| |||||
МЕНЮ
| Роль социального партнерства в решении проблем охраны трудаЗакон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от 24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад в развитие правовой основы социального партнерства, повышение уровня социальных гарантий и льгот. Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном партнерстве» в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в Государственной думе. Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве раздела II «Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства – работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25), его система и формы (ст. ст. 26-27). Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства названы коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в досудебном разрешении трудовых споров. Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же, предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» не было. Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступит в действие 1 июля 2002 года. Рассмотрим систему и роль социального партнерства в решении проблем и вопросов охраны труда в Кировской области. Организационная структура действующей системы социального партнерства в Российской Федерации и Кировской области |Уровни |Виды соглашений|Участники соглашений | |коллективно-| | | |договорного | | | |регулировани| | | |я трудовых | | | |отношений | | | |Федераль-ный|1. |Общероссийские |Общероссийские |Правительство | |уровень |Генеральное |объединения |объединения |РФ | | |соглашение |профсоюзов |работодателей | | | | |Соответствующие |Общероссийские | | | |Отраслевое |общероссийские |объединения |Министерство | | |(межотрасле-вое|профсоюзы и их |работодателей |труда и | | |) тарифное |объединения | |социальных | |Кировская |соглашение | | |отношений РФ | |область | |Федерация |Объединения | | | |Областное |профсоюзных |(ассоциации) |Администрация | | |трехстороннее |объединений |работодателей |Кировской | | |соглашение |Кировской области|Кировской |области | | | | |области. (Совет| | | | | |хоз.руководител| | | | | |ей, | | |3. | | |крестьянский | | |Организация | | |союз) | | | |Коллективный |Работники |Работодатель. | | | |договор |организации (от|или его | | | | |лица работников |полномочные | | | | |организаций – |представители | | | | |первичные | | | | | |профсоюзные | | | | | |организации, иные| | | | | |уполномоченные | | | | | |работниками | | | | | |представительные | | | | | |органы) | | | 3.2. Роль социального партнерства в решении вопросов охраны труда в Кировской области. Обеспечение необходимых условий и охраны труда является одним из основных трудовых гарантий прав работающих, обеспечение которых и предусматривает защитные функции профсоюзов, а основным инструментом реализации защитной функции профсоюзов является социальное партнерство. Поэтому стратегический курс всех кировских профсоюзов направлен на развитие системы социального партнерства в области. Начиная с 1992 года, профсоюзы области заключают областное трехстороннее соглашение между федерацией профорганизаций, объединением работодателей и администрацией Кировской области. Через это соглашение федерация реализует предложения членских организаций по различным вопросам, в том числе по охране труда. На основе трехстороннего соглашения представители профсоюзов входят и активно участвуют в работе областной межведомственной комиссии по охране труда, в работе комиссий и заседаниях Областной Думы, в разработке, обсуждении и принятии законов области, иных документов и решений в сфере труда. В 2000 году подписано соглашение о сотрудничестве с Вятской торгово-промышленной палатой по развитию и поддержке предпринимательства и местных товаропроизводителей, созданию условий для деятельности профсоюзных организаций, коллективно- договорного регулирования, социально-трудовых отношений на частных и малых предприятиях, а сегодня актуальность и серьезность проблемы обеспечения необходимых условий охраны труда на предприятиях малых форм велика, о чем я писал выше. При активном участии профсоюзов принят закон Кировской области «О социальном партнерстве», положение «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее регламенту». В соответствии с принятыми документами создается система социального партнерства на уровне области, муниципального образования, отрасли и организаций на основе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, коллективных договоров и соглашений. Очень важно отметить, что при разработке областного закона «О социальном партнерстве в Кировской области» профсоюзы настояли на обязательности признания работодателями отраслевого тарифного соглашения. Данным законом установлено, что все соглашения, начиная с Генерального, составляют правовую основу социального партнерства в Кировской области, а поэтому коллективный договор как локальный акт не может уменьшить уровень защиты работников в этих соглашениях как совместных актах социального партнерства. По инициативе профсоюзов 26 сентября 2000 года принят закон «Об охране труда в Кировской области» (№200-30). Благодаря этому закону в дополнение к Федеральному законодательству восстановлена система государственного управления охраной труда, определены полномочия Областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления в реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 2 закона определено, что органы государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей и профсоюзов проводят согласованную политику в области охраны труда, глава 4 - надзору и контролю, глава 5 – подготовке персонала, а глава 6 – финансированию работ по охране труда. А наша задача состоит в том, чтобы знать этот закон и умело применять его в целях защиты интересов работников. Разработана и утверждена Программа по реализации данного Закона на 2001-2005 годы, которая предусматривает повышение роли органов местного самоуправления в создании региональной системы безопасности труда и государственного управления охраной труда в Кировской области, введение классификации действующих предприятий по степени производственных рисков и состоянию безопасности. Механизм реализации Программы предусматривает разграничение полномочий и ответственности Администрации области, администраций городов и районов, предприятий и организаций в реализации мероприятий по созданию безопасных условий труда в регионе. Весь комплекс мероприятий этой Программы предполагает снижение производственного травматизма и профзаболеваемости и уменьшение расходов по компенсации потерь здоровья в результате производственной деятельности. В 2000 и в 2001 году по инициативе профсоюзов проведены областные совещания совместно с администрацией области, хозяйственными руководителями, органами надзора и контроля с приглашением руководителей предприятий, профсоюзного актива, местной власти по вопросу: «О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в области», областное совещание по обеспечению спецодеждой и средствами специальной защиты. Основной итог этих мероприятий – повышение требовательности к руководителям за обеспечением охраны труда, а также принятие областной комплексной программы по этому вопросу. Для улучшения состояний условий охраны труда с 2000 года проводится смотр-конкурс на лучшую организацию общественного контроля по охране труда. Важное место в трехстороннем областном соглашении занимают взаимные обязательства сторон, относящиеся к охране труда и экологии. Так, профсоюзы добились внесения в областное трехстороннее соглашение пункта, обязывающего работодателей включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по охране труда и финансировать их из расчета не менее 15 минимальных заработных плат, установленных законом, на одного работника. Эти цифры должны служит ориентиром при финансировании мероприятий по охране труда на предприятиях г. Кирова и области. В соответствии с Соглашением работодатели должны предоставлять работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации, установленные коллективными договорами и соглашениями, обеспечивать соблюдение нормативных актов по охране труда, повышение эффективности работы служб охраны труда, недопущение их сокращения и ликвидации. Работодатели должны обеспечить аттестацию рабочих мест по условиям труда, организовать разработку и пересмотр стандартов предприятий по охране труда и экологии на основе вновь введенных государственных нормативных актов, оформить паспорта радиационной безопасности на предприятии. Профсоюзы взяли на себя обязательство осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов (в основном, отраслевых), уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных комитетов. Одной из форм партнерства, сотрудничества, является принятие в 2002 году Соглашения по совместным действиям государственной инспекции труда по Кировской области с техническими инспекторами отраслевых профсоюзов. Они проводят совместные проверки и обследования состояния техники безопасности и выполнения требований законодательства на предприятиях и организациях, совместно расследуют несчастные случаи на производстве, участвуют в работе комиссии по приемке в эксплуатацию вновь построенных или конструируемых производственных объектов и опытных образцов промышленной продукции, принимают меры по приостановлению работ на объектах и рабочих местах при нарушении нормативных правовых актов по охране труда, участвуют в обучении руководителей и специалистов предприятий и организаций, обмениваются информацией о результатах проверок состояния условий и охраны труда. В связи с введением нового Трудового Кодекса 14 февраля 2002 г. подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве Правительства Кировской области, Совета Федерации профорганизаций области и Совета хозяйственных руководителей по содействию в правовом обучении и применении Трудового Кодекса РФ. Такое обучение активно проводится и что также важно – в таком же трехстороннем плане разработаны рекомендации и макет коллективного договора для предприятий с учетом требований и норм Трудового кодекса РФ. 3.3 Деятельность обкома профсоюза в решении проблем охраны труда в лесопромышленном комплексе Кировской области. «Все во имя человека, все во благо человека». Этот лозунг был для нас «руководящим и направляющим» в течение многих десятилетий. Повышение материального благосостояния каждого гражданина, его гармоничное духовное развитие, обеспечение права трудиться для себя и для общества провозглашались основной целью государства. Конечно, далеко не всегда эти благие намерения воплощались в жизнь, что зачастую, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но, тем не менее, отношение к человеку было совсем иным, чем сегодня. Продолжающаяся реорганизация лесного хозяйства, очередной передел собственности на ряде предприятий лесопромышленного комплекса области повлекли за собой, конечно, социальные последствия: увеличение задолженности по зарплате, на предприятиях продолжает оставаться высоким травматизм. III съезд отраслевого профсоюза, состоявшийся в ноябре 2000 года, среди ключевых задач определил направление деятельности профсоюзных организаций по обеспечению нормальных условий, охраны и безопасности труда на производстве. Мы много сейчас говорим о неблагоприятных, социальных, производственных и других факторах, оказывающих негативное воздействие на экономику. Но, к сожалению, гораздо реже вспоминаем о самом человеке, его заботах и нуждах. Слишком мало внимания уделяется со стороны многих работодателей улучшению условий труда работника, об этом я писал. Многие руководители совершенно не подготовлены к выполнению функций работодателя, не знают, а порой не желают знать, и не понимают своих обязанностей выполнять элементарные требования трудового законодательства и законодательства по охране труда. Выполнение нормативных актов, закрепляющие право работников на здоровые и безопасные условия труда, на практике не всегда обеспечивается. Областной комитет профсоюза работников лесных отраслей объективно оценивает положение дел в обеспечение безопасности труда на производстве и считает его критическим, чреватым тяжелейшими последствиями и бедами и поэтому решение проблем охраны труда мы считаем одним из приоритетных направлений в работе отраслевого обкома профсоюза. И не случайно, в коллективных договорах вопросы охраны труда выделены в отдельном разделе. Тревожное положение дел с охраной труда в отрасли обусловлено резким уменьшением финансирования мероприятий по улучшению условий труда, применением устаревшего оборудования, изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. На многих предприятиях лесных отраслей ослаблен административно-общественный контроль за созданием безопасных условий труда, не эффективна профилактика производственного травматизма по причине сокращения и упразднения служб охраны труда. В 2001 году на охрану труда на 1 работающего израсходовано 570 рублей. Это ниже, чем в целом по области. Рост травматизма в 2001 г. по сравнению с 2000 годом дали: со смертельным исходом с 4х до 6 случаев - деревообрабатывающие предприятия, с 1 до 2-х предприятия лесного хозяйства. По |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|