реферат бесплатно, курсовые работы
 

Национализм в России в конце 20 – начале 21 веков

Национализм в России в конце 20 – начале 21 веков

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра новейшей отечественной истории и социологии

Допустить дипломанта к

защите в ГАК

______________________________2004г.

Научный руководитель –

канд. ист. наук,

проф.

В.И.Черный___________________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НАЦИОНАЛИЗМ В РОССИИ В КОНЦЕ 20 – НАЧАЛЕ 21 ВЕКОВ

Работу выполнила Соболевская Марианна Валерьевна

Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Специальность «История»

Нормоконтролер_____________________________________

КРАСНОДАР 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

1 История возникновения национализма

1.1 Понятие национализма и его истоки. Виды национализма и причины

его

возникновения...............................................................

..............8

1.2 Национализм и нацизм…………………………………………...15

1.3 Свастичные символы. Их связь с национализмом……………..19

2 Националистические тенденции в общественной жизни России в конце 20

– начале 21 веков

2.1 Скинхеды – субкультура националистического толка. История

движения, особенности организации……………………………………….27

2.2 Влияние молодежных группировок на общественную жизнь

(правопорядок, общественная безопасность)………………………………36

3 Национализм в политической жизни России в 90-х годах 20 века –

начале 21 века.

3.1 Возрождение националистических взглядов после распада

СССР…………………………………………………………………………...41

3.2 Партии националистической направленности. РНЕ: история, основные

программные положения, методы работы………………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..65

ВВЕДЕНИЕ

Кто и как бы ни оценивал национализм с точки зрения морали,

большинство все же признает его огромную историческую роль в становлении

многих наций и государств. Многие исследователи указывают на тот кажущийся

им очевидный факт, что только на протяжении последних полутора – двух

столетий благодаря национализму была консолидирована Франция, объединены

Италия, Германия, восстановлена политическая независимость Польши,

Финляндии, Чехословакии, Греции, завоевана независимость многими народами

Азии, Африки и Латинской Америки, сюда можно отнести и бывшие советские

республики. Считается, что именно национализм подорвал и стер с карты Земли

такие великие мировые империи, как Османская, Австро-Венгерская,

Российская, Британская. Необходимо отметить, что многие великие успехи в

науке и технике, литературе и искусстве были в значительной мере

обусловлены национализмом. Даже великие религиозные учения – христианство,

мусульманство, буддизм – хотя и были интернациональными, на деле, как

считают немало исследователей, служили, прежде всего, если не прямо

националистическим, то по меньшей мере национальным целям.

Национализм был мощным оружием жесткого режима Италии и Германии,

Испании и Португалии. Национализм в переплетении с фашизмом и расизмом

нанес сильнейший удар по многим народам мира.

Задачу притягательности национализма пытались решить многие умы.

Проблеме национализма, поискам его корней и истоков, раскрытию природы и

сущности этого явления посвящены сотни книг, и, тем не менее, нельзя

утверждать, что эта загадка раскрыта.

В конце 90-х годов 20 века – начале 21 века национализм стал наиболее

ярко выражен в политической и социальной жизни России. Актуальность этих

проблем неоспорима, так как в настоящее время взрыв национальной

нетерпимости приобрел новую силу и нашел отражение в националистических

партиях, таких как РНЕ, НБП, НДПР и других, и в агрессивных молодежных

группировках скинхедов.

Цель данной работы – рассмотреть проявления националистического

характера в политической и общественной жизни России в 90-х годах 20 –

начале 21 веков.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть основные виды национализма, представленные в работах

отечественных и зарубежных исследователей

2. Определить причины возникновения острых националистических проблем

на территории России в конце 90-х годов 20 – начале 21 веков

3. Проанализировать идеологию, убеждения и основные цели молодежных

неонацистских организаций – скинхедов

4. Оценить влияние субкультуры на современную молодежь и общественный

порядок

5. Сформулировать основные принципы и черты политических программ

националистических партий России 90-х годов 20 – начала 21 веков (НБП, РНЕ

и других).

Для успешного решения вышеуказанных задач определим объект

исследования: национализм и его проявления в общественной и политической

жизни страны в 90-е годы 20 века – начале 21 века.

Практическая ценность работы состоит в том, что результаты

исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проявлений

националистического характера в российском обществе.

Научная новизна данной работы заключается в том, что рассмотрение

современных позиций национализма в жизни общества, а именно в агрессивной

молодежной среде, проводится впервые в рамках студенческого дипломного

исследования.

Предметом исследования данной темы является проникновение

националистических аспектов и их влияние на общественную жизнь России.

В настоящее время написано огромное количество работ, центральное

место в которых занимает национализм. В них оценивается его роль и место в

истории, его виды и проявления на различных этапах исторического развития.

Следует выделить такие работы, как «Нация. Национализм. Национальные

интересы» Э.А.Позднякова; «Русский национализм, его сущность, история и

задачи» В.И.Строганова; «Национальное самосознание и

интернационалистическое поведение» К.Н.Хабибуллина; «Нации и национализм»

Э.Геллнера[1]. В перечисленных работах поднимается проблема трактовки

национализма, его сущности. Необходимо отметить, что понимание данного

явления в зарубежной литературе отличается от отечественных взглядов.

Зарубежные исследователи, как отмечает Э.А.Поздняков, склонны выделять

большое количество плюсов в национализме, рассматривать его как

патриотическое национальное чувство. Советские же исследователи, например,

Н.З.Ярощук («Почему национализм обречен»); А.В.Лихолат («Национализм – враг

трудящихся: анализ исторического опыта борьбы против национализма»)

склоняются к критике национализма, уравнивая его с расизмом и фашизмом[2].

Современные российские исследователи, к примеру, А.Верховский,[3] приходят

к выводу, что национализм подразделяется на различные виды и проявляется по-

разному, в зависимости от того, какую политику проводит государство.

Культурные изменения в обществе, появление новых субкультур всегда

интересовали историческую науку. Ведь возникновение исторических течений

всегда напрямую связано с внутренним состоянием страны, с ее экономикой,

социальной структурой. К сожалению, деятельность неонацистов – скинхедов в

России в 90-е годы 20 века не достаточно изучена на настоящий момент,

поэтому главными источниками при изучении данного вопроса являются

периодическая печать – газеты, журналы, а также Интернет – сайты (например,

«Независимая газета», «Новое время», «Патриот», «Эксперт», сайты

http://izvestia.ru/politik/; http://ntvru/com/russia и другие). В первую

очередь стоит отметить журнал «Новое время» и статью П.Казначеева

«Бильярдные шары»[4], посвященную скин – движению. Казначеев критически

подходит к проблеме национализма в России, считая бритоголовых следствием

националистической политики. Секрет распространения нацистской идеологии в

форме движения бритоголовых он видит в спонтанности, доступности движения и

его безнаказанности. Другим источником является журнал «Литературная

Россия» со статьей С.Беликова «Бритоголовая культура»[5]. Беликов поднимает

в своей статье проблемы возникновения и взаимоотношений скинхедов,

классифицирует их. Подобную информацию содержат следующие Интернет - сайты:

http//www Kolokol.ru; http//districts/Pravda/ru; http//www

izvestia/politic/ и другие. Интернет дает возможность постоянно следить за

деятельностью молодежных неонацистских организаций. Такие сайты, как,

например, http://www.Kolokol ru/pogroms, содержат информацию о погромах и

агрессивных действиях бритоголовых, а также дискуссии по данным проблемам.

Важными источниками при написании данной работы послужили официальные сайты

политических партий – РНЕ, НБП, Черная сотня, НДПР, содержащие программные

документы партий и освещающие основные направления в политической

деятельности. Вот некоторые из них: http://www.rnebarkashov.ru;

http://wwwsotnia.ru;http://nbpekb.font.ru; http://wwwstrana.ru/politiсa и

другие. На данных сайтах существует как агитационная информация, так и

критика деятельности партий. Недостаток Интернет – источников заключается в

том, что информация не всегда долговечна и, к сожалению, не всегда

достоверна, как и некоторые газетные статьи, и многие сайты за

непопулярность или по другим причинам закрывают.

ГЛАВА 1 История возникновения национализма

1.1 Понятие национализма и его истоки. Виды национализма и причины

его возникновения

Охватить определения национализма невозможно, да и не нужно, так как

по существу они повторяют друг друга. Но можно выделить две группы,

различающиеся по своему подходу:

1-ая делает упор на чувственно-эмоциональную сторону национализма, ее

представляют главным образом западные исследователи.

2-ая рассматривает национализм как идеологию и политику

соответствующих классов, и, прежде всего буржуазии, это преимущественно

представители марксистской школы.

Рассмотрим первую группу. В работах американских ученых середины 20

века (таких, как Г.Кон, Ф.Нортон, В.Эбенштейн и др.)[6] восхваляется дух

свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому

или американскому национализму. В ряде зарубежных теорий национализм служит

основой для анализа исторического процесса. В них он выдвигается на первый

план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе,

взаимоотношениям и борьбе между нациями.

Американский профессор Б.Шейфер определяет национализм («групповую

лояльность»), выдвигая несколько положений, которые описывают базовые

атрибуты национализма. Положения включают следующее:

1.Определенная территория, населенная каким-либо народом или желаемая

им.

2.Народ, называемый нацией, имеющий общую культуру и способный к

свободному общению внутри себя.

3.Любовь к общей земле, языку и исторической культуре.

4.Общее независимое государство или стремление иметь таковое.

5.Разделяемая всеми вера в общее происхождение и историю.

6.Предпочтительное и более уважительное отношение к

соотечественникам, нежели к инородцам.

7.Присущее всем чувство гордости за прошлые и настоящие достижения,

равно как разделяемая всеми скорбь по бедам и несчастьям.

8.Безразличие или враждебное чувство к другим народам.

9.Преданность ассоциации, называемой нацией.

10.Разделяемая всеми надежда на будущее процветание нации и ее

членов.[7]

Хейс, «отец» американских академических исследований национализма,

рассматривал последний как «современный эмоциональный сплав двух очень

старых явлений – национальной принадлежности и патриотизма».[8] Ганс Кон

определял национализм как «состояние ума», «акт сознания преобладающего

большинства какого-либо народа», признающего «национальное государство в

качестве идеальной формы организации народа». Для Кона национализм включает

в себя веру в то, что человек должен проявлять «высшую преданность» своему

народу[9]. Современный российский исследователь Виктор Строганов[10] также

разделяет понимание национализма как патриотическое чувство. Он отмечает,

что именно такой национализм пронизывает всю историю российского

государства.

Рассмотрев определения национализма некоторых американских

исследователей, можно сделать вывод, что для них национализм – это чувство,

национальное чувство. Стоит отметить, что это чувство неотделимо от

культуры предков и любви к родине; можно сказать, что это чувство -

патриотизм. И если национализм тождественен патриотизму и национальному

чувству, то он присущ всем временам и народам, и бороться с ним или

осуждать его было бы равносильно борьбе с другими свойственными человеку

чувствами. Но нельзя не сказать, что национализм – это социальное явление и

непостоянное, его порождает народ в какие-то периоды своего развития, он

связан с какими-то событиями, поворотами в его социальной жизни. Именно

поэтому национализм хоть и связан с социальным чувством того или иного

народа, он не тождественен ему.[11]

Рассмотрим второй подход к определению национализма. Марксистские

взгляды на проблему национализма (как и на другие социальные проблемы)

связаны с классовой борьбой, составляющей для марксистов главную движущую

силу общественного развития. Рассмотрим некоторые определения.

Национализм:

1.Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика,

направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих

национальных интересов, национальной исключительности и практически

служащая интересам эксплуататорских классов[12].

2.В порабощенных и зависимых странах – движение, направленное на

борьбу против империализма, за национальную независимость[13].

Таким образом, национализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и

политика, а также психология в национальном вопросе, противоположная

пролетарскому интернационализму. Основа национализма – идея национального

превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей

внеисторической и надклассовой формы общности. В условиях развитого

капитализма – идейное знание буржуазии в борьбе против феодализма и

национального гнета, в эпоху империализма – орудие империалистической и

колониальной политики, сближается с расизмом, приобретает

антикоммунистическую направленность. Такое определение национализму дают

марксисты.

Здесь национализм рассматривается как идеология и политика класса

буржуазии в сфере национальных отношений. Отличительная черта этой группы

определений от предыдущей заключается в том, что в последней национализму

приписывается идея национального превосходства и национальной

исключительности, что сводит национализм к одной, крайней форме его

выражения типа фашистской идеи нацизма. Стоит отметить, что большинство

исторических форм нацизма в прошлом и настоящем не всегда были связаны с

идеей превосходства. Последняя больше связана с расизмом. Именно расизм –

это совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения

о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о

решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об

исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы

являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а

вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены

на эксплуатацию. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж.А.Габино

объявил арийцев «высшей расой»[14].

Рассмотрев и проанализировав два подхода к национализму, можно

вывести одно общее определение: национализм – это идеология и политика

государств, партий, иных союзов, организаций и групп, которые в качестве

главного средства для достижения своих целей используют как национальные,

так и патриотические чувства. Необходимо отметить и цели национализма как

идеологии или политики. Они могут быть самыми разными:

- борьба против реального или предполагаемого национального угнетения

со стороны других народов;

- консолидация народа с целью оформления его в самостоятельное

государство;

- мобилизация общества против реальной или предполагаемой внешней

угрозы (военной, экономической, политической и т.д.)

Всякая идеология требует наличия противника, и национализм без

такового не может существовать, такой противник составляет питательную

почву национализма.

Как политика национализм, опираясь на соответствующую идеологию,

стремится решить цели конституирования и политического самоутверждения

народа, защитить национальные (государственные) интересы. Где бы

национализм ни проявлял себя, он всегда делает это в форме, соответствующей

идеологии и политике.

Многие исследователи утверждают, что национализм есть идеология и

политика, активно использующие в своих целях национальные чувства и эмоции.

Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим классификацию Снайдера и Хейса.

Снайдер различает четыре типа национализма:

1.Интегрирующий национализм (1845 – 1871). В этот период, по

Скайдеру, национализм представлял собой объединяющую силу, которая

способствовала консолидации феодально-раздробленных народов (Италия,

Германия).

2.Разъединяющий национализм (1871 – 1890). Успехи национализма в деле

объединения Италии и Германии стимулировали борьбу за национальную

независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и другие

империи, что привело к их распаду.

3.Агрессивный национализм (1900 – 1945). Первая половина 20 века

стала свидетелем острого конфликта противоположных национальных интересов,

вылившегося в две мировые войны. В этот период национализм становиться

идентичным империализму.

4.Современный национализм (1945 – н.в.). Новый национализм заявил о

себе главным образом путем антиколониальных революций. Этот период отмечен

распространением национализма в глобальном масштабе.

Хейс выделяет следующие типы национализма:

1.Якобинский.

2.Традиционный.

3.Либеральный.

4.Интегральный.

5.Экономический.[15]

Обе классификации ничего не объясняют и только служат подтверждением

тому, что национализм есть политика и идеология, использующие национальные

чувства для достижения своих целей. Э.А.Поздняков предлагает более

расширенную классификацию и выделяет следующие виды:

1.Национализм этнический – это национализм угнетенного или

порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это

национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.