реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ деятельности нефтехимических компаний на внешних рынках (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать российский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

- количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

- ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

- в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

- на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

- особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

- соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.

Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:

- внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;

- приоритет экономических мер регулирования;

- единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;

- равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;

- государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;

- обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

- единство таможенной территории.

Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.

Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами Президента и постановлениями Правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания. [25, c. 145]

Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта - экспорта готовой продукции. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей России с иностранными государствами. [26, c. 121]

В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства.

Регулирование внешнеэкономической деятельности обеспечивается использованием соответствующих инструментов и выбором эффективных методов воздействия. [29, c. 96]

Методы государственного регулирования делятся на:

- тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование.

Тарифное регулирование относится к экономическим методам регулирования, а нетарифное регулирование относится к административным методам. [42, c. 134]

Основным тарифным методом регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф (пошлина). Величина пошлины может быть определена двумя способами:

- в виде определенной стоимости за единицу объема товара (в евро);

- в виде процента от таможенной стоимости товара.

С целью регулирования внешнеэкономической деятельности используют нетарифные методы, такие как лицензирование, квотирование.

На экспорт и импорт отдельных видов товаров надо получить лицензию, причем за лицензию приходится платить.

При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу установлены таможенные платежи различных видов. [31, c. 76]

Ввозная и вывозная таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с законом РФ о таможенном тарифе. Величины пошлин определяют из ТН ВЭД СНГ - классификатор всех товаров, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Документ постоянно обновляется, так как на отдельные товары пошлину увеличивают, на другие уменьшают в зависимости от проводимой государством внешнеэкономической политики. Эти изменения принимаются соответствующим законодательным органом и заблаговременно доводятся до сведения участников внешнеэкономической деятельности. [26, c. 114]

Налог на добавленную стоимость - платежи платятся в соответствии с законом РФ о налоге на добавленную стоимость. Он платится при импорте товаров, при экспорте его нет. Этот налог не является таможенным платежом, он относится к налогам, которые поручены для сбора таможенному органу. Деньги зачисляются на счет регионального налогового органа. Акцизы начисляются в соответствии с законом РФ и взимается только при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Начисленные деньги не идут на счет таможенного органа. [32, c. 132]

Таможенные сборы взимаются, например, за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензии. Лицензию необходимо брать при организации склада, переработке вне таможенной территории и т.д. За выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата взимаются таможенные сборы за таможенное оформление - это платеж за то, что таможня рассматривает ваши документы. Платеж составляет 0,15% от стоимости товара. Этот сбор взимается, даже если товар не облагается акцизом, налогом на добавленную стоимость, таможенными сборами за хранение товаров, сборами за таможенное сопровождение товаров, оплатой за информирование и консультирование.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ. [26, c. 89]

Таможенные пошлины и иные сборы, и налоги не уплачиваются, если общая таможенная стоимость товаров ввозимых на таможенную территорию РФ в течение недели и в адрес одного получателя не превышает 5 000 рублей. Таможенные органы дают в бюджет от четверти до трети всех доходов. Таможенные платежи уплачиваются лицом, перемещающим товары. Любое заинтересованное лицо может заплатить таможенный платеж. Таможенные платежи уплачиваются до принятия декларации, либо одновременно. Оплата осуществляется на счета таможни. Сумму таможенных платежей вычисляем сами, либо таможенный брокер. В исключительных случаях может быть предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей, но не должна превышать двух месяцев. На время отсрочки начисляются проценты по ставке рефинансирования. Таможенные платежи могут уплачиваться как в рублевом эквиваленте, так и в иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты производится по курсу ЦБ РФ. Не уплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом в безусловном порядке с помощью судов, причем за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей взыскиваются пени. Сумма излишне уплаченных платежей подлежит возврату по требованию лица в течение 1 года. [42, c. 56]

Квота - конечная величина экспорта или импорта какого-либо товара, которую нельзя превышать. Рассмотрим действие этого метода на примере:

В целях защиты национальных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении вооружения, военной техники и товаров двойного назначения, а также с целью соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения действует система экспортного контроля.

Туда входит вооружение, военная техника, отдельные виды сырья, оборудования, технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть применены для создания оружия массового поражения и средств его доставки. Списки товаров, подлежащие экспортному контролю, публикуются не позднее, чем за 3 месяца до их вступления в силу. Эти списки постоянно меняются.

Товары двойного назначения - товары, которые могут быть использованы как в гражданской, так и в военной сфере.

Если вдруг какой-либо товар импортируется в очень больших количествах или на таких условиях, что это наносит существенный ущерб отечественным производителям или же возникает угроза такого ущерба, то правительство РФ, в соответствии с общепринятыми нормами международного права, может принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения различного ущерба или угрозы ущерба. Например, увеличение пошлин, запрет на ввоз товаров. [12, c. 83]

Запрету экспорта или импорта, исходя из национальных интересов, подвергают следующие виды товаров:

- товары, влияющие на общественную мораль и правопорядок,

- товары, влияющие на охрану жизни и здоровья людей,

- товары, которые не позволяют сохранять культурное наследие народов, населяющих РФ,

- товаров с целью предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов,

- товары, влияющие на национальную безопасность,

- товары, влияющие на финансовую безопасность,

- товары, ввоз или вывоз которых мешают выполнению международных обязательств. [31, c. 93]

Федеральные законы, содержащие перечень этих товаров, вступают в силу не ранее чем за 30 дней со дня их опубликования. Все ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям и стандартам, действующим на территории РФ, то есть все товары должны проходить сертификацию.

2 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО «Нефтекамскшина»

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «Нефтекамскшина»

Открытое акционерное общество «Нефтекамскшина» - крупнейшее предприятие в шинной отрасли России и СНГ. В рейтинге мировых шинных компаний «Нефтекамскшина» занимает 20-е место среди 98 компаний. ОАО «Нефтекамскшина» существует с 1971 года. Оно создавалось как базовое производство шин для гигантов отечественной автомобильной индустрии - «ВАЗа» и «КамАЗа», а также для удовлетворения потребностей вторичного. [13, c. 43]

ОАО «Нефтекамскшина» интегрировано в состав нефтехимического бизнес-направления ОАО «Татнефть» - управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим» и состоит из завода массовых шин, завода грузовых шин и Производства легковых радиальных шин.

В ассортименте «Нефтекамскшина» более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов - АвтоВАЗа, КамАЗа, ИжМаша, и других.

В компании выпускается каждая третья шина, производимая в России - более 12 миллионов штук в год. В июле 2007 года собрана 300-миллионная шина с начала пуска завода. [37, c. 87]

ОАО «Нефтекамскшина» осуществляет широкую внешнеэкономическую деятельность. Для данного предприятия характерна, прежде всего, такая форма, как экспортно-импортные операции. Около 20 процентов продукции Компании экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также Англию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, Кубу и другие страны.

Предприятие регулярно участвует в международных выставках производителей каучуков и шин: в Германии, Великобритании, России (Москва, ежегодно) и других странах. На этих выставках Нефтекамские шины с брендом «Кама» неизменно привлекают внимание и завоевывают призы. Награды, тем более международные, - очень важная составляющая имиджа фирмы.

ОАО «Нефтекамскшина» уже 7 лет работает в системе менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО 9001. Постоянно модернизируя действующее производство, Компания уделяет большое внимание строительству новых современных линий и производств. Организация производства высокоэффективных легковых радиальных шин и строительство нового подготовительного производства с внедрением новейших технологий ведущих мировых производителей шин говорят о том, что продукция с маркой «Кама» отвечает самым строгим требованиям потребителей.

Основное направление деятельности ОАО «Нефтекамскшина» - производство резиновых шин, покрышек и камер. ОАО «Нефтекамскшина» осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, г.Нефтекамск. ОАО «Нефтекамскшина» имеет свое представительство в городе Москва. [13, c.54]

Шинная отрасль - одна из динамично развивающихся отраслей нефтехимической промышленности. ОАО «Нефтекамскшина» является крупнейшим производителем шин в Российской Федерации. Стабильное обеспечение сырьем и своевременный сбыт готовой продукции позволили ОАО «Нефтекамскшина» сохранить лидирующие позиции в условиях жесткой конкуренции между шинными заводами России. Доля ОАО «Нефтекамскшина» в выпуске шин заводами РФ составила 32 %.

В 2007 году в ОАО «Нефтекамскшина» выпущено максимальное количество шин за всю историю предприятия - 12 414,9 тысяч штук, что на 208,7 тысяч штук больше, чем в 2006 году. Сверх плана выпущено 179,9 тыс. штук шин. Индекс промышленного производства за 2007 год составил 106,8% к 2006 году. Объем товарной продукции Компании по итогам 2007 года составил 6 223 млн. рублей, что на 16,5% выше уровня 2006 года.

Поставка шин на вторичный рынок (для автотранспорта, находящегося в эксплуатации) составляет 57,1% в совокупных продажах ОАО «Нефтекамскшина». Экспорт продукции составляет 20,9% от общего объема продаж. Продукция экспортируется более чем в 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. На рынке шин России и стран ближнего зарубежья ОАО «Нефтекамскшина» в основном конкурирует с другими российскими производителями шин - ОАО «Сибур-Русские шины» и ХК «Амтел-Фредештайн»; а также с украинскими компаниями ОАО «Днепрошина», ЗАО «Росава». [37, c. 33]

К факторам, обеспечивающим конкурентное преимущество ОАО «Нефтекамскшина», относятся:

- постоянное улучшение качественных характеристик шин, при сохранении конкурентоспособного уровня затрат;

- применение инновационных технологий производства, в том числе ноу-хау ведущих мировых фирм-производителей шин;

- обновление основного технологического оборудования, автоматизация производственного процесса с целью улучшения качества выпускаемой продукции;

- широкая номенклатура выпускаемой продукции и постоянное обновление ассортиментного ряда с учетом изменения предпочтений потребителей;

- поддержание связей с потребителями с целью удовлетворения требований по качественным характеристикам, организация сбыта продукции для комплектации легковых автомобилей, грузовой и специальной техники;

- наличие в холдинговой компании сервисных подразделений, занимающихся сбытом, транспортным и материальным обеспечением, машиностроением, научными исследованиями, что обеспечивает возможность контроля материнской компанией капитальных и операционных затрат. С июня 2000 года ОАО «Нефтекамскшина» работает в условиях стратегического партнерства с ОАО «Татнефть». По решению внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Нефтекамскшина» полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим».

1 июля 2002 года была создана управляющая компания «Татнефть-Нефтехим», координирующая весь процесс - от поставок сырья до реализации готовой продукции. Создание управляющей компании стало завершающим штрихом огромной работы, проведенной совместными усилиями нефтяников и шинников после того, как в 2000 году контрольный пакет акций ОАО «Нефтекамскшина» был передан ОАО «Татнефть». Объединение в этой структуре девяти нефтехимических производств стало завершающим этапом создания вертикально интегрированной структуры, стабилизирующей работу Нефтекамских шинников и позволяющей оперативно решать не только текущие производственные вопросы, но и, что еще важнее, ставить стратегические задачи. Конечным продуктом должны стать современные и эффективные шины «Кама», которые позволят не только удержать треть российского рынка, но и двинуться дальше - на зарубежные рынки.

В акционерном обществе не прекращается техническое перевооружение производства шин, что позволяет расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции с высокими потребительскими свойствами.

Признание ОАО "Нефтекамскшина" отечественными и зарубежными потребителями подтверждается российскими и международными наградами за качество продукции:

- Международный приз "За качество" в Мексике и во Франции;

- "Большое золотое клише" в Ницце (Франция), Тель-Авиве (Израиль) и Лос-Анжелесе (США);

- "За технологию и качество" в Германии;

- 2000 год - Золотая медаль Международного проекта "инвестиции-2000";

- 2001 год - Две золотые и одна бронзовая медаль на выставке "Шины, РТИ и каучуки" в Москве;

- Международный приз "За лучшую торговую марку" (Приз нового тысячелетия) во Франции.

- 2004 год - Золотая медаль, две серебряные и одна бронзовая медаль на Четвертом международный конкурс "Лучшая автомобильная шина на дорогах России - 2004".

- 2005 год - "ГРАН ПРИ" за вклад в развитие нефтехимической промышленности и внедрение новых технологий мирового уровня.

- 2005 год - Золотая медаль "Европейское качество".

С 1 января 2006 года производственная деятельность ОАО «Нефтекамскшина» переведена на давальческую схему работы. По решению Совета директоров ООО «Татнефть-Нефтехим» давальцем сырья определено ООО «Татнефть-Нефтехимснаб». [18, c. 50]

ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» обеспечивает предприятие сырьем в размере потребности, выполняет закупку основного технологического оборудования и комплектующих, с 2007 года является заказчиком разработки новых шин.

Функции разработки новых шин, освоения новых рецептур и новых материалов выполняет ООО «Научно-технический центр «Кама».

ООО «Торговый дом «Кама» выполняет функцию реализации продукции, а также изучение и расширение рынка сбыта, формирование ассортиментного ряда, определение политики продаж, определение потенциальных потребителей.

Стабильное снабжение сырьем, осуществляемое ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», и ритмичная отгрузка готовой продукции Торговым домом «Кама» создают условия для стабильной работы ОАО «Нефтекамскшина».[13, c. 96]

В 2007 году введено в эксплуатацию новое подготовительное производство, выпускающее резиновые смеси по технологии фирмы «Пирелли». В октябре 2007 года в ПЛРШ было установлено дополнительное оборудование - сборочный комплекс фирмы «Intereuropean». [33, c. 53]

ОАО «Нефтекамскшина» является основным поставщиком шин для крупнейших российских производителей автомобилей - ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Предприятие также комплектует шинами ОАО «НефАЗ», ОАО «Автозавод» «Урал», СП «ДжиЭм АвтоВАЗ», ООО «ТагАЗ». В условиях острой конкуренции на рынке шин РФ Компании совместно с ООО «Торговый Дом Кама» удалось в течение 2007 года расширить географию поставок шин на комплектацию: заключены контракты, в том числе с ООО «Ивеко-УралАЗ», АМО «ЗИЛ», ООО «ТагАЗ» и другими потребителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.