реферат бесплатно, курсовые работы
 

Национализм в России в конце 20 – начале 21 веков

опасность.

2.2 Влияние молодежных группировок на общественную жизнь

(правопорядок, общественная безопасность)

Влияние на общественную жизнь скинхедовских группировок достаточно

велико. Нарушение правопорядка, драки, стычки, погромы – основные занятия

молодежи, относящей себя к скин-движению. Эти действия создают атмосферу

страха и опасности в различных слоях российского общества. Чтобы понять

масштабность и важность проблемы, рассмотрим некоторые происшествия.

17 апреля 1998 года на улице Архангельска толпа в десять человек

напала на двух коммерсантов их Грузии. Одному из пострадавших было нанесено

17 ножевых ран. Банда бритоголовых парней 13 - 18 лет была арестована.

Оказалось, что все они члены подпольной организации «Скинхедз» и

объединились для того, чтобы «поддерживать чистоту нации». Девять

подростков были осуждены: троих приговорили к лишению свободы на срок от 4

до 7 лет, еще шестерым было назначено условное наказание.

5 мая 1998 года сотрудники московского МВД в Филевском парке

задержали молодого человека из числа бритоголовых, избившего одного их

охранников посольства США. Инцидент произошел недалеко от Дома культуры

имени Горбунова. Задержанный молодой человек заявил, что ему «не

понравилось поведение негра». Его арестовали, но довольно быстро «борец со

злом» оказался на свободе[30].

7 мая 1998 года в Москве группа бритоголовых примерно из 30 человек

спровоцировала инцидент в Лужниках. Во время драки на вещевом рынке был

убит 25-летний азербайджанец Нагиев. Его гибель вызвала стихийное шествие.

Полторы тысячи азербайджанцев двинулись по Комсомольскому проспекту,

перекрыв движение. Пять человек были задержаны милицией по подозрению в

совершении убийства.

Впервые посольства ЮАР, Судана и Нигерии направили официальные ноты

протеста в МИД России в связи с террором скинхедов весной 1998 года.

Основными жертвами бритоголовых являются, помимо кавказцев и евреев,

африканцы, индийцы, непальцы, китайцы. Именно тогда власти впервые и

обратили внимание на проблему юных скинхедов.

15 марта 2001 года в Москве на территории русско-армянской школы в

Черемушках группа неизвестных устроила погром. Около 30 человек,

вооруженных цепями, забросали фасад здания. Один ученик был ранен[31].

21 апреля 2001 года более сотни подростков спровоцировали драку на

московском муниципальном рынке «Ясенево». При этом были разбиты стекла в

торговых палатках, принадлежащих торговцам «кавказской национальности».

Серьезные преступления неонацистская молодежь обычно совершает в день

рождения Гитлера. Так, в 1998 году в Москве был забит до смерти студент из

Африки. В редакции многих газет накануне пришли факсы с обещаниями это

сделать. В конце августа 1999 года на Манежной площади произошла массовая

драка скинхедов с подростками, которые пришли на концерт рэп-музыки.

Шестнадцать подростков оказались в реанимации и еще пятьдесят получили

ранения средней тяжести. В 2000 году на Манежной площади скинхеды убили

юношу из Чечни. Похожее происходит и в Санкт-Петербурге: в день рождения

Гитлера скинхеды избитому азербайджанцу отрезали ухо.

Стоит отметить, что много среди скинхедов футбольных фанатов. Фанаты

– это особый агрессивный тип людей, которые легко поддаются на провокации.

Скины и футбольные фанаты ходят не столько на сами матчи, сколько на драки

и погромы после них, тем самым причиняя вред обычным болельщикам и неся

угрозу простым прохожим.

В Краснодаре проблема национализма стоит далеко не на последнем

месте, и движение скинхедов приобрело большой размах. В газете «Известия»

от 15 апреля 2002 года[32] отмечалось, что Краснодар постепенно

превращается в столицу великорусского национализма. Межэтнические конфликты

здесь обострены не меньше, чем в столице, а соседство с Кавказом и большой

приток иностранцев на Кубань способствует росту национальной напряженности.

Все это приводит к конфликтам и столкновениям.

В 2002 году группа скинхедов вечером 30 сентября высадилась на одной

из улиц поселка Яблоновский. Ворвавшись во дворы, они крушили все, что

попадалось под руки. Пострадало 7 домов, где живут цыганские семьи. Кроме

выбитых стекол и разгромленных машин, пострадало 12 яблоновцев цыганской

национальности. Милиция практически сразу задержала предводителя группы,

восемнадцатилетнего подростка. Ему было предъявлено обвинение по статье 213

УК РФ «Хулиганство». По предварительной версии конфликт возник из-за места

для торговли на вещевом рынке Краснодара, где работали все

пострадавшие[33].

Необходимо отметить, что на совести скинхедов еще и проявления

вандализма. 18.04.2002 года в Краснодаре на Славянском кладбище около

полусотни подростков ночью ворвались на городское кладбище и стали крушить

плиты на армянских могилах. В результате было осквернено около 20 могил. По

факту вандализма было возбуждено уголовное дело.

16 января 2004 года в Санкт-Петербурге на кладбище жертв 9 января и

на еврейском кладбище было разрушено примерно 50 могил, на многих могилах

нарисована свастика.

Гибель девятилетней таджикской девочки в Санкт-Петербурге вечером 9

февраля 2004 года снова привлекла внимание общественности к проблеме

агрессивного национализма. По подозрению в убийстве – опять скинхеды. Вал

расистского насилия, захлестывающий крупные города, страны, перевалил через

новый рубеж – жестокое убийство детей. Сами же расисты не замечают таких

рубежей. И то, что этот вал будет нарастать, не исключено, ведь насилие не

всегда встречает адекватную реакцию ни со стороны властей, ни со стороны

общества в целом[34].

Все эти события свидетельствуют: там, где голову поднимают

националисты, фашисты, расисты – растет социальная напряженность, а

безнаказанность подобных действий ведет лишь к их повторению.

Агрессивное поведение скинхедов породило (начало 21 века) новое

молодежное движение – скинхеды-антифашисты. Их внешний облик ничем не

отличается, но идеология отнюдь не расистская. Явным отличием являются

красные шнурки на ботинках. Антифашисты не пьют, не курят, пропагандируют

жизнь без наркотиков, презирают расизм и по возможности выступают против

скинхедов противоположной направленности. В Москве наиболее популярна

группа «Маршал» антифашистской направленности[35].

Подводя итог, стоит отметить, что данное движение продолжает в

некоторых регионах страны набирать силу, привлекая в свои ряды молодежь

своим «правым» делом: «борьбой с иностранцами, с лицами нерусской

национальности, за чистоту родного города и за рабочие места», - а главное,

безнаказанностью за свои действия. Власти видят в них угрозу, но, на мой

взгляд, не всегда принимают должные меры для противодействия этим явлениям,

объясняя это правами человека, свободой и демократией. К сожалению, только

арестами за хулиганство проблему не решить. В приведенных в данной главе

причинах появления скин-движения в России одной из самых важных является

низкий уровень жизни основной массы населения в России. Именно поэтому

проблема должна решаться на государственном уровне. Запретами на местах

дела не решить. Надо вместе с разоблачением этого явления повысить

жизненный уровень населения, культуру, социальную сферу. План президента и

правительства удвоить к 2010 году валовой внутренний продукт, курс на

решительную борьбу с бедностью и другие меры приведут, на мой взгляд, к

положительным результатам в борьбе с экстремизмом. И тогда движение пойдет

на спад, хотя его полное исчезновение вряд ли возможно в ближайшей

перспективе. Во многих развитых странах существует подобная субкультура,

движения, которые направлены против иной расы, нации, а так как даже при

высоком уровне жизни Россия остается многонациональной страной, движение

нацистов, думаю, будет существовать, хотя и не будет иметь такого размаха,

как сейчас.

В заключении стоит отметить, что бритоголовые называют себя, как уже

говорилось, солдатами Третьей Мировой войны, уже вступившими в войну. По

оценке многих экспертов, единственное, что сдерживает их от

широкомасштабных, активных действий – это собственные внутренние раздоры и

отсутствие единого центра и лидера. Поэтому всем нам необходимо серьезно

относиться к данной проблеме, не дать возможности движению перерасти в

более крупную организацию и претворить в жизнь свои зловещие планы.

ГЛАВА 3 Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века

– начале 21 века

3.1 Возрождение националистический взглядов после распада СССР

Распад СССР изменил расстановку политических сил в мире, перед

Россией и другими государствами появилась проблема их будущего, их

самоопределения в мировом сообществе.

В 90-е годы Россия переживала подъем националистических настроений.

Деятельность русских националистических группировок и организаций,

черносотенные издания начинают пользоваться поддержкой националистически

ориентированного общества. В качестве одного из факторов, влияющих на

происходящие в обществе процессы, выступает в сфере национальных отношений

определенная традиция националистического характера среды русских

настроений. В то же время антирусский национализм существовал в Прибалтике

и на Украине, в Грузии и Азербайджане, в республиках Средней Азии.

Источником националистических настроений было то, что в межнациональных

отношениях в СССР действовал не только фактор «дружбы народов», но и по

ряду причин возникали скрытые напряжения и негативное восприятие людей

другой национальности.

Распад СССР вместо того, чтобы смягчить межнациональные противоречия,

привел к их обострению и появлению новых проблем и противоречий практически

во всех государствах на территории бывшего СССР, так как республики стали

суверенными, и появилась возможность решить оставшиеся от прошлого проблемы

в общих интересах.

С разрушением Советского Союза 25 миллионов русских лишились Родины,

оказавшись в сопредельных с Россией, но уже других государствах. В

некоторых бывших республиках СССР их стали притеснять и вытеснять из

страны, они начали подвергаться дискриминации по национальному признаку.

Следует учесть, что власти недооценивали остроту национальных проблем в

СССР, а российские политики в своей борьбе за власть данный вопрос вообще

игнорировали. Таким образом, идея национального возрождения и сплочения

русского народа во имя «Великой России» становится главной идеей

националистических сил сегодня.

Идейно-психологический комплекс национализма, как свидетельствует

исторический опыт, проявил себя в политике либо в виде жестких и кровавых

фашистских диктатур, либо в форме авторитарных режимов[36]. В системе

межнациональных отношений эта политика ориентирована не на утверждение

равенства наций, а на доминирование, прежде всего, своей нации над другими

во всех сферах общественной жизни.

Русский национализм неоднороден. Имеются его более умеренные и более

откровенные крайние проявления. Последние не утруждают себя теоретическими

изысканиями, а берут готовое из идейного арсенала немецкого фашизма, лишь

несколько адаптируя его идеологию к современным российским условиям.

Всплеск настроений в поддержку национализма в России в период кризиса

90-х годов связан с распространением целей, которые русские националисты

поставили перед собой: выведение страны из кризиса, из экономического и

политического хаоса путем сплочения нации под знаменем национальных

ценностей и т.д.

Исследователь А.Верховский отмечает, что развитие национальных

настроений связано с географическим положением субъектов РФ. Он отмечает,

что в большинстве субъектов РФ, включая те, в которых традиционно развита

субкультура радикального национализма (например, Санкт-Петербург,

Новосибирская область), распространение крайних радикальных

националистических идей ограничивается маргинальными группировками.

Исключения составляют регионы, в которых в результате губернаторских

выборов к власти пришли политические деятели национально-патриотического

толка: Кондратенко Н. в Краснодарском крае, Михайлов Е. в Псковской

области[37].

Можно сказать, что гражданам, выбирающим себе националистов в

качестве руководителей, близки националистические взгляды. Отчасти это

связано со сложной ситуацией в соответствующих регионах. Оба региона

пограничные. Относительно богатый Краснодарский край граничит со

взрывоопасным и «этнически чуждым» Кавказом. Относительно бедная и

неблагоприятная Псковская область – с процветающими и тоже «этнически

чуждыми» Эстонией и Латвией, которые претендуют на земли, которые в России

принято считать исконными и в которых существуют реальные проблемы с

правами этнических русских. Таким образом, существуют некоторые объективные

предпосылки к росту национальных настроений среди населения в данных

регионах. Верховский также отмечает факт этнической дискриминации в

Краснодарском крае: администрация Кондратенко активно боролась с пропиской

лиц армянской национальности, мотивируя эти действия тем, что в результате

наплыва армян, например, в Сочи нарушается «демографический баланс».

В некоторых изданиях отмечается, что новый губернатор Краснодарского

края А.Ткачев, сменивший Кондратенко, также известный своей радикальной

риторикой и политикой по отношению к проживающим в крае этническим

меньшинствам, своей позицией способствует росту национализма в обществе. В

Интернете помещена информация, что в 2002году он дал интервью газете

«Московские новости», в котором заявил: «Армян в нашем крае уже больше

миллиона, а еще турки-месхетинцы, курды, цыгане, таджики, грузины. Ими

власти займутся в ближайшее время. Мы увеличим штраф за отсутствие

регистрации до 6 тысяч рублей и будем смотреть на окончания фамилий.

Фамилии, оканчивающиеся на «ян», «дзе», «швили», «оглы», незаконны так же,

как и их носители». Но эти заявления не имели далеко идущих последствий, а

количество иностранных граждан в Краснодарском крае продолжает расти.

Работа по наведению порядка в крае ведется в рамках закона. 30 марта 2004

года в программе «Основной инстинкт» Ткачев заявил, что он выступает против

агрессивного проявления национализма и дискриминации, и в то же время

считает, что улучшать уровень жизни следует в первую очередь русскому

населению.

3.2 Партии националистической направленности. РНЕ: история, основные

программные положения, методы работы

Кризисная ситуация, возникшая в начале 90-х годов в политической

жизни России, способствовала возникновению различных организаций

националистического толка.

В общей массе этих организаций необходимо отметить возродившуюся

«Черную сотню»[38]. Это была православная организация, главными задачами

которой являлось «оцерковление» русского народа и установление в России

Русской власти.

Организация «Черная сотня» сформировалась летом 1992 года, ее лидером

стал Штильмарк Александр Робертович, во главе «Черной сотни» стоял Совет.

Организация находилась в плохих отношениях с РНЕ; с мая по декабрь 1993

года «Черная сотня» состояла в унии с Русским национальным союзом. С 1992

года издается газета- бюллетень «Черная сотня», содержание которой

сводилось к антисемитским статьям и историческим экскурсам.

Необходимо обратить внимание на цели данной организации. Она

выступала за братские отношения народов России, за воссоздание Единой,

Великой и Неделимой Российской Империи. Территории, находящиеся ныне вне

границ РФ, но входившие в Российскую империю до 1917 года, добровольно

могут входить в состав России. «Черная сотня» отвергала практику

национально-территориального деления государства, а также принципы

отделения церкви от государства. Стоит отметить, что данная организация

осудила войну в Чечне, а 16 января 1995 года провела митинг по поводу

военных действий в Чечне.

Вот основные пункты программы «Черной сотни»:

- православная церковь – основа духовного здоровья народа;

- воссоздание единой и неделимой России;

- предприятия тяжелой промышленности, оборонных отраслей, а также

транспорт и банки переходят в собственность государства;

- поддержка отечественных предпринимателей;

- введение церковной цензуры, следящей за недопущением пропаганды

насилия;

- земля передается в собственность тем, кто ее обрабатывает, без

права продажи, но с правом наследования;

- запрещение деятельности сект и иностранных проповедников на

территории России;

- введение более строгих наказаний за тяжкие уголовные преступления;

- введение смертной казни за незаконную продажу наркотиков и оружия;

- поощрение рождаемости коренных народов России, особенно русского

народа;

- внешний долг России равен нулю[39].

Большого отклика в обществе эта организация не имела. Ее идеи о

возврате к Империи и к власти государя и Земского собора не смогли привлечь

на свою сторону общество. Для России это пройденный этап и возврат к нему

невозможен.

Немаловажное значение в политической борьбе имеет Национально-

Большевистская партия (НБП), декларация о создании которой была подписана 1

мая 1993 года лидером организации Э.Лимоновым. Сайты региональных отделений

НБП существуют в Львове, Красноярске, Самаре, Ростове, Оренбурге,

Новосибирске, Иркутске, Уфе и других городах. Основные издания партии:

«Народный наблюдатель» в Нижнем Новгороде, «На краю» в Смоленске,

«Баррикада», «Страж» в Красноярске, «Смерч» в Петербурге, «Атакующий курс»

в Харькове.

Идеология национал-большевизма основана на ясном принципе: русская

революция, точнее, две революции в одной; национальная революция и

социальная революция.

1.Национальная революция имеет целью установить власть русских в

России, - превратить ее из колонизированной Западом, но равно Востоком и

Югом страны в гордое независимое Русское государство. То есть осуществить

национальную справедливость. Большинство (87 процентов) – русские – станут,

наконец, хозяевами в своей стране. (Механически отрезанная от «республик»

Россия сегодня по сути своей остается ампутированным государством СССР, но

не Русским государством).

2.Социальная революция имеет целью установить в стране справедливость

имущественную, экономическую. Она будет проведена в интересах большинства

граждан и будет направлена против класса собственников – подавляющего

меньшинства, захватившего в последние годы все богатства России. Неизбежно

пришествие через революцию нового общественного строя: Русского порядка,

где социальная справедливость внутри нации будет законом[40].

Таким образом, цели национал-большевистской партии – Русская

национальная революция и построение справедливого русского общества –

русского порядка.

Вот основные положения программы национал-большевиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.