реферат бесплатно, курсовые работы
 

Трудовые споры

определение о немедленном исполнении полностью или в части решений по

другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

Должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в

порядке надзора на судебные постановления, вправе приостановить исполнение

опротестованных ими решений. Вместе с тем не допускается приостановление

решений судов о восстановлении на работе.

Судебные решения по трудовым делам исполняются нанимателем, как

правило, добровольно. В случае отказа от добровольного исполнения решение

суда может быть приведено в исполнение судебным исполнителем в

принудительном порядке.

Исполнение судебного решения по трудовому делу осуществляется на

основании исполнительного листа, который может быть предъявлен к исполнению

в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Если по трудовому делу, рассмотренному судом, в пользу работника

присуждена денежная сумма, исполнительный лист направляется судебным

исполнителем в банк, в котором находится лицевой счет нанимателя

(должника). Списанные со счета должника денежные суммы перечисляются на

депозитный счет суда и затем выдаются взыскателю.

Если наниматель задерживает исполнение судебного решения о

восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника,

суд по заявлению работника или по представлению судебного исполнителя

выносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в

заработке. При этом выплата указанных денежных сумм не ограничена каким-

либо сроком и должна быть произведена за все время задержки исполнения

решения суда (со дня вынесения решения по день фактического восстановления

работника на прежней работе).

Задержка нанимателем исполнения решения суда о восстановлении на работе

является грубейшим нарушением закона. Поэтому должностные лица, виновные в

этом, должны привлекаться к материальной ответственности. Ущерб,

причиненный предприятию в связи с выплатой денежных сумм из-за

несвоевременного исполнения решения суда о восстановлении на работе, может

быть взыскан с виновного должностного лица по заявлению прокурора, а также

по инициативе самого суда.

Если исполненное решение суда по трудовому делу было впоследствии

отменено в кассационном порядке, то поворот исполнения решения, т.е.

обратное взыскание выплаченных сумм, производится судом, которому дело

передано на новое рассмотрение.

Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему по решению суда по

трудовому делу, при отмене решения в порядке надзора допускается только в

тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных

работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

В соответствии со статьей 215 КЗоТ Республики Беларусь жалобы, поданные

по истечении трех лет с момента вступления в законную силу решения суда об

отказе в восстановлении на работе, рассмотрению не подлежат.

Понятие коллективных трудовых споров их предмет, стороны и виды

При заключении, изменении или прекращении коллективных договоров и

соглашений, а также в процессе их применения нередко возникают разногласия

между работниками и нанимателями. Социологические исследования показывают,

что причины этих противоречий носят социально-экономический характер и чаще

всего связаны с задержкой выплаты заработной платы, повышением

интенсификации труда, остановкой производства, массовым увольнением

работников и другими нарушениями трудовых прав и интересов трудящихся. При

возникновении разногласий работники обычно обращаются в Профсоюз и пытаются

разрешить их путем переговоров с правомочными на то должностными лицами.

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между

работниками и нанимателем (нанимателями) по поводу установления новых либо

изменения существующих социально-экономических условий труда и быта

работников, заключения, изменения, применения и прекращения коллективных

договоров, соглашений.

Сторонами коллективного трудового спора являются профсоюз (профсоюзы)

или иной орган, представляющий интересы работников, и наниматель или

уполномоченный им представитель.

Если интересы работников, работающих у нанимателя, представляют

несколько профсоюзов, стороной спора может быть:

-> каждый из профсоюзов от имени объединенных в них работников;

профсоюз, объединяющий большинство работников, которому это право

добровольно предоставлено остальными профсоюзами;

-> совместный орган, созданный этими профсоюзами на добровольных

началах.

В случае, если у нанимателя работает более 50 процентов работников - не

членов профсоюза, от имени этих работников стороной спора может быть орган,

избранный на общем собрании либо конференции большинством голосов от общей

численности этих работников.

Профсоюзы (объединения профсоюзов) являются, традиционными

представителями работников в трудовых отношениях, в том числе и в трудовых

спорах. Деятельность профессиональных союзов регулируется Законом

Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы

работников, касающиеся социально-экономических условий их труда и быта.

Под социально-экономическими условиями труда и быта, в связи с

установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые

споры, понимаются положения:

-» организации труда и повышения эффективности производства;

-» нормирования, форм, систем оплаты труда, иных видов доходов

работников;

-» размеров тарифных ставок и служебных окладов, доплат и надбавок к

ним;

-» индексации заработной платы (доходов);

-» создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения охраны

здоровья, гарантий медицинского страхования членов трудового коллектива и

их семей, охраны . окружающей среды;

-» заключения и расторжения трудовых договоров;

-» обеспечения занятости, подготовки, повышения квалификации,

переподготовки, трудоустройства высвобожденных работников;

-» регулирования внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

-» строительства, содержания и распределения жилья, объектов социально-

культурного назначения;

-» организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и

членов их семей;

-» создания условий для повышения культурного уровня и физического

совершенствования работников и др.

По признаку субъекта следует отличать коллективный трудовой спор от

индивидуального трудового спора. Несколько одинаковых по содержанию

(предмету) индивидуальных трудовых споров, даже если они вытекают из

коллективного договора, соглашения, в сумме не составляют коллективного и

должны рассматриваться в порядке, установленном ст. 205-224 КЗоТ РБ.

Например, претензия группы работников по поводу задержки заработной платы

должна рассматриваться в порядке разрешения индивидуального трудового

спора.

Однако, если сроки выплаты заработной платы определены локальным

нормативным актом, т.е. коллективным договором, спор о соблюдении

обязательств нанимателем может принять коллективный характер, при условии,

что стороной спора выступит сторона, подписавшая указанный акт.

Коллективные трудовые споры об установлении, изменении или прекращении

социально-экономических условий труда и быта работников принято называть

спорами интересов.

Коллективные трудовые споры о невыполнении либо толковании коллективных

договоров, соглашений именуются спорами о применении коллективных

договоров, соглашений.

Наряду с указанными видами споров существует деление коллективных

трудовых споров на споры материального и споры процедурного характера.

Коллективные трудовые споры материального характера предполагают

разногласия по содержанию трудовых прав и интересов работников.

К процедурным спорам относятся коллективные трудовые споры, связанные с

нарушением правовых норм, регламентирующих участие профсоюзов в решении

вопросов установления коллективных условий труда и порядка разрешения

коллективных трудовых споров.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регламентирован Законом

Республики Беларусь от 18 января 1994 г. «О порядке разрешения коллективных

трудовых споров (конфликтов)».

В случае возникновения разногласий между нанимателем и работниками

возбуждению спора должна предшествовать процедура их обсуждения на общем

собрании членов профсоюза или работников не членов профсоюза.

В соответствии со ст. 3 Закона, общее собрание считается правомочным,

если на нем присутствует более половины его участников, а конференция — при

участии не менее двух третей избранных делегатов. На собрании (конференции)

ведется протокол. Требования нанимателю утверждаются большинством голосов

работников, присутствующих на собрании (конференции), излагаются в

письменной форме, подписываются председателем и секретарем собрания

(конференции) и направляются нанимателю.

Закон не предусматривает иного порядка предъявления требований

нанимателю сторонами соглашений республиканского, отраслевого и местного

уровней, т.е. для соответствующих объединений профсоюзов. На нанимателя

возложена обязанность принять к рассмотрению направленные ему требования

работников и сообщить о своем решении в письменной форме в определенный

законом срок - в течение пяти дней со дня получения требований.

Если разрешение требований выходит за пределы компетенции нанимателя,

он направляет их для рассмотрения собственнику или уполномоченному им

органу, о чем уведомляет профсоюз.

Отказ нанимателя (собственника) удовлетворить требования работников

служит основанием для проведения примирительных процедур.

День, в который наниматель сообщает решение об отклонении всех или

части требований работников, или день истечения установленного срока для

уведомления профсоюза о своем решении считается началом коллективного

трудового спора.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь

от 4 мая 1996 г. № 300 «О регистрации коллективных трудовых споров

(конфликтов)», наниматель, профсоюз либо орган, уполномоченный выступать от

имени работников не членов профсоюза, обязаны в течение трех дней после

начала спора направить в Республиканский трудовой арбитраж регистрационную

карточку установленного образца.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных

органах, примирительные процедуры и сроки их рассмотрения в совокупности

составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Установленный порядок разрешения коллективных трудовых споров

(конфликтов) можно разделить на несколько стадий:

-> рассмотрение спора примирительной комиссией;

-> посредничество;

-» рассмотрение спора трудовым арбитражем;

-> использование работниками права на забастовку.

Примирительные процедуры, направленные на разрешение коллективного

трудового спора, должны проводиться в сроки, установленные

законодательством. В случае необходимости эти сроки могут быть продлены по

соглашению сторон коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Основной и обязательной стадией разрешения коллективного трудового

спора является рассмотрение его примирительной комиссией.

На этой стадии примирения стороны спора стремятся, сами выработать

согласованное решение путем взаимных уступок и компромиссов. Обязательность

рассмотрения спора примирительной комиссией предопределяется тем, что после

рассмотрения спора примирительной комиссией стороны спора вправе перейти к

использованию других форм разрешения спора.

Примирительная комиссия создается по инициативе представителя

работников при несогласии с решением нанимателя о предъявленных ему

работниками требованиях. Профсоюз направляет нанимателю письменное

предложение об образовании примирительной комиссии с указанием не более

пяти своих представителей в неё не позднее чем через две недели после

получения решения нанимателя.

Наниматель не позднее трехдневного срока после получения предложения

профсоюза назначает в примирительную комиссию своих представителей в том же

количестве, которое было предложено профсоюзом. В целях повышения

эффективности работы примирительной комиссии представители сторон избирают

в ее состав нейтрального члена комиссии, который не должен быть работником

данного нанимателя и членом заинтересованного профсоюза. Размер и порядок

выплаты вознаграждения нейтральному члену комиссии определяется

соглашениями между ним и сторонами.

При не достижении решения о выборе нейтрального члена таковой

назначается Председателем Республиканского трудового арбитража в

пятидневный срок и в порядке, установленном постановлением Государственного

комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29

апреля 1994 г. № 48 «О порядке назначения нейтрального члена примирительной

комиссии для разрешения коллективных трудовых споров».

Наниматель обязан создавать необходимые условия для работы

примирительной комиссии. На рассмотрение примирительной комиссии выносятся

требования работников, которые не были удовлетворены нанимателем.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен в срок до пяти дней с

момента избрания нейтрального члена комиссии. В случае, когда комиссия не

смогла в установленный срок принять предложения по разрешению спора,

стороны вправе по договоренности между собой продлить срок работы комиссии.

В противном случае считается, что стороны не согласны с предложениями

комиссии, и они вправе перейти к другим процедурам.

Примирительная комиссия имеет право проводить необходимые консультации

с нанимателем, профсоюзом, с органами государственного управления, другими

заинтересованными организациями, экспертами.

Законодательно не урегулирован порядок деятельности примирительной

комиссии. Это позволяет сделать вывод, что регламент работы комиссии

определяется на ее первом заседании, при условии, если указанные вопросы не

были оговорены в коллективном договоре, соглашении. В протоколах заседаний

примирительной комиссии следует отражать присутствие членов комиссии,

избрание председательствующего, обсуждаемые вопросы, мнения сторон,

результаты голосования, содержание решений по каждому требованию

коллектива.

Предложения примирительной комиссии по разрешению спора носят

рекомендательный характер. Они принимаются большинством голосов ее членов,

подписываются председателем и в трехдневный срок направляются сторонами для

принятия решения по спору.

Если стороны в течение пяти дней письменно не выразили согласия с

предложениями комиссии, считается, что они не согласны с этими

предложениями. При согласии сторон спор прекращается.

Посредничество

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны спора по

взаимной договоренности могут прибегнуть к проведению примирительной

процедуры с участием посредника.

Посредничество - это процедура примирения сторон коллективного

трудового спора с участием независимого эксперта-посредника.

Поскольку посредничество как самостоятельная стадия разрешения

коллективного трудового спора не является обязательной для сторон, Закон не

ограничивает их сроками по достижении соглашения об этом.

Соглашение о посредничестве стороны вправе заключить до возникновения

разногласий между ними, предусмотрев эти вопросы в коллективном договоре,

соглашении.

Обращение к посреднику следует оформлять письменным заявлением,

подписанным сторонами спора. Взаимоотношения с посредником, включая

вознаграждение за оказание услуг, определяются соглашением между ним и

сторонами спора.

В целях оказания помощи сторонам коллективных трудовых споров в

проведении примирительной процедуры с участием посредника объединения

нанимателей и профсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут создавать

службы посредничества

Посредник имеет право запрашивать и получать от нанимателя необходимую

информацию, касающуюся коллективного трудового спора, проводить со

сторонами консультации (в том числе конфиденциальные), а также совершать

другие правомерные действия, направленные на урегулирование спора.

Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до пяти

дней с момента его приглашения и завершается внесением предложений по

разрешению спора. Мнение посредника не является обязательным для сторон.

Однако, если стороны спора выразили свое согласие с предложениями

посредника, спор прекращается.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

При несогласии сторон спора с предложениями посредника коллективный

трудовой спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража.

Республиканский трудовой арбитраж создан постановлением Совета Министров

Республики Беларусь от 28 апреля 1994 г. № 289 «О создании Республиканского

трудового арбитража».

Стороны спора могут создать свой трудовой арбитраж на добровольной

основе в срок не позднее пяти дней с момента окончания его рассмотрения

примирительной комиссией или посредником.

Таким образом, трудовой арбитраж может быть временным, т.е. для

разрешения конкретного спора, или постоянными - для рассмотрения всех

споров, возникающих у нанимателя, в отрасли, регионе и т.д.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется

сторонами.

Если арбитры определены в коллективном договоре, соглашении, то

целесообразно предусмотреть возможность их замены при наличии уважительных

причин.

Законодательство не устанавливает критерии подбора арбитров трудового

арбитража. Ими могут быть любые дееспособные лица, в том числе работающие у

данного нанимателя.

Если стороны предусмотрели в трудовом арбитраже два арбитра и более, то

целесообразно регламентировать порядок избрания председателя арбитра и

правила принятия решений.

При разработке положений о трудовом арбитраже стороны могут

использовать нормы, регламентирующие деятельность Республиканского

трудового арбитража.

Трудовой арбитраж в пятидневный срок рассматривает разногласия сторон,

получает необходимые документы и сведения, проводит консультации и встречи

сторон с компетентными органами, принимает решение по спору, которое, как

правило, носит рекомендательный характер. Однако стороны могут договориться

об обязательности решения арбитража как до обращения в арбитраж, так и

после вынесения им решения. Решение трудового арбитража подписывается

арбитром (арбитрами) и направляется сторонам спора.

Республиканский трудовой арбитраж

Республиканский трудовой арбитраж является государственным органом,

создаваемым специально для рассмотрения коллективных трудовых споров

(конфликтов).

Арбитраж уполномочен:

-» рассматривать коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие

на предприятиях, в учреждениях, организациях, где забастовки, согласно ст.

16 Закона, запрещены;

-» рассматривать коллективные трудовые споры, возникающие на других

предприятиях, в учреждениях и организациях, когда стороны спора не

согласились с предложениями примирительной комиссии и обратились в

Арбитраж;

-» назначать нейтральных членов примирительной комиссии, когда стороны

спора не достигли соглашения по этому вопросу;

-» выполнять роль обязательного арбитража по разрешению споров о

применении коллективных договоров, соглашений при наличии ходатайств сторон

коллективных трудовых отношений;

-» координировать деятельность по примирению сторон спора;

-» оказывать методическую и консультативную помощь сторонам споров,

нанимателям и профсоюзам в проведении примирительных процедур'.

Председатель Арбитража назначается на должность и освобождается от

должности Президентом Республики Беларусь.

Арбитры Арбитража утверждаются Советом Министров Республики Беларусь

сроком на три года по предложениям Министерства труда Республики Беларусь,

республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Арбитрами Арбитража могут быть лица, обладающие специальными знаниями в

области разрешения споров, за исключением: несовершеннолетних,

недееспособных или ограниченных в дееспособности и привлекавшихся к

уголовной ответственности.

Арбитры Арбитража, за исключением Председателя Арбитража и его

заместителя, выполняют обязанности на нештатной основе.

Размер и порядок выплаты вознаграждения арбитрам определяется

соглашением между сторонами спора и арбитрами. В случаях, когда стороны не

могут достичь такого соглашения, размер вознаграждения устанавливает

Председатель Арбитража либо его заместитель по соглашению с арбитрами.

Соглашение о размере и порядке выплаты вознаграждения арбитрам

оформляется в письменной форме и заверяется соответствующими подписями и

печатями.

Право на обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного

трудового спора. Заявление подается не позднее чем в двухнедельный срок

после рассмотрения спора примирительной комиссией (посредником).

К заявлению в Арбитраж прилагаются:

-» предложения примирительной комиссии (посредника) по данному спору;

-» копии коллективного договора, соглашения или их проекты;

-» требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо

конференции членов профсоюза или работников;

-» иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.

Вопрос о принятии заявления к арбитражному производству разрешается

Председателем Арбитража или его заместителем.

Арбитраж может отказать в принятии заявления по следующим мотивам:

-» заявление не подлежит рассмотрению в Арбитраже;

-» требования работников не были утверждены в установленном порядке;

-» спор не рассматривался примирительной комиссией;

-» по данному спору имеется решение Арбитража;

-» заявителем был пропущен установленный срок обращения в Арбитраж.

При наличии оснований Арбитраж вправе восстановить пропущенный срок

обращения в Арбитраж по своей инициативе.

Заявление в Арбитраж может быть оставлено без движения, если оно

подписано лицом, чьи полномочия не подтверждены соответствующим документом,

или к заявлению не приложены необходимые документы.

После устранения указанных недостатков заявление принимается к

арбитражному производству, о чем выносится мотивированное постановление.

Споры интересов рассматриваются в составе трех арбитров - по одному от

органов государственного управления, республиканских объединений

нанимателей и профсоюзов.

Стороны спора по соглашению между собой и арбитрами могут сами выбирать

арбитров из состава Арбитража. При не достижении сторонами соглашения

арбитры назначаются Председателем Арбитража.

После принятия спора к арбитражному производству проводится подготовка

к рассмотрению спора. В подготовительной стадии арбитражного производства

арбитры осуществляют следующие действия:

-» изучают представленные заявителем материалы;

-» в необходимых случаях вызывают представителей сторон для выяснения

обстоятельств спора;

-» разрешают с учетом мнения сторон вопрос о производстве экспертизы;

-» по согласованию со сторонами определяют размер и порядок оплаты

расходов по разрешению спора;

-» совершают другие действия, направленные на обеспечение

своевременного и правильного разрешения спора.

Арбитраж должен рассмотреть спор и вынести решение не позднее

двухнедельного срока с момента принятия заявления к арбитражному

производству.

Разрешение споров в Арбитраже осуществляется по принципу равенства

сторон спора перед законом, открыто, за исключением случаев, когда это

противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда

Арбитраж удовлетворит ходатайство одной из сторон о рассмотрении спора в

закрытом заседании.

Рассмотрение спора в арбитражном заседании происходит с обязательным

участием представителей сторон спора. В ходе арбитражного заседания каждой

стороне спора предоставляется равная возможность предъявить необходимые для

разрешения спора доказательства. Для разъяснения вопросов, требующих

специальных познаний, может быть назначена экспертиза. Экспертиза

назначается при достижении сторонами спора соглашения о возмещении расходов

по ее проведению.

Решение Арбитража принимается большинством голосов арбитров,

участвующих в рассмотрении спора. Арбитр, не согласный с решением по спору,

вправе изложить особое мнение.

Решение Арбитража вступает в силу немедленно либо в срок, указанный в

решении.

Список используемой литературы

1. Кодекс законов о труде Республики Беларусь. Утв. Зак.РБ от 23.06.72. К

57 с учетом изменений на 01.03.98. - Мн.: ЗАО "Веды", 1998.-96 с.

2. Кодекс законов о труде Республики Беларусь: Постатейный комментарий/В.И.

Кривой, А.А. Луферов, Л.Я. Островский и др. — Мн.: Белорусский кадровый

центр «Профессионал», 1993. — С. 114.

3. Бюллетень нормативно-правовой информации, 1994, № 8.

4. Положение о Республиканском трудовом арбитраже. — Сборник постановлений

Правительства Республики Беларусь, 1994, № 12, ст. 228.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 1995 г. № 123 «Вопросы

Республиканского трудового арбитражам/Собрание указов Президента и

постановлений Правительства Республики Беларусь, 1995, № 9.

6. Комментарий законодательства о труде Республики Беларусь. Часть 15.

Трудовые споры. Нормативно-правовые акты. Собственность. Серия:

"Юридический справочник" / Ядевич Н.И., Гавриленко В.Г., Изотко В.П.,

Тихиня В.Г. - Мн.: Право и экономика, 1997 -96 с.

7. Трудовое право: Учебник/В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и

др.; Под общ.ред. Семенкова В.И. - Мн.; Амалфея, 1997. - 592 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.