реферат бесплатно, курсовые работы
 

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

967 и 1115) и Пальникшорский (1А, 840; между в. Пальникшор и в. 967). Они

соединяют истоки р. Грубе-Ю с р. Шершор -- крупным левым истоком р. Малая

Лахорта. К югу от массива расположен пер. Пальник-Ю (н/к, 370; соединяет

реки Пальниктывис и Мал. Лахорта. Массив Пальникшор имеет значительное

оледенение в карах восточного склона. С истоками р. Большая Лахорта долина

р. Шершор связана перевалом Захребетный (н/к, 680). К пер. Пальник-Ю от р.

Шершор можно попасть через седловину 460 м (н/к). Подъём на г. Пальникшор

возможен с пер. Пальникшорский по северному гребню или из долины р. Шершор,

от верховий южного истока (оба пути 1А).

Каровый массив

Южнее Пальникшорского массива расположены редко посещаемые верховья

рек Пага и Погурей, Кокпельские перевалы (часто используемые местными

жителями) и Каровый массив, примыкающий к главному хребту. Массив вытянулся

с севера на юг на 25 км, а с запада на восток -- на 15 км. Высшая отметка --

1142 м. Горы здесь резко ассиметричны, обрываясь на запад почти

непрерывной стеной на всём протяжении массива и плавно теряя высоту к

востоку. С севера Каровый массив ограничен долиной истоков Малой Лахорты и

Лахортаегарта. В центральной части массива находятся перевалы Петербург

(между истоками Паги и Погурея), Петроград (из Пагурея в Вылью) и Ленинград

(из долины Ыджиг-Лабахэйшора обратно в Пагу), все 1А. Из-за значительной

удалённости от железной дороги Каровый массив практически не посещается.

Это одно из интереснейших мест Полярного Урала, своеобразный "затерянный

мир". Южнее хребет сильно понижается к Кокпельским перевалам и повышается

уже при приближении к северным границам Приполярного Урала, там расположены

в. 1365, г. Грубеиз (1435) и г. Лемваиз (1421).

Подъезды

Большинство маршрутов начинается от железной дороги. В массивы Райиз,

Собский, Пайерский и Сомнемпайский путь лежит от станций Собь, Харп, 110 км

(пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомнемпайскому,

Хойлинско-Лахортинскому, Хордъюсскому, Пальникшорскому и Каровому массивам

можно добраться от станции Сивая Маска, а к самым южным массивам -- от

станций Абезь и Шор. Наибольшое удаление Полярного Урала от железной дороги

составляет около 60 км.

Оценка работы турфирм, организующих экстремальные путешествия.

Предлагаемые маршруты расположены на территории Полярного и

Приполярного Урала. На его территории находятся памятники археологии,

архитектуры, истории, культуры, имеются уникальные природные зоны. Здесь

расположено множество самых красивых и больших озер Ямало-Ненецкого

автономного округа, берега которых хранят следы древних поселений, - все

это привлекает гостей из других регионов России и зарубежья. Отсутствие в

районе в течение длительного времени туристских организаций привело к

развитию неорганизованного туризма, доходы от которого не пополняют

окружной бюджет. В округе есть возможности для организации культурного,

гостевого, водного, горного, охотничье – рыболовного, экстремального и

других видов туризма. В связи с этим администрация Ямало-Ненецкого

автономного округа приняла решение создать в окружном центре – городе

Салехард - муниципальное предприятие - туристское партнерское агентство

"Гостевой дом", целью которого станет:

- объединение всех ресурсов для туристского освоения территории;

- развитие экстремального туризма в регионе;

- сохранение и развитие народных традиций и промыслов;

- формирование партнерских отношений между местными сообществами и

жителями в создании условий для приема туристов;

- создание новых рабочих мест.

С момента создания Агентства уже проделана следующая работа:

разработана "Программа развития туризма в регионе";

созданы инициативные группы по разработке туристских маршрутов;

приобретено и отремонтировано здание Агентства;

начата работа по созданию рекламной продукции о культурной и экономической

жизни региона (по заказу окружной администрации телекомпанией "Ямал" снят

15 минутный фильм "Ямал – на рубеже тысячелетий");

приняты первые группы иностранных туристов из Канады, Дании, Швеции и

Финляндии, Норвегии, которым были предоставлены следующие услуги: посещение

стойбищ хантов-оленеводов, знакомство с жизнью и укладом хантыйской семьи,

дегустация блюд национальной кухни, участие в народных праздниках,

знакомство с работами мастеров - умельцев и приобретение изделий ручного

труда.

Агентство продолжает работу по поиску новых партнеров, развитию

информационной деятельности как одного из приоритетных направлений, но

отсутствующая материально - техническая база не позволяет оперативно решать

поставленные задачи.

Основная цель проекта - развитие рекламно-информационной деятельности

Агентства.

Задачи проекта:

Создание условий для рекламно-информационной деятельности Агентства.

Распространение информации на внутреннем и внешнем туристском рынке о

культурно-исторических объектах, природных достопримечательностях,

традиционной национальной культуре, народных промыслах, праздниках, о

туристских маршрутах на территории Полярного и Приполярного Урала.

Привлечение общественного внимания к деятельности Агентства.

Уникальность проекта состоит в том, что появляется реальная возможность

введения в информационный оборот неиспользованного ранее материала в

традиционной культуре хантов, селькупов, манси, исторических объектах и

природных заповедных зонах Полярного и Приполярного Урала.

Проект рассчитан на широкий круг людей, увлекающихся экстремальными видами

туризма, а также на образование туристических фирм.

Участники проекта - администрация Ямало-Ненецкого автономного округа,

окружной центр национальных культур, Государственный комитет по физической

культуре, спорту и туризму, муниципальное предприятие партнерское агентство

"Гостевой дом", учреждения культуры, образования округа, государственные и

частные предприятия округа МТПП "Северное сияние", общественные

организации, туристские фирмы.

Услуги, предоставляемые компанией приключенческого туризма"Мамонт-eXtreme"

для туристов и туристских групп.

Прокат туристского снаряжения и инвентаря

Прокат снаряжения для отдельных туристов производится на основе денежного

залога в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения.

Прокат снаряжения для туристских групп может быть основан либо на денежном

залоге в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения, либо на

сопровождении группы проводником Компании, осуществляющим наблюдение за

надлежащим использованием и сохранностью снаряжения.

В случае повреждения предоставленного в прокат снаряжения, турист

производит его ремонт за свой счет или возмещает Компании затраты на

ремонт, а также выплачивает компенсацию за потерю товарного вида. Время,

затраченное на ремонт, входит в оплачиваемое время проката. Размеры затрат

и компенсаций определяются специалистами Компании исходя из первоначальной

стоимости снаряжения и причиненного ущерба.

Стоимость услуг проката

Табл. №4

|Наименование |Стоимость, руб.|Прокат, руб. в |

| | |день |

|Рафт 16-ти футовый + 6 весел |30000 |360 |

|Каяк п\э "Инвайдер" + весло + юбка |12000 |200 |

|Байдарка 2-х мест. "Тритон" +2 весла |7400 |100 |

|Палатка 2-3–х местная "Ладога" |2200 |30 |

|Спальный мешок + коврик |400 |10 |

|Гермоупаковка "Драйбэг" |200 |5 |

|Рюкзак "Алтай" пр-во "Терра" |500 |15 |

|Спасжилет + каска |310 |10 |

|Групповое снаряжение на 6 - 10 человек|- |50 руб. в день |

|(тент, таган, котлы, посуда, кухонные | | |

|принадл.) | | |

|Сопровождение группы |- | 200 руб. в день |

|инструктором-проводником | | |

Разработка туристских маршрутов и сопровождение групп

Разработка туристских маршрутов по России и СНГ производится опытными

инструкторами Компании исходя из пожеланий и готовности группы. Также может

быть предложен на выбор один из уже существующих туристских маршрутов.

Группа сопровождается по выбранному маршруту инструктором-проводником

Компании.

Разработка маршрута – бесплатная. Группа оплачивает сопровождение из

расчета 200 рублей в день на одного инструктора. Группа также обеспечивает

проезд инструктора на маршрут и обратно и питание инструктора на маршруте.

Если группа, сопровождаемая инструктором Компании, пользуется услугами

проката, дополнительное сопровождение не требуется.

Заброски туристских групп по Полярному и Приполярному Уралу

Заброски туристских групп осуществляются на основе двухсторонних договоров

Компании с автотранспортными предприятиями Северной железной дороги.

Компания обеспечивает встречу группы автотранспортом на соответствующей

железнодорожной станции и доставку к месту начала активной части маршрута.

Заявки на заброску принимаются в офисе Компании, не позднее, чем за неделю

до даты прибытия группы. Группе выдается квитанция с указанием даты и

времени прибытия, номера поезда, пункта назначения и стоимости перевозки.

Оплата услуг Компании производится в момент подачи заявки в размере 20% от

стоимости заброски. Оплата автотранспорта производится непосредственно на

месте. Дополнительно оплачивается погрузка–разгрузка (1 час) - 80 руб.

Доплата за работу в выходной день - 80 руб.

Работа турфирмы «Клуб приключений», ориентированной на молодежный активный

отдых.

Задача : Организация активных видов досуга на природе.

Приоритетные направления:

Охота и рыбалка - связь с егерями, прокат снаряжения, транспорт, проводник.

Кладоискательство - архивы, поиск на местности, подъем, юридическая

поддержка.

Водные лыжи и лодочные моторы - катание, тех. обслуживание

Сбор ягод и трав - просто набрать и законсервировать.

Прокат инвентаря и снаряжения

Маршруты по пешему, водному, лыжному, на оленьих упряжках и авто туризму -

разработка и обкатка маршрутов.

Турбаза-кемпинг - ремонт, создание тренировочной базы и мест отдыха.

Безопасность - обучение, семинары, наработки, страховка.

Экстрем снаряжение - образцы и цены, реклама и отзывы, ярмарка для всех

Внедорожники - троффи, ралли, техника езды по бездорожью, супер-джип: мото

и водный

Капустник - вечеринки, поездки, традиции, фольклор.

Турбаза, кемпинг. Эксплуатируются в непродолжительный летний период.

Проживание в 3-5-местных номерах в деревянных одноэтажных коттеджах,

которые расположены прямо на берегу озера, и в кемпинге (палаточном

лагере). Питание - самостоятельно. Оборудованы костровые места. Имеется

летняя кухня, предоставляется посуда.

Дополнительные услуги:

- Лодка

- Моторная лодка

- Водный велосипед

- Волейбол

- Рыболовецкое снаряжение

Организуется гонки по бездорожью.

Из краткого описания работы турфирм, а также приведенных цен видно,

что фирмы направлены на молодежный сектор туристов, а также на

профессионалов туристов-экстремальщиков, и не ориентированны на

международный рынок, привлечение в региона иностранных туристов,

организацию их досуга и обслуживания. Другие фирмы, работающие на

международном рынке также не учитывают запросы иностранных туристов-

экстремальщиков, а предлагают в основном культурные туры. Стараясь

восполнить этот пробел, в третьей главе предлагаю туристские маршруты,

адаптированные для международных туристов, предпочитающих активные виды

отдыха в экологически чистых районах Полярного и Приполярного Урала.

3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории

Полярного и Приполярного Урала.

3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на

примере водно-пешеходного маршрута “по рекам полярного урала”.

Чтобы привлечь туристов на Урал, необходимо подготовить программы и

условия обслуживания не только такого же уровня, а в чем-то оригинальнее,

чем международные образцы. Турист оплачивает новые ощущения и знакомство с

неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание турпродукта

начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления

наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные

качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и

реализации. Проектируя турпродукт, предлагаемый в работе, исходила из

местных возможностей (туристских ресурсов), а также учитывала возможность

создания дополнительных аттрактивных ресурсов и мероприятий (шоу,

фестивалей). Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той

или иной местности.

Базис для разработки туристских программ:

- живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;

- погодно-климатические условия;

- хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность,

экологическая безопасность;

- комфортные и уютные гостиницы;

- здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;

- максимальная изолированность от шума;

- наличие естественных водоемов.

На основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей

составляют

программы обслуживания.

Описания маршрутов предназначены для фирм организаторов экстремальных

походов, даны с примечаниями, в которых указаны мероприятия, требующиеся

для переоборудования баз геологов в турбазы. Данные мероприятий должны

обеспечить необходимый уровень комфортности на маршрутах.

Далее в работе привожу рассмотрены водно-пешеходные, лыжные и

пешеходные маршруты.

В работе использованы следующие сокращения (понятия):

1. РЫБАЛКА (РЫБНАЯ ЛОВЛЯ). Означает, что в данном месте туристам

предлагается порыбачить. При удачном улове – приготовление ухи на костре,

а также других рыбных блюд. В параграфе растительный и животный мир дано

подробное описание видов рыб в реках Полярного Урала. Отмечается их

особенный вкус, пищевая ценность. Места для рыбалки выбраны с учетом

анализа отчетов туристов о походах в данной местности, а также экспедиций

по Полярному Уралу.

2. ОХОТА. Подразумевает, что в данном месте имеется дичь и дикие животные,

на которых не запрещена законодательно охота. Охота организуется при

наличии у туристов охотничьих билетов. Данная услуга предлагается в

специальных охотничьих турах.

3. СБОР ГРИБОВ И ЯГОД. До последнего времени грибы и ягоды, собранные в

тундре и тайге, считаются экологически чистыми и не ядовитыми, но во

избежание отравлений не рекомендую собирать и употреблять в пищу

незнакомые грибы и ягоды без проводника-инструктора, имеющего специальные

знания.

4. ДНЕВКА. Это туристский термин, означает расположение группы на одно-

двухдневную стоянку, во время которой группа отдыхает, занимается

ремонтом снаряжения, а также совершает радиальные походы на

примечательные объекты данной местности (к примеру, экскурсия на места

разработки хрусталя, восхождение на перевалы), в соответствии с

разработанным маршрутом. На дневках предусмотрены бани. Дневки, как

правило, планируются в населенных пунктах, на базах геологов. В которых

располагаются туристские приюты.

5. ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРИЮТЫ (БАЗЫ) представляют собой хижины, балки

– разборные домики, деревянные домики, срубы, а также утепленные

вагончики, один из которых служит баней, наличие которой обязательно на

всех маршрутах особенно в зимний период. В организованных туристских

приютах (базах) хранится запас продовольствия, дров (топлива), запасное

туристское снаряжение, а так же находится техника и предусмотрены

площадки для посадки вертолетов. Организована связь посредством раций с

ближайшими аэропортами для экстренной эвакуации пострадавших санавиацией

– скорой помощью на вертолетах. Отмечу, что рациями в тундре оснащены

также оленеводы.

Важной составляющей экстремальных туристских походов является

транспорт. Передвижения по тундре, перемещения групп туристов, а также

заброска снаряжения на большие расстояния осуществляется по средством

специальной техники. Летом - это вездеходы на воздушной подушке,

безопасные для тонкого почвенного покрова тундры с экологической точки

зрения. Зимой - гусеничные вездеходы, снегоходы типа «Буран», оленьи

упряжки.

Особое место принадлежит малой авиации. Скорая медицинская помощь

осуществляется только вертолетами. Вертолеты и самолеты типа АН-2

используются как в горной местности, так и в тундре. Эта модель самолетов

очень практична на лыжах – зимой и на водных лыжах - летом может

осуществлять посадки в руслах рек, а также на поверхности озер.

Может показаться непосильным для любой туристской фирмы необходимое

количество техники, учитывая трудность ее доставки на места организованных

туристских приютов. Есть простой выход. На территории Полярного и

Приполярного Урала находится большое количество геологоразведочных баз,

многие из которых ныне не действуют, в лучшем случае поддерживаются, а в

основном заброшены, в связи с трудным экономическим положением предприятий

и институтов, которым принадлежат базы. Там же находится и спецтранспорт –

вездеходы, снегоходы. Данное обстоятельство делает экономически выгодной

как небольшой турфирме так и владельцам баз аренду пустующих помещений для

организации туристских приютов (баз) и спецтехники. Авиация арендовывается

у местной авиакомпании «Ямал», также имеется у геологоразведочных

предприятий.

ВОДНО-ПЕШЕХОДНЫЙ МАРШРУТ «По рекам Полярного Урала»

С Ляпина на Усу по Хулге, Хаймаю, Большой Хайме, Хайме и Лемве

1. По Северной железной дороге до станции Лабытнанги (от Москвы 2,5 дня).

2. На катере по Оби от Лабытнанги до Салехарда, 30 км (2,5 часа).

3. На пароходе от Салехарда до поселка Березово вверх по Оби, 428 км (1,5

дня) (на самолете 2 часа).

4. На пароходе от Березова до селения Саранпауль вверх по Северной Сосьве

(304 км) и Ляпину (153 км). Всего 457 км (2 дня) (на самолете 2 часа).

5. На байдарках вверх по Ляпину, Хулге (229 км) и Хаймаю (22 км) до начала

волока. Всего 251 км (7 дней).

6. Пешком через перевал Хайма до конца волока на реку Большая Хайма, 39 км

(2 дня).

7. На байдарках вниз по Большой Хайме (6 км), Хайме (9 км),

Лемве (133 км) и Усе (12 км) до станции Абезь Северной железной дороги.

Всего 160 км (5 дней).

|Тип похода |Категорийност|Протяженность |Продолжи-тельн|Сроки |

| |ь | |ость |проведения |

|Водно-пешеход|I- II |450 км |14 дней |июнь – |

|ный | | | |август |

Этот маршрут - один интересных и сложных; туристам придется

подниматься 251 км против течения и делать почти 40-километровый волок

байдарок через главный водораздел. В данной разработке волок заменяется

переездом туристов и снаряжения на вездеходах, что значительно сокращает

время похода и уменьшает категорию сложности, делая маршрут доступным для

большего количества туристов-водников. Труднопроходимых порогов на реках

мало; встречаются в основном быстрые мелководные перекаты, не опасные для

плавания. Идти лучше вверх по Ляпину, Хулге и Хаймаю, а спускаться по

Большой Хайме, Хайме, Лемве и Усе, а не в обратном направлении, так как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.