реферат бесплатно, курсовые работы
 

Организация страхового дела

Иногда встречается ситуация, когда у страховщика уже закончились все договоры страхования жизни, он не несет никаких обязательств, а резерв по такому страхованию сформирован и с каждым кварталом увеличивается на предусмотренную норму доходности. В данном случае у страховой компании нет оснований для образования резерва, и отраженные в нем суммы должны быть списаны в ее доходы.

Кроме того, аудитору необходимо проверить достоверность отражения в бухгалтерском учете высвобождения ранее начисленных и образования вновь созданных страховых резервов, правильность изменения резервов при формировании финансовых результатов.

Контроль за размещением

и использованием страховых резервов

При аудиторской проверке, прежде всего, следует обратить внимание на соответствие активов конкретной страховой организации требованиям, предъявляемым органом страхового надзора к активам, которые принимаются в покрытие страховых резервов. В частности, в покрытие страховых резервов могут быть приняты только следующие виды активов:

государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;

облигации и жилищные сертификаты, кроме перечисленных ценных бумаг;

векселя банков, банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;

акции, доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, за исключением активов, связанных с другим страховщиком;

инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

недвижимое имущество, за исключением отдельных квартир, а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов;

доля перестраховщиков в страховых резервах;

депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

дебиторская задолженность страхователей (после утверждения порядка учета страховых взносов методом начисления), перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;

денежная наличность и денежные средства на счетах в банках;

иностранная валюта на счетах в банках;

слитки золота и серебра.

Проверяя вложения по отдельным объектам, аудитор должен установить наличие первичных документов, подтверждающих эти вложения. К таким документам относятся акции, выписки из реестра акционеров, депозитные сертификаты, договоры на покупку недвижимости и т.п. При этом важно, чтобы период, на который делаются инвестиции, был максимально приближен к срокам несения страховщиком обязательств по договорам страхования.

Важным направлением аудиторской проверки является также контроль за соблюдением страховщиком структурных соотношений активов и резервов, принятых органом страхового надзора. Такие соотношения установлены в целом по виду актива и по одному объекту того или иного вида. Например, стоимость государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг может быть принята в покрытие страховых резервов в размере не более 30% суммы резервов. При этом стоимость бумаг одного субъекта не должна превышать 15% страховых резервов, а одного местного органа самоуправления - 10%. Стоимость недвижимого имущества принимается в зачет в размере не более 20% страховых резервов по видам страхования жизни и 10% - по видам страхования иным, чем страхование жизни, при условии, что максимальная стоимость одного объекта недвижимости не превышает 10% суммы резервов.

Для страховых организаций, передающих риски в перестрахование, в качестве актива может выступать доля не всех партнеров, а только перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации и имеющих лицензию на проведение страховой деятельности либо не являющихся резидентами Российской Федерации, но имеющих представительство на территории Российской Федерации. Доля перестраховщиков в резервах учитывается в пределах 60% суммарной величины резервов (в том числе доля иностранных перестраховщиков не более 30%), а максимальная доля одного перестраховщика не должна превышать 15% этой величины. Эти нормы установлены сравнительно недавно, поэтому среди страховщиков (особенно у небольших компаний), нарушения встречаются довольно часто.

Существенным является соотношение, согласно которому не менее 80% стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должно быть размещено на территории Российской Федерации. При этом контролирующий орган четко определил, какие активы считаются расположенными на территории Российской Федерации.

Проверка соблюдения страховой организацией указанных и других соотношений позволяет установить достоверность определения общей стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. Эта стоимость не должна включать суммы, выходящие за предусмотренные нормативные ограничения. Например, если страховые резервы составляют 100 млн. руб., а вклады в банки - 60 млн. руб., то в общую стоимость активов исходя из установленных соотношений может быть включено только 40 млн. руб. при условии соблюдения требований по вложениям в один банк (не более 15 млн. руб.).

Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины последних, т.е. при объеме резервов 100 млн. руб. у страховой организации должно быть и активов на сумму, не менее указанной. Аудитору необходимо обратить внимание на выполнение указанного положения органа страхового надзора.

Все эти ограничения распространяются только на активы, формируемые в покрытие страховых резервов, а за счет собственных средств страховые компании вправе финансировать любые виды вложений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

По согласованию с Минфином России в покрытие страховых резервов могут быть приняты активы, не перечисленные выше. Если такой факт устанавливается, то в страховой компании проверяется наличие разрешения контролирующей организации и соблюдение согласованных в нем положений (вид актива, ограничение на его суммарную стоимость в процентах от общей величины страховых резервов, срок действия разрешения).

Некоторые вложения не могут рассматриваться в качестве активов, принимаемых в покрытие страховых резервов:

долговые обязательства, оформленные в виде договора займа (кредита);

интеллектуальная собственность, лицензии;

служебные автомобили, компьютеры, офисное оборудование и прочие основные средства, кроме объектов недвижимости;

ценные бумаги (векселя физических лиц, чеки, сберегательные книжки на предъявителя);

ссуды по договорам страхования жизни, заключенным страхователем, не являющимся физическим лицом - резидентом, выданные по договорам страхования жизни, срок действия которых составляет менее 5 лет, или выданные ранее, чем через год с начала действия договора страхования.

При контроле выдачи ссуд по страхованию жизни следует обратить внимание на соблюдение страховщиком следующих требований страхового надзора:

ссуды выдаются только страхователям - физическим лицам, заключившим договор страхования в отношении своих имущественных интересов, связанных с дожитием до установленного срока (возраста). Распространенным нарушением является выдача ссуд застрахованным работникам при заключении договора страхования предприятием;

размер выданной ссуды не может превышать выкупной суммы по договору страхования;

ссуды должны выдаваться на возмездной основе (условие прибыльности вложений).

Резерв предупредительных мероприятий (РПМ) предназначен не для страховых выплат, а для финансирования мероприятий, направленных на предотвращение наступления страховых случаев и снижение убытков при их возникновении, поэтому очень важен контроль за целевым использованием средств.

Каждый страховщик, формирующий РПМ, имеет положение, в котором оговорены возможные направления его использования. Однако часто встречаются ситуации, когда резерв формируется, а мероприятия, на которые он предназначен, фактически не проводятся либо не имеют достоверного документального подтверждения. В этом случае следует сопоставить фактические и разрешенные цели расходования средств резерва. Более того, необходимо проверить наличие у страховой компании отчета той организации, которой выделялись средства. Этот отчет с приложением первичных документов (договоров, счетов и т.п.) должен содержать исчерпывающую информацию о том, на что конкретно были потрачены выделенные деньги. Нецелевое использование средств РПМ (например, выдача ссуд своим работникам) является основанием применения к страховщику санкций со стороны страхового надзора и налоговой инспекции.

Тема № 4 «Аудит налоговых расчетов»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Аудит налогообложения, или налоговый аудит, осуществляется в рамках общего обязательного или инициативного аудита. Необходимость включения аудита налогообложения в программу проверки организации в целом определяется, прежде всего, существенностью расчетов по налогам и сборам, весомостью их доли в структуре расходов организации на прямые налоги. Косвенные налоги имеют, как правило, значительные объемы, их исчисление нередко затруднено ввиду неоднозначности законодательной базы.

Неполное формирование информации о налогах в системе налогового учета ведет к ошибочному заполнению налоговых деклараций, что может обернуться для организации финансовыми потерями. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно включить в аудит налогообложения оценку системы налогового учета и налогового контроля в организации. Основой оценки может послужить учетная политика организации для целей налогообложения.

Налоговый аудит может выполняться по специальным аудиторским заданиям, если собственник организации, владеющий не менее 10% голосующих акций (долей), выступит с инициативой провести аудит по налогам. В разряд обязательного аудита относят аудит, выполняемый по специальным аудиторским заданиям, которые получены аудиторской организацией от правоохранительных или судебных органов. Основанием для проведения проверки по такому заданию является определение арбитражного суда, или следователя, или прокурора.

Следует отметить, что особенностью при проведении аудита по заданиям судебных или следственных органов является жесткая определенность объекта проверки. Процедура проверки в данном случае включает следующие этапы:

- определение задания аудиторской организации следственным (судебным) органом;

- подписание письма-обязательства с экономическим субъектом, выступающим в качестве заказчика, назначенного судебным (следственным) органом;

- заключение договора на проведение аудита;

- проведение аудита;

- подготовка материалов по результатам проверки и передача их заказчику.

После окончания проверки заказчик передает материалы следственным (судебным) органам.

В случае инициирования проверки собственником организации заключение договора на аудит налогообложения включает:

- предварительное планирование, знакомство с деятельностью экономического субъекта;

- подписание письма-обязательства;

- подписание договора на проведение аудита налогообложения;

- проведение аудита налогообложения;

- подготовка материалов, включающих аудиторские рекомендации по устранению недостатков в организации налогового учета по результатам проверки, и передача их заказчику, включая аудиторское заключение.

Объектами аудита являются расчеты с бюджетом по следующим налогам: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог, налог на рекламу и др. Кроме налогов в ходе аудита налогообложения получает подтверждение достоверность расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФСС РФ). В рамках налогового аудита могут проверяться сопутствующие услуги, связанные с восстановлением налогового учета организации, составление налоговой отчетности и представление отчетности контролирующим органам.

Для проведения аудита налогообложения аудиторская организация выделяет специалистов по проверке отдельных налогов. Каждый налог выделяется в отдельный объект аудита, по которому выполняются общие в данном разделе аудита этапы:

- определение обязанности уплатить налог в качестве налогоплательщика или налогового агента;

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета по налогу;

- оценка системы внутреннего контроля по налогу;

- определение аудиторского риска необнаружения ошибок;

- определение объема аудиторской выборки с целью доведения уровня аудиторского риска до приемлемого, применяемого конкретной аудиторской организацией;

- расчет уровня существенности для конкретного налога или принятие общего уровня существенности по общему плану аудита;

- отбор информационных источников для аудита налога;

- выполнение аналитических процедур;

- оценка результатов аудиторской выборки;

- оценка аудиторских доказательств;

- формирование мнения аудитора о степени достоверности финансовой отчетности в части остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам;

- подготовка детализированного отчета для руководства экономического субъекта.

В рамках аудита проверяется также правильность составления налоговых деклараций, а также оценивается полнота налогового учета и контроля внутри организации. Последовательность этапов аудита налогообложения предлагается закрепить в виде перечня аудиторских процедур в качестве внутрифирменного стандарта.

Аудит операций по расчетам

с бюджетом и внебюджетными фондами

1. Организация взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, оценка эффективности этой системы.

2. Организация и техника налогового учета, применяемая система регистров налогового учета.

3. Применяемые методы признания доходов и расходов в целях налогообложения отдельными налогами.

4. Амортизационная политика в целях налогообложения прибыли, взаимосвязь с бухгалтерским учетом.

5. Порядок списания на расходы в целях налогообложения МПЗ, ценных бумаг.

6. Порядок налогового учета незавершенного производства, готовой продукции.

7. Создание резервов в целях налогообложения.

8. Применяемый порядок исчисления налогов и авансовых платежей.

9. Распределение налогов между головной организацией и обособленными подразделениями.

Тема № 5 «Аудит финансовых результатов страховых организаций»

АУДИТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой промышленными предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов, нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах.

Для достижения данной цели следует решить ряд задач, а именно:

подтвердить соответствие оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству;

оценить соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата;

проверить полноту и своевременность отражения, а также документального оформления операций по формированию финансового результата деятельности предприятия.

При проведении работ аудитор должен использовать унифицированные документы, служащие основанием для отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций.

На предприятиях, применяющих единую журнально-ордерную форму счетоводства, следует анализировать учетные регистры по учету:

фактической выручки от продажи продукции, оказания услуг (журналы-ордера N 1, 2, 10/1, 11, 13; ведомость N 16);

затрат и калькулирования себестоимости продукции, услуг (журналы-ордера N 10, 10/1, И; ведомости N 12, 13, 14, 15);

прибылей и убытков (журнал-ордер N 15; таблица "Аналитические данные к счету 99").

Кроме того, тщательно изучаются Главная книга, Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2), планово-экономическая документация, решения собственника о покрытии убытков предприятий, внутренние распорядительные документы предприятия, документы и расчеты в части организации договорных отношений, отчеты об использовании бюджетных ассигнований предприятием.

При планировании аудиторской проверки определяют аудиторский риск и уровень существенности, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность аудируемой организации достоверной. Уровень аудиторского риска и существенности позволяет спланировать необходимые аудиторские процедуры.

В плане следует предусмотреть способ проведения аудита - сплошной или выборочный. Во втором случае необходимо установить порядок аудиторской выборки (он может быть основан на статистических методах или профессиональном опыте аудитора).

Заключительной частью работы над планом является формирование группы аудиторов, распределение их по конкретным участкам аудиторской проверки, ознакомление с порядком работы.

На этапе планирования аудитором разрабатывается общий план. Затем составляется рабочая программа аудита. Применительно к аудиту финансовых результатов и использования прибыли эта программа может быть построена следующим образом.

1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.

2. Аудит оформления первичных документов.

3. Аудит правильности формирования прибыли (убытка) от продаж.

4. Аудит правильности отражения в учете операционных доходов.

5. Аудит правильности отражения в учете прочих операционных расходов.

6. Аудит правильности отражения в учете внереализационных доходов.

7. Аудит правильности отражения в учете внереализационных расходов.

8. Аудит правильности определения прибыли (убытка) до налогообложения.

9. Аудит правильности определения налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей.

10. Аудит правильности определения прибыли (убытка) от обычной деятельности.

11. Аудит правильности отражения в учете чрезвычайных доходов.

12. Аудит правильности отражения в учете чрезвычайных расходов.

13. Аудит правильности определения и отражения в учете чистой прибыли (нераспределенной прибыли (убытка) отчетного периода).

14. Аудит обоснованности образования и правильности отражения в учете резервов по сомнительным долгам на счете 63.

15. Аудит обоснованности образования и правильности отражения в учете резервов под обесценение финансовых вложений на счете 59.

16. Аудит правильности отражения в учете доходов будущих периодов на счете 98.

17. Аудит правильности отражения в учете целевых поступлений и их использования на счете 86.

18. Аудит правомерности и правильности произведенных отчислений в резервные фонды в соответствии с учредительными документами и учетной политикой.

Программа проверок оформляется документом, где указываются периоды проведения, исполнители и приводятся уточняющие примечания аудитора.

Вначале аудитору следует проверить правильность формирования конечного финансового результата на всех его этапах и соответствие данных бухгалтерской отчетности, и в том числе Отчета о прибылях и убытках, данным синтетического учета. Несоответствие данных отчетности данным учетных регистров бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении порядка формирования финансового результата и его использования.

Далее рекомендуется произвести оценку правильности формирования данных Главной книги для выявления возможных ошибок и нетипичных бухгалтерских записей. Так, наиболее распространенной ошибкой является отражение промышленными предприятиями средств по договорам на выполнение государственных заказов и целевых программ в составе средств целевого финансирования либо доходов будущих периодов, в то время как данные средства являются выручкой за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.