реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ деятельности нефтехимических компаний на внешних рынках (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Итоговые показатели развития отрасли формируются на предприятиях ее подотраслей и комплексов, среди которых важную роль играет шинная промышленность. В настоящее время доля шинной промышленности составляет 6,7% от всей нефтехимической продукции. Шинная промышленность - является замыкающей в технологической цепочке трансформации нефтехимического сырья и обеспечивающей наибольшую глубину его переработки. Производство шин является основным потребителем каучука, корда, сажи и по существу предопределяет развитие смежных отраслей.

За последние полвека шинная промышленность прошла непростой путь: от бурного развития в 50-80-х гг., когда в отрасли был создан значительный производственный потенциал, до упадка конца 80-х гг., когда темпы капитального строительства резко снизились, а в 90-е годы инвестиции в отрасль практически прекратились. Однако после кризиса августа 1998 г. сложилась новая экономическая ситуация и уже в 1999 году шинный комплекс демонстрировал более чем 21%-й рост, что явилось самым высоким показателем среди остальных отраслей промышленности. [8, c. 56]

Стабильные темпы роста автомобильного парка в России, а также увеличение благосостояния потребителей явилось основным двигателем позитивной динамики развития рынка автомобильных шин (в течение последних нескольких лет в отдельных сегментах данного рынка прирост достигал 17%). На общей волне роста емкости рынка шин российские производители ОАО «Сибур - Русские шины» и ОАО «Татнефть» инвестировали в модернизацию производства легковых шин и цельнометаллокордных (ЦМК) шин для современной грузовой техники и автобусов.

Однако реализации всех инвестиционных программ, осуществляемых в настоящее время отечественными шинниками, может помешать активная экспансия на внутренний рынок зарубежных производителей шин. Начиная с 2007 года, все российские производители шин испытывают усиливающееся давление со стороны импортных шин, даже в тех рыночных секторах, где позиции отечественных производителей весьма устойчивы.

Импорт шин в РФ в 2007 году скачкообразно вырос почти в 2 раза, за 2008 год импорт шин в Россию вырос еще на четверть по сравнению с предыдущим годом. При этом поставки шин по импорту проводились в целом ряде случаев по заниженной таможенной стоимости. В сочетании с финансово-экономическим кризисом, начавшимся в 3 кв. 2008 года, это привело к затовариванию российского рынка вторичными иностранными брендами и продукцией производства других производителей и, как следствие, к резкому падению объемов производства российскими производителями в 4 кв. 2008 года и в 2009 году.

По прогнозам аналитиков потери российских производителей за год оцениваются в объеме свыше 10 млн. шин на общую сумму более 400 млн.долларов. При этом большое сомнение вызывает качество дешевых импортных шин, а ведь в немалой степени именно от шин зависит безопасность перевозимых грузов и людей. [7, c. 115]

Помимо новой продукции в страну ввозятся и бывшие в употреблении шины. Если восстановленные шины еще подвергаются контролю качества (проверка каркасов перед наваркой), то проверить состояние б/у шины не представляется возможным. Поэтому целесообразно запретить в страну ввоз всех шин, бывших в употреблении. Также стоит отметить, что не только российские шинники обеспокоены качеством импортных шин - власти США, Бразилии, Индии и Турции в той или иной форме ввели ограничения на ввоз импортной продукции.

По данным открытых источников (Discovery Research) в результате кризиса и импортной экспансии производство совокупного выпуска шин в России за первые шесть месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократилось с 21226,8 тыс. шт. до 12151,4 тыс. шт., т.е. практически в 2 раза.

При этом отечественная шинная промышленность достигла значительных успехов в создании современных, качественных шин для всех видов транспорта и обладает большим потенциалом развития. [11]

ОАО «СИБУР - Русские шины» в 2007 году было запущено производство под маркой «TyRex» почти 400 тыс. современных ЦМК шин для грузового транспорта в год. В настоящее время Холдинг реализует проект по созданию производства ЦМК шин мощностью 650 тыс. штук в год, который выведет годовой объем производства Холдинга на уровень более 1 млн. ЦМК шин.

Поддержка со стороны Правительства РФ является необходимой мерой поддержки отечественных производителей в условиях финансово-экономического кризиса, снижения емкости российского рынка шин и проявления явных признаков недобросовестной конкуренции со стороны целого ряда импортеров, поставляющих свою продукцию на российский рынок. Данные меры по таможенному урегулированию импорта шин в РФ направлены:

- на сохранение производственно-промышленного персонала на российских шинных заводах, повышение уровня загрузки действующих мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции и создание условий для расширения поставок своей продукции на экспорт;

- на снижение доли импортных шин в потреблении на российском рынке до технически и экономически целесообразного уровня в 20-30 %, при этом эти меры не окажут заметного отрицательного влияния на уровень цен на российском рынке шин во всех ценовых сегментах;

- на создание условий для окупаемости вложенных весьма крупных инвестиций в развитие производства шин в России и дальнейшей реализации имеющихся у российских производителей шин инвестиционных программ по организации новых и повышению конкурентоспособности действующих производств;

- на восстановление и последовательное увеличение в течение ближайших двух лет - 2010 и 2011 - уровня платежей российских производителей шин в бюджеты разных уровней пропорционально дополнительно произведенной продукции. [3, c. 133]

А предлагаемое увеличение уровня минимальных платежей при импорте шин в значительной степени компенсирует падение уровня таможенных платежей при общем сокращении объема рынка шин в эти кризисные годы и соответствующем снижении доли импорта в потреблении на шинном рынке РФ.

Концепция развития автомобильной промышленности России до 2011 г. предусматривает увеличение выпуска автомобилей почти в три раза и значительное улучшение их качества. Парк автомобилей в стране в 2011 г. достигнет 32 млн. ед., удельный вес устаревших моделей сократится с 50% в настоящее время до 30% в 2011 г. Все это создает хорошие возможности для дальнейшего развития отечественной шинной промышленности, в т. ч. и для ОАО «Нефтекамкшина».

ОАО «Нефтекамскшина» основной поставщик для крупнейших производителей грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ», АО «КамАЗ», АО «ЗИЛ».

Доля присутствия шинного комплекса Татнефти в общероссийском объеме производства с 2005 года увеличилась с 27 % до 31 % в 2008 году.

Если рассматривать позицию республиканского шинного комплекса в разрезе российского рынка шин, то необходимо отметить, что российский рынок растет, доля в нем шинного комплекса Татнефти остается стабильной и по прогнозам в 2007 году увеличится с 22 % до 23 %.

В сегменте легковых шин доля присутствия шинного комплекса Татнефти сохраняется на уровне 20 %. Крупнейшими потребителями Нефтекамских легковых шин являются АВТОВАЗ, ИжАвто, Таганрогский автомобильный завод. В сегменте грузовых шин, наблюдается рост его присутствия с 42 % в 2004 году до 46 % в 2007 году. Основными потребителями Нефтекамских грузовых шин являются КАМАЗ, УралАЗ, ПАЗ. [8, c. 117]

Таким образом, анализ показал, что в условиях жесткой конкуренции, экспансии западных производителей республиканский шинный комплекс сохранил свои позиции по производственным мощностям, номенклатуре выпускаемой продукции, а также объемам производства и реализации.

Приведу несколько основных экономических показателей деятельности шинного комплекса Татнефти с 1999 по 2008 годы.

С 1999 года объем товарной продукции шинного комплекса увеличился в четыре раза и составил в 2006 году 18 миллиардов 874 миллиона рублей.

За период с 1999 года по 2006 год объем выпуска шин увеличился на 3 миллиона 897 тыс. штук или на 47 % и составил в 2006 году 12 миллионов 206 тысяч штук шин. Это составляет около 90 % от запланированного Программой уровня производства автошин в 2008 году. Темп роста производства легковых шин составил 23 %, а объемы выпуска грузовых шин выросли более чем в 2 раза.

В 2006 году шинным комплексом получена прибыль до налогообложения в размере 159 миллионов рублей. В 2005 году она составляла 15 миллионов рублей. [17]

Приведу еще несколько показателей, характеризующих экономику акционерного общества Нефтекамскшина, являющегося основным производственным звеном шинного комплекса Татнефти.

В Нефтекамскшине выработка в год на одного работающего составила 1 миллион 750 тысяч рублей, что на 9,5 % выше этого параметра в целом по промышленности (1 миллион 599 тысяч рублей) и сопоставимо с аналогичным показателем по нефтехимическому комплексу в целом (1 миллион 729 тысяч рублей).

С 2005 года на 33 % увеличилась в Нефтекамскшине среднемесячная заработная плата и по итогам 2006 года составила почти 11 тыс. рублей.

В 2007 году планируется довести среднемесячную заработную плату до 12,7 тысяч рублей. В то же время среднемесячная заработная плата в республиканском нефтехимическом комплексе по итогам 2006 года уже составила 12,4 тысяч рублей. Поэтому считаем необходимым поручить Татнефти, Управляющей компании еще раз вернуться к рассмотрению вопроса повышения заработной платы на Нефтекамскшине с доведением ее уровня до среднеотраслевого планируемого в 2007 году (14,2 тысяч. рублей).

Большая работа проводится Нефтекамскшиной по повышению качества продукции, без чего невозможно дальнейшее продвижение Нефтекамской шинной продукции на российский и международные рынки.

Качество продукции в акционерном обществе обеспечивается не только жестким выходным контролем, но и контролем всех этапов создания шины, начиная с проектирования шины и заканчивая хранением и отгрузкой готовой продукции. [7, c. 113]

В то же время надо отметить, что Нефтекамские легковые шины старого поколения несколько уступают шинам ведущих зарубежных производителей по показателям - силовой, геометрической, весовой неоднородности. Легковые радиальные шины, производимые по новой технологии, по этим показателям находятся на уровне шин ведущих зарубежных компаний.

Необходимо подчеркнуть, что для поддержания конкурентоспособности предприятия важно удерживать приемлемое соотношение "цена-качество" производимой продукции. Так, цены на Нефтекамские шины ниже цен на импортные аналоги.

В 2009 году на территории ОАО «Нефтекамскшина» запущен современный завод по производству высококачественных грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин по технологии Continental.

По мнению экспертов, подобная стройка в нашей стране сегодня не имеет аналогов. И это обуславливается не только и не столько гигантскими размерами инвестиций, на которые пошло ОАО "Татнефть" как главный инвестор проекта. По сути дела, новый завод - это первое отечественное производство ЦМК-шин, которое полностью соответствует мировым стандартам.

Оборудование, применяемое для производства шин новой конструкции, является на данный момент самым современным в Европе. Контракт с одним из мировых лидеров в производстве грузовых ЦМК-шин - немецкой компанией Continental - позволил не только произвести закупку самого современного оборудования, но получить ноу-хау и технологии партнеров. Это означает, что Нефтекамские шины будут производиться по самым современным технологиям, позволяющим не наносить экологический вред природе и просто быть экономически выгодны потребителю, ведь по показателю стоимости тонно-километра они не имеют аналогов.

Благодаря усилиям ОАО "Татнефть", ее иностранным партнерам, а также проектировщикам и подрядчикам строительства, проект стоимостью 16,8 млрд. рублей удалось осуществить в довольно сжатые сроки - 2,5 года. Учитывая, что строить пришлось в условиях мирового финансово-экономического кризиса, успешная реализация подобных инвестиционных проектов является достойным показателем деятельности компании, и свидетельствует о высоком потенциале её развития. [11]

ТД "Кама" собираясь и дальше развивать собственную торгово-сбытовую сеть и в целях улучшения качества и оперативности обслуживания клиентов презентовала журналистам свою очередную новинку - мобильный шиномонтаж, который предназначен для работы с колесами коммерческой техники с посадочным диаметром от 17,5 до 22,5 сантиметров. Выполненный на шасси Ford Transit и оснащенный всем необходимым оборудованием мобильный комплекс позволит бригаде, состоящей всего из двух человек осуществлять оперативный шиномонтаж на любом автопредприятии, имеющем в своем автопарке автомобили с шинами ЦМК, а также в "полевых" условиях.

Завод шин ЦМК, уже в следующем году будет способен выпустить порядка 200 тысяч шин и в полном объеме удовлетворить потребности в высокотехнологичном продукте нового поколения и других крупных автопроизводителей - таких как ОАО "Sollers" и ОАО "УралАЗ". А на проектную мощность завод выйдет в четвертом квартале 2011 года, когда будет производить 1,2 млн. шин в год и доведет количество типоразмеров до 41.Продукция НЗШ ЦМК будет импортозамещающей. С выходом производства на проектную мощность завод ЦМК закроет порядка 70% потребности российского рынка. Ни для кого не секрет, что в последние несколько лет, практически вся современная грузовая и автобусная техника комплектовалась шинами ЦМК иностранных производителей - доля импорта составляла около 80%.[8, c. 52]

Переход российского автопрома на ЦМК обусловлен более высокими потребительскими свойствами этих шин по сравнению с другими. Повышенная износостойкость ЦМК шин, многократная ремонтопригодность и топливная экономичность благоприятно сказываются и на экологии, это особенно важно для нашей республики.

По оценке отраслевых экспертов, российский рынок грузовых ЦМК шин в настоящее время свободен, а его емкость к 2012 году вырастет до трех миллионов штук в год. Сейчас же основные производители грузовиков вынуждены покупать зарубежные ЦМК шины, вплоть до китайских.

С запуском данного производства Нефтекамскшина может стать одним из крупнейших их производителей на российском рынке, а также единственным конкурентом компании Сибур.

Перед Управляющей компанией и акционерным обществом Нефтекамскшина, с учетом устойчивого роста парка джипов и легковых грузовиков, стоит задача создания нового производства шин для указанной техники с новым уровнем качества. Все вышеупомянутые мероприятия и другие перспективные проекты должны найти отражение в новой Стратегии развития шинного комплекса ОАО «Татнефть», увязанной, прежде всего, с перспективами развития российского автопрома и дальнейшим укреплением позиций Нефтекамских шинников на рынке шин.

В целом же, для определения правильности маркетинговой политики является учет сложившихся структурных пропорций рынка шинной продукции. Так, в настоящее время сложились определенные пропорции развития международного шинного комплекса.

Если следовать им, то в среднем в мире на четыре новые шины три из них приходится для замены и только одна для комплектации. Если рассматривать эти пропорции для двух крупнейших сегментов мирового рынка, то получается, что на рынке легковых шин 65% принадлежит вторичному рынку, а 35 % - рынку комплектации. На мировом рынке же грузовых шин - на долю первоначальной комплектации приходится только 18%, а остальные 82% на рынок замены. [11]

Анализируя динамику реализации Нефтекамских автошин, можно отметить некоторое отклонение от сложившейся мировой структуры реализации шин в сторону уменьшения доли шин, направляемых на комплектацию. Так, если в сегменте легковых шин структура продаж шинного комплекса Татнефти в целом соответствует мировой структуре, то по сегменту грузовых шин она ниже в части комплектации на первичном рынке.

Учитывая это, шинному комплексу Татнефти необходимо пересмотреть свою маркетинговую политику, так как первичный рынок тянет за собой и вторичный. Уменьшая свое присутствие на рынке комплектации, мы в обозримой перспективе можем потерять и часть вторичного рынка. По прогнозу доля республиканских шин в комплектации КАМАЗА в 2007 году составит 75 %. Перспективы развития республиканской шинной промышленности напрямую должны быть увязаны с тенденциями развития российского автопрома. По России в целом доля автомобилестроения в 2006 - 2007 годах в общем объеме производства машиностроительного комплекса составила около 21%, по Республике Татарстан - 45%.

Согласно прогнозу текущего развития отечественного автомобилестроения, российский рынок грузовых автомобилей возрастет с 252 тысяч по итогам 2006 до 296 тысяч в 2012 году.

При этом необходимо подчеркнуть, что в настоящее время продукция Нефтекамскшины в основном ориентирована на отечественные автомобили, а для надежного позиционирования в среднесрочной перспективе следует резко активизировать работу по оснащению своими шинами продукцию зарубежных автопроизводителей. Анализируя тенденции, существующие на автомобильном рынке можно с полным основанием прогнозировать, что объем продаж шин существенно возрастет.

С учетом перспективы развития российского автопрома можно прогнозировать, что в Российской Федерации ежегодное потребление шин к 2012 году составит порядка 66 миллионов штук. Реализация этих планов значительно увеличит потребность в шинах. Шинный комплекс Татнефти в перспективе мог бы претендовать на сегмент российского рынка объемом до 21 миллиона штук в год, в том числе по легковым - до 15 миллионов и по грузовым до 6 миллионов штук шин.

Кроме изменений в количественном отношении, рынок шин потребует изменений качественных характеристик и потребительских свойств. По данным Всероссийского НИИ шинной промышленности по сравнению с предыдущими годами, наиболее приоритетными для российских потребителей шин стали тягово-сцепные свойства на разных дорожных покрытиях, силовая и геометрическая однородность, низкие потери на качение и материалоемкость шин.

Перспективы развития шинной отрасли должны включать в себя создание научно-технической и учебной базы, развитие в России отраслевой науки. Одному отдельно взятому предприятию решить эту задачу не под силу.

На фоне глобализации шинной индустрии становится все более очевидным, что и российская отрасль требует масштабных структурных перемен. Только крупные отечественные холдинги могут еще быть конкурентоспособными и активно раскручивать свои бренды. Осуществить все это невозможно без помощи государства на федеральном уровне (на региональном, как видим из примера с Татарстаном, делается немало).

Одновременно должен формироваться благоприятный инвестиционный климат в отрасли путем введения налоговых льгот, субсидирования процентных ставок банковских кредитов и других преференций. Меры поддержки будут стимулировать и приход западных инвестиций и технологий. [17]

Предприятиям шинной отрасли требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций.

А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий. [27]

Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства.

При инвестиционном сотрудничестве предприятия шинной отрасли должны осуществлять две, по сути, разные стратегические программы. Первая воплощает план сотрудничества с иностранным партнером и обязательно отражает его интересы. Вторая концентрирует меры для создания своего относительно независимого конкурентоспособного производства. Причем эти программы не являются взаимоотторгающими. Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности предприятий шинной отрасли невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия.

Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками. [39, c. 121]

Государственная поддержка оправданна тем, что в отрасли, формировавшейся многими десятилетиями, заняты десятки тысяч человек, а шинные предприятия являются градообразующими.

Кроме того, шинная промышленность, выпуская конечный продукт переработки углеводородного сырья, обеспечивает заказами смежные отрасли, дает заметную добавочную стоимость. Вопрос снабжения отечественного автомобилестроения, а также авиапрома собственными шинами является также моментом обеспечения экономической безопасности и обороноспособности государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.