реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда

Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и

соглашениях» от 11 марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от

24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад в развитие правовой основы

социального партнерства, повышение уровня социальных гарантий и

льгот.

Существенно конкретизировали права, обязанности и

ответственность сторон социального партнерства, укрепили

законодательно деятельность профсоюзов по защите социально

трудовых прав работников на основе заключения соглашений и

коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном

партнерстве» в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока

еще находится на рассмотрении в Государственной думе.

Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в

Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II

«Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы

социального партнерства федеральным законодательством не были

решены. В данном разделе закреплены понятие социального

партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены

стороны социального партнерства – работники и работодатель в

лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст.

25), его система и формы (ст. ст. 26-27).

Необходимо отметить, что среди форм социального

партнерства названы коллективные переговоры, заключение

коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И,

кроме того, участие работников, их представителей в управлении

организацией, участие представителей работников и работодателя в

досудебном разрешении трудовых споров.

Важным представляется внесение изменений в положения об

ответственности сторон социального партнерства, которая

претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ «О

коллективных договорах и соглашениях».

Наряду с ответственностью за правонарушения, которые

остались теми же, предусмотрена ответственность и за

неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного

договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ «О коллективных

договорах и соглашениях» не было.

Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об

административных правонарушениях, который вступит в действие 1

июля 2002 года.

Рассмотрим систему и роль социального партнерства в

решении проблем и вопросов охраны труда в Кировской области.

Организационная структура действующей

системы социального партнерства в Российской

Федерации и Кировской области

|Уровни |Виды соглашений|Участники соглашений |

|коллективно-| | |

|договорного | | |

|регулировани| | |

|я трудовых | | |

|отношений | | |

|Федераль-ный|1. |Общероссийские |Общероссийские |Правительство |

|уровень |Генеральное |объединения |объединения |РФ |

| |соглашение |профсоюзов |работодателей | |

| | |Соответствующие |Общероссийские | |

| |Отраслевое |общероссийские |объединения |Министерство |

| |(межотрасле-вое|профсоюзы и их |работодателей |труда и |

| |) тарифное |объединения | |социальных |

|Кировская |соглашение | | |отношений РФ |

|область | |Федерация |Объединения | |

| |Областное |профсоюзных |(ассоциации) |Администрация |

| |трехстороннее |объединений |работодателей |Кировской |

| |соглашение |Кировской области|Кировской |области |

| | | |области. (Совет| |

| | | |хоз.руководител| |

| | | |ей, | |

|3. | | |крестьянский | |

|Организация | | |союз) | |

| |Коллективный |Работники |Работодатель. | |

| |договор |организации (от|или его | |

| | |лица работников |полномочные | |

| | |организаций – |представители | |

| | |первичные | | |

| | |профсоюзные | | |

| | |организации, иные| | |

| | |уполномоченные | | |

| | |работниками | | |

| | |представительные | | |

| | |органы) | | |

3.2. Роль социального партнерства в решении вопросов

охраны труда в Кировской области.

Обеспечение необходимых условий и охраны труда является

одним из основных трудовых гарантий прав работающих, обеспечение

которых и предусматривает защитные функции профсоюзов, а

основным инструментом реализации защитной функции профсоюзов

является социальное партнерство.

Поэтому стратегический курс всех кировских профсоюзов

направлен на развитие системы социального партнерства в области.

Начиная с 1992 года, профсоюзы области заключают областное

трехстороннее соглашение между федерацией профорганизаций,

объединением работодателей и администрацией Кировской области.

Через это соглашение федерация реализует предложения

членских организаций по различным вопросам, в том числе по

охране труда.

На основе трехстороннего соглашения представители

профсоюзов входят и активно участвуют в работе областной

межведомственной комиссии по охране труда, в работе комиссий и

заседаниях Областной Думы, в разработке, обсуждении и принятии

законов области, иных документов и решений в сфере труда.

В 2000 году подписано соглашение о сотрудничестве с

Вятской торгово-промышленной палатой по развитию и поддержке

предпринимательства и местных товаропроизводителей, созданию

условий для деятельности профсоюзных организаций, коллективно-

договорного регулирования, социально-трудовых отношений на

частных и малых предприятиях, а сегодня актуальность и

серьезность проблемы обеспечения необходимых условий охраны

труда на предприятиях малых форм велика, о чем я писал выше.

При активном участии профсоюзов принят закон Кировской

области «О социальном партнерстве», положение «Об областной

трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых

отношений и ее регламенту».

В соответствии с принятыми документами создается система

социального партнерства на уровне области, муниципального

образования, отрасли и организаций на основе комиссий по

регулированию социально-трудовых отношений, коллективных

договоров и соглашений.

Очень важно отметить, что при разработке областного закона

«О социальном партнерстве в Кировской области» профсоюзы

настояли на обязательности признания работодателями отраслевого

тарифного соглашения. Данным законом установлено, что все

соглашения, начиная с Генерального, составляют правовую основу

социального партнерства в Кировской области, а поэтому

коллективный договор как локальный акт не может уменьшить

уровень защиты работников в этих соглашениях как совместных

актах социального партнерства.

По инициативе профсоюзов 26 сентября 2000 года принят

закон «Об охране труда в Кировской области» (№200-30).

Благодаря этому закону в дополнение к Федеральному

законодательству восстановлена система государственного

управления охраной труда, определены полномочия Областной Думы,

администрации области и органов местного самоуправления в

реализации государственной политики по улучшению условий и

охраны труда, предупреждению производственного травматизма и

профессиональных заболеваний. Статьей 2 закона определено, что

органы государственной власти, местного самоуправления,

объединения работодателей и профсоюзов проводят согласованную

политику в области охраны труда, глава 4 - надзору и контролю,

глава 5 – подготовке персонала, а глава 6 – финансированию работ

по охране труда. А наша задача состоит в том, чтобы знать этот

закон и умело применять его в целях защиты интересов работников.

Разработана и утверждена Программа по реализации данного

Закона на 2001-2005 годы, которая предусматривает повышение роли

органов местного самоуправления в создании региональной системы

безопасности труда и государственного управления охраной труда в

Кировской области, введение классификации действующих

предприятий по степени производственных рисков и состоянию

безопасности. Механизм реализации Программы предусматривает

разграничение полномочий и ответственности Администрации

области, администраций городов и районов, предприятий и

организаций в реализации мероприятий по созданию безопасных

условий труда в регионе. Весь комплекс мероприятий этой

Программы предполагает снижение производственного травматизма и

профзаболеваемости и уменьшение расходов по компенсации потерь

здоровья в результате производственной деятельности.

В 2000 и в 2001 году по инициативе профсоюзов проведены

областные совещания совместно с администрацией области,

хозяйственными руководителями, органами надзора и контроля с

приглашением руководителей предприятий, профсоюзного актива,

местной власти по вопросу: «О состоянии и мерах по улучшению

условий и охраны труда в области», областное совещание по

обеспечению спецодеждой и средствами специальной защиты.

Основной итог этих мероприятий – повышение

требовательности к руководителям за обеспечением охраны труда, а

также принятие областной комплексной программы по этому вопросу.

Для улучшения состояний условий охраны труда с 2000 года

проводится смотр-конкурс на лучшую организацию общественного

контроля по охране труда.

Важное место в трехстороннем областном соглашении занимают

взаимные обязательства сторон, относящиеся к охране труда и

экологии. Так, профсоюзы добились внесения в областное

трехстороннее соглашение пункта, обязывающего работодателей

включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по

охране труда и финансировать их из расчета не менее 15

минимальных заработных плат, установленных законом, на одного

работника. Эти цифры должны служит ориентиром при финансировании

мероприятий по охране труда на предприятиях г. Кирова и области.

В соответствии с Соглашением работодатели должны

предоставлять работникам, занятым во вредных и опасных условиях

труда, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и

компенсации, установленные коллективными договорами и

соглашениями, обеспечивать соблюдение нормативных актов по

охране труда, повышение эффективности работы служб охраны труда,

недопущение их сокращения и ликвидации.

Работодатели должны обеспечить аттестацию рабочих мест по

условиям труда, организовать разработку и пересмотр стандартов

предприятий по охране труда и экологии на основе вновь введенных

государственных нормативных актов, оформить паспорта

радиационной безопасности на предприятии. Профсоюзы взяли на

себя обязательство осуществлять общественный контроль за

соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране

труда силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов

(в основном, отраслевых), уполномоченных лиц по охране труда

профсоюзных комитетов.

Одной из форм партнерства, сотрудничества, является

принятие в 2002 году Соглашения по совместным действиям

государственной инспекции труда по Кировской области с

техническими инспекторами отраслевых профсоюзов. Они проводят

совместные проверки и обследования состояния техники

безопасности и выполнения требований законодательства на

предприятиях и организациях, совместно расследуют несчастные

случаи на производстве, участвуют в работе комиссии по приемке в

эксплуатацию вновь построенных или конструируемых

производственных объектов и опытных образцов промышленной

продукции, принимают меры по приостановлению работ на объектах и

рабочих местах при нарушении нормативных правовых актов по

охране труда, участвуют в обучении руководителей и специалистов

предприятий и организаций, обмениваются информацией о

результатах проверок состояния условий и охраны труда.

В связи с введением нового Трудового Кодекса 14 февраля

2002 г. подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве

Правительства Кировской области, Совета Федерации

профорганизаций области и Совета хозяйственных руководителей по

содействию в правовом обучении и применении Трудового Кодекса

РФ. Такое обучение активно проводится и что также важно – в

таком же трехстороннем плане разработаны рекомендации и макет

коллективного договора для предприятий с учетом требований и

норм Трудового кодекса РФ.

3.3 Деятельность обкома профсоюза в решении проблем охраны

труда в лесопромышленном комплексе Кировской области.

«Все во имя человека, все во благо человека». Этот лозунг

был для нас «руководящим и направляющим» в течение многих

десятилетий. Повышение материального благосостояния каждого

гражданина, его гармоничное духовное развитие, обеспечение права

трудиться для себя и для общества провозглашались основной целью

государства. Конечно, далеко не всегда эти благие намерения

воплощались в жизнь, что зачастую, «хотели как лучше, а

получилось как всегда». Но, тем не менее, отношение к человеку

было совсем иным, чем сегодня.

Продолжающаяся реорганизация лесного хозяйства, очередной

передел собственности на ряде предприятий лесопромышленного

комплекса области повлекли за собой, конечно, социальные

последствия: увеличение задолженности по зарплате, на

предприятиях продолжает оставаться высоким травматизм.

III съезд отраслевого профсоюза, состоявшийся в ноябре 2000

года, среди ключевых задач определил направление деятельности

профсоюзных организаций по обеспечению нормальных условий,

охраны и безопасности труда на производстве.

Мы много сейчас говорим о неблагоприятных, социальных,

производственных и других факторах, оказывающих негативное

воздействие на экономику. Но, к сожалению, гораздо реже

вспоминаем о самом человеке, его заботах и нуждах. Слишком мало

внимания уделяется со стороны многих работодателей улучшению

условий труда работника, об этом я писал. Многие руководители

совершенно не подготовлены к выполнению функций работодателя, не

знают, а порой не желают знать, и не понимают своих обязанностей

выполнять элементарные требования трудового законодательства и

законодательства по охране труда. Выполнение нормативных актов,

закрепляющие право работников на здоровые и безопасные условия

труда, на практике не всегда обеспечивается.

Областной комитет профсоюза работников лесных отраслей

объективно оценивает положение дел в обеспечение безопасности

труда на производстве и считает его критическим, чреватым

тяжелейшими последствиями и бедами и поэтому решение проблем

охраны труда мы считаем одним из приоритетных направлений в

работе отраслевого обкома профсоюза. И не случайно, в

коллективных договорах вопросы охраны труда выделены в отдельном

разделе.

Тревожное положение дел с охраной труда в отрасли

обусловлено резким уменьшением финансирования мероприятий по

улучшению условий труда, применением устаревшего оборудования,

изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников

специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами

индивидуальной защиты. На многих предприятиях лесных отраслей

ослаблен административно-общественный контроль за созданием

безопасных условий труда, не эффективна профилактика

производственного травматизма по причине сокращения и

упразднения служб охраны труда.

В 2001 году на охрану труда на 1 работающего израсходовано

570 рублей. Это ниже, чем в целом по области.

Рост травматизма в 2001 г. по сравнению с 2000 годом дали:

со смертельным исходом с 4х до 6 случаев - деревообрабатывающие

предприятия, с 1 до 2-х предприятия лесного хозяйства. По

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.