спасителя «…кто не против вас, тот за вас»/Лк.9.50/, видя их проповедующими спасение через Иисуса Христа, если бы не одно обстоятельство - большинство из них крайне отрицательно относится к православию. Поэтому не будем торопиться с выводами и посмотрим, что же в действительности представляет собой их вероучение.

В начале следует заметить, что баптисты, возводя «благовествование» едва ли не в догмат своей веры, активно занимаются прозелитизмом. Проповедуемая ими упрощенная версия христианства сегодня, как и сто лет назад находит отклик в первую очередь среди людей невоцерковленных, не обремененных знаниями в области истории христианства, да и знаниями вообще, плохо знакомых с верой своих предков. Это обстоятельство характеризует баптизм в целом, как движение людей с невысоким образовательным цензом, что, разумеется, существенно влияет на качество их богословской мысли. Сказывается и то обстоятельство, что при советской власти баптистов не допускали к учебе в высших учебных заведениях. Настоящим положением дел озабочены и сами проповедники учения: « Глядя на социальный состав поместных церквей ЕХБ, можно задать несколько вопросов: «Почему у нас численно преобладают женщины преклонного возраста? Почему мало молодежи? Почему мало лиц с высшим образованием и «новых русских»? Что служит основой такой диспропорции? Если это положение неправильно, можем ли мы каким-то образом исправить его?», читаем мы в работе баптистского миссионера. Фактически ту же картину только с большей откровенностью рисует нам протестантский историк Владимир Солодовников, недавно оставивший баптизм: «Для этого культа есть, конечно, и питательная социальная среда: поместные церкви ЕХБ на 90 процентов состоят из рабочих и крестьян, 80 процентов женщин и 70-80 процентов пенсионеров. То есть баптистский социальный срез в России явно рабоче-крестьянский (этакий нерушимый блок, мечта Ильича!) и, простите, старческий». Солодовников предупреждает людей думающих: «Вы не сможете полноценно реализовать те таланты, которые даровал Вам Всемогущий Бог, до тех пор, пока Вы будете пребывать в баптистских общинах, разделять баптистское мировоззрение, иссушать мозг, слушая безграмотные - но "зато от души" - примитивные проповеди доморощенных и заокеанских проповедников, участвовать в т.н. "евангелизациях" или в омерзительной борьбе враждующих внутрицерковных группировок.

Ровным счетом ничего не даст Вам и вынужденный "нейтралитет" в виде высиживания на задних рядах "домов молитвы". Кто т.н. "заднескамеечники" в большинстве баптистских церквей? Интеллигенция - врачи, учителя, офицеры, люди с учеными степенями. Кто на церковной кафедре (кроме заезжих американцев)? Сантехники, экскаваторщики, выпускники техникумов гостиничного хозяйства».[5]

Конечно, вы можете возразить мне, что высшее образование для христианина не главное, что Господь по вере открывается младенцам, и я полностью соглашусь с вами. Все это так. Однако, Церковь Господь создал для всех. И простец, и мудрец черпают из одной сокровищницы христианской веры, каждый в свою меру. Почему же думающий человек не находит себе утешения в баптистской доктрине? Ответ на этот вопрос кроется, вероятно, в ее примитивизме. Совсем не случайно многие русские баптисты почитывают святых отцов православия - у них просто не существует подобной литературы, да и откуда, если говорить откровенно, ей взяться? Такие книги пишутся только в лоне Церкви и вне ее созданы быть не могут.

Тем не менее, баптисты искренне веруют во Христа и молятся ему, называя Богом и Спасителем, так что отправная точка для диалога с ними у нас имеется. Давайте рассмотрим суть вопроса, в чем же наши с ними различия, если мы верим в одного Бога?

1.Баптизм: краткий исторический очерк, «общие» и «частные» баптисты

Основное внимание в этой работе я хотел бы уделить русскому баптизму, как явлению в своем роде уникальному, но, чтобы понять, откуда он в России взялся, мы с вами должны совершить небольшой историко-географический богословский экскурс. Корни баптистского движения нам стоит поискать на западе в начале 16 го столетия. В это время, как мы помним, католический мир был потрясен Реформацией, отрицавшей монополию папы Римского на спасение душ человеческих вообще и толкование Св. Писания в частности. Реформация началась сразу в нескольких странах и, согласно классификации профессора Алистера Маграта, разделилась на четыре основных течения:

«Лютеранство, Реформатская Церковь (часто называемая "Кальвинизм"), "радикальная Реформация" (до сих пор часто называемая "Анабаптизм"), и "Контр-Реформация", или "Католическая Реформация". Нас будут интересовать первые три течения, как оказавшие огромное влияние на теологию баптистов. Хочу оговориться, что, несмотря на схожесть названий, анабаптизм это не баптизм. Судить об их взаимосвязи можно лишь предположительно, что и будет показано ниже. Вероятно, нам с вами будет интересно проследить основные идеи реформаторов, чтобы выяснить, как именно они преломились в баптизме. Давайте набросаем небольшую схему богословской мысли Реформации. Итак, само движение было вызвано к жизни несколькими факторами. Огромную роль в его становлении сыграл гуманизм, как искусство красноречия, в лице своего выдающегося деятеля - Эразма Роттердамского, друга лорда - канцлера Англии Томаса Мора, который познакомил интеллектуальную публику с дословным переводом Нового Завета с языка оригинала. Реакция общества выразилось фразой «Или это не Евангелие, или мы не христиане». Действительно, Вульгата - традиционный латинский вариант Библии, содержала ряд неточностей, причем иногда фатальных, которые папство охотно использовало а своих целях. Например, призыв Христа «Покайтесь», представлен в Вульгате, как «делайте покаяние», что подразумевало в католичестве исполнение епитимий и продажу индульгенций. Обращение архангела к Марии звучит в Вульгате не как «благодатная», а как «благодати полная», что позволяло католическим схоластам говорить о некоей тварной субстанции, которую можно накопить, передать и т.д.

Реформация апеллировала к заблуждениям католицизма. Столетиями угнетаемые папским престолом духовно и экономически крестьяне и горожане с готовностью подхватывали ее лозунги. Особенные нарекания вызывала практика продажи индульгенций - прощения грехов за деньги.

Здесь нам стоит сделать небольшое отступление.

“Все заблуждения Запада коренятся в непонимании христианства, как подвига постепенного самоусовершенствования человека”, справедливо замечает епископ Антоний /Храповицкий/.

Папизм предлагал человеку купить билет в Царство Небесное, реформаторы обещали ему точно такой же билет, но бесплатно. Совершенно понятно, на чьей стороне были сердца многих бедняков. Внутреннего же изменения от верующего не требовал никто и в этом смысле Реформа является прямой наследницей католичества.

Обращаясь к проблеме отношений папизма и Реформы А.Хомяков пишет:

"Нетрудно было бы показать, что римское тавро отметило неизгладимым клеймом учения реформаторов и что все тот же присущий папству дух утилитарного рационализма стал духом Реформы. Выводы, правда, не одинаковы; но посылки и определения, подразумевательно в них заключающиеся, всегда тождественны. Папство говорит: "Церковь всегда молилась за усопших, но эта молитва была бы бесполезна, если б не было промежуточного состояния между раем и адом; следовательно, есть чистилище". Реформа отвечает: "Нет следов чистилища ни в Священном Писании, ни в первобытной Церкви; следовательно, бесполезно молиться за усопших, и я не буду молиться". Папство говорит: "Церковь обращается к заступничеству святых; следовательно, оно полезно, следовательно, восполняет заслуги молитвы и подвигов удовлетворения". Реформа отвечает: "Удовлетворение за грехи кровию Христа, усвояемое верою в крещении и в молитве, достаточно для искупления не только человека, но и всех миров; следовательно, ходатайство за нас святых бесполезно, и незачем обращаться к ним с молитвами". Обеим сторонам одинаково непонятно святое общение душ.

Папство говорит: "Вера, по свидетельству апостола Иакова, недостаточна, следовательно, верою мы не можем спастись и, следовательно, дела полезны и составляют заслугу". Протестантство отвечает: "Одна вера спасает, по свидетельству апостола Павла, а дела не составляют заслуги ; следовательно, они бесполезны" и т.д. и т.д.

Истинная же Церковь Христова, ощущая в себе самой живое единство, не может даже понять вопроса о том, в чем спасение: в одной ли вере, или в вере и делах вместе? Ибо в ее глазах жизнь и истина без этого была бы всего лишь логическим знанием".[7]

Однако, вернемся к рассказу о Реформе. Надо сказать, что начало XIV в. ознаменовалось увеличением числа образованных людей, чему немало способствовало распространение гуманизма. Эти люди склонны были критически рассматривать учение католической церкви.

К тому же, многие богословы того времени владели древними языками, что позволяло им читать Священное Писание в оригинале. В то же самое время было изобретено книгопечатание, обеспечившее доступность трудов отцов Реформации широким массам населения, Христианский мир забурлил, как кипящая вода в котле, крышку сорвало, и католическая церковь утратила рычаги влияния на львиную долю европейского сообщества.

Главой Реформации в Германии стал ученый монах-августинец Мартин Лютер, в Швейцарии - бывший католический священник Ульрих Цвингли, впоследствии его сменил Жан Кальвин, в прошлом армейский капеллан, доведший протестантскую теологию, что называется, до ума и разработавший богословскую систему, которая существует и поныне, правда, в несколько измененном виде, и названа его именем.

Анабаптизм, третья ветвь Реформации, возник, скорее всего, в окрестностях Цюриха, при активном участии Конрада Гребеля, как реакция на уклонение Цвингли, по мнению радикалов,

от идей Реформации. Что же это были за идеи?

«Теологическая структура протестантизма, созданная реформаторами, опирается на три фундаментальных принципа, которые объединяют их, несмотря на различные интерпретации этих принципов. Это:

1) учение об оправдании только верой (sola fide), вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий;

2) принцип sola scriptura ( только писание) : Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии;

3) учение, согласно которому церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.

Реформаторы утверждали, что эти учения содержатся в Писании и что они представляют собой истинное божественное откровение, искаженное и забытое в процессе догматического и институционального вырождения, которое привело к римско-католической системе. Лютеровский принцип оправдания только верой, сводивший тайну спасения к душевному переживанию внутреннего человека и упразднявший необходимость добрых дел, имел далеко идущие последствия в отношении природы и устройства церкви. Прежде всего, он аннулировал духовное содержание и значение всей системы таинств. Далее, тем же ударом Лютер лишил священство его главной функции - совершения таинств. Еще одной функцией священства (sacerdotium, буквально, жречества) была функция учительства, и она также была упразднена, поскольку реформатор отрицал авторитет церковного Предания и учительства церкви. В результате ничто уже не оправдывало наличие института священства.

Сложнее для Лютера было достичь удовлетворительного решения проблемы таинств. Три из них (крещение, евхаристия и покаяние) не могли быть отброшены, поскольку о них идет речь в Писании. Лютер колебался и постоянно менял точку зрения, как в отношении их значения, так и в отношении их места в теологической системе. В случае покаяния Лютер имеет в виду не исповедание грехов священнику и отпущение им этих грехов, что он отвергал полностью, но внешний знак прощения, уже полученного благодаря вере и благодаря вменению заслуг Христа. Позднее, однако, не находя удовлетворительного смысла для существования этого знака, он вовсе отказался от покаяния, оставив только крещение и евхаристию. Сначала он признавал, что крещение есть своего рода благодатный канал, через который вера получателя благодати удостоверяется в прощение грехов, обещанным христианским благовестием.

В эту концепцию таинства, однако, не вписывается крещение младенцев. Более того, поскольку и первородный грех, и совершенные грехи уничтожаются только в результате непосредственного вменения душе заслуг Христа, крещение в лютеровской системе утратило жизненную функцию, приписанную ему в теологии Августина и в католической теологии. В конце концов Лютер отказался от своей прежней позиции и стал утверждать, что крещение необходимо только из-за того, что оно заповедано Христом.

Чтобы уберечь систему морали от разложения в результате выведения добрых дел из тайны спасения, Лютер апеллирует к обязательствам, связанным с жизнью в общине, к чисто человеческому мотиву удобства». [4]

Надо сказать, что доктор Лютер, вопреки распространенному мнению, не придумал в области богословия чего-то принципиально нового. Учение об оправдании верой было предложено ещё блж.Августином, в качестве критики Пелагия, учившего об оправдании делами, задолго до Реформации. Лютер же, несколько вопреки своему принципу «только Писание», говорил, что Реформация это Св.Писание плюс блж. Августин и считал своим долгом призвать церковь к взглядам Августина. Нам стоит отметить, что отцы Реформы весьма скоро поняли, что принцип "sola scriptura" не применим на практике в виду удивительного свойства Св.Писания подтверждать тезисы любого отдельно взятого толкователя. Лютер говаривал, что даже диавол с Писанием в руках может свидетельствовать в свою пользу.

В связи с этим реформаторы очень скоро предложили прихожанам пользоваться вместо Писания своей вероучительной литературой, например, "Малым Катехизисом" Лютера.

В лютеранских школах до изучения Нового Завета допускали лишь особо успешных учеников, понимавших греческий язык.

Что же касается второй ветви протестантизма, то учение Кальвина- продолжателя дела Цвингли, не сильно отличается от идей Лютера. Однако, у него существуют некоторые отклонения от позднего лютеранства, которые оказали впоследствии влияние на рассматриваемое нами вероучение баптистов. В первую очередь это касается выдвинутой Кальвином доктрины предопределения, которая также вытекает из учения блж. Августина об оправдании верой. Спасение понималось, как дело Божие от начала до конца, от воли человека не зависящее. Таким образом, Бог сам определяет, кого оправдать, а кого нет.

«Спасение и погибель суть две интегральные части божественного плана, к которому не применимы человеческие понятия добра и зла. Для одних предопределена вечная жизнь на небе, так что они становятся свидетелями божественной милости; для других - вечная погибель в аду, так что они становятся свидетелями непостижимой справедливости Бога. И небо, и ад являют славу Бога и способствуют ей». [8].

Строго говоря, Мартин Лютер тоже был кальвинистом, но, впоследствии лютеранская церковь отказалась от учения о предопределении в пользу свободного отклика человека на призыв Божий, кальвинисты же остались на прежних позициях, хотя и в их церкви возникали попытки изменения теологической системы в сторону свободы воли, такие, как арминианство. Что касается добрых дел, то, в отличие от Лютера, Кальвин видел в них необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто. Взгляд Кальвина на Таинства также отличался от лютеранского.

«В системе Кальвина два таинства - крещение и евхаристия. Значение крещения в том, что дети принимаются в союз-договор с Богом, хотя они поймут значение этого только в более зрелом возрасте. Крещение соответствует обрезанию в ветхозаветном союзе-договоре. В евхаристии Кальвин отвергает не только католическое учение о пресуществлении, но и принятое Лютером учение о реальном, физическом присутствии, а также простую символическую интерпретацию Цвингли. Для него присутствие Тела и Крови Христовых в евхаристии понимается только в духовном плане, оно не опосредуется физически или материально Духом Бога в духе людей».[4].

Кратко ознакомившись с главными теологическими положениями основных течений Реформации, перейдем непосредственно к анабаптизму. Термин «анабаптисты» введен Цвингли и буквально означает перекрещенцы. Сами радикалы, впрочем, никогда этим названием не пользовались. Основным утверждением представителей этой конфессии являлось то, что креститься может быть только человек, прилюдно исповедавший свою веру. Надо понимать, что детское крещение практически всего тогдашнего населения Европы рассматривалось анабаптистами, как недействительное, в силу того, что младенец не может верить сознательно. Поэтому людей, присоединявшихся к ним, анабаптисты перекрещивали, что является немыслимым делом с точки зрения христианской догматики. Такая практика раздражала светские власти. Совет Цюриха постановил, что каждый, кто совершил акт вторичного крещения, подлежит погружению в воду еще раз, правда, уже с целью утопления.

Стоит добавить, что, если кальвинизм и лютеранство представляли собой, так называемую, «магистерскую» модель реформации, то есть находили уместным вмешательство светских властей - магистратов в духовные вопросы, то анабаптисты придерживались строго противоположных взглядов на власть, а также отрицали возможность участия христиан в войнах.

В остальном, анабаптизм, будучи порождением цвинглианства, воспринял его систему взглядов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.