реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

­Развитая филиальная сеть.

Таблица 1 Рейтинг 20 банков РФ по активам - нетто

№п/п

место

Наименование банка, город

Активы банка, тыс. руб.

Депозиты физ.лиц

Место банка по депозитам физ. лиц

1

1

Сбербанк России · Москва

3 475 807 859

2 020 275 988

(1 место)

2

2

ВТБ · Санкт-Петербург

769 705 567

70 057 640

(4 место)

3

3

Газпромбанк · Москва

716 117 820

66 668 996

(5 место)

4

4

Банк Москвы · Москва

361 359 462

84 784 674

(2 место)

5

5

Альфа-Банк · Москва

347 951 922

47 204 372

(9 место)

6

6

УРАЛСИБ · Москва

288 207 816

59 612 293

(7 место)

7

7

Росбанк · Москва

279 935 780

63 198 971

(6 место)

8

8

Международный Московский Банк · Москва

241 823 635

21 060 341

(18 место)

9

9

Россельхозбанк · Москва

236 342 576

10 006 400

(39 место)

10

10

Райффайзенбанк · Москва

223 564 832

52 384 062

(8 место)

11

19

АК БАРС · Казань

102 128 396

19 542 312

(20 место)

12

52

Татфондбанк · Казань

30 047 652

7 666 119

(46 место)

Как видно из Таблицы 1АК БАРС - Казань в рейтинге занимает 19 место - активы - нетто тыс. руб., по депозитам физических лиц - 20 место. Таблица 2 отражает рейтинг самых потребительских банков.

Таблица 1 - Рейтинг самых потребительских банков

Место

Банк

Потребительские кредиты (тыс. руб.)

Потребительские кредиты / Кредиты (%)

23

Промышленно - строительный, С.-Петербург

5 483 819

7,16

24

КМБ - Банк, Москва

5 096 962

35,40

25

«АК БАРС» Банк, Казань

5 037 868

10,63

26

Альфа - Банк, Москва

4 880 814

2,64

27

Русфинанс, Самара

4 804 770

95,83

Кроме того в помещенную выше Таблицы 1 можно включить преимущества пластиковым картам: быстрое изготовление персонализированной карты (варианты: «за час», «за 3 часа», «за 1 день» и т.д.), моментальная выдача Visa Instant Issue (без персонализации), низкая комиссия за снятие наличных в устройствах иных банков, высокие ставки на остатки по карт.счетам в рублях, SMS-информирование об операциях и возможность установления операционных лимитов.

Также к преимуществам банка относят самую низкую комиссию за прием коммунальных платежей, бесплатная компьютерная обработка квитанций, удобный график работы, выгодный курс обмена валют, вклады под любые запросы клиентов, денежные переводы: большой выбор видов переводов при одинаковой комиссии, кредитование сельского хозяйства. Организационная структуру банка отражена на Рисунке 1.

Рисунок 1- Организационная структура банка

В настоящее время территориальная сеть Банка насчитывает 37 филиалов, 86 дополнительных офисов, 4 кредитно-кассовых офиса, 122 операционные кассы, дочерний банк в Саратове - "Наратбанк".
За пределами Республики Татарстан на территории Российской Федерации зарегистрировано 17 филиалов: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ижевске, Екатеринбурге, Тольятти, Самаре, Омске, Челябинске, Красноярске, Барнауле, Тюмени, Перми, Новосибирске. Кроме того, в российских регионах открыты 20 дополнительных офисов: два в Санкт-Петербурге, три в Нижнем Новгороде, два в Челябинске, три в Челябинской области (в г. Златоуст, г. Троицк, г. Магнитогорск ), один в Йошкар-Оле, один в Красноярске, один в Омске, два в Екатеринбурге, один в Самарской области (г. Жигулевск), один в Новочебоксарске, один в Ульяновске, один в Глазове, один Сарапуле.
Кредитно-кассовые офисы в г. Вятские Поляны (Кировская область), в г. Саранске, Великом Новгороде, и Петрозаводске. В Ижевске и Санкт-Петербурге открыто по одной операционной кассе.
Таким образом, уже сегодня ОАО "АК БАРС" БАНК присутствует на рынках 23 регионов Российской Федерации.

Все коммерческие банки, в том числе и ОАО «АК БАРС» БАНК в законодательном порядке публикует данные годового бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Консолидированный баланс всех коммерческих банков России представляет возможность охарактеризовать состояние экономики в целом и различных областей и регионов в частности. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.

Под платёжеспособностью понимается способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства в соответствии с наступающими сроками платежей.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в свете средне- и долгосрочной перспективы; она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Под ликвидностью понимается способность превращать активы банка в денежные или другие платёжные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платёжных средств для этого не хватает.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в средней и долгосрочной перспективе. Она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Объясняется это тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы - Центральном банке Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений. Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов. Одновременно с рынком кредитных ресурсов начинает функционировать рынок ценных бумаг, на котором банки выступают продавцами собственных, либо покупателями государственных и корпоративных ценных бумаг. Наличие страховых, финансовых и других кредитных учреждений активизирует конкурентную борьбу на рынке кредитных ресурсов и обостряет проблему аккумуляции банками временно свободных денежных средств.

Самую общую оценку деятельности банка можно получить, анализируя динамику абсолютной величины годового баланса с заключительными оборотами за ряд лет. Анализируя график динамики валюты баланса ОАО «АК Барс» банка (рисунок 2.) можно отметить, что максимальный объем валюты наблюдается в 2003 году - 15 142 719 тыс. рублей, темп роста к предыдущему году составляет 1,2 раза. Максимальный темп роста наблюдается в 2001 году и составляет 2,3 раза. В 2006 году рост валюты баланса - составил 102 128 396 тыс. рублей.

Рисунок 2 - График динамики валюты баланса «ОАО АК Барс» банка

Общая сумма собственных средств банка за 1999-2003 гг. увеличилась на 698 358 тысяч рублей, к 2006 году - увеличилась по сравнению с 2003 годом на 86 985 677 тыс. рублей. Для анализируемого банка характерно, что в течении данных лет доля уставного фонда уменьшилась с 83% от общего объема собственных средств до 64,5%, но абсолютная сумма фонда изменилась всего на 15396 тысяч рублей. За 2002-2003 гг. доля прибыли в структуре собственных средств возросла более в 2 раза (с 8,54% до 17%), в абсолютной сумме на 300 000 тыс. рублей. За рассматриваемый период доля прибыли в структуре собственных средств возросла на 15% и в абсолютной сумме на 490 000 тысяч рублей.

Таким образом, анализ структуры собственных средств банка показывает, что в связи со сложившейся благоприятной ситуацией для банка, произошло увеличение объема собственных средств, доминирующую часть собственных средств составляют различные фонды.

За анализируемый период заметно улучшилось отношение населения к деятельности банка, возросло доверие населения - Рисунок 3 - показывает динамику вкладов за 2003 - 2006 года.

Рисунок 3 - Динамика роста вкладов населения ОАО «АК БАРС» банка за 2003 - 2006 г.г.

Кредитная политика Акционерного коммерческого банка «Ак Барс» направлена на повышение рентабельности кредитных вложений, снижение степени риска и сохранение ликвидности. В соответствии со стратегией банка предпочтение при кредитовании отдается перспективным предприятиям ведущих отраслей экономики Татарстана. Рассмотрим данную тенденцию в структуре кредитных операций на примере таблицы 3.

Таблица 3 - Структура кредитных вложений Банка в реальный сектор экономики (%)

Наименование сектора экономики

%

Промышленность:

34

Машиностроение

8

Химическая промышленность

4

Легкая

0,3

Сельское хозяйство

3

Строительство

2

Торговля и общественное питание

8

Транспорт и связь

10

Прочие

43

Как видно из таблицы 3, большая часть кредитного портфеля приходится на ссуды, выданные промышленным предприятиям - 34%. Также большую долю кредитного портфеля занимают транспорт и связь - 10%.

В целях повышения устойчивой конкурентоспособности банка необходимо сохранить обороты по расчетным, текущим, валютным счетам основных клиентов банка, то есть сохранение рентабельной для работы клиентуры. При достижении устойчивого положения в меняющейся агрессивной конкурентной среде - диверсификация состава клиентов, обеспечивающая снижение совокупных рисков банковских операций. Политика «Ак Барс» при формировании ресурсной базы должна быть направлена на сохранение устойчивости пассивов и поддержание ликвидности. Необходимо обеспечить реальный рост валюты баланса, активизировать работу по реструктуризации пассивов. Решение данной задачи может быть достигнуто путем привлечения средств населения через пенсионные фонды, страховые общества. Следующая задача - привлечение средств клиентуры со значительными оборотами по счетам, привлечение бюджетных средств при получении статуса уполномоченных городских Администраций. Продолжить выпуск процентных векселей, эмитируемых банком; стремиться к изменению структуры баланса: поддержание внутренней сопряженности активов и пассивов по суммам и срокам на уровне не более 25% и стабильности источников до 70%. Создание ресурсов базируется на поиске дешевых и стабильных источников, сбалансированных с активами по срокам и процентам с учетом планируемой маржи. Наиболее выгодно привлечение среднесрочных ресурсов ( 91 день). Доля средств, привлекаемых до востребования - не более 25%. На более длительный длительный срок планируется привлечение валютных ресурсов, рублевые ресурсы должны привлекаться с плавающей процентной ставкой. В области кредитования необходимо улучшить качество кредитного портфеля с целью обеспечения плановой доходности, не допускать роста кредитных рисков, максимально снизить объем неработающих кредитов. Кредитование должно проводиться при наличии схем получения реальных денежных средств, обеспечивающих гашение кредита. Удовлетворение потребности в кредитах предприятий предполагается также за счет ускорения оборачиваемости кредитов и высвобождения из неработающих. С целью сбора необходимого объема доходов нужно осуществлять поддержание нормативного уровня рентабельности активов, инвестиций, текущий уровень возвратности кредита определять, исходя из критерия снижения уровня рентабельности.

§ 2. Регулирование банковской деятельности на примере

ОАО «АК БАРС» банка

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью ОАО «АК БАРС» банкА проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Аудитором деятельности ОАО «АК БАРС» банка являются ООО «Средне-Волжское экспертное бюро», «PricewaterhouseCooper's». Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Татарстан, 420013 г. Казань, ул. Баумана, 37, тел. (843) 236-60-82.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не управляет ОАО «АК БАРС» банком, а только наблю-дает за соответствием их деятельности установленным финансовым норма-тивам. Он не имеет административных полномочий по управлению ком-мерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредит-ных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у банка необходимую информацию о его деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы умень-шить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регули-рование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской дея-тельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время над-зор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банков-ский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан-ке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой ус-тойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк Рос-сии устанавливает обязательные для кредитных организаций правила про-ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходова-нием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистра-ции кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалифи-кационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.