реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

Вопрос о выборе оптимального режима политики валютного курса является одним из наиболее дискуссионных в современной макроэкономической теории. От того, насколько данный режим будет адекватен существующим тенденциям развития экономики, внутренним и внешнем факторам, определяющим экономи-ческую динамику, во многом зависит эффективность денежно-кредитной и эко-номической политики в целом [16, с. 60].

Не менее важен и вопрос о взаимосвязи денежно-кредитной политики и уровня инфляции. Напомним, что снижение темпов инфляции без ущерба для ус-тойчивости экономического роста оставалось и будет оставаться главной целью денежно-кредитной политики РФ [4]. Эффективным путем снижения инфляции является повышение курса национальной валюты. В связи с тем, что при этом снижается стоимость импортируемых товаров, это оказывает на инфляцию пря-мое понижающее влияние. Напротив, снижение курса национальной валюты все-гда оказывает повышающее влияние на инфляцию. Однако, любое повышение курса национальной валюты оказывает еще более мощное влияние на конкурен-тоспособность производимых в стране товаров по сравнению с импортными. По-этому эффективное снижение инфляции этим путем ведет к еще более эффективному торможению экономического роста.

В свою очередь, Центральный банк, который реально регулирует и прово-дит валютные операции, должен, прежде всего, поддерживать такой курс рубля, который бы обеспечивал конкурентоспособность российских товаров и опреде-ленную стабильность в инвестиционной политике. При этом совместной с Прави-тельством сферой ответственности является, прежде всего, процентная и кредит-ная политика, а не курс рубля [14, с.64].

По счастливой случайности, в России именно это и следует из буквального прочтения Конституции [1], согласно которой Центральный банк отвечает за ста-бильность рубля и, совместно с Правительством, за единую кредитно-денежную политику.

Теперь следует сказать пару слов об управлении рублевой ликвидностью банковской системы при помощи денежно-кредитной политики ЦБ. Под ликвид-ностью в данном случае понимается сумма остатков средств банков на коррес-пондентских и депозитных счетах в ЦБ РФ [12, с. 37]. Управление уровнем рубле-вой ликвидности банков - одна из основных задач денежно-кредитной политики Банка России. Так, стимулируя рост свободных рублевых остатков, Центральный банк способствует росту денежного предложения со стороны кредитных органи-заций (росту объемов кредитования населения и реального сектора экономики), что в свою очередь напрямую связано с уровнем инфляции - базовым ориентиром экономической политики российских денежных властей.

Уровень банковской ликвидности напрямую влияет на устойчивость бан-ковской системы, одной из первостепенных задач которой является осуществле-ние расчетных функций, проведение платежей между различными субъектами экономики. Низкий уровень рублевой ликвидности ограничивает плате-жеспособность кредитных организаций вплоть до полного прекращения деятель-ности платежных систем, что может парализовать функционирование экономики.

Уровень рублевой ликвидности банков непосредственно связан с доверием населения к кредитным организациям. Банки, неспособные своевременно рассчи-таться по обязательствам вкладчиков, обречены на потерю репутации, что косвенным образом неизбежно сказывается на доверии граждан к банковской системе в целом. В настоящее время ширится число коммерческих банков -- участников системы страхования депозитов.

Полноценное функционирование банковской системы невозможно без раз-витой структуры межбанковских отношений и прежде всего рынка межбанков-ского кредитования. Именно «схлопывание» рынка МБК, спровоцированное пре-цедентом отзыва лицензии у «Содбизнесбанка», перевело развитие банковского кризиса лета 2004 г. в активную фазу.

Анализ кредитных рисков и оценка финансового состояния банков -контрагентов по рынку МБК немыслим без контроля общего уровня рисков соот-ветствующего сегмента финансового рынка, а значит, качественно функциони-рующий банковский риск-менеджмент обязан отслеживать уровень рублевой лик-видности банковской системы.

Из сказанного следует, что анализ рисков банковской системы неразрывно связан с оценкой достаточности уровня рублевой ликвидности кредитных органи-заций. Вместе с тем проведение такого анализа требует привлечения математи-ческих методов для количественных оценок оптимального уровня ликвидности банковской системы, что необходимо для обеспечения устойчивости и эффектив-ности ее функционирования. Именно на обеспечение такого оптимального уровня ликвидности должна быть направлена денежно-кредитная политика Банка России.

От чего зависит уровень оптимальной ликвидности банковской системы? Как представляется, прежде всего данный показатель должен зависеть от двух факторов.

Во-первых, ликвидность банковской системы должна соответствовать ак-тивности деятельности кредитных организаций, которая задается потребностями экономики, а именно спросом на банковские услуги со стороны населения и ре-ального сектора экономики. Так, для летнего периода, как правило, характерна низкая банковская активность, связанная с сезоном отпусков, тогда как начало осени обычно связано с резким ростом числа и объемов банковских платежей. Поэтому оптимальный уровень ликвидности банковской системы в летний период при прочих равных должен быть существенно ниже, чем в осенние месяцы.

Во-вторых, уровень оптимальной ликвидности банковской системы сущест-венно зависит от ее структуры, а точнее, от структуры межбанковских отноше-ний. В ситуации неработающего рынка МБК и низкого уровня межбанковского доверия требуется завышенный уровень оптимальной ликвидности, тогда как в условиях развитой системы межбанковских отношений данный показатель в тео-рии может стремиться к нулю. В основе расчета значений оптимальной ликвидно-сти банковской системы лежит выявленное эмпирическое соотношение между ак-тивностью и ликвидностью кредитных организаций. Так, наиболее доступным для анализа в качестве показателя активности работы банков является сумма кредито-вых оборотов кредитных организаций по корреспондентским счетам в банке Рос-сии. Необходимо учесть, что в условиях сформированной в России расчетной системы львиная доля рублевых банковских платежей (более 60%) проводится через платежную систему ЦБ РФ. Таким образом, большая часть банковских опе-раций неизбежно затрагивает счета в банке России, а значит, активность работы банков обязана тесно коррелировать с динамикой оборотов по корреспондент-ским счетам в Центробанке [13, с. 3].

После рассмотрения этих проблем мы видим, насколько неоднозначно дей-ствие денежно-кредитной политики государства и как многосторонне могут про-являться ее последствия. На сегодняшний день автор полагает, что одной из при-оритетных целей монетарной политики Банка России должно стать содействие развитию отечественной промышленности. В данном случае необходимо исполь-зовать комплекс инструментов:

во-первых, это дальнейшее укрепление курса национальной валюты, кото-рое будет способствовать снижению потоков импорта из-за рубежа и повышению конкурентоспособности российских товаров;

во-вторых, необходимо повысить доступность кредита путем постепенного снижения ставки рефинансирования, а инфляцию сдерживать с помощью регули-рования покупки и продажи ценных бумаг Центральным Банком на открытом рынке. Однако здесь имеет место еще один важный аспект - как уже было отмечено, изменение ставки рефинансирования мало коррелирует с динамикой процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, в связи с чем целесообразно проводить также активную политику установления норм обязательных резервов. Развитие рынка МБК будет способствовать усилению роли рефинансирования. Ориентиры роста денежной массы в стране также должны соответствовать по-ставленной задаче.

Последнее важно еще и потому, что темпы инфляции в стране превышают прогнозные значения, хотя автор не склонен винить в этом Банк России. Уже в сентябре 2005г. по отношению к декабрю 2004г. индекс потребительских цен со-ставил 110,9% [8], в ноябре 2006 года индекс потребительских цен составил 108,2% [8], тогда как в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики показатель инфляции был заложен на уровне 7-8,5% в год. Рост деловой активности и ограничение темпов инфляции возможны только при нахождении баланса между политикой повышения доступности де-нежных ресурсов и контролем увеличения объема денежной массы. Напомним, что наиболее легко поддающаяся регулированию часть денежных ресурсов, т.е. наличные деньги, составляют лишь около 40% от их общего объема.

§ 2. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев [9].

При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.

Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

На 01.01.2003 количество кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, составляло 502. К концу 2003 года данный показатель сократился составил 487 , а к концу 2006 года - уже 403. Однако следует отметить, что в это же время растет число банков, которые ликвидированы как юридические лица, причем в среднем 35% банков ликвидируются в связи с реорганизацией, а именно путем преобразования в филиалы других банков.

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и «белых пятен». Обозначим их.

1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Феде-рации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулиро-вания и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в опера-тивную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принима-ется Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансо-вых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по резуль-татам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

2. Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими ре-шения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным ор-ганизациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность яв-ляется гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» пре-дусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосред-ственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Реше-ние о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный ор-ган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматиче-ская конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и по-этому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

4. По своей природе бан-ковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономиче-ских связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и дру-гие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производст-венных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами меж-дународного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Цен-тральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банков-ском надзоре над межгосударственными банками, созданными на террито-рии Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков примени-мы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специ-альными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенст-вовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзо-ре.

Международный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не подпадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст. 15 Конституции РФ правила, установленные ме-ждународным договором, имеют приоритет над правилами внутригосудар-ственного законодательства. Одновременно с этим в пп. 1-2 ст. 75 Консти-туции РФ записано: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов госу-дарственной власти». Но коль скоро это так, то для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредит-ные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Феде-ральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-сии)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны [14].

5. Предметом банковского надзора, и в частности банковских прове-рок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и пра-вил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридиче-ских подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской дея-тельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в дея-тельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не загляды-вает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные наруше-ния в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причи-ной их краха.

6. Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских пра-вил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говори-лось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их дос-тупности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

7.Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгал-терского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) пра-вовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и от-четность.

К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банков-ская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями.

Системные связи между кредитными организациями повышают воз-можности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризи-са не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.

8. Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в кредитных органи-зациях. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с пра-вилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.