реферат бесплатно, курсовые работы
 

Управление банком в рыночных условиях

Концепция развития банковской системы Кыргызской Республики должна быть четко определенной, количественно измеряемой, приемлемой с учетом уровня развития экономики и потенциальных возможностей дальнейшего экономического роста, реальной, но вместе с тем достаточно амбициозной, а также определенной во времени. Исходя из таких предпосылок определена цель развития банковской системы - увеличение финансового проникновения в экономику Кыргызской Республики. Таким образом сформулированная цель позволяет сфокусировать все усилия на развитии, и поможет убедиться, что предпринимаются нужные шаги, что, в свою очередь, будет вызывать дополнительную инициативу для достижения поставленной цели.

Количественно цель развития банковской системы можно определить следующим образом: приближение к концу 2002г. к уровню финансового проникновения равного 0,25 (данный показатель на декабрь 1998г. составил 0,15). Это достаточно амбициозная целью, однако, учитывая, что Кыргызская Республика настойчиво и последовательно проводит политику реформ, поставленная цель может быть достигнута.

Финансовое проникновение обычно измеряется агрегированными показателями. Общепринятым является использование отношения широких денег к ВВП и отношения объема депозитов к объему денег вне банков. Чем выше эти коэффициенты, тем выше считается степень финансового проникновения. В целевом показателе предлагается использовать показатель отношения широких денег к ВВП.

Отношение широких денег к ВВП - это величина, обратная оборачиваемости, также используемая в макроэкономическом анализе для финансового программирования. Высокий коэффициент отношения широких денег к ВВП показывает высокое доверие к банковской системе и к национальной валюте. Если доверие к национальной валюте высоко и банковская система развита и стабильна, то приток вкладов в банковскую систему не сокращается. В то же время, если банковская система способствует росту благосостояния вкладчиков и, таким образом, развитию экономики в целом, обеспечивая хорошее обслуживание, то это отношение должно быть высоким. Это же относится и к показателю отношения депозитов к объему денег вне банков. Высокий уровень данного коэффициента является индикатором доверия к банковской системе и того, что банковская система вносит свой вклад в рост благосостояния.

Два упомянутых коэффициента являются не единственными, и можно использовать отношение депозитов, кредитов, общего объема активов к ВВП и многие другие коэффициенты. Но общепринято, что указанные выше коэффициенты являются хорошими индикаторами финансового проникновения.

Высокий уровень финансового проникновения означает, что финансовый сектор может предоставить большое количество услуг другим секторам экономики. Финансовое проникновение также является индикатором того, что финансовый сектор генерирует благосостояние экономики. Однако, и высокий уровень дохода сам по себе имеет тенденцию создавать финансовое проникновение, так как развитые экономики нуждаются в более развитом финансовом секторе.

Расширение финансового проникновения должно сопровождаться увеличением сбережений. В этом плане крайне важным для банковского бизнеса является вопрос доверия вкладчиков, которое основывается на уверенности в сохранности вкладов, выгодности вложений в банковскую систему, надежности и стабильности банковского сектора. Поэтому в перспективе актуальными задачами развития системы коммерческих банков республики являются:

Создание системы страхования депозитов, что является типичным примером защиты интересов вкладчиков банка и поддержания стабильности банковской системы. Теория и практика страхования депозитов во многих странах подтверждает тезис о том, что использование такого специального механизма способствует сохранению стабильности коммерческих банков, снижает риск резкого ухудшения финансового положения отдельных банков в результате панических настроений вкладчиков, что, как показывает и наш опыт, может дестабилизировать общую ситуацию в банковской системе

Усиление банковского надзора. Меры, предпринимаемые в этом направлении, создают дополнительную уверенность в том, что деятельность коммерческих банков, куда вложены сбережения, находится под контролем с позиции недопущения необоснованных рисков в банковских операциях, которые могут в конечном итоге привести к потере платежеспособности банка, возникновению системного риска в банковском секторе в целом.

Системным риском в общем понимании признается такой риск, когда банкротство (ликвидация) одного или нескольких банков с достаточной степенью вероятности привести к банкротству других банков и/или предприятий эффект "домино"), а также, если возможен массовый отток вкладчиков из всех банков в результате утери доверия населения, что приведет к кризису ликвидности и коллапсу платежной системы и, как следствие, - тот же эффект "домино".

Основными факторами, которые могут вызвать дестабилизацию финансовой системы, являются:

- Увлечение банком высокорискованными операциями и инвестициями;

- Падение уровня капитализации;

- Расширение системного риска посредством банковских транзакций.

Повышение эффективности деятельности коммерческих банков.

Эта задача включает ряд вопросов, связанных с совершенствованием управленческих, технических и профессиональных навыков. Рост профессионализма управленческого аппарата и персонала в банках позволит глубже анализировать ситуацию в экономике, проводить взвешенную политику по всем направлениям банковской деятельности, эффективно работать с клиентами банка, постоянно совершенствовать организационную структуру. Повышение эффективности требует от коммерческих банков дальнейшего расширения и развития своего бизнеса, постоянного анализа потребностей клиентов и разработки новых видов финансовых услуг и продуктов, таким образом содействуя привлечению потенциальных клиентов.

Коммерческие банки должны постоянно уделять внимание вопросам повышения финансовых результатов своей деятельности, расширению расчетно-кассового обслуживания, повышению качества услуг при одновременном снижении затрат, расширения контактов с международным финансовым рынком.

С другой стороны, не менее значимыми являются задачи повышения доверия коммерческих банков к своим клиентам-заемщикам. Это предполагает, с одной стороны, необходимость принятия мер, способствующих решению проблем, возникающих у коммерческих банков при финансировании реального сектора, а, с другой, требует существенного укрепления банковской системы для того, чтобы она была в состоянии обслуживать крупные торговые, производственные, инвестиционные проекты, реализация которых будет способствовать дальнейшему экономическому росту.

В рамках данного направления круг вопросов, требующих своего решения, включает совершенствование сложившейся залоговой практики, внесение необходимых изменений и дополнений в правовую базу. Одним из вопросов, требующих своего решения, является совершенствование налогового законодательства, нормативных и инструктивных документов, часть из которых устарела и не во всем соответствует специфике банковского бизнеса и международных стандартов бухгалтерского учета. Что касается кредитования реального сектора, включая крупные проекты, то здесь совершенно очевидно, что для этого в первую очередь необходимо повышение капитализации коммерческих банков. Важным моментом в достижении взаимной интеграции финансового и реального сектора является развитие на рынке структур, помогающих коммерческим банкам по возможности адекватно оценить риски кредитования предприятий реального сектора. К их числу относятся кредитное бюро, уже созданное при Национальном Банке и которое аккумулирует информацию о финансовом состоянии заемщиков и сведения из их кредитной истории, рейтинговые компании, консалтинговые группы, специализирующиеся на реальном секторе и содействующие банкам в поиске потенциальных клиентов.

Одним из методов стимулирования банковской активности в реальном секторе в перспективе может стать внедрение в практику механизма рефинансирования коммерческих банков, что требует разработки системы мер по формированию рынка краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств предприятий, технологии учета и переучета таких обязательств.

В перспективе важно развивать уже существующую инфраструктуру, что включает:

- совершенствование платежной системы;

- расширение банковских услуг в сельской местности;

- развитие системы ипотечного кредитования.

В конечном итоге банковская система республики должна отвечать следующим требованиям:

Банковская система должна эффективно выполнять функцию финансового посредничества. Структурные и институциональные изменения должны повлиять на трансформацию изменений финансового сектора в реальный сектор. В этом плане лучшей поддержкой реальному сектору должна стать поддержка банковской системы, ее укрепление и совершенствование, что в конечном итоге должно привести к увеличению объемов и качества финансовых услуг, представляемых реальному сектору.

Банковская система должна иметь достаточный запас прочности, чтобы и в нестабильных экономических условиях продолжать кредитовать экономику и обеспечивать нормальное прохождение платежей, т.е. нейтрализовать негативные тенденции, которые не носят системного или кризисного характера.

Банковская система должна быть не только устойчивой к внешним изменениям, но и сама по себе должна быть стабильной в той степени, чтобы не накапливать внутренний кризисный потенциал, который при внешних шоках может разрушить банковскую систему.

Связь между мерами по достижению цели и самой целью- это скорее вопрос наличия стратегии, нежели количественная связь. Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что внедрение мер будет гарантировать достижение цели. Основную роль будет играть общее развитие экономики и следование каждым банком собственной стратегии развития, увязанной с целью данной концепции. Поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг развития и, если необходимо, делать корректировки в цели, стратегии и мерах.

Основные направления стратегического развития банковского сектора состоит в совершенствование платежной системы .

Платежная система Кыргызской Республики включает в себя: клиринговую и гроссовую системы и обеспечивает проведение межбанковских безналичных расчетов, а также расчетов по результатам заключенных сделок на межбанковских финансовых рынках. Клиринговая система занимает значительное место в платежной системе республики и обеспечивает проведение 98 % всех межбанковских платежей, в том числе и платежей на крупные суммы. Гроссовая система используется коммерческими банками для проведения срочных межбанковских платежей и для обеспечения расчета по сделкам, заключенным на межбанковских финансовых рынках.

Торговая система по операциям с ценными бумагами осуществляет урегулирование по инструкциям о переводах ценных бумаг на валовой основе - окончательная передача ценных бумаг от продавца покупателю (поставка) происходит на протяжении цикла обработки - однако урегулирование по инструкциям о передаче средств на чистой основе - окончательная передача средств от покупателя продавцу (платеж), происходит в конце цикла обработки.

Эффективность платежной системы во многом зависит от скорости прохождения платежей. Использование бумажных платежных документов требует наиболее трудоемкой ручной обработки, а способы доставки платежных документов вызывают задержки во взаиморасчетах и, следовательно, повышают риск платежной системы.

Количество платежей по клирингу

за 1996 - 2000годы

Электронная система платежей, используемая в качестве основы составных компонентов платежной системы - клиринговой, гроссовой систем платежей, а также при проведении расчетов по заключенным сделкам на финансовых рынках, позволит значительно сократить сроки проведения расчетов и тем самым повысит эффективность работы электронных торговых систем.

Для перехода к системе электронных платежей совместно с коммерческими банками будут решены технические вопросы, вопросы безопасности электронных платежей, а также разработана нормативная база электронных платежей.

С точки зрения технической оснащенности надо создавать надежную систему телекоммуникационной связи, охватывающая всех участников системы электронных платежей, и разработать аппаратно-программное обеспечение, отвечающее международным стандартам. Для передачи электронных платежных документов будет использоваться система криптографической защиты, другие меры безопасности, в отношении которых должны соблюдаться установленные минимальные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности электронных платежных документов.

В целях обеспечения надежного и безопасного функционирования платежной системы на основе системы электронных платежей будут установлены:

- форматы электронных платежных документов и процедуры проведения расчетов по ним;

- процедуры создания электронных цифровых подписей;

- процедуры удостоверения подлинности электронных платежных документов для снижения риска фальсификации электронных платежных документов, а также отказа от получения электронных платежных документов;

- минимальные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности электронных платежей для снижения риска несанкционированного доступа к системе электронных платежей и поддержания системы электронных платежей в работоспособном состоянии.

Для установления юридического статуса электронных платежей необходимо разработать и принять:

- Закон, обеспечивающий законодательное закрепление обращаемости электронных платежных инструментов на территории Кыргызской Республики;

- нормативные акты по вопросам проведения электронных платежей обязательные для участников систем электронных платежей и обеспечение конфиденциальности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- двусторонние/многосторонние соглашения (договоры) сторон, регулирующие взаимоотношения между участниками систем электронных платежей и не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Переход к системе электронных платежей для проведения межбанковских платежей будет осуществляться поэтапно внутри каждой функциональной компоненты платежной системы. Первый этап - подключение нескольких пилотных банков. Затем подключение коммерческих банков по мере выполнения минимальных требований, предъявляемых к обеспечению безопасности электронных платежей и аппаратно-программному обеспечению. В дальнейшем система электронных платежных документов может использоваться коммерческими банками для проведения внутри банковских платежей.

В настоящее время в Кыргызской Республике уже существует необходимость внедрения новых форм платежных инструментов, позволяющих реализовать весь комплекс банковских услуг, характерный для стран с развитой рыночной экономикой.

Возникновение и развитие нескольких отдельных систем расчетов с пластиковыми карточками в рамках одного государства снижает универсальность в оплате любой эмитированной карточки. Национальная Система Платежных Карточек, являющаяся одним из видов электронных систем расчетов, ориентирована на частных лиц, ежедневно производящих большое количество операций купли-продажи на небольшие суммы, и будет тем эффективнее, чем большее количество участников она будет охватывать и чем она будет более распространенная в географическом плане.

Для создания платежной системы на базе пластиковых карточек необходимо выполнить следующие задачи:

- создание (центрального) процессингового центра и обеспечение его обслуживание;

- развитие широкой сети торговых терминалов и пунктов обналичивания;

- информационная поддержка коммерческих банков, как ключевых пользователей системы.

В соответствии с международными стандартами, принятыми в системах пластиковых карточек, будут разработаны технические требования к:

- системе;

- оборудованию процессингового центра;

- периферийному оборудованию;

- пластиковым карточкам.

Система пластиковых карточек позволит приобщить граждан Кыргызской Республики к тому уровню банковских услуг, который существует в странах с развитой рыночной экономикой.

В перспективе необходимо расширение спектра предоставляемых услуг, обеспечение более качественных услуг и снижение их стоимости.

В настоящее время финансовые рынки республики (рынок краткосрочных кредитов, рынок иностранной валюты и рынок ценных бумаг) уже требуют наличия более эффективной системы быстрого перевода средств, которая позволит коммерческим банкам совершать немедленные сделки с отражением операций на корреспондентских счетах. Одним из инструментов платежной системы, позволяющим осуществлять без рисковые платежные операции, является гроссовая система расчетов в режиме реального времени.

Гроссовая система расчетов в режиме реального времени будет содержать:

- технологический и технический проект;

- надежную телекоммуникационную инфраструктуру, связывающую все банковские учреждения;

- высокий уровень аппаратного обеспечения, способный обработать большое количество транзакций за единицу времени;

- надежное программное обеспечение, имеющее возможность не только проводить электронные платежи, но и контролировать счета и анализировать критические ситуации.

В первую очередь такая система будет объединять головные учреждения коммерческих банков, которые непосредственно принимают решения по коммерческим сделкам на финансовых рынках. Затем к системе будут подключены учреждения коммерческих банков, расположенные в областных центрах республики.

Для реализации гроссовой системы реального времени, являющейся одним из видов электронных систем расчетов, будут разработаны соответствующие положения о правилах совершения операций, о соблюдении режима конфиденциальности. Правовая основа будет обеспечиваться разработкой и принятием нормативных документов, договоров, регулирующих взаимоотношения между участниками, касающиеся непосредственно технологии проведения расчетов и определяющие правонарушения и наказание за них.

Этапы развития системы:

- создание центрального и резервного узлов системы территориально разнесенных;

- одновременное подключение головных учреждений коммерческих банков - основных участников финансовых рынков;

- организация широкомасштабного сертифицированного обучения будущих пользователей системы на базе главных узлов;

- постепенное подключение других участников, создание региональных узлов системы, расширение системы до уровня областных центров.

В целом реализация гроссовой системы реального времени с момента финансирования и до момента внедрения в промышленную эксплуатацию продлится на период до 1,5 лет.

С развитием рыночной экономики укрепляются и расширяются экономические связи Кыргызской Республики как со странами СНГ, так и многими другими государствами. Возникает необходимость международной интеграции платежных систем.

Вступление в SWIFT - Общество всемирной интербанковской финансовой телекоммуникации, предоставляет множество преимуществ для банков, использующих его для передачи международных платежей. Прежде всего, это быстрота и возможность быстрой физической обработки платежей в банке, а также высокий уровень безопасности и контроля.

Технологически данная система будет представлять собой центральный узел, который будет объединять существующие внутригосударственные системы (автоматизированную клиринговую систему, гроссовую систему расчетов в режиме реального времени, национальную систему платежных карточек) в общую систему.

Одним из направлений совершенствования системы предоставления банковских услуг в сельской местности может стать объявление тендера на поставку денежной наличности в сельские районы. Это даст возможность различным потенциальным участникам сделать свои предложения относительно цены и качественного уровня предоставляемых услуг. Расчетно-сберегательная компания , кредитные союзы и почтовые отделения должны, как минимум, заявить о своем желании в подобном тендере участвовать. Кредитным союзам и почтовым отделениям потребуется получение лицензии на осуществление подобной деятельности, и законодательная база, по крайней мере, для кредитных союзов, в этом случае должна быть изменена.

Кредитные союзы могут работать при более низких операционных расходах, чем Расчетно-сберегательная компания и это вместе с возможным усилением эффекта могло бы стать хорошим выбором источника предоставления банковских услуг в сельских районах, включая и распределение средств из Казначейства. Главной проблемой кредитных союзов является их небольшой размер и число участников, недостаток технических навыков и доступа к оборудованию, но проблемы решаемые, поскольку кредитные союзы имеют сильную донорскую поддержку.

Почтовые отделения имеют некоторые из тех же синергических преимуществ, что и кредитные союзы. У почтовых отделений и раньше был опыт распространения денежной наличности из Казначейства. Недостатком почтовых отделений является то, что они осуществляют свой бизнес вне государственного надзора. Однако, они более технически, оснащены и имеют лучший доступ к технике, нежели кредитные союзы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.