| |||||
МЕНЮ
| Роль социального партнерства в решении проблем охраны трудаопределяет функцию органов власти устанавливать правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, организовывать систему контроля за их соблюдением, структуру и формы взаимодействия субъектов управления охраной труда. Система государственного управления охраной труда – один из основных принципов, заложенных в направлениях государственной политики в области охраны труда. 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих Конвенций Международной Организации Труда, ратифицированных Российской Федерацией. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют: Федеральная инспекция труда, Государственная экспертиза условий труда, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный энергетический надзор, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, органы прокуратуры. 5. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы работников. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». 6. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст.ст.227-231 Кодекса. 7. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируемый Гражданским кодексом РФ, определен Федеральным законом от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Указанным Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности. При этом решены две основные задачи. Одна из них состоит в необходимости повысить социальную защищенность пострадавших и иждивенцев лиц, погибших на производстве. Другая задача состояла в необходимости создать механизм экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда. Первая задача решена путем введения обязательности страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя. Решение второй задачи осуществляется путем установления для страхователей размера страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, а также применения скидок и надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от состояния условий охраны труда на производстве. Установленные ранее виды, основания для назначения и порядок определения размера пособий с введением данного Федерального закона не изменились. Единственным законным страховщиком по этому виду страхования в настоящее время определен Фонд социального страхования РФ. 8. К числу установленных компенсаций можно отнести: - доплаты за условия труда на рабочих местах, на которые выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными условиями труда. В соответствии с Типовым положением доплаты могут составлять 12 и 24% тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда; - льготное пенсионное обеспечение. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлениями Правительства РФ. - сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 (№298/п-22) на отдельных видах работ рабочий день сокращается до 6 часов, а продолжительность дополнительного отпуска может достигать 12 рабочих дней. Ст.117 ТК огласила новый порядок установления минимальную продолжительность такого отпуска: утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений; - предоставление лицам, работающим на отдельных видах работ бесплатного лечебно-профилактического питания, а также молока или заменяющего его продукта. 9. Принципиальным моментом является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Осуществляется это, как правило, в форме целевого финансирования мероприятий федеральных целевых программ из средств федерального бюджета. В 2001 г. федеральным бюджетом было предусмотрено финансирование Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2001 гг. в объеме 500 тыс. руб. Начиная с 2002 г. финансирование этой программы из федерального бюджета прекращено. 10. Государственная статистическая отчетность по условиям труда, производственному травматизму, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Статистическим наблюдением охватывается 130 тыс. организаций из 3,5 млн. зарегистрированных, на которых занято около 60% работающего населения. 11. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2001 гг. создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. В настоящее время РИСОТ содержит более тысячи законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется. 12. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках деятельности Международной Организации Труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ – принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. 13. Что касается проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, то в настоящее время правовой инструментарий, обеспечивающий реализацию этой нормы на федеральном уровне, не создан. Вместе с тем в ряде субъектов РФ (Республика Татарстан и др.) законодательство предоставляет льготы по налогообложению организациям, осуществляющим отдельные виды деятельности, в т. ч выпуск средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 14. Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенных Правительством РФ. Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя. Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами устанавливаются строительными нормами и правилами. 15. Норма Трудового кодекса РФ, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства. Законодательство об охране труда, Трудовой кодекс РФ (СТ.212) предусматривают обязанности работодателя в области охраны труда. На работодателя возлагается обеспечение безопасных условий и охрана труда в широком ее понятии - не только в правовом аспекте, но и в социально- экономическом, организационно-техническом и медицинском. Работодатель обязан обеспечить: - надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание на производстве; - безопасность работников, наличие и надлежащую эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты; - соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям установленным нормативам по всем вредным и опасным факторам; - нормальный режим труда и отдыха работников; - специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также надлежащий за ними уход; - проведение инструктажа по вопросам охраны труда и обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ на рабочих местах; - аттестацию рабочих мест по условиям труда; - проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также недопущение к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По сравнению с нормами Закона № 181 – ФЗ Трудовой кодекс устанавливает некоторые дополнительные обязанности сторон трудового договора. Так, в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда обеспечивает: - разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников; - наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. В отличие от КЗоТ РФ Трудовой кодекс (ст. 226) устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Допускается создание фондов охраны труда в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, организациях в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Достаточно полно охвачены в Трудовом кодексе РФ вопросы расследования несчастных случаев на производстве (ст. ст. 227 – 231). С введением данного раздела реализуется предложение специалистов о придании Положению «О расследовании несчастных случаев на производстве» силы закона. Статья 214 Трудового Кодекса закрепляет основные обязанности работников по охране труда. Соблюдение работником требований охраны труда – одна из основных гарантий, что с работником не произойдет несчастный случай, т.е. человеческий фактор в охране труда, собственной безопасности и безопасности рядом с ним работающих является доминирующим. В соответствии со ст.56 Трудового Кодекса при заключении трудового договора работник обязуется лично выполнить свою трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации. При этом условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. Выше уже отмечалось, что требования охраны труда, а также правила и инструкции установлены и в Федеральном законе от 17.07.99 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда Российской Федерации». Соответствующие правила обязывают работников соблюдать инструкции по охране труда, соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты. Соблюдение указанных требований впрямую относится к обязанностям работника (ст.21 ТК) к дисциплине труда. Согласно ст.192 ТК РФ за нарушение требований охраны труда к работникам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения по соответствующим основаниям. В соответствии с Законом работник также обязан правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний, немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, проходить обязательные и периодические медосмотры. 2.3 Нормативные акты по охране труда. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ приказы, постановления и иные подзаконные акты подзаконные федеральных органов исполнительной власти, а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Постановлением Правительства РФ ОТ 23. 05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Перечень и обозначения указанных документов приведены в таблице. |1.Межотраслевые правила по охране труда |Минтруд России | |(ПОТ РМ), межотраслевые типовые | | |инструкции по охране труда (ТИ РМ). | | |2.Отраслевые правила по охране труда |Федеральные органы | |(ПОТ РО), типовые инструкции по |исполнительной власти | |охране труда (ТИ РО). | | |3.Правила безопасности (ПБ), правила |Госгортехнадзор России, | |устройства и безопасной эксплуатации |Госатомнадзор России | |(ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | | |4.Государственные стандарты системы |Госстандарт России, | |стандартов безопасности труда (ГОСТ Р. |Госстрой России | |ССБТ) | | |5.Строительные нормы и правила (СНиП), |Госстрой России. | |своды правил по проектированию и | | |строительству (СП). | | |6.Санитарные правила (СП), гигиенические|Минздрав России | |нормативы (ГН), санитарные правила и | | |нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). | | Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда. Администрация предприятий (работодатель) обязана обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда. Правила по охране труда, единые для всех отраслей |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|