реферат бесплатно, курсовые работы
 

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

учреждении, организации, профорганизаторы - органа соответствующего

объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных работников на другую работу по инициативе

работодателя не может производиться без предварительного согласия органа,

членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав

профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается

помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного

согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов

- соответствующего профсоюзного органа подразделения предприятия,

учреждения, организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного

органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов

профсоюзных органов в организации, на предприятии, в учреждении,

профорганизаторов - с предварительного согласия соответствующего

объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза

по охране труда и представителей профсоюзов в создаваемых на предприятиях,

в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их

на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются

только с представительного согласия профсоюзного органа первичной

профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы,

уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в

создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах

(комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения

обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время

краткосрочной профсоюзной учебы.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы

освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций,

созываемых профсоюзами, а также для участия в работе выборных органов.

Условия освобождения указанных лиц от основной работы для названных

целей и порядок оплаты за это время определяются коллективным договором,

соглашением.

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации (на

предприятии, в учреждении) вследствие избрания (делегирования) на должности

в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий

прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа

(должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации. При

невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему

месту работы в случае реорганизации организации (предприятия, учреждения)

работодатель или правопреемник, а при ликвидации организации (предприятия,

учреждения) - профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником

его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев,

а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных

(делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и

специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган

первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми

правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с

коллективным договором, соглашением.

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами

профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания

срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации (предприятия,

учреждения) или совершения работником действий, за которые федеральным

законом предусмотрено увольнение. В таких случаях увольнение производится в

том же порядке, что и работников, избранных (делегированных) в профсоюзные

органы и не освобожденных от основной работы.

Обязанность государственных органов, предприятий, учреждений,

организаций всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности прямо

предусмотрена законом. Содействие профсоюзам выражается также путем:

а) отчисления предприятиями и организациями профсоюзным органам

денежных средств на культурно-массовую и физкультурную работу (ст. 232

КЗоТ);

б) предоставления соответствующему профсоюзному органу предприятия,

учреждения, организации бесплатно необходимых помещений со всем

оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого органа и для

проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи;

в) предоставления зданий, помещений, сооружений, садов и парков,

предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной,

физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их

семей, а также пионерских лагерей, принадлежащих предприятию, учреждению,

организации или арендованных ими, в бесплатное пользование соответствующему

профсоюзному органу;

г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы

работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на

основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не

вправе задерживать перечисление указанных средств.

Теперь, кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где

профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые

распространяется действие отраслевых соглашений, работодатели по

письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза,

ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной

платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных

коллективными договорами, соглашениями.

Приведенные формы и способы содействия государственных органов,

работодателей предусмотрены в ст. ст. 225, 232, 234 КЗоТ. Они уточнены

Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической

деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей

регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью

коллективных договоров, соглашений.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана

осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции

государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами

профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах,

а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством

профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных

союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных

органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их

объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе

законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);

б) административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах

может являться административным проступком);

в) уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов -

ст. 137 Уголовного кодекса);

г) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к

материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц

повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского

законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов,

первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к

дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц,

нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств,

предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию

указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой

договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о

профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-

соглашению.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях

нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании

Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц,

входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за

невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за

организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда

такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность

привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности

профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после

признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального

закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным

Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация

обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет

своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении

профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в

организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к

дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит

выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они

обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть

освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым

законодательством и уставом профсоюза.

Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные

органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность

по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В

таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от

основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили

реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы

лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации

(предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию

за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального

закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона за нарушение законодательства о

профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного

самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов,

ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную

ответственность.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов,

первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к

дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц,

нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств,

предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан

расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно

нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по

коллективному договору, соглашению.

VI. ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ.

Основными направлениями деятельности профсоюзов по защите прав и

интересов трудящихся в сфере охраны труда предусмотрены Соглашением между

администрацией области, Облсовпрофом и объединениями работодателей:

разработана и реализуется региональная программа улучшения условий и охраны

труда, созданы институты уполномоченных и совместных комитетов (комиссий)

по охране труда.

В условиях крайне сложного экономического положения предприятия,

организаций и учреждений особое место в деятельности профсоюзных

организаций области по защите социально-экономических прав и интересов

трудящихся и членов их семей занимает решение проблемы оздоровления и

отдыха детей и подростков. Профсоюзы пытаются сохранить материальную базу

детских оздоровительных учреждений, передавая их в муниципальную

собственность, добиваясь установления финансовых льгот для хозяйствующих

субъектов, содержащих загородные оздоровительные лагеря и центры.

Начало так называемой рыночной экономики символизировало собой сотни, а

позже и тысячи безработных. Для страны, где никогда не было проблем с

рабочими местами, это был шок. Шок и для тех конкретных членов профсоюза –

инженеров, кадровых рабочих, представителей интеллигенции. Выставленных за

ворота предприятия вбирал в свое прожорливое жерло дикий рынок, где человек

терял не только социальные права, а порой и собственное лицо. Хорошо изучив

ситуацию, профсоюз не раз выносил проблемы безработных на заседания

территориальных комиссий, где слушались руководители центра занятости,

предприятий. Не раз профкомы предприятий, садясь за стол переговоров с

работодателем, говорили категорическое «нет» массовому увольнению, прежде

чем заявить: «В области не осталось ни одного района с критической

ситуацией на рынке труда».

Социальное партнерство является основным инструментом решения вопросов

развития производства, обеспечения занятости работников, предотвращения

трудовых конфликтов.

Одновременно в целях социальной защиты малоимущих граждан продолжена

выплата им жилищных субсидий.

Согласно ст.11 Закона о профсоюзах профком защищает право на

вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже

установленных минимального размера оплаты труда и размера прожиточного

минимума.

Профорганизации, пользующейся правами юридического лица, может по

просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной

инициативе принимать решения об организации в суд с исковыми заявлениями

от имени профорганизации в защиту трудовых прав и интересов членов

профсоюза, других работников. Иск в защиту прав и интересов недееспособного

гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного

представителя или иного заинтересованного лица.

При возбуждении гражданского дела в суде по иску профсоюза профком

осуществляет все процессуальные права и обязанности истца, за исключением

права на заключение мирового соглашения.

Член профсоюза, другой работник, в интересах которого дело начато по

иску профсоюза, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного

дела и участвует в нем в качестве истца. (Закон о профсоюзах: ст. 23; КЗоТ

РФ; ст.210; ГПК РСФСР; ст. ст. 4, 29, 33, 42).

Бороться за права и защищать их должны не только профсоюзы и трудовые

коллективы, но и государство. Законодательство об ответственности за

нарушение законов о труде настолько размыто, что практически нет никакой

ответственности.

Прокуратура занята борьбой с криминалом, ей некогда осуществлять общий

надзор, привлекать к ответственности и давать предписания за нарушения

трудового законодательства. По закону у них есть право привлекать к

административной ответственности, т.е. штрафовать. В законе о коллективных

договорах говорится, что если не выполнен коллективный договор, то

административная ответственность наступает в судебном порядке. Так вот эта

норма, «в судебном порядке», не попала в Гражданский процессуальный кодекс,

и суды отказывают в приеме таких исков для привлечения к ответственности.

То есть административная ответственность фактически «повисла» в воздухе.

Профсоюзный же контроль теперь только общественный. Меры можно

принимать только общественные. Административные и прочие – только через

уполномоченные на то органы государственной власти. То есть уровень защиты

и ответственности значительно снижен. А в довершении всего в новом УК

вообще отсутствует статья об уголовной ответственности за нарушение

законодательства о труде. Будто бы у нас все так хорошо и замечательно, и

этот вид правонарушений не является опасным для государства. И, кстати,

выброшена из УК статья об ответственности за воспрепятствование законной

деятельности профсоюзов.

В народный суд с иском о взыскании невыплаченных средств конкретным

работникам может обратиться и выборный профсоюзный орган по просьбе членов

профсоюза или по собственной инициативе с согласия работника, не

получившего вовремя зарплату. При этом представитель выборного профсоюзного

органа должен иметь поручение профсоюзной организации на осуществление

представительства по конкретному делу.

Народные суды, как правило, по таким искам принимают решения в пользу

трудящихся, т.к. согласно ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и

соглашениях» за невыполнение или нарушение обязательств по коллективному

договору виновные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 50

минимальных размеров оплаты труда.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не

представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело – насколько он в

настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых

документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся.

А без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая

зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии

принять независимое от основного заказчика решение.

Не далеко то время, когда возникали экстремальные ситуации из-за невыплаты

в срок заработной платы или предстоящего сокращения работников предприятия.

Именно профкому удавалось сдержать людей в рамках законности и правопорядка

и действовать путем переговоров на различных уровнях власти.

Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является

единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане

профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать

себя защищенными в наше неспокойное и сложное время – это уже много для

любого человека, особенно со скромным достатком.

Время и обстановка, царящая в стране, обязывают нас не стоять на месте, не

ждать милостей от работодателей. Защищаться надо умно, квалифицированно,

напористо, с достоинством и, безусловно, коллективно. И как тут не

повторить давно всем известный лозунг: «Наша сила - в единстве». Так что

профсоюз для нас осознанная необходимость.

За время написания моей аттестационной работы произошли коренные изменения

в нашей стране. С 1 февраля 2002 года вводится в действие Трудовой кодекс

Российской Федерации, который принят Государственной Думой 21 декабря 2001

года.

В новый кодекс включены вопросы коллективного трудового регулирования в

соответствии с законом о коллективных трудовых договорах. Отображается и

деятельность профсоюзов, согласно закону о профессиональных союзах. Так, с

введением нового законодательства уволить работника стало сложнее, хотя

норма о согласии профкома теперь перестает действовать – достаточно учесть

его мотивированное мнение и т.д. А как войдет в нашу жизнь новый Трудовой

кодекс покажет время.

СПИСОК

используемой литературы

1. В.И.Миронов. «Трудовое право России». Конспект курса лекций.

Москва, 2001г.

2. Трудовое право. Учебник. М: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001г.

3. «Что могут профсоюзы?» Библиотечка «Российской газеты».

Выпуск № 18, 1996г.

4. Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и

гарантиях деятельности», с постатейными комментариями (под

редакцией И.С.Снигиревой), М., 1996 г.

5. И.О. Снигирева. «Профсоюзы и трудовое право». М., 1983г.

6. Конституция РФ.

7. КЗоТ РФ

8. «На равноправной основе». Ниж.обл.сов.проф. Нижний Новгород. 2000

г.

9. «Сборник нормативных документов профсоюза». г. Москва. 2001 г.

-----------------------

[1] Устав Соцпрофа. М., 1995. с.3-4

[2] ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от

12.01. 96г.# РГ. 1996.20 января.

[3] Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1983г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.