реферат бесплатно, курсовые работы
 

Управление банком в рыночных условиях

На стабилизацию банковского и финансового рынка в 2001 г. также оказали положительное влияние благоприятные тенденции в макроэкономической ситуации страны. Снижение инфляции до 3,7 процентов и стабильное положение на валютном рынке (за 2001 г. курс сома укрепился на 1,2 процента), прирост ВВП в 5,3 процента в 2001 г. способствовали снижению процентных ставок, повышению уровня кредитования экономики в национальной валюте, росту рентабельности банков.

НБКР повысил требования к минимальному размеру капитала. Во-первых, требования к минимальному уставному капиталу действующих банков были увеличены с 25 миллионов сомов до 50 миллионов сомов в июле 2000 г., а затем до 100 миллионов сомов в 2001 г. Во-вторых, требования к минимальному общему размеру капитала для получения новой банковской лицензии были увеличены со 150 миллионов сомов до 300 миллионов сомов в июле 2001 г. В-третьих, с 1 апреля 2002 г. НБКР ввел минимальные требования к капиталу (собственным средствам) для всех банков на уровне 50 миллионов сомов, за вычетом взаимного участия в капитале. Хотя постепенное повышение требований к минимальному размеру уставного капитала не привело к ожидаемой консолидации банков, но оно способствовало росту суммарного капитала банковской системы на 75 процентов по сравнению с началом 2001 г.

Однако, несмотря на перечисленные выше мероприятия, банковский сектор все еще остается небольшим по размеру и недостаточно развитым. На конец 2001 г. общий объем активов банковской системы КР составлял 5,1 миллиарда сомов (около 7 процентов от ВВП). Отношение депозитов к ВВП составило около 4 процентов.

Наряду с восстановлением рентабельности в 2002 г. существует несколько факторов, которые ограничивают возможности банков по использованию своего потенциала получения прибыли в полном масштабе. В настоящее время банки вкладывают около 40 процентов своих активов в краткосрочные ценные бумаги и держат на корреспондентских счетах в зарубежных банках, что дает невысокую доходность, которая к тому же сокращается. Из-за отсутствия доверия к банковской системе привлечение средств банкам обходится дорого: банки вынуждены платить «надбавку за доверие» в форме относительно высоких, хотя и снижающихся процентных ставок по депозитам. Кроме того, остаются высокими затраты банков. Из-за отсутствия прозрачности финансовой отчетности ссудозаемщиков и трудностей в отторжении залогового обеспечения кредитование является сложным и рискованным, поскольку банки несут большие расходы по проверке ссудозаемщиков, отслеживанию кредитного риска и возврату долгов.

Среднее отношение затрат к доходу банков на конец 2001 г. составило примерно 77 процентов. Хотя это и высокий показатель, но он имеет тенденцию к сокращению. Также, ухудшившееся с 1998 г. качество активов продолжает сохраняться, классифицированные кредиты составляют в настоящий момент 11,5 процента всех кредитов. Причиной тому является неправильная оценка банками рисков, низкая культура управления кредитным портфелем, недостаточное качество менеджмента, отсутствие должной системы внутреннего контроля и аудита.

В целом малые размеры банковского сектора в Кыргызской Республике и наличие недостатков в работе коммерческих банков не способствуют привлечению депозитов, направлению кредитных ресурсов на эффективные проекты и предоставлению платежных услуг, а также снижают доверие со стороны населения. Иными словами, до сих пор банковской системой не достигнут тот необходимый уровень финансового проникновения, который позволил бы охарактеризовать банковскую систему страны как стабильного, надежного и эффективного финансового посредника в мобилизации и распределении денежных ресурсов.

Несмотря на то, что НБКР проделал значительную работу по укреплению и совершенствованию функции банковского надзора, проблемы еще сохраняются, особенно в том, что касается обеспечения соблюдения коммерческими банками нормативных положений, регулирующих банковскую деятельность. Требуется дальнейшее укрепление надзора и повышение эффективности выполнения надзорных положений. В этих целях НБКР и Правительство подготовили и представили в Жогорку Кенеш пакет законопроектов, которые будут способствовать эффективному осуществлению надзорных функций соответствующими органами.

Определенного прогресса удалось добиться в деле выявления проблем на ранней стадии. Но во многих случаях, когда Управление банковского надзора (УБН) применяло санкции, банки не выполняли соответствующие решения и предписания надзора и/или суды пересматривали эти решения в пользу банков. Совершенствование судебной системы позволит обеспечить эффективное применение предусмотренных законодательством санкций банковского надзора

В настоящее время в Кыргызской Республике отсутствуют основные предпосылки для введения системы страхования (защиты) депозитов, которые, как известно, включают стабильную и здоровую банковскую систему, сильный общественный и банковский надзор, а также обеспечение выполнения требований регулирующих органов и положений контрактов. Особое значение имеет наличие в целом здоровой банковской системы и органов банковского надзора, имеющих возможность эффективно и своевременно ограничить риски, с которыми может столкнуться система страхования. Надзорный орган должен иметь возможность предварительно отбирать банки для участия в системе страхования, чтобы убедиться в том, что они выполняют пруденциальные требования.

В случае внедрения системы страхования депозитов до выполнения этих условий возникнут недопустимо высокие риски как для банковской системы, так и для государства. В создании такой системы должны быть заинтересованы прежде всего сами коммерческие банки, так как тщательно разработанная и совместимая со стимулами система страхования депозитов будет способствовать восстановлению доверия к банковской системе и развитию посреднической функции банков на основе привлечения большего объема депозитов.

На данный момент значительные экономические издержки имеются в связи с отсутствием прозрачности в реальном секторе, особенно в плане доверия потенциальных инвесторов и общественности к банкам и отечественным предприятиям. Недостаточная степень транспарентности и раскрытия информации остается одним из основных сдерживающих моментов для развития и совершенствования финансового посредничества в Кыргызской Республике.

Лишь небольшое число банков и корпораций проходит эффективную аудиторскую проверку, осуществляемую либо надежными отечественными аудиторами, либо известными международными аудиторами. В результате, проблемы банков зачастую остаются незамеченными аудиторами. Существующие в настоящее время в республике аудиторские компании не всегда проводят аудит в соответствии со стандартами, как это определено Законом «Об аудиторской деятельности», хотя сами кыргызские стандарты соответствуют международным.

Платежная система обеспечивает хозяйствующим субъектам и населению своевременное проведение всех видов безналичных платежей и расчетов, а также расчетов наличными денежными средствами, проводимых через банки. Сроки прохождения платежей на сегодняшний день установлены минимально возможные с учетом необходимости обработки и проведения платежей на бумажной основе.

В настоящее время значительная доля платежей населения проводится по внутрибанковским платежным системам коммерческих банков с разветвленной филиальной сетью. Вместе с тем, рынок регулярных платежей и выплат остается не охваченным единой платежной системой в целом по республике. Проведение этих видов платежей осуществляется по стихийно сложившимся внутрикорпоративным платежным системам в организациях, предоставляющих регулярные услуги. Доступ к платежным услугам неравномерен в центре и в областях. Выплаты заработной платы, пенсий, пособий и поступления в бюджет осуществляются, как правило, наличными денежными средствами, что связано с высокими финансовыми и временными затратами в целом для государства.

Банковская система развивается в окружении других финансовых рынков, таких как рынок капитала, страховой и пенсионный сектора, которые в настоящее время невелики по размерам и не имеют системного значения.

Таким образом, необходимы значительные усилия для того, чтобы банковская система успешно и своевременно выполнила цели и задачи, определенные Комплексной основой развития Кыргызской Республики. Реализация основных мер, предусмотренных настоящей Стратегией реформирования банковской системы, направленных на решение имеющихся проблем позволит восстановить доверие общества к банкам и финансовой инфраструктуре и повысить уровень финансового посредничества

Стратегии реформирования банковской системы.

Целью проводимых стратегических реформ в банковской системе Кыргызской Республики является достижение стабильности банковской системы и повышение уровня финансового посредничества банков. Данная цель сформулирована в соответствии с Комплексной основой развития Кыргызской Республики до 2010 г. (КОР) и является неотъемлемой частью (проекта) Национальной Стратегии Сокращения Бедности Кыргызской Республики. Для реализации банковских реформ определены следующие задачи: усиление мер по мобилизации денежных ресурсов, повышение доверия населения к банковской системе, защита вкладчиков, повышение эффективности платежной системы, создание возможностей для доступа широких слоев населения к необходимым и современным банковским услугам. Успешное решение этих задач является одним из важных и необходимых условий экономического роста страны как основы сокращения бедности и повышения уровня жизни народа Кыргызстана.

Ответственными за реализацию Стратегии должны выступать Правительство Кыргызской Республики, Национальный Банк Кыргызской Республики, органы, занимающиеся реструктуризацией финансово-кредитных учреждений, а также коммерческие банки, , неправительственные организации и объединения, участвующие в микрофинансировании, консалтинговые и аудиторские компании. Реформирование банковской системы предполагает, в первую очередь, обеспечение выполнения стандартов и принципов корпоративного управления в банках, повышение ответственности должностных лиц банков, укрепление банковского надзора; усовершенствование деятельности и/или приватизацию государственных банков; повышение эффективности деятельности Агентства по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA); укрепление основ бухгалтерского учета и аудита; а также модернизацию платежной системы.

Стратегия дальнейших реформ в банковском секторе Кыргызской Республики состоит из нижеследующих основных направлений, которые содержат меры по повышению уровня финансового проникновения, совершенствованию правовой и судебной системы, укреплению общественного и банковского надзора с указанием ответственных исполнителей/координаторов.

Посреднические функции частных банков

- Для развития эффективной посреднической функции частных банков требуются решительные шаги в трех областях. Во-первых, необходимо повысить стимулы использования эффективных методов кредитования, обеспечивающих своевременный возврат активов в полном объеме. Во-вторых, необходимо восстановить доверие к банковской системе для того, чтобы банки могли направлять все большие объемы сбережений на кредитование частного сектора. В-третьих, необходимо повысить прозрачность структуры собственности и внедрить в практику принципы корпоративного управления.

Восстановление доверия к банковской системе.

- В целях укрепления доверия населения к банковской системе коммерческие банки и НБКР будут приложены усилия по улучшению управления рисками, соблюдению критериев надлежащего (адекватного) капитала и соответствия качества кредитов. Будут предприняты шаги по разработке системы страхования депозитов, спроектированной в соответствии с лучшей мировой практикой, и постепенному ее внедрению при выполнении следующих предварительных условий: создание стабильной и здоровой банковской системы, усиление общественного и банковского надзора, определенность в отношении судебной системы, а также обеспечение выполнения требований регулирующих органов и положений контрактов.

- НБКР, коммерческие банки и Ассоциации банков с целью предоставления общественности информации о банковских услугах и пропагандирования использования банковских продуктов в качестве сберегательных инструментов проведут информационную кампанию и обследование в отношении использования банковских услуг. НБКР будет вести работу по информированию общественности относительно реализации реформы банковской системы, что в частности, будет выражаться в раскрытии и разъяснении информации о разрабатываемых и принятых НБКР нормативных правовых актах, проводимых мероприятиях и их результатах.

- Реформа судебной системы позволит обеспечить эффективное применение предусмотренных законодательством требований по защите банков, как основных кредиторов и санкций банковского надзора.

- После того, как НБКР и Правительством будут обеспечены необходимые предпосылки НБКР представит в Жогорку Кенеш Закон о страховании /защите депозитов.

Корпоративное управление.

- Необходимой мерой и требованием реформ банковского сектора является внедрение принципов корпоративного управления и усиление ответственности руководителей банков. Принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» является одним из главных условий выполнения данного пункта стратегии.

- Для подтверждения транспарентности банковской системы НБКР продолжит работу по отслеживанию объединений, товариществ и взаимных инвестиций между акционерами и вкладчиками и по предоставлению коммерческими банками информации о существующих взаимных инвестициях. Структура собственности, включая конечных владельцев, будет доводиться коммерческими банками до сведения общественности в годовых отчетах в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. НБКР намерен усовершенствовать нормативную базу, способствующую осуществлению консолидированного надзора за банковскими холдингами и группами, вплоть до разработки соответствующего законодательства.

- В рамках совершенствования банковского законодательства и внедрения консолидированного надзора может быть рассмотрен вопрос об изменении ограничений по участию нефинансовых юридических лиц в капитале банка.

Повышение эффективности регулирования

- НБКР продолжит политику по дальнейшему постепенному увеличению требований к минимальному размеру капитала (собственных средств) для укрепления позиции банков по капиталу и для обеспечения заинтересованности банков в повышении эффективности деятельности на основе более высоких показателей эффективности использования капитала. Критерии для определения уровней и сроков увеличения размера капитала будут прозрачными и применяться одинаково ко всем банкам.

- Будет усовершенствована нормативная база по регулированию коммерческих банков в части управления рисками - операционным, риском процентной ставки, рыночным риском и др.

- В целях мониторинга и перекрестной проверки методов управления рисками в банках и дальнейшего усовершенствования структуры периодических регулятивных отчетов, Управление банковского надзора будет использовать и развивать методы анализа, аналогичные стресс-тестированию, продолжая работу для поддержания системы внешнего надзора.

- НБКР принял постановление, согласно которому коммерческие банки должны в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» разработать учетные политики, основанные на Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Для оказания помощи коммерческим банкам в ведении организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО НБКР будет оказывать постоянное содействие и разработает практическое руководство по применению МСФО в коммерческих банках.

- В рамках совершенствования банковского законодательства будут рассмотрены вопросы совершенствования правил регулирования юридических отношений между коммерческими банками и клиентами; правовой защиты сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей от имени НБКР; обмена конфиденциальной информацией с другими государственными органами, осуществляющими надзор за финансовым сектором, и с внешними аудиторами на взаимной основе; а также полномочий надзорного органа назначать, утверждать назначение и требовать замены внешних аудиторов и предоставления специальных надзорных отчетов.

- НБКР продолжит работу по обеспечению достаточного уровня профессионализма и квалификации сотрудников банковского надзора и юридического отдела.

- В рамках проводимой денежно-кредитной политики НБКР и Правительство будут способствовать развитию и углублению финансовых, валютных рынков и рынка страховых услуг. Минфин и НБКР разработают стратегию управления внешним долгом страны, которая будет доведена до общественности.

Платежная система

- Целями развития платежной системы являются повышение эффективности и прозрачности платежных операций, увеличение доли безналичных расчетов, увеличение скорости прохождения платежей, создание в Кыргызской Республике эффективной системы безналичных расчетов через счета в коммерческих банках. До конца 2002 года Правительством и НБКР будет принята Государственная программа мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике.

- В целях повышения эффективности, сокращения сроков проведения платежей и увеличения объемов безналичных расчетов в экономике планируется осуществить переход к системе электронных платежей, основанной на нормативно-правовой базе, обеспечивающей безопасное функционирование платежной системы. Необходимо создать механизмы резервирования и аварийного восстановления работы платежных систем, заключить договора и соглашения по распределению ответственности между участниками электронных платежей.

- Будет разработан детальный план мероприятий по постепенному переходу и принятию международных стандартов в платежной системе Кыргызской Республики в отношении идентификационных кодов банков, нумерации счетов, форматов платежей для обеспечения прозрачности при проведении платежей и расчетов.

- Развитие платежной системы предусматривает построение современной архитектуры (ставшей классической в большинстве стран мира) эффективно действующей платежной системы, состоящей из трех основных компонентов:

- Системы валовых расчетов в режиме реального времени (СВРВ) для проведения крупных и срочных платежей путем перевода средств по корреспондентским счетам участников, открытым в Национальном банке.

- Система будет обеспечивать расчеты по сделкам на финансовых рынках: с ценными бумагами по принципу «поставка против платежа» (DVP), в иностранной валюте (PVP), быстрые и окончательные расчеты по сделкам на межбанковском кредитном рынке, а также гарантировать проведение окончательных расчетов по другим внутренним платежным системам.

Пакетной клиринговой системы - система клиринговых расчетов по обработке некрупных, мелких, розничных и регулярных платежей в пакетном режиме. Централизованно используемая система межбанковского пакетного клиринга обеспечит создание конкурентоспособной розничной банковской среды, позволяющей работодателям выбрать свой обслуживающий банк, и предоставляющей физическим лицам право выбора обслуживающего банка, через который они будут получать заработную плату, пенсии, пособия и оплачивать свои счета.

– Система расчетов пластиковыми картами для проведения мелких розничных клиентских платежей будет предназначена для обработки операций по дебетовым и кредитовым карточкам. Для обеспечения справедливых и равноправных условий доступа для всех участников национальный процессинговый центр системы должен находится в совместном владении между коммерческими банками и другими учреждениями, имеющими лицензии на право привлечения депозитов.

– Система будет обеспечивать управление находящимися в совместном пользовании банкоматами и терминалами в торговых точках и станет провайдером услуг для лиц, не имеющих банковские счета, и потенциально будет оказывать услуги сервисного бюро для корпораций и предприятий по сбору регулярных платежей. Для целей управления рисками окончательный расчет по ежедневным операциям будет отражаться по корреспондентским счетам участников в НБКР. НБКР будет регулировать работу системы для обеспечения операционной безопасности, надежности и защиты интересов граждан при получении доступа к платежным услугам.

Основные направления развития социально значимых финансовых институтов

- Акции двух крупных финансовых институтов - Расчетно-сберегательной компании (РСК) и АООТ "Кайрат-банк" находятся в государственной собственности.

НБКР намерен передать акции РСК в собственность Правительству. Учитывая ее важность для банковского сектора как единственного финансового института с филиальной сетью, осуществляющего расчетное и квази-фискальное обслуживание в Кыргызской Республике, РСК будет продолжать работу в качестве узкопрофильного банка, которому разрешено размещать активы, в основном, в государственные ценные бумаги, с целью продолжения выполнения ею указанной экономически и социально важной деятельности. РСК будет необходимо рационализировать свою филиальную сеть и деятельность с целью повышения эффективности. В рамках данного процесса будут использованы почтовые отделения для обеспечения охвата отдаленных регионов страны. НБКР совместно с Правительством рассмотрят возможности предложения в среднесрочной перспективе блокирующего пакета акций РСК международно известным финансовым организациям с целью передачи "ноу-хау" и повышения качества управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.