реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда

определяет функцию органов власти устанавливать правила,

процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья

работников в процессе трудовой деятельности, организовывать

систему контроля за их соблюдением, структуру и формы

взаимодействия субъектов управления охраной труда. Система

государственного управления охраной труда – один из основных

принципов, заложенных в направлениях государственной политики в

области охраны труда.

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением

требований охраны труда, осуществляемый государственными

органами, отвечает положениям соответствующих Конвенций

Международной Организации Труда, ратифицированных Российской

Федерацией.

Государственный надзор и контроль за соблюдением

государственных нормативных требований охраны труда в Российской

Федерации осуществляют: Федеральная инспекция труда,

Государственная экспертиза условий труда, Федеральный горный и

промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной

и радиационной безопасности, Государственный энергетический

надзор, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ,

органы прокуратуры.

5. Общественный контроль за соблюдением прав и законных

интересов работников в области охраны труда осуществляют

профессиональные союзы и иные представительные органы

работников. Право профессиональных союзов на представительство и

защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено

в Федеральном законе от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных

союзах, их правах и гарантиях деятельности».

6. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний имеет

первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих

негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень основных

направлений государственной политики в области охраны труда.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний определен ст.ст.227-231 Кодекса.

7. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного

здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей,

регулируемый Гражданским кодексом РФ, определен Федеральным

законом от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном социальном

страховании от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний».

Указанным Федеральным законом предусмотрена обязанность

работодателя страховать свою ответственность за вред,

причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

При этом решены две основные задачи. Одна из них состоит в

необходимости повысить социальную защищенность пострадавших и

иждивенцев лиц, погибших на производстве. Другая задача состояла

в необходимости создать механизм экономической

заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий

труда.

Первая задача решена путем введения обязательности

страхования работодателем работников от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования

выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от

финансового положения работодателя.

Решение второй задачи осуществляется путем установления

для страхователей размера страховых тарифов в зависимости от

класса профессионального риска, а также применения скидок и

надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от

состояния условий охраны труда на производстве.

Установленные ранее виды, основания для назначения и

порядок определения размера пособий с введением данного

Федерального закона не изменились.

Единственным законным страховщиком по этому виду

страхования в настоящее время определен Фонд социального

страхования РФ.

8. К числу установленных компенсаций можно отнести:

- доплаты за условия труда на рабочих местах, на которые

выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ

с тяжелыми и вредными условиями труда. В соответствии с Типовым

положением доплаты могут составлять 12 и 24% тарифной ставки

(оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с

особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;

- льготное пенсионное обеспечение. Списки производств, работ,

профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное

пенсионное обеспечение, утверждены Постановлениями Правительства

РФ.

- сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление

дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии со

«Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными

условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный

отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением

Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 (№298/п-22) на

отдельных видах работ рабочий день сокращается до 6 часов, а

продолжительность дополнительного отпуска может достигать 12

рабочих дней. Ст.117 ТК огласила новый порядок установления

минимальную продолжительность такого отпуска: утверждается

Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней

комиссии по регулированию социально – трудовых отношений;

- предоставление лицам, работающим на отдельных видах работ

бесплатного лечебно-профилактического питания, а также молока

или заменяющего его продукта.

9. Принципиальным моментом является участие государства в

финансировании мероприятий по охране труда. Осуществляется это,

как правило, в форме целевого финансирования мероприятий

федеральных целевых программ из средств федерального бюджета. В

2001 г. федеральным бюджетом было предусмотрено финансирование

Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда

на 1998-2001 гг. в объеме 500 тыс. руб. Начиная с 2002 г.

финансирование этой программы из федерального бюджета

прекращено.

10. Государственная статистическая отчетность по условиям

труда, производственному травматизму, профессиональной

заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется

на основе государственного статистического наблюдения.

Статистическим наблюдением охватывается 130 тыс. организаций из

3,5 млн. зарегистрированных, на которых занято около 60%

работающего населения.

11. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой

программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2001 гг.

создана и функционирует Российская информационная система охраны

труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. В

настоящее время РИСОТ содержит более тысячи законодательных и

иных нормативных правовых актов по охране труда, включая

государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и

правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др.

База данных РИСОТ постоянно пополняется.

12. Международное сотрудничество в области охраны труда в

Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках

деятельности Международной Организации Труда (МОТ), членом

которой она является. Одна из самых важных функций МОТ –

принятие Международной конференцией труда (с участием

представителей правительств, работодателей и работников)

конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые

нормы.

13. Что касается проведения эффективной налоговой

политики, стимулирующей создание безопасных условий труда,

разработку и внедрение безопасных техники и технологий,

производство средств индивидуальной и коллективной защиты

работников, то в настоящее время правовой инструментарий,

обеспечивающий реализацию этой нормы на федеральном уровне, не

создан. Вместе с тем в ряде субъектов РФ (Республика Татарстан и

др.) законодательство предоставляет льготы по налогообложению

организациям, осуществляющим отдельные виды деятельности, в т. ч

выпуск средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

14. Работникам, занятым на работах с вредными или опасными

условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых

температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются

бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная

обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с

нормами, утвержденными в порядке, определенных Правительством

РФ. Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими

работников в соответствии с требованиями охраны труда

производится за счет средств работодателя.

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми

помещениями и устройствами устанавливаются строительными нормами

и правилами.

15. Норма Трудового кодекса РФ, предусматривающая

сотрудничество органов государственной власти субъектов РФ и

органов местного самоуправления, работодателей, объединений

работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и

иных уполномоченных работниками представительных органов в целях

обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе

трудовой деятельности, является одним из элементов системы

государственного управления охраной труда и отражает принцип

социального партнерства.

Законодательство об охране труда, Трудовой кодекс РФ

(СТ.212) предусматривают обязанности работодателя в области

охраны труда. На работодателя возлагается обеспечение

безопасных условий и охрана труда в широком ее понятии - не

только в правовом аспекте, но и в социально- экономическом,

организационно-техническом и медицинском.

Работодатель обязан обеспечить:

- надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое

обслуживание на производстве;

- безопасность работников, наличие и надлежащую эксплуатацию

средств коллективной и индивидуальной защиты;

- соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям

установленным нормативам по всем вредным и опасным факторам;

- нормальный режим труда и отдыха работников;

- специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами

индивидуальной защиты, а также надлежащий за ними уход;

- проведение инструктажа по вопросам охраны труда и обучения

безопасным методам и приёмам выполнения работ на рабочих

местах;

- аттестацию рабочих мест по условиям труда;

- проведение предварительных и периодических медицинских

осмотров работников, а также недопущение к выполнению ими

трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских

осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний.

По сравнению с нормами Закона № 181 – ФЗ Трудовой

кодекс устанавливает некоторые дополнительные обязанности сторон

трудового договора. Так, в целях обеспечения безопасных условий

и охраны труда обеспечивает:

- разработку и утверждение с учетом мнения выборного

профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа

инструкций по охране труда для работников;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих

требования охраны труда в соответствии со спецификой

деятельности организации.

В отличие от КЗоТ РФ Трудовой кодекс (ст. 226)

устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по

улучшению условий и охраны труда. Допускается создание фондов

охраны труда в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях,

организациях в соответствии с законодательством РФ и субъектов

РФ.

Достаточно полно охвачены в Трудовом кодексе РФ вопросы

расследования несчастных случаев на производстве (ст. ст. 227 –

231). С введением данного раздела реализуется предложение

специалистов о придании Положению «О расследовании несчастных

случаев на производстве» силы закона.

Статья 214 Трудового Кодекса закрепляет основные

обязанности работников по охране труда. Соблюдение работником

требований охраны труда – одна из основных гарантий, что с

работником не произойдет несчастный случай, т.е. человеческий

фактор в охране труда, собственной безопасности и безопасности

рядом с ним работающих является доминирующим.

В соответствии со ст.56 Трудового Кодекса при заключении

трудового договора работник обязуется лично выполнить свою

трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового

распорядка, действующие в организации.

При этом условия труда, предусмотренные трудовым

договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Выше уже отмечалось, что требования охраны труда, а также

правила и инструкции установлены и в Федеральном законе от

17.07.99 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда Российской

Федерации».

Соответствующие правила обязывают работников соблюдать

инструкции по охране труда, соблюдать установленные требования

обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им

средствами индивидуальной защиты. Соблюдение указанных

требований впрямую относится к обязанностям работника (ст.21 ТК)

к дисциплине труда.

Согласно ст.192 ТК РФ за нарушение требований охраны труда

к работникам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания

вплоть до увольнения по соответствующим основаниям.

В соответствии с Законом работник также обязан правильно

применять средства индивидуальной защиты, проходить обучение

безопасным методам и приемам труда, стажировку на рабочем месте

и проверку знаний, немедленно извещать своего руководителя о

любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом

несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении

состояния своего здоровья, проходить обязательные и

периодические медосмотры.

2.3 Нормативные акты по охране труда.

Законодательные положения в области охраны труда

реализуются через постановления Правительства РФ приказы,

постановления и иные подзаконные акты подзаконные федеральных

органов исполнительной власти, а также систему нормативных

правовых актов, содержащих государственные нормативные

требования охраны труда.

Постановлением Правительства РФ ОТ 23. 05.00 № 399 «О

нормативных правовых актах, содержащих государственные

нормативные требования охраны труда» установлено, что в

Российской Федерации действует система нормативных правовых

актов, содержащих государственные нормативные требования охраны

труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и

типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных

норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил

устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по

проектированию и строительству, гигиенических нормативов и

государственных стандартов безопасности труда.

Перечень и обозначения указанных документов приведены

в таблице.

|1.Межотраслевые правила по охране труда |Минтруд России |

|(ПОТ РМ), межотраслевые типовые | |

|инструкции по охране труда (ТИ РМ). | |

|2.Отраслевые правила по охране труда |Федеральные органы |

|(ПОТ РО), типовые инструкции по |исполнительной власти |

|охране труда (ТИ РО). | |

|3.Правила безопасности (ПБ), правила |Госгортехнадзор России, |

|устройства и безопасной эксплуатации |Госатомнадзор России |

|(ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | |

|4.Государственные стандарты системы |Госстандарт России, |

|стандартов безопасности труда (ГОСТ Р. |Госстрой России |

|ССБТ) | |

|5.Строительные нормы и правила (СНиП), |Госстрой России. |

|своды правил по проектированию и | |

|строительству (СП). | |

|6.Санитарные правила (СП), гигиенические|Минздрав России |

|нормативы (ГН), санитарные правила и | |

|нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). | |

Государственные нормативные требования охраны труда,

включаемые в указанные документы, не должны противоречить

действующему законодательству по охране труда.

Администрация предприятий (работодатель) обязана

обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест

и создать на них условия работы, соответствующие единым

межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда.

Правила по охране труда, единые для всех отраслей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.