реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспекти-ровании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правитель-стве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, на-пример, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со сторо-ны Банка России.

9. В инструкции Банка России № 34 предусматриваются цели инспектирования кре-дитных организаций. Естественно, что цели инспектирования должны быть согласованы с целями банковского надзора, закрепленными в Федеральном законе. На наш взгляд, такая согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И этот момент весьма показате-лен. Как уже говорилось, роль законности явно недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть опре-деленное расхождение между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых проверок. На практике это непосредственно ска-зывается не только на эффективности надзора за банками, но и на состоя-нии защищенности банковских вкладов, сбережений населения. Так или иначе, это затрагивает интересы всех банковских клиентов.

10. Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.

Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:

?минимальные требования к капиталу;

требования к качеству руководящего состава;

?антимонопольные ограничения.

Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.

Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.

Сосредоточение функций по надзору за деятельностью кредитных организаций, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

§ 3. Мировой опыт государственного регулирования банковской системы

На современном этапе развития международной банковской системы следует выделить два основных типа организации банковской системы в развитых странах:

- кредитная система с центральным банком;

- кредитная система с федеральным резервом.

До 1992 г. среди развитых капиталистических стран, к которым можно отнести США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию, Нидерланды и Бельгию, система федерального резерва использовалась только в Соединенных Штатах Америки. Во всех остальных вышеперечисленных странах с некоторыми вариациями действовала банковская система с независимым центральным банком. При переходе к капиталистическому пути развития в России также была внедрена банковская система с независимым центральным банком.

До 1999 г. основными странами - конкурентами, претендующими на обслуживание международного экономического хозяйства в своих банковских системах, были Япония, США и Германия. Валюты этих стран являлись резервными на протяжении 20 последних лет. Однако такая ситуация не устраивала другие развитые европейские страны, на долю которых вместе с Германией приходилось около 25% объема мирового экспорта, тогда как удельный вес США был равен примерно 12%, а Японии --только 9,5%. При этом доля немецкой марки составляла около 13% международных валютных резервов, включая СДР и права на кредит МВФ, доля ЭКЮ («суррогатная» валюта, применяемая для обслуживания международных долгов) - 7%. Для сравнения: доля доллара США - около 50%, японской йены - 7%. При этом страны, являющиеся членами Европейского валютного союза, владеют подавляемой частью мировых резервов монетарного золота. Доля Германии, Франции, Италии, Нидерландов и Бельгии в мировом запасе золота составляет в совокупности примерно 34,5%, а включая резервы Европейского валютного института (ныне ЕЦБ) - 42,5%. Для сравнения: на долю США приходится около 24% мировых запасов монетарного золота, а Японии - около 2%.

Совокупный объем рынка государственных ценных бумаг в Европе превышает объем аналогичного рынка а США почти на 5%, причем статус государств ЕВС как крупного совокупного международного нетто - кредитора обеспечивает европейскому государственному долгу максимальный рейтинг.

Капитализация европейского рынка государственных и корпоративных облигаций составляет 70% капитализации американского рынка, а рынка акций - 60%.

Биржевой оборот фьючерсов и опционов в Европе составляет около 60% оборота данных финансовых инструментов в США.

Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания Бреттон - Вудского соглашения давал США немалое преимущество: во - первых, возможность финансировать бюджетный дефицит эмиссионными средствами, пользуясь постоянным спросом на национальную валюту за рубежом; во - вторых, возможность финансировать национальной валютой 160 - миллиардный дефицит текущих операций, противопоставляя эластичность процентных ставок волатильности валютных курсов.

Все вышеозначенное создавало угрожающую ситуацию для финансовой независимости и стабильности экономических систем группы развитых европейских стран и непрерывно подталкивало развитую Европу к финансовой и экономической интеграции. В силу наличия в развитых странах Европы системы разрозненных государственных центральных банков, каждый из которых эмитировал собственную национальную валюту, европейской банковской системе было очень сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США. Исключение составляла система Бундесбанка, которая на протяжении 20 - 25 последних лет держала неоспоримое лидерство среди европейских банковских систем. Немаловажную роль в этом играл тот факт, что немецкая марка являлась международной резервной валютой первой категории. Наличие в Европе ряда различных по законоустройству и методам регулирования валютных курсов банковских систем делало проблематичным поддержание стабильности курсов национальных европейских валют.

Преимущества, которые дает объединение денежных систем в Европе, очевидны и предполагают значительные позитивные последствия на экономических и финансовых рынках Европы. В Европе практически полностью устранен фактор риска изменения валютных курсов (исключение составляют экономически развитые Швейцария и Великобритания), что снижает издержки, связанные с ведение внешнеэкономических операций, ускоряет обмен товарами, экономическими ресурсами и международными инвестициями. Экономика Европы стала менее затратной и более конкурентоспособной, так как евро в среднем более стабильная валюта, чем национальные денежные единицы каждой из стран - членов Европейского валютного союза в отдельности. А значит, выгоды получают и внешние контрагенты. Возросла конкуренция между европейским и американским рынками капитала. Увеличился интерес к портфельным и спекулятивным инвестициям в различные виды европейских активов. Возросли финансовая дисциплина и экономическая стабильность в европейских государствах с исторически менее развитой экономикой.

Все вышеописанное превратило европейскую валютную систему, состоящую из национальных банковских систем, возглавляемых центральными банками, и объединенную по схеме федерального резерва под контролем Европейского банка, в серьезного конкурента для Федеральной резервной системы США.

Однако переход к единой европейской валюте привел к большим переменам на валютных и денежных рынках Европы. Отпала необходимость в конверсии между европейскими валютами (теперь они пересчитываются в евро формально оп постоянным коэффициентам). Таким образом, область деятельности, связанная с обслуживанием трансакционного оборота внутри европейских валютных рынков и со спекуляциями и арбитражем, сузилась. Остались в основном конверсионные и арбитражные операции между евро, швейцарским франком и фунтом Великобритании. Также исчезли многочисленные инструменты денежного рынка и рынка деривативов, выраженных в национальных валютах стран - членов ЕВС.

В настоящий момент европейские банки активно интегрируются в валютные рынки, рынки капитала и рынки банковских услуг других стран и регионов.

В аспекте развивающихся финансовых рынков, к которым традиционно относится и рынок России, все эти последствия можно отнести к числу позитивных результатов международной интеграции финансовых рынков. В Европе же появляется дополнительный стимул к укреплению банковского сектора и к повышению его стабильности и качества предоставления финансовых услуг по минимальным ценам.

Приведем для сравнения банковские системы Канады. По уровню развития экономики Канада входит в число семи ведущих промышленно развитых стран мира. Важное место в экономическом потенциале страны занимает сектор финансовых услуг, который имеет весьма диверсифицированный характер. В число его основных участников включаются: местные иностранные банки, кредитные учреждения и кооперативные кассы, страховые компании, страховые агенты и брокеры, трастовые компании, взаимные фонды, дилеры по ценным бумагам, пенсионные менеджеры и консультанты по инвестициям, специализированные финансовые компании.

Канада располагает одной из самых эффективных и надежных банковских систем в мире. Она включает 54 кредитных учреждения с общим объемом активов 1,3 трлн. дол., 8211 банковских филиалов. В банковском секторе занято 221000 человек.

До середины XX века банковский бизнес ограничивался открытием денежных вкладов для населения и предоставлением ссуд для корпоративным клиентам. Однако постепенно сфера банковских услуг расширялась, открывая дорогу новым направлениям деятельности. Закон о банковской деятельности разрешил ипотечное кредитование и выдачу ссуд на приобретение товаров широкого потребления. Диверсификация предполагаемых услуг получила дальнейшее развитие в 1987 и 1992г.г., когда в финансовое законодательство Канады были внесены дополнения, разрешающие банкам заниматься операциями с ценными бумагами и трастовой деятельностью. Однако, не смотря на расширение возможностей для ведения операционной деятельности, основой банковского бизнеса остается открытие вкладов и предоставление кредитов.

В соответствии с законом о банковской деятельности на территории Канады различают два типа банков: банки категории I (Schedule I banks) и банки категории II (Schedule II banks).

В категорию I включены только местные банки, акционерами которых является широкий круг лиц (в одних руках не может находиться более 10% акций банка). По состоянию на июнь 1999г. в эту категорию входили восемь банков: Bank of Montreal, The Bank of Nova Skotia, Canadian Imperial Bank of Commerce, Canadian Western Bank, Laurentian Bank of Canada, National Bank of Canada, Royal Bank of Canada, The Toronto - Dominion Bank.

В категорию II включены все иностранные банки и те местные кредитные учреждения, акционерами которых является ограниченный круг лиц (при этом один акционер может владеть более чем 10% акций). По состоянию на июнь 1999г. в эту категорию входили три местных банка и 43 дочерних иностранных банка, получивших канадскую лицензию.

Банковская система Канады является одной из самых конкурентоспособных в мире и является наиболее концентрированной среди промышленно развитых государств мира.

Активы крупнейших банков мира - показывает Таблица 5

Таблица 5 - Активы крупнейших банков

Страны

Активы (в процентах)

Канада

86

Швейцария

71

Великобритания

40

Германия

15

США

19

По данным Департамента финансов Канады, на долю шести крупнейших банков Канады приходиться свыше 70% всех депозитов и примерно 90% всех банковских активов, в то время как активы пяти остальных канадских банков составляют всего 2% общего объема активов.

Регулирование банковской деятельности - прерогатива федерального правительства, оно определяется Законом о банковской деятельности, который обновляется каждые пять лет.

Вопросами регулирования и надзора за всеми финансовыми учреждениями занимается Служба управляющего финансовыми учреждениями, которая имеет статус федерального агентства. Задача банковского регулирования состоит в том, чтобы защитить вкладчиков от непредвиденных потерь в случае осложнения финансового положения кредитного учреждения. С этой целью, в частности, создана Канадская корпорация страховых вкладов (CDICJ), которая страхует вклады клиентов кредитных учреждений. Страхуемые средства включают сберегательные и чековые счета, срочные вклады, переводные векселя и дорожные чеки, а также трэвел - чеки, выданные учреждениями, входящими в CDICJ.

В 1996 г. по решению канадского правительства существующая классификация банков (категории I и II) заменена на трехступенчатую систему, основанную на размере акционерного капитала. Новая структура банковского сектора имеет следующий вид:

- крупные банки с акционерным капиталом свыше 5 млрд дол., акционерами которых могут быть лица, владеющие не более 20% голосующих акций любого класса или не более 30% не голосующих акций любого класса;

- средние банки с акционерным капиталом от 1 до 5 млрд дол., и ограниченным числом акционеров (в руках одного акционера может находиться 35% и более голосующих акций;

- малые банки с акционерным капиталом менее 1 млрд. дол. (какие - либо ограничения на владение акциями малых банков отсутствует).

Банковская система Великобритании. Банковская статистика Великобритании делит все финансовые институты на две группы: собственно банковский сектор и небанковские финансовые учреждения.

Финансовые учреждения Великобритании - Таблица 6

Таблица 6 - Финансовые учреждения Великобритании

Банковский сектор

Коммерческие банки (в том числе клиринговые банки)

Учетные дома

Торговые банки

Иностранные и консорциальные банки

Небанковские финансовые учреждения

Строительные общества

Страховые компании

Инвестиционные компании

Пенсионные компании

Пенсионные фонды

Кредитные союзы

В современных экономических условиях дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики многие банковские специалисты связывают с его полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии, можно разделить на две группы:

прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно - ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно - кредитной системы, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов. Среди них:

- поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, другими словами, осуществление денежной политики;

- обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участников финансовых рынков Сити, а также обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

- обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.

Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим

клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов:

Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете и не имеют права превышать ее. Все банки , осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии. Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.

Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.

Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи и налоги в бюджет, а также платежи из бюджета на социальные нужды проводятся через счета Банка Англии.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства финансов.

Чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует учетные дома в качестве посредника. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в которые главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются заемными услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки, как правило, сразу же меняют свою базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.