реферат бесплатно, курсовые работы
 

Организация страхового дела

Страховая организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, территориальным органам государственной статистики, инспекции МНС России по месту нахождения (регистрации) страховой организации, Департаменту страхового надзора Минфина России.

Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную - в течение 30 дней по окончании квартала.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами страховой организации.

В случае представления страховой организацией бухгалтерской отчетности по почте дата определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.

Тема № 12 «Статистический учет и отчетность в страховой организации»

РОССИЙСКАЯ СТРАХОВАЯ СТАТИСТИКА

Зарубежный и российский опыт страхового бизнеса показывает, что сбор, обработка и анализ статистической информации являются ключевыми вопросами, связанными с обеспечением высокой эффективности страховой деятельности. Более того, качество страховых услуг в значительной степени зависит от наличия полной и достоверной страховой статистики. Однако российские страховщики в настоящее время не могут в полной мере пользоваться адекватной современному состоянию российской национальной системы страхования статистической базой.

Рассматривая сложившуюся на протяжении последнего десятилетия систему статистического наблюдения за страховыми организациями, можно отметить, что в Российской Федерации до недавнего времени существовали только два центра сбора и обработки статистической информации: Департамент страхового надзора Минфина России и Госкомстат России. В целях оперативного информирования о деятельности страховых организаций и текущего надзора за их финансовым состоянием Департамент страхового надзора Минфина России собирает статистические данные поквартально, Госкомстат России - информацию о годовых итогах деятельности страховщиков по более широкому перечню вопросов. Так, по форме 1-С в Департамент страхового надзора Минфина России ежеквартально сдаются данные по обобщенным показателям: обязательное страхование, добровольное страхование, в том числе страхование жизни, имущественное страхование, страхование ответственности и личное страхование (за исключением страхования жизни). Существует форма статистической отчетности (1-СК) с более подробной конкретизацией по видам страхования, но информация по этой форме сдается страховыми организациями один раз в год. К сожалению, из публикуемой по итогам наблюдения информации нельзя узнать данные по страхованию каско автотранспорта, воздушных и водных судов, так как они объединены в одну позицию. Кроме того, данные по региональным страховым рынкам искажаются из-за отсутствия адекватного учета показателей деятельности филиалов страховых компаний из других регионов России (обычно из Москвы), что приводит к занижению объемов региональных рынков и некоторому завышению удельного веса Московского региона в национальной системе страхования России.

Следует отметить, что статистические данные о национальной системе страхования нужны не только в целях государственного надзора за деятельностью страховщиков. Наличие достоверной страховой статистики и постоянное ее совершенствование на методологическом и информационном уровнях способствуют решению следующих важнейших задач страхового бизнеса:

обеспечение эффективного взаимодействия между страховщиками и органами надзора за страховой деятельностью со стороны государства;

анализ состояния, динамики и структуры российского страхового рынка;

обеспечение достоверности и качества обоснования экономической целесообразности принятия различных законопроектов в области страхования, а также их реализации;

гарантия открытости страховщиков для отечественных и иностранных партнеров (по Федеральному закону "О защите прав потребителей" (в ред. от 09.01.1996 N 2-ФЗ, с изменениями от 17.12.1999) страхователи имеют законные права на информацию о качестве страховых услуг и об их исполнителях);

повышение эффективности тарифной политики российских страховщиков и, как следствие, деятельности всех участников страхового бизнеса;

оптимизация процесса лицензирования страховой деятельности, лицензионных условий и технологий страхования, повышение качества расчетов страховых тарифов и бизнес - планов страховой деятельности на основе достоверной страховой статистики, учитывающей специфику регионов России;

обеспечение достоверности комплексной оценки деятельности страховых компаний в публикуемых в печати рейтингах страховщиков;

повышение уровня безопасности страховых операций за счет сокращения убытков страховых компаний от страхового мошенничества.

Решение указанных задач позволит укрепить позиции российских страховщиков на финансовых рынках в России и за рубежом. На российских фондовых биржах акции российских страховщиков пока не приобрели большой популярности, что объясняется отсутствием открытой и достоверной информации об их деятельности. Наши страховые компании в основном имеют формы собственности в виде ООО и ЗАО. По состоянию на конец первого полугодия 2000 г. из 1200 российских страховщиков лишь немногим более 300 были организованы как открытые акционерные общества.

В настоящее время отсутствуют четкие методические рекомендации по сбору, анализу и обработке статистической информации, предназначенной именно для расчета страховых тарифов. В большинстве случаев приходится сталкиваться с массивами статистической информации, собранной не по формам ведомственного статистического наблюдения, изучение которой практически ничего не дает, так как были неправильно определены начальные условия (когда и какие данные собираются), а зачастую даже нет ясного ответа, с какой целью было проведено статистическое исследование. Соответственно страховые компании должны иметь всю доступную информацию и затем анализировать ее по конкретно заданному алгоритму расчета страховых тарифов, в противном случае достоверно рассчитать страховые тарифы невозможно. В результате вероятность банкротства страховщика будет достаточно велика. Таким образом, целесообразно разработать более полно удовлетворяющие интересы страховой индустрии стандарты сбора, обработки и анализа страховой статистики. Используя их, можно будет на основе статистических данных рассчитать страховые тарифы, отражающие реальный уровень страхового риска.

О необходимости построения понятной и отражающей реальность страховой статистики свидетельствует опыт страхования ответственности владельцев автотранспортных средств в Польше, когда по истечении первых лет с момента введения этого вида страхования польские страховщики стали нести значительные убытки из-за заниженных страховых тарифов.

В деле повышения эффективности страхового дела в России значительную роль могла бы играть система присвоения рейтинга страховой компании на основе достоверной статистической информации. При этом важно, чтобы отечественные стандартные методики сбора, обработки и анализа информации для присвоения рейтинга были интегрированы в международную практику рейтинговой оценки страховщиков. Имеет значение также учет динамики изменения основных показателей деятельности страховых компаний как минимум за последние несколько лет.

Инвесторы страховой компании, как правило, бывают заинтересованы в том, чтобы страховая компания прошла тщательное "просвечивание" по стандартным методикам, когда учитывается полная и достоверная информация обо всех показателях ее деятельности. Даже если российская страховая компания по стандартной методике будет иметь невысокий рейтинг, она может принять соответствующую программу оздоровления своей деятельности и построить бизнес - план в целях повышения эффективности страхового портфеля.

В стандартизации методов сбора, обработки и анализа, данных страховой статистики, оценки рейтинга заинтересованы страховые компании, ориентированные на международные сделки, перестрахование внутри страны и на зарубежном рынке. По рейтингу любой субъект хозяйствования, заинтересованный в эффективном страховании, может оценить перспективы деятельности страховой компании и стратегию ее развития, качество инвестиционного портфеля, адекватность капитала, ликвидность активов и гибкость финансовой деятельности. В каждом конкретном случае должен быть, безусловно, индивидуальный подход, при котором учитывалась бы специфика страхования по накопительным и рисковым видам страхования. При стандартизации методов сбора, обработки и анализа статистической информации, оценки рейтинга страховых компаний должны применяться специальные методы, позволяющие:

¦ выявить так называемые финансовые и зарплатные схемы с использованием страхования жизни. Это возможно, если при этом будут разработаны методики анализа нормы доходности, фактически получаемой от инвестирования страховых резервов по страхованию жизни и включаемой в страховое обеспечение;

¦ организовывать экспертные оценки методик сбора, обработки и анализа полученных данных по всем показателям, характеризующим различные стороны деятельности страховой компании.

Представляет интерес опыт экономически развитых стран мира, где сосуществуют две системы статистического наблюдения за страховой деятельностью: во-первых, в целях надзора за деятельностью страховых организаций действует система государственной статистической отчетности; во-вторых, для прогнозирования рынка и расчета страховых тарифов созданы статистические службы при профессиональных объединениях страховщиков, уже давно осознавших важность своевременного получения адекватной страховой статистики для устойчивого долговременного развития.

Службы статистического анализа созданы практически во всех союзах и объединениях страховщиков Европы. Они решают несколько задач, начиная от реализации представительской функции союза или объединения в международных, государственных и общественных органах. Но в первую очередь статистическая информация используется страховщиками для маркетинговых исследований, правильного расчета страховых тарифов и т.д. Не следует забывать, что страхователи, используя данные страховой статистики, могут наиболее адекватным образом выбрать страховую компанию.

Наряду со сбором статистики по общеэкономическим и валовым показателям развития страхования во многих союзах страховщиков занимаются сбором специальной страховой статистики с большей степенью детализации, при этом главная цель работы - оценивать риски и вовремя корректировать тарифы. Союзы и объединения страховщиков берут на себя сбор первичной информации, накопление данных, обобщение и публикацию полученных материалов. Статистические данные публикуются на регулярной основе, обычно ежеквартально, дополнительно издается ежегодный сборник.

Понятно, что если речь идет о новых страховых продуктах, внедренных в практику страхования совсем недавно, то могут быть организованы информационные пулы страховщиков, занимающихся данным видом страхования, в рамках которых регулярно собираются данные о количестве договоров страхования, страховых суммах, выплатах (совокупные, минимальные, максимальные) и по иным вызывающим интерес участников пула вопросам. Как показывает практика, наиболее часто подобные информационные пулы организуются при статистических службах союзов страховщиков. По подобному сценарию начинает действовать и статистическая служба наиболее крупного профессионального объединения российских страховщиков - Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Сбор полноценной статистики - важная задача, для решения которой, естественно, требуется создание в ВСС специальной статистической службы, способной осуществлять сбор, обработку и анализ данных по страховому рынку. И предпосылки создания статистической службы в ВСС в настоящее время уже имеются. В сентябре 1999 г. началась реализация проекта Tacis "Консультационные услуги российскому страховому бизнесу", бенефициарием которого является ВСС. Одной из задач данной программы является помощь в создании единой системы сбора и обработки статистических данных, характеризующих состояние и динамику развития российского страхового рынка.

В ноябре 2000 г. ВСС была опубликована брошюра "Страхование в Российской Федерации. Сборник статистических материалов за первое полугодие 2000 г.", в марте 2001 г. увидела свет книга "Страхование в Российской Федерации в 2000 г. Сборник статистических материалов". Это явилось началом осуществления проекта ВСС по страховой статистике, среди целей которого не последнее место занимают и вопросы, связанные со сбором данных, в дальнейшем используемых для оценки рисков и расчета страховых тарифов.

Обязательными условиями начавшейся в ВСС работы должны стать абсолютная конфиденциальность полученной информации и достижение максимально возможного охвата российских страховщиков для обеспечения адекватности полученных на основании анализа собранной статистики выводов. На конференции "Страховая статистика - 2000", прошедшей 13 - 14 декабря 2000 г. в Высшей школе приватизации и предпринимательства (ВШПП), прозвучало, что ВСС берет на себя обязательства бесплатно информировать своих членов о результатах исследования полученных таким способом данных. В настоящее время с учетом больших объемов обязательной отчетности, сдаваемой страховщиками в Департамент страхового надзора Минфина России, Госкомстат России, и ограниченности финансовых и людских ресурсов многих российских страховщиков представляется наиболее приемлемым на первоначальном этапе организовать в рамках ВСС сбор данных о деятельности страховых организаций, идентичный государственному, т.е. по анкетам, наиболее приближенным к государственным формам ведомственного статистического наблюдения. В дальнейшем государственные формы статистической отчетности можно будет дополнять, учитывая интересы страхового рынка. Но уже сейчас страховые компании, принявшие участие в сборе статистической информации за 2000 г., получили дополнительную возможность оценивать принятые на страхование риски на основе изучения сложившегося соотношения страховых взносов и выплат хотя бы по наиболее обобщенным показателям (взносы / выплаты по страхованию жизни, имущества, ответственности, личному страхованию).

Таким образом, для решения поставленных задач необходимо наличие двух центров сбора и обработки статистической информации по страховому рынку, решающих различные задачи. Во-первых, это - государственное статистическое наблюдение за страховыми организациями, служащее главным образом целям государственного надзора за страховщиками. Во-вторых, статистические службы, созданные при профессиональных объединениях страховщиков, целями которых являются сбор и обработка информации, необходимой страховщикам. Негосударственные статистические службы, созданные при российских профессиональных объединениях страховщиков, способны оперативно реагировать на потребности рынка, вести мониторинг ситуации по интересующим страховщиков вопросам, использовать зарубежный опыт создания информационных пулов страховщиков.

«Аудит»

Тема № 1 «Организация аудита в страховых компаниях»

Аудит - предпринимательская деятельность по независимой экспертизе, ведения бухучета и состояния бухгалтерской отчетности.

Сущность аудита по этапам. 1-й этап - заключается в проверке управленческих решений на предмет добросовестности и порядочности. 2-й этап - с развитием научно-технического прогресса и ЭВМ увеличился документооборот, который вручную было проводить не возможно. Поэтому в ходе проверок применяли методы математической статистики.

Сущность аудита - уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для пользователя финансовой отчетности.

3-й этап - развитие аудита сопровождается развитием функции. Теперь, кроме проверки отчетности, аудиторы выполняют следующие функции:

¦ консультационные

¦ бухгалтерские

¦ аналитические

¦ управленческие

Сущность аудита заключается в накоплении и оценки информации и выражении в своем заключении степени соответствия этой информации установленным критериям.

Цель аудита в соответствии со стандартами - это выражение мнения о достоверности учета и отчетности законодательству РФ.

Аудиторская проверка проводится на договорной основе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. В настоящее время аудит является лицензируемым видом деятельности. Согласно Приказу Минфина России от 01.04.2002 N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности" применяется единый бланк лицензии на осуществление всех видов аудита. После вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит вправе осуществлять только аудиторские организации. Индивидуальные аудиторы могут проводить инициативный аудит и оказывать клиентам услуги, сопутствующие аудиту.

Как и все коммерческие взаимоотношения, аудиторская проверка начинается с выбора аудиторской фирмы и заключения договора на проведение аудита. При выборе аудиторской фирмы необходимо обратить особое внимание на наличие и сроки действия ее аудиторской лицензии, особенно если речь идет об обязательном аудите. Критерием компетентности специалиста-аудитора могут являться его аудиторский стаж и количество аудиторских проверок, в которых аудитор принимал участие.

Предприятию, планирующему аудиторскую проверку, необходимо понимать, что целью аудита является "выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации" (п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"), а не поиск как можно большего количества ошибок в ведении бухгалтерского учета и начислении налогов. Опыт показывает, что многие руководители предприятий и даже квалифицированные бухгалтеры до сих пор считают, что аудит - это как бы налоговая проверка, но только не бесплатная и с санкциями, а за деньги и без штрафов. Конечно, квалифицированный аудитор никогда не оставит без внимания проблемы, возникающие у клиента. Но следует иметь в виду, что проверка соответствия законодательству налогового учета на предприятии может быть предметом самостоятельного договора, например, в рамках специального аудиторского задания. Консультирование финансовых работников по вопросам методологии бухгалтерского учета и налогообложения может быть предусмотрено в рамках договора на проведение аудита (тогда необходимо увеличить время, которое должны отработать аудиторы на аудируемом предприятии, и соответственно стоимость договора) и оформлено отдельным договором на оказание консультационных услуг.

В ходе проверки изучается и анализируется взаимосвязь первичных документов с бухгалтерской отчетностью. Не следует ожидать, что аудиторы проверят правильность отражения в учете всех хозяйственных операций, осуществленных предприятием в проверяемом периоде. Невозможность сплошной проверки следует из ограниченности времени проведения аудита. Обычно аудитор на основании аудиторской выборки анализирует отражение в бухгалтерском учете наиболее характерных хозяйственных операций, а также выбирает для контроля операции, наиболее существенные в суммовом выражении. Это нормальная практика аудита, установленная аудиторскими стандартами.

Права и обязанности сторон по договору

на проведение аудиторской проверки

Перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и заказчиков (аудируемых лиц) содержится в ст.ст.5, 6 Закона об аудиторской деятельности, а также в параграфе 1 гл.37 и 39 ГК РФ.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.5 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация вправе отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Следует учитывать, что перечень таких обстоятельств законодательно не предусмотрен. На практике же подобные ситуации возникают, когда аудируемое лицо начинает оказывать давление на аудиторов с целью принудить их дать положительное аудиторское заключение.

В этих случаях, как следует из пп.5 п.2 ст.6 Закона об аудиторской деятельности, заказчик аудиторской проверки все равно должен оплатить работу аудитора. Однако в данном пункте Закона об аудиторской деятельности сказано и то, что оплата происходит в соответствии с договором на проведение аудиторской проверки. Поэтому в нем целесообразно оговорить, как (в каком объеме) происходит оплата работы аудитора. Ведь в противном случае аудиторская организация при неполном выполнении работы может потребовать произвести ее оплату полностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.