реферат бесплатно, курсовые работы
 

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество)

· прием депозитов;

· выдача кредитов.

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя способами: внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Данные операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве осталась неизменной. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется Центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая обширная функциональная сфера деятельности коммерческих банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде различных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в акции или облигации. Банковский кредит - это удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

Кроме выполнения основных функций, коммерческие банки предлагают клиентам множество других услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительных операций для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, управлением недвижимостью, покупкой для клиентов ценных бумаг, выполнением гарантийных функций по облигационным выпускам.

Коммерческие банки представляют собой многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предлагают клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов, расчетов и т.д. Этим они отличаются от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки играют роль главного звена кредитной системы.

1.3 Правовые основы банковской деятельности

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства.

Источники банковского законодательства представляют собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов и иных источников права.

Иерархическая система источников банковского законодательства может быть представлена следующим образом:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы;

- подзаконные нормативные акты;

- другие источники права.

Конституция РФ содержит ряд положений, которые позволяют говорить о конституционно-правовых основах банковского права. К таким положениям можно отнести общие положения о единообразии и уровне правового регулирования, свободе экономической деятельности, защите собственности, конкуренции и т.п., которые распространяются и на банковскую деятельность.

Вместе с этим в Конституции РФ содержатся положения, относящиеся к собственно банковской сфере - нормы о Центральном банке РФ (Банке России).

Регулирование банковской деятельности, согласно Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации. При этом среди законов, регулирующих банковскую деятельность, можно выделить законодательство общего характера и специальное банковское законодательство.

К законодательству общего характера, используемом в сфере банковской деятельности, следует отнести:

- Гражданский кодекс РФ, предусматривающий общие правила о сделках, договорах, ответственности и т.п., которые применяются, в том числе и в сфере банковской деятельности. Кроме того, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит нормы, специально созданные для регулирования гражданско-правовых отношений в банковской сфере, такие как правила о банковском счете, вкладе, кредитно-расчетных правоотношениях, займе, кредите, об обеспечении и исполнении обязательств;

- законодательство о юридических лицах (в частности, Законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью), которые применяются, в том числе и к кредитным организациям с учетом специальных норм, установленных специально для кредитных организаций;

- законодательство о рынке ценных бумаг;

- законодательство о валютном регулировании и контроле;

- антимонопольное законодательство и др.

К специальному банковскому законодательству относят «банковские законы»:

- Закон о банках и банковской деятельности;

- Закон о Центральном банке РФ (Банке России).

Наличие, как общего, так и специального законодательства, регулирующего банковскую деятельность, ставит вопрос о соотношении общих и специальных правовых норм в данной сфере. По общему правилу нормы специального характера превалируют над нормами общего характера. Проблема возникает при решении вопроса о том, какой именно характер - общий или специальный - имеет конкретная норма.

Согласно одному подходу, нормы, содержащиеся в специальных банковских законах, имеют специальный характер и потому должны превалировать над нормами общего характера, содержащимися в других законах.

Согласно другому - характер нормы (общий или специальный) должен определяться не ее местонахождением (то есть содержится она в общем или специальном законе), а ее содержанием. При таком подходе некоторые нормы специальных банковских законов приобретут общий характер, а нормы, содержащиеся в законодательстве общего характера, специальный. Так, например, обстоит дело с вопросом о соотношении норм, регулирующих проценты по договору банковского вклада.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, многочисленны и относятся к самым различным вопросам данного вида предпринимательской деятельности.

В числе данных подзаконных актов важное место отведено нормативным актам Банка России. Право на издание нормативных актов предоставлено Банку России статьей 4 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России.

К иным источникам банковского права можно отнести торговые обычаи и обыкновения, принятые в международной банковской практике. Среди них можно выделить торговые обыкновения, относящиеся к банковским сделкам и систематизированные Международной торговой палатой. В их числе, например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила по договорным гарантиям, Унифицированные правила для гарантий по первому требованию.

Кредитная организация (КО) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в РФ определяется ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России №109-И от 14 января 2004 года.

КО создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью).

КО совершает банковские операции на основе лицензии, выданной Центральным банком. Банк России регистрирует КО и ведет книгу регистрации КО (за регистрацию КО взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала КО).

Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.

Учредителями могут быть лица, участие которых в КО не запрещено действующим законодательством. Учредители коммерческого банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, то есть полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.

Учредители - это юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Центрального банка, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Для регистрации и лицензирования КО ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов (ст. 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») представляют в территориальное учреждение Банка России следующие документы:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; учредительный договор;

- устав кредитной организации; протокол общего собрания учредителей; свидетельство (копия платежного документа) об уплате государственной пошлины за регистрацию КО;

- нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;

- декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал КО;

- анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- список учредителей КО;

- бизнес-план;

- документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации КО.

К ходатайству о регистрации прилагаются также расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КО на первые три года деятельности отдельно на каждый год.

Кандидаты на должности руководителей должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением КО, связанный с осуществлением банковских операций, составляющий не менее одного года. Если кандидаты на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера получили образование за границей, они должны предоставить заключение российского федерального органа по образованию о соответствии имеющихся иностранных документов об образовании российским дипломам. Если кандидаты являются иностранными гражданами, они должны предоставить копии документов, подтверждающих их право на осуществление трудовой деятельности на территории России.

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных КО в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 г. указанием №509-У.

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений. Согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

- установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем 15 дней представления ежемесячной отчетности;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

- неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Бака России, регулирующих банковскую деятельность, если в течение года к КО неоднократно применялись меры воздействия за подобные нарушения;

- неспособности КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательством и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к КО в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда - МРОТ (это признак банкротства);

- неоднократного в течение года неисполнения требования, содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов КО при наличии средств на счетах (во вкладах) этих лиц.

Лицензия аннулируется при прекращении деятельности КО по добровольному решению ее участников в порядке, предусмотренном Указанием Банка России «О порядке предоставления в Банк России ходатайства КО об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации КО на основании решения ее учредителей (участников)» от 1 марта 2000 г., №749-У.

Уставный капитала КО, создаваемой в виде акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями. Уставный капитал КО, создаваемой в виде общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее участников.

Вклады в уставный капитал могут быть представлены в виде:

- денежных средств;

- материальных активов (то есть здание или помещение, в котором располагается КО, за исключением незавершенного строительства). Предельный размер неденежной части уставного капитала банка не должен превышать 20%. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату части уставного капитала при ее создании, производится по соглашению между ее учредителями и утверждается общим собранием учредителей.

Для формирования уставного капитала КО не могут быть использованы:

- средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

- свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов (за исключением случаев, предусмотренных законами);

- привлеченные денежные средства.

Приобретение более 5% акций (долей) КО в результате одной или нескольких сделок одним учредителем либо группой учредителей, связанных между собой соглашением, либо учредителями, являющимися дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, требует уведомления об этом Банка России. Приобретение указанными лицами более 20% акций (долей) КО требует предварительного согласия Банка России.

Учредители (участники) КО, резиденты и нерезиденты, вправе производить взносы в уставный капитал создаваемых и действующих КО полностью или частично в иностранной валюте - в наличной и безналичной форме (юридические лица вносят валютные средства только в безналичной форме). Такой порядок установлен Указанием Банка России «О порядке оплаты уставного капитала КО иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета» от 19 марта 1999 г. №513-У. При этом для резидентов не требуется получения разрешения Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Оплата нерезидентами долей (акций) КО в иностранной валюте осуществляется после получения разрешения Банка России в соответствии с Положением «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной КО за счет средств нерезидентов» от 23 апреля 1997 г. №437 с изменениями и дополнениями от 4 ноября 2002 г..

Учредители (участники) могут оплачивать в иностранной валюте акции (доли) КО, как имеющих, так и не имеющих лицензию на осуществление банковских операций в иностранной валюте.

При оплате акций (долей) КО средствами в иностранной валюте могут использоваться единая европейская валюта евро и национальные валюты следующих стран: Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, США, Швейцария, Япония.

Номинальная стоимость акций (долей) КО, оплачиваемых иностранной валютой, должна быть выражена в учредительных документах только в рублях.

В течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации КО ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала - это обязательное условие для получения лицензии.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КРЕДИТОВАНИЯ

2.1 Общая характеристика банка

Открытое акционерное общество «Сберегательный банк Российской Федерации» (далее - Сбербанк России) является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и около 20 000 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк России нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка -- Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody's Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody's присвоило Сбербанку России наивысший рейтинг по национальной шкале.

В октябре 2008 г. Сбербанком России была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой он нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций Иванов В.В. «Деньги. Кредит. Банки» Москва 2010 стр.

.

Президент - председатель Правления Сбербанка России с ноября 2009 г. является Герман Оскарович Греф - бывший Министр экономического развития и торговли Российской Федерации.

2.2 Организационная структура Сбербанка России

По форме организации Сберегательный банк России представляет собой акционерное кредитное учреждение, осуществляют ее деятельность на основе Устава и других учредительных документов. Учредителем банка выступает Центральный банк России, ему принадлежит часть собственности Сберегательного банка - контрольный пакет акций.

Органы управления и организационная структура Сбербанка России на 1 января 2010г. представлены на рисунке 2.1..

Рис. 2.1. Организационная структура Сбербанка России

Деятельность Сберегательного банка регулируется и контролируется общим собранием акционеров, которое является высшим органом управления банка, а в промежутках между собраниями - Наблюдательным советом банка, избранным на учредительном собрании. Наблюдательный совет банка возглавляет Председатель Банка России. В Наблюдательный совет также входят представители других акционеров Сбербанка, два заместителя Председателя Банка России являются заместителями Председателя Наблюдательного совета банка.

Исполнительным органом банка является Совет директоров, состоящий из Президента, четырех вице-президентов и 15 членов Совета директоров. Общее руководство Советом директоров осуществляет Президент банка. Он распределяет обязанности между своими заместителями и директорами банка, устанавливает степень ответственности вице-президентов и директоров за состоянием дел и подотчетностью на участках.

На национальном уровне существует Сберегательный банк РФ, который представляет сберегательные учреждения в органах государственной власти, а также выполняет контрольно-ревизионные функции, издает правила и оказывает услуги общего характера.

Центральный аппарат осуществляет гибкую систему экономического управления территориальными банками, отделениями и внутренними структурными подразделениями банка, основанную на установлении нормативов и лимитов на всех уровнях принятия решений, которая позволяет применять единый подход к оценке и ограничению основных видов банковских рисков - процентного, курсового, балансовых и рыночных (Рис.2.2).

Рис. 2.2. Организационная структура Центрального аппарата Сбербанка России

Важными структурными подразделениями Сбербанка России являются территориальные банки, состав которых по состоянию на 1 января 2010г. представлен ниже:

1) Алтайский банк;

2) Байкальский банк;

3) Волго-Вятский банк;

4) Восточно- Сибирский банк;

5) Дальневосточный банк;

6) Западно- Сибирский банк;

7) Западно- Уральский банк;

8) Московский банк;

9) Поволжский банк;

10) Северный банк;

11) Северо-Восточный банк;

12) Северо-Западный банк;

13) Северо- Кавказский банк;

14) Сибирский банк;

15) Среднерусский банк;

16) Уральский банк;

17) Центрально- Черноземный банк;

18) Юго- Западный банк.

Возглавляются территориальные банки Сбербанка России председателями, назначенными Президентом Сбербанка России. В структуре территориальных банков Сбербанка России имеются также внутренние подразделения, подчиненные территориальным банкам.

Основным структурным элементом системы Сберегательного банка России выступают отделения, которые возглавляются управляющими, назначенными представителями банков. Они могут иметь операционные отделы, филиалы, обслуживающие клиентов. Все учреждения системы Сбербанка России осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о соответствующих подразделениях функции и т.д. Кроме того, Сберегательный банк России вправе создавать дочерние учреждения с правом юридического лица, собственным капиталом и контрольным пакетом акций, принадлежащих банку как на территории Российской Федерации, других государств СНГ, так и заграницей.

В составе внутренних структурных подразделений включены дополнительных офиса (в том числе 66,1% универсальных, 32,4% специализированных по обслуживанию корпоративных клиентов) и 11 927 операционных касс вне кассового узла. Кроме того, на начало 2008 г. функционировали 57 обменных пунктов, расположенных вне операционных подразделений банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.