реферат бесплатно, курсовые работы
 

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

рельсы... досками, приколачивая их к шпалам. Нам встречались участки по 10--

20 м, "отремонтированные" таким "топорным" способом. В начале 1990-х линию

связи наконец упразднили, и движение на дороге Салехард -- Надым

прекратилось навсегда. Вскоре после этого первые 92 км рельсов со стороны

Салехарда сняла и вывезла какая-то фирма, позарившаяся на ценную

Демидовскую сталь.

Широкая река разделяет город Надым и поселок Старый Надым. Низководный

временный железно-дорожный мост простоял недолго, так и не дождавшись

появления постоянного. А на другом берегу реки иная ситуация. Участок от

поселка Старый Надым до станции Ягельная (там, где нынче стоит город Новый

Уренгой) простоял в запустении недолго -- в 1970-х годах его, слегка

починив, вновь ввели в эксплуатацию. "Музейные" рельсы царских времен

заменили на более современные, обновили мосты, но качество пути и сегодня

оставляет желать лучшего. На одном участке, от Надыма до ст. Пангоды,

вообще нет пассажирского сообщения -- не позволяет плохое состояние

реконструированного пути. Однако грузовые поезда там все же ползают -- ведь

идет освоение нефте- и газоносного Севера. Протяженность другого участка,

от Пангод до Нового Уренгоя, всего 113 км, но поезд затрачивает 4,5 часа,

чтобы пройти их.

Между станцией Ягельная и пристанью Ермаково на Енисее рельсы так и не были

уложены полностью -- помешала смерть вождя. Этот участок -- самый глухой и

трудно проходимый даже пешком. Всю трансполярную магистраль, от Ермаково на

запад, удалось пройти в 1990 году группе велотуристов, о чем можно прочесть

в журнале "Турист" (N 7, 9, 10 за 1990 год). Они обнаружили на 503-й

большое количество невывезенной техники -- например, 11 паровозов! С

западной же части дороги (501-й) паровозы успели вывезти на "материк" в

1953 г.

Круглогодичная хорошая автодорога от Тюмени идет через Сургут (на Оби

моста нет -- паром), через Ноябрьск и доходит до небольшого поселка Пурпе.

Дальше, до Коротчаево, -- зимник (с декабря по апрель). Летом машины

преодолевают этот перегон на ж.-д. платформах. Станции: Войновка, Тобольск,

Демьянка, Сургут, Ноябрьск, Пурпе, Коротчаево. Пассажирских поездов много

до Сургута, после рейсы немногочисленны.

Участок Коротчаево -- Новый Уренгой: хорошая автотрасса (бетонка). Много

машин и автобусов (билет от 15 руб). Далее, до ст. Пангоды, идет плохая

дорога без покрытия, летом иногда непроходимая из-за дождей. Строится

бетонка. Зимой, а также летом в хорошую погоду есть даже легковушки, в

плохую они едут по "железке" с единственным грузопассажирским поездом

Коротчаево -- Пангоды. Далее, до Старого Надыма, очень плохая автодорога с

редким движением (в основном "Уралов"). Ходит автобус на базе "Урала". По

желдороге тут идут редкие товарняки. Между двумя Надымами есть неплохая

дорога, 7 автобусов в день, машины, через реку имеется понтонный мост.

После Надыма никаких летних дорог нет. Неплохой зимник до Салехарда

(действует в январе -- марте) проходит вдоль 501-й дороги. Есть зимник до

Екатеринбурга через Приобье. Для желающих попасть в заполярный городок

Ямбург существует от Н.Уренгоя бетонка (300 км) и железная дорога (один

поезд ежедневно).

МАРШРУТ

|Тип |Категорийност|Протяженность|Продолжительность|Сроки проведения|

|похода|ь | | | |

|Пеший |I- II |300км |10 дн |июнь – август |

Карта маршрута представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №5.

Маршрут начинается в Новом Уренгое. Современный, аккуратный городок

газовиков, с бесплатными городскими автобусами, дорогими продуктами,

круглосуточно работающим ж.-д. вокзальчиком. Доехали грузопассажирским

поездом до Пангод, а затем до Надыма. Это еще более современный городок.

Вблизи каждого такого городка поражают огромные свалки, на которые вывозят

тысячи тонн металлолома (в основном погибший автотранспорт) и пустые

бутылки. Геологи будущего найдут здесь бесчисленные богатства, и на Крайнем

Севере, видимо, тогда возникнут новые поселки металлургов и

бутылкодобытчиков...

Далее из Надыма на запад. В 10 км от города появились следы "железки":

рельсы, шпалы, деревянные мосты. Последние больше всего пострадали от

времени: одни сгнили, другие сгорели, третьи под действием вечной мерзлоты

выгнулись и перекосились. Половина мостов уже не была пригодна для

переправы. В таких случаях можно найти обходные пути, или построить настил

из шпал. Обилие переправ сильно тормозит движение, группа проходит всего 25-

-30 км в день. Зато с дровами не было проблем -- можно было использовать

шпалы, остатки мостов и иные отходы цивилизации.

Дорога проложена по тундре, по обе стороны ж.-д. насыпи -- болота с

небольшими участками леса. Почти всегда приходилось идти по шпалам. Палатки

можно было ставить прямо на рельсах. Основными жителями тундры оказались

комары и мошка, несколько раз встречали оленей и ненцев-оленеводов. Через

35 км широкая река (Нгарка-Пыряяха), через которую нет моста. Однако на

реке имеется лодка, на которой группа переправляется на другой берег.

После Пыряяхи пошли совсем дикие места -- никаких следов человеческой

деятельности. В 65 км от Надыма находится зона охоты и отдыха предприятия

"НАДЫМГАЗПРОМ". Охота, рыбалка, сбор ягод, дневка. База отдыха называется

"Карась", туда отходит довольно заметная дорожка-просека. Имеется рация.

На 88-м километре река Маханядпус-Яха (в народе именуемая Пусьяхой).

Мост давно обрушился, остались раскачивающиеся над рекой два рельса метров

50 каждый. Шпал уже давно не было. Отчаянные связисты в прошлом проезжали

этот "мост" своим ходом. Так же прошла и группа велосипедистов в 1990 г. на

своих велосипедах-катамаранах (с дополнительным колесом на кронштейне).

Соблюдая технику безопасности, лучше применить другой метод, проводник

организует сборку плота, на котором все участники и переправились.

Группа подходит к остаткам лагеря. Лагеря были устроены на 501-й через

каждые 5 км. Но находились они не вблизи дороги, а несколько в стороне. За

прошедшие годы одни лагеря скрылись в растительности, другие сгорели,

третьи (в окрестностях Надыма и Салехарда) были использованы на нужды

народного хозяйства. Но все же туристы имеют возможность осмотреть и

бараки, и домики охраны, и ШИЗО, и заборы, и вышки с колючей проволокой...

Зрелище не из приятных.

Многое сохранилось за 50 лет неповрежденным: огромные, неожиданно

стоящие в тундре семафоры, стрелки, рельсовые тележки, на которых мы везли

свои рюкзаки на двух небольших участках дороги, несколько деревянных

путейских (или связистских) домиков, явно оставшихся с тех времен.

Сохранились и два достаточно больших железных моста (другие подобные давно

свалились в протекающие под ними реки из-за повреждения деревянных опор).

Через 135 км на полдороги между Надымом и Салехардом, стоит несколько

вагончиков для жилья, имеется генератор, рация, несколько автомашин,

вездеходы. В октябре сюда приезжает основной контингент работников, которые

должны к зиме подготовить зимник и затем следить за ним. В период весна –

осень есть возможность арендовать поселок для организации турбазы.

По обломкам разрушенного моста группа пересекает речку Танопча (195 км

от Надыма). За ней большой разлив, переходящий в болото, необходимо

построить плот и поплыть на нем вниз по течению, в реку Полуй, в устье

которого стоит Салехард. Материал для плота имеется на Танопче в изобилии.

Однако сплав на плоту до Салехарда очень долгий. Полуй широк, имеет очень

медленное течение, разветвляется на несколько рукавов. Полуй -- медленная,

судоходная река.

Для путешествия необходима веревка (20 и 40 м), небольшую резиновая

лодка. Веревка нужна для страховки, организации переправ, плотоходства и

др. На 501-й много комаров и мошки, особенно в теплое время. Накомарник,

перчатки, длинные рукава и прочая антигнусовая защита обязательна.

3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры

по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики.

Туризм - это одна из уникальных отраслей современной экономики,

нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни

населения, защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом

человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных

ресурсов. Туризм на Полярном и Приполярном Урале должен стать важной

составной частью экономического и социального прогресса ЯНАО. Стратегия

развития туризма должна определяться необходимостью формирования

собственного туристского продукта Полярного и Приполярного Урала и

обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и

внешний рынки. Для успешного развития туризма в рамках рыночных условий

необходима координация деятельности туристских фирм, региональных и

муниципальных органов управления. Автор пришел к выводу, что реализация

стратегии развития туризма в конечном итоге позволит привлечь на Ямал до 40

тыс. туристов в год и обеспечить до 100 тыс. человек количество

пользователей услуг туристских компаний по выезду за рубеж, появится

потребность в создании новых рабочих мест в сфере обслуживания туристов в

ЯНАО.

Автором разработана Программа развития туризма на Ямале в 1999 – 2005

годах.

В данной программе учтены также интересы туристов-экстремальщиков как

иностранцев так и россиян.

В условиях недостатка финансовых ресурсов задачи такого масштаба,

каким является развитие туризма в ЯНАО, можно решить только программно-

целевыми методами. Программа и механизмы ее управления позволяют

сконцентрировать усилия всех заинтересованных туристических и транспортных

фирм, гостиниц, предприятий общественного питания, культурно-

развлекательной и образовательной сферы, средств массовой информации,

государственных и муниципальных служб на достижение общих и частных

конечных результатов. Общим интересом для всех в предлагаемой программе

развития туризма, по мнению автора, является привлечение платежеспособных

клиентов и качественное удовлетворение их потребностей.

Основной целью предлагаемой автором программы является создание в

регионе современного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной

стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения

ЯНАО, российских и иностранных граждан в туристских услугах (в услугах,

турфирм, организующих экстремальные туристские путешествия, в том числе), а

с другой стороны, вклад в развитие экономики округа, в том числе за счет

налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и

увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального

использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала

ЯНАО.

Основные задачи программы:

- Формирование региональной нормативно-правовой базы развития туризма в

ЯНАО и системы регулирования туристской деятельностью. Защита регионального

туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных

гарантий и иных мер государственной поддержки.

- Формирование имиджа ЯНАО как современного туристского рынка.

Совершенствование системы информационного обеспечения и научных

исследований в области туризма. Интеграция ЯНАО в систему российского

туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области

туризма.

- Стимулирование развития материально-технической инфраструктуры туризма

путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции

и нового строительства туристских объектов. Улучшение качества обслуживания

туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в

работе туристских предприятий. Развитие системы подготовки и повышения

квалификации кадров в сфере туризма.

Система программных мероприятий

1. Формирование нормативно – правовой базы предусматривает приведение

региональных нормативных актов в соответствие с потребностями развития

туризма в ЯНАО и требованиями Закона "Об основах туристской деятельности в

Российской Федерации" и других федеральных нормативно-законодательных

актов. Предполагается разработать и принять в Окружной Думе Закон "О

развитии туризма в ЯНАО". В дополнение к Закону предполагается принять ряд

нормативных актов Правительства ЯНАО, касающихся изменений в системе

государственного регулирования и в отношениях собственности в сфере

туризма. Принятие Закона и дополнительных нормативных актов значительно

повысит эффективность процесса согласования интересов различных

муниципальных образований и туристских компаний, позволит избежать

нерациональных затрат и дублирования при создании и использовании местных

туристско-рекреационных продуктов и объектов инфраструктуры. Особенно

важно, так как планируемые затраты на организацию туристских путешествий

велики, и не обойтись без аренды помещений и транспорта.

Целям создания единого регионального туристско-рекреационного

комплекса отвечает принятие соглашений о координации туристской

деятельности с центром в г. Салехард. Добровольное объединение ресурсов

мелких туристских фирм, транспортных компаний, гостиниц, учреждений

культуры при поддержке муниципальных и региональных органов позволит

сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в эту сферу и

обеспечит рост притока туристов в ЯНАО.

Как составную часть земельного кадастра ЯНАО, предполагается

разработать кадастр туристских территорий, включающий рекреационные зоны,

памятники культуры и истории, особо - охраняемые природные территории.

Данный пункт программы имеет большое значение для развития экстремального

туризма, так как основные туристские экстремальные маршруты проходят по

экологически чистым территориям, предполагаемым для включения в кадастр.

Для комплексного решения проблем международного туризма,

предполагается разработать и принять ряд документов о выполнения в ЯНАО

федеральных законов, регулирующих таможенный и паспортно-визовой режимы.

Необходимо найти способы сокращения времени для процедуры получения виз

российскими гражданами и процедуры регистрации иностранных граждан.

Особое значение имеет дальнейшее развитие системы сертификации и

лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристских

услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих. Что

касается страхования туристов-экстремальщиков – это необходимость в данном

виде туризма, в связи с тем, что маршруты относительно сложные и опасные,

связанные с риском для жизни путешествующих.

2. По моему мнению, формирование туристического имиджа ЯНАО включает

многостороннюю деятельность по привлечению туристов в ЯНАО и интеграцию

ЯНАО в систему российского и международного туристского рынка.

Межрегиональная интеграция и международное сотрудничество предусматривает

разработку и реализацию проектов в рамках Арктического региона.

Создание туристских информационных центров в г. Салехард, Надым,

Ноябрьск, Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся

туристские ресурсы.

С целью маркетинга по продвижению готовых турпродуктов Ямала

предполагается:

. открыть международные маршруты в регионе (в том числе экстремальные);

. участие в международных, в российских и региональных туристических

выставках, ярмарках, конференциях;

. развивать конгрессный туризм, способствуя превращению ЯНАО в центр

общественных и культурных событий Арктического региона;

. проведение международных семинаров по развитию туризма.

Привлечению туристов в ЯНАО будут способствовать краеведческие

публикации, рекламно-издательская деятельность. В 2001 году предполагается

опубликовать:

Фотоальбом "Дикая природа Ямала"

Туристский путеводитель по ЯНАО

Фотоальбом "Ямальские Минералы"

Карты – схемы "Города ЯНАО"

Рекламные проспекты туристских фирм и гостиниц.

3. Развитие материально-технической инфраструктуры туризма, привлечение

отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового

строительства туристских объектов, улучшение качества обслуживания туристов

на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе

туристических предприятий предусматривается рядом относительно

самостоятельных проектов. Каждый из этих проектов выполняется частными или

муниципальными предприятиями за счет собственных ресурсов. Включение их в

региональную Программу позволит привлечь дополнительные ресурсы и получить

другие дополнительные возможности при реализации. В период реализации

программы получат развитие и будут доступны для массового туриста все

имеющиеся в ЯНАО туристские продукты. Создание туристских информационных

центров в городах Салехард, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Ямбург позволит

более полно использовать имеющиеся туристские ресурсы. В числе новых

объектов туризма и инфраструктуры:

- Пилотный регион экологического туризма в районе заповедников "Денежкин

Камень" и "Вишерский"

- Развитие зимнего туризма в горах Полярного и Приполярного Урала,

- Создание горнолыжной базы в п. Харп филиала горнолыжной школы

«Олимпийского резерва».

- Создание в городе Лабытнанги федерации горнолыжного туризма округа

- Расширение открытого акционерного общества "Ямал-тур-сервис"

- Сувенирное производство на основе народных промыслов

По мнению автора, развитию туризма будут способствовать достижение

целей в региональной политике развития транспорта. В частности,

непосредственное отношение к увеличению потока приезжающих в ЯНАО людей

имеют следующие "транспортные проекты":

- в 1997 г. в Салехарде сдана в эксплуатацию, отстроенная с «нуля»,

взлетно-посадочная полоса для приема большегрузных самолетов почти всех

типов, которой присвоен международный класс. В 1998 году сдан в

эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс с международными секторами.

Изучается возможность превращения аэродромного и вокзального комплексов

Салехарда в запасной и промежуточный пункты посадок для международных

рейсов из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию, а также в Россию.

- Завершение строительства и благоустройства участка автомобильной дороги

Надым – Салехард.

- Строительство мостового перехода через р. Обь.

- Открытие кемпингов, остановок для отдыха, автозаправочных станций и

станций технического обслуживания автотранспорта, придорожных кафе и

магазинов, организация торговли сувенирами и предметами первой

необходимости, наличия почтово-телефонной связи и дорожной информации

(знаки, путеводители, практические советы путешественникам).

4. Ресурсное обеспечение программы развития туризма. На реализацию подобной

программы по оценкам Администрации Ямало-Ненецкого АО может потребоваться

20 млн. рублей. В качестве источников финансирования Программы

предусматриваются:

1). Средства из областного бюджета и внебюджетных фондов, в том числе:

- целевые средства на отдельные проекты и мероприятия

- средства комитета по физкультуре, спорту и туризму ЯНАО

- средства, выделяемых на природоохранные мероприятия

- средства, выделяемых на здравоохранение, культуру и образование,

коммунальные обслуживание

- предоставление налоговых кредитов под инвестиционные проекты,

- размещение госзаказов, способствующих развитию инфраструктуры

- предоставление налоговых льгот

- создание зон экономического развития.

2) Средства дорожных фондов на развитие дорожной сети, обустройство стоянок

для отдыха, дорожные знаки и путеуказатели.

3) Средства фонда занятости -(целевым назначением на программы обучения и

переподготовки кадров для туристической деятельности).

4) Международные источники для финансирования целевых мероприятий ТАСИС,

ЕАБР, по двусторонним международным соглашениям.

4) Корпоративные средства туристических фирм, предприятий транспорта и

связи, промышленных предприятий.

5) Бюджетные и внебюджетные источники органов местного самоуправления,

6) Кредиты коммерческих банков

7) Акционерный капитал заинтересованных инвесторов

8) Добровольные пожертвования граждан и населения

9) Не денежные источники: имущество, товары и услуги

5. Организация управления и механизмы реализации. Предполагается, что

заказчиком Программы будет Комитет по физической культуре, спорту и туризму

Администрации ЯНАО. Оперативное управление и координацию выполнения

отдельных мероприятий Программы осуществляют рабочие группы, в состав

которых входят представители Администрации ЯНАО, Государственного фонда

развития малого предпринимательства ЯНАО, руководителей туристических и

других заинтересованных фирм.

Отбор исполнителей проектов по реализации мероприятий Программы,

финансируемых из средств государственного бюджета, может осуществляться

принципиально на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента

Российской Федерации от 8 апреля 1997г. № 305 “ О первоочередных мерах по

предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации

закупки продукции для государственных нужд” и порядком, установленным

согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995

г. №594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Реализация проектов при долевом финансировании с коммерческими

структурами на взаимовыгодных условиях будет осуществляется на основе

соглашений и хозяйственных договоров согласно Гражданскому кодексу

Российской Федерации.

Координация деятельности органов власти, регионального фонда поддержки

малого предпринимательства, а также общественных объединений

предпринимателей по выполнению инвестиционных проектов Программы

осуществляется Комитет по экономике и инвестициям, который определяет

первоочередность инвестиций с учетом приоритетных направлений и наличия

средств.

6. Оценка эффективности реализации программы.

Реализация мероприятий Программы позволит создать:

- туристскую отрасль как составную часть экономики ЯНАО

- удовлетворить потребности отечественных и зарубежных туристов

- увеличить численность занятых в сфере туризма и новых рабочих мест (в

первую очередь в городах и районах со сложными хозяйственными условиями),

- расширить налогооблагаемую базу регионального и местных бюджетов

- снизить уровень теневого оборота в сфере предпринимательства.

Рассмотрев состояние и перспективы развития туристической отрасли в

регионе, автор пришел к выводу, что:

- в условиях социально-экономического и финансового кризиса, продолжающего

развиваться в России, наблюдается дальнейшее ослабление туристической

инфраструктуры, потеря кадрового состава предприятий туристской индустрии;

- в исполнительных органах власти территорий, перспективных в плане

развития индустрии туризма не всегда присутствует понимание необходимости

создания структурных подразделений, ответственных за весь комплекс

вопросов, связанных с развитием индустрии туризма и превращения этой сферы

в экономически доходную отрасль для регионов;

- отсутствуют целевые инвестиционные программы развития туристической

отрасли;

- законодательным органам ЯНАО необходимо продолжить законотворческую

работу по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития

туристической индустрии на территории Полярного и Приполярного Урала;

- органам исполнительной власти ЯНАО необходимо формировать структурные

подразделения, которые бы функционально занимались развитием индустрии

туризма, управлением туристской отраслью на территории субъекта и создавали

условия для ее перспективного развития и превращения туризма в доходную

статью региональных бюджетов;

- представителям турбизнеса ЯНАО рекомендовать принять участие в

международном проекте рабочей группы по туризму Форума "Азиатско-

тихоокеанское экономическое содружество" (АТЭС) - "Примеры социально-

экономического развития туристско-ориентированных районов". А также принять

участие в региональных и международных туристических выставках,

представляя общеокружной турпродукт.

Заключение

Выбрав тему «Экстремальные и экзотические туристские маршруты Севера

России», принимала во внимание регион, который сейчас является «белым

пятном» на карте туристских маршрутов, но в будущем имеет все перспективы

для развития экстремальных и экзотических видов туризма. Название этому

региону Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). На мой взгляд – один из

самых экзотических и экстремальных регионов в России.

Предлагаемые маршруты расположены на территории Полярного и

Приполярного Урала. На его территории находятся памятники археологии,

истории, культуры, имеются уникальные природные зоны. Здесь расположено

множество самых красивых и больших озер Ямало-Ненецкого автономного округа,

берега которых хранят следы древних поселений, - все это привлекает гостей

из других регионов России и зарубежья. Отсутствие в районе в течение

длительного времени туристских организаций привело к развитию

неорганизованного туризма, доходы от которого не пополняют окружной бюджет.

Анализ работы туристских фирм, действующих на рынке экстремальных и

экзотических туристских маршрутов показал, что деятельность фирм

ориентирована на молодежный сектор туристов, а также на профессионалов

туристов-экстремальщиков. В деятельности туристских фирм отсутствует

направленность на международный рынок, привлечение в регион иностранных

туристов, организацию их досуга и обслуживания. Другие фирмы, работающие на

международном рынке также не учитывают запросы иностранных туристов-

экстремальщиков, а предлагают в основном культурные туры. С целью

восполнить образовавшийся пробел автором предложены экстремальные

туристские маршруты, адаптированные для международных туристов,

предпочитающих активные виды отдыха в экологически чистых районах

Полярного и Приполярного Урала, а также специальный тур на по 501-ой

ГУЛАГовской стройке.

В округе есть возможности для организации культурного, гостевого,

водного, горного, охотничье – рыболовного, экстремального и других видов

туризма. В связи с этим администрации Ямало-Ненецкого автономного округа

необходимо внедрение программы развития туризма на Ямале, задачами которой

являются:

- объединение всех ресурсов для туристского освоения территории;

- развитие экстремального туризма в регионе;

- сохранение и развитие народных традиций и промыслов;

- формирование партнерских отношений между местными сообществами и

жителями в создании условий для приема туристов;

- создание новых рабочих мест.

Для достижения поставленных целей уже проведены в жизнь некоторые

проекты,

призванные привлечь туристов в регион:

. Проведение ежегодных туристских фестивалей, совпадающих по времени с

традиционными празднованиями Дня оленевода в заполярных поселках.

. Участие в выставках ТУРСИБ-СПОРТСИБ-2001, УРАЛ ТУРИЗМ СПОРТ в

Екатеринбурге, X Международная туристская биржа INWETEX-2001 в Санкт-

Петербурге.

. В рамках выставки ТУРСИБ-СПОРТСИБ-2001 состоялась межрегиональная научно-

практическая конференция «Государственное регулирование современной

туристской индустрии», на которой были определены перспективные

направления туризма на следующие 5 лет. В их числе экстремальный и

приключенческий туризм.

. Строительство горнолыжной базы в поселке Харп, сооружены два подъемника.

. В городе Лабытнанги создание федерации горнолыжного туризма округа.

. Проведение ежегодных соревнований горнолыжников.

Предложенные маршруты учитывают нововведения, сроки проведения туров

совпадаютс с проведением фестивалей, соревнований. Маршруты проложены как

по диким нехоженым местам (горные и водные маршруты), так и по былым вехам

цивилизации лагерям ГУЛАГа (пешеходный маршрут). Последний, как показывает

практика, вызывает наибольший интерес у иностранных туристов, что

открывает возможности для привлечения иностранных инвестиций.

Развитие материально-технической инфраструктуры туризма, привлечение

отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового

строительства туристских объектов, улучшение качества обслуживания туристов

на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе

туристических предприятий предусматривается рядом относительно

самостоятельных проектов. Каждый из этих проектов выполняется частными или

муниципальными предприятиями за счет собственных ресурсов. Включение их в

региональную программу развития туризма позволит привлечь дополнительные

ресурсы и получить другие дополнительные возможности при реализации. В

период реализации программы получат развитие и будут доступны для массового

туриста все имеющиеся в Ямало-Ненецком автономном округе туристские

продукты.

Уникальность проекта состоит в том, что появляется реальная

возможность введения в информационный оборот неиспользованного ранее

материала о традиционной культуре хантов, селькупов, манси, исторических

объектах и природных заповедных зонах Полярного и Приполярного Урала. Для

реализации проекта необходимо распространение информации на внутреннем и

внешнем туристском рынке о культурно-исторических объектах, природных

достопримечательностях, традиционной национальной культуре, народных

промыслах, праздниках, о туристских маршрутах на территории Полярного и

Приполярного Урала.

Проект рассчитан на широкий круг людей, увлекающихся экстремальными

видами туризма, а также на образование туристических фирм.

Вполне очевидно, что разработка и внедрение экстремальных туристских

маршрутов являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют

комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на

данные мероприятия, при условии тщательной разработки и соблюдении всех

необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют доходность

отрасли.

Туризм как развивающаяся отрасль экономики Ямало-Ненецкого автономного

округа, несомненно, могущая приносить доход в казну округа, должен получить

более серьезную поддержку со стороны президента и правительства.

Список литературы:

1. Аркин Я. и др. Горный туризм. – Таллин: Ээсти раамат, 1981. – 182 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в Туризм – СПб.: Издательский Торговый Дом

«Герда», 2000. – 192 с.

3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие – М.:

Нолидж – 1996. –312 стр.

4. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. Чудновского А.Д. –

М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999. –

352 с.

5. Данилова Н. А. и Кеммерих А. О. Времена года Изд-во Мысль, 1964

6. Долженко Г.П. Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело. Вып.

2 Библ. Указатель. Ростов-на-Дону. Ростовский университет. 1989, - 190

с.

7. Захаров Ю.С. Национальные парки в Приполярном Урале. – М.: Российское

НИИ культурного и природного наследия. 1993, - 87 с.

8. Земля Ямал: альбом ямальских экспедиций В.П. Евладова. – М.: Советский

спорт, 1998. – 184 с., ил.

9. Карпова Г.А. Экономика современного туризма. М. – СПб.: Герда. 1998.

10. Кеммерих А. О. Приполярный Урал. Издательство «Физкультура и спорт»

Москва 1970.-158 с.

11. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. – М.: РМАТ,

1998 – 284 с.

12. Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд.,

с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с.

13. Красный Север №41(13689) 15 октября – 21 октября 1998г.

14. Маршрутная книжка туристтского спортивного похода. Туристско-спортивный

союз России. М.: 1005 – 82 с.

15. Методические рекомендации по водному туризму. – М., ЦРИБ Турист, 1984.

– 82 с.

16. Методические рекомендации по организации горных путешествий. – М., ЦРИБ

Турист, 1982. – 168 с.

17. Методические рекомендации по проведению водных туристских путешествий.

– М., ЦРИБ Турист, 1979. – 122 с.

18. Новые картографические материалы для туризма. В справ. «Туристские

Фирмы». Вып. 10. – СПб.: ОЛБИС, 1996.

19. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Древний Обдорск и заполярные города-

легенды – М.: Изд-во «ОПОЛО» - 1998. – 400 с., ил.

20. Приходько Ю. П. Туристские походы по Приполярному Уралу. «Известия

Коми филиала ВГО», вып. 4, 1957

21. Репин Ю.В. и др. основы безопасности человека в экстремальных

ситуациях. Екатеринбург, 1995 – 74 с.

22. Сенин В.С. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ., 1993 – 352 с.

23. Смирнов В.А. Живое вокруг нас. – Мурманск: Кн. изд-во, 1985. – 104 с.,

ил.

24. Сборник нормативных документов по спортивному туризму. Туристско-

спортивный союз России. М.: 1996 – 266 с.

25. Сибирская Туристическая Газета №9(38) 6 мая 1998г. – Мокеева С. - У

курортов Сибири более чем 100-летняя история

26. Сибирская Туристическая Газета №10(39) 20 мая 1998 г.

27. Сибирская Туристическая Газета 5(64) 14 марта 2000г.

28. Сибирская Туристическая Газета №6(35) 18 марта 1998 г. - Ляпунов К. Л.

- Зимний сезон 97/98. Популярность отдыха в Сибири растет.

29. Сибирская Туристическая Газета №4(33) 18 февраля 1998 г. – Орлова М. –

Оздоровительный туризм

30. Стукалов А.И. Экологический туризм и рациональное природопользование на

Севере. В справ. «Туристские Фирмы». Вып. 17. – СПб.: ОЛБИС, 1998, с. 76-

81.

31. Туристские маршруты / Сост.: Г.Н. Семивол, К.Е. Шапакина. – М.:

Профиздат. 1982. – 176 с.

32. Туризм в СССР / Составитель В.В. Новоспасский – М.: Профиздат, 1983 –

202 с.

33. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А.

Квартальнов. – М.: Советский спрот, 1999. – 308 с.

34. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. – М.:

Российское НИИ культурного и природного наследия. 1994, - 216 с.

35. Чернов Г. А. Туристские походы в Печорские Альпы. Изд. 2-е. ФиС. 1965.

36. Ямал: грань веков и тысячелетий / Ред. Морозов Ю. – Салехард: Артвид,

Санкт-Петербург: Русская коллекция - 2000. – 656 с.

37. Auvo Konstiainen. Политический туризм между Финляндией и ССР в период

1950-1980 гг. В справ. «Туристские Фирмы». Вып. 15. – СПб.: ОЛБИС, 1997,

с. 247-248.

-----------------------

[1] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие – М.:

Нолидж – 1996. –39 стр.

[2] Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд.,

с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с.

2 Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд., с

изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с.

1 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие – М.:

Нолидж – 1996. –312 стр. (с 19-21)

-----------------------

Классификация маршрутов

Принадлежность

Сезонность действия

Способ передвижения

Содержание маршрута

Трасса маршрута

Пешеходные походы

Международные

Летний

Активный

Линейная

Внутренние

Зимний

С помощью транспортных средств

Горные походы

Кольцевая

Местные

Межсезон

С помощью животных

Водные походы

Радиальная

Полусезон

Охота и рыбная ловля

Комбиниро-ванные

Комбини-рованная

Кругло-годичный

Туры на места катастроф

Спортивные походы

СЛОЖНОСТЬ МАРШРУТОВ \ КАТЕГОРИЙНОСТЬ

ВИДЫ ТУРИЗМА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.