реферат бесплатно, курсовые работы
 

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например,

имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов

входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их

деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно

используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство

меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных

отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных

экономических отношений - от отношений собственности, социально-

политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав

профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные

полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении

органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической

инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на

защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На

содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние

оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) -

Конвенции № 87, 135, 144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования

законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими

общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной

организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих

профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы

работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов

с работодателями, их объединениями и представителями, а также с

государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в

предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и

применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о

труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода

трудового права.

2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса,

т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере

действия других отраслей права: правами юридического лица, правом

собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в

области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной

природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,

установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-

правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей

данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником

субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как

базовая категория он характеризует пределы юридических значений

деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности

действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им

юридических полномочий.

Содержание труда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом

закрепленных за ними юридических возможностей.

Статус профсоюзов в сфере труда (труда правовой статус) как часть их

совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе

сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми,

характерными именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания труда правового статуса

профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между

работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов

работников в этих отношениях.

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по

представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых

отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда.

Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм

реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав,

которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных

отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным

условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с

переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов

управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и

организационно-правовых форм предприятий.

В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и

юридические обязанности.

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особенности:

во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на

профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации,

опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате

предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности.

Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и

обязанность находятся в неразрывном единстве;

во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками,

чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;

в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в

необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут

защитить работников;

в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде

всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.

Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством

за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная

ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом

незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм

трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер).

Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-

обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания

гарантий для их успешной деятельности.

К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены

освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных

органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая

ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как

работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат

одновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных

правовых актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права

приобретают признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В

них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не

может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином

«права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и

единую категорию прав-обязанностей.

Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет

практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то

юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии

соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им

права.

Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов.

В этом законе закреплены следующие права:

1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов

работников (закреплено в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных

договорах и соглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более

широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза,

но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его

представлять их интересы).

В названном Законе говорится о том, что законодательные и иные

правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения

соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и

коллективные права работников.

Раньше в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на

законодательную инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной

Думе не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны,

возникает вопрос: может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и

интересов работника, заявив о том, что у него такие полномочия

(представительство и защита интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по

этому поводу – может обратиться в суд, но на основании доверенности,

выданной гражданином.

2) Право профсоюза на содействие занятости.

Это право включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при

ликвидации организации, при ликвидации подразделений организации, при

изменении форм собственности организации, при полной или частичной

приостановке производства. Кроме того, профсоюзы в установленных

законодательством случаях дают согласие на увольнение своих членов.

3) Привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с

учетом мнения соответствующих профсоюзов.

4) Право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение

коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и

контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом

количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять

профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и

соглашений);

5)право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных

трудовых споров (организация и проведение забастовок, собраний, митингов,

шествий, демонстраций и т.д.);

6)право на зависимость от органов исполнительной власти органов

местного самоуправления, работодателей, политических партий и общественных

объединений (участие в управлении государственными фондами социального

страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими

фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием

средств этих фондов);

7)право на информацию по социально-трудовым вопросам (от

работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов

местного самоуправления);

8)право на участие в подготовке и повышении квалификации

профессиональных кадров (право создавать образовательные и научно-

исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров,

финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских

учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);

9)право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением

трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов

состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены

соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для

исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы

Минтруду РФ);

10)право на участие в осуществлении приватизации государственного и

муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях по

приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты

социального назначения);

11)право на социальную защиту работников в области страхования и

охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и

других видов социальной защиты (участвуют в формировании социальных

программ, разработке мер по социальной защите работников, определении

основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы,

пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);

12)право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по

рассмотрению трудовых споров (в случаях нарушения законодательства о труде

профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также

по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых

прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-

трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих

членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);

13)международное сотрудничество (сотрудничать с профсоюзами других

стран, вступать в международные профсоюзы, другие объединения и

организации, заключать с ними договора и соглашения).

III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

Классификация прав профсоюзов возможна в зависимости от того, в каких

отношениях они реализуются, например, содействие в зависимости и

трудоустройстве (предмет трудового права).

Права профсоюзов можно классифицировать в зависимости от того, идет ли

речь о применении уже действующих норм трудового законодательства или об

установлении или изменении каких-то новых условий труда работников.

Например, в области применения права можно привести пример, касающийся

приема на работу и установления испытательного срока. Проекты

законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников,

рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом

предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Кроме того, профсоюзы, которые прошли процедуру уведомительной

регистрации, в настоящее время являются полноценным субъектом трудового

права. Это связано с тем, что на профсоюз, который организовал незаконную

забастовку, может быть возложена материальная ответственность в виде

возмещения работодателю причиненных ее проведением убытков. (Однако, если

профсоюз не зарегистрирован, то на него такую ответственность возложить

нельзя. Следовательно, такой профсоюз полноценным субъектом трудового права

не является.)

Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть

предусмотрено более широкая компетенция деятельности профкома в управлении

организацией, вопросах труда и быта (по сравнению с трудовым

законодательством). В частности, полномочия на представительство в

коллективных переговорах и подписании коллективного договора профсоюзы

могут получить от трудового коллектива и в этом смысле права профсоюзов в

соответствующих отношениях производны от прав трудового коллектива

(работников организации). Такая возможность, помимо самостоятельного права

профсоюзов на проявление инициативы в заключении коллективного договора,

ведение переговоров и заключение коллективного договора, предусмотрена

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральным законом «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ». Связь прав

профсоюзов и прав трудовых коллективов естественна, так как профсоюзы

действуют внутри трудового коллектива, призваны представлять и защищать

коллективные права и интересы. Вместе с тем, каждый из субъектов –

профсоюзы и трудовой коллектив – обладают своими им принадлежащими правами.

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их

участием);

6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать

профсоюзы.

Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое

право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право

закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или

коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех

профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам.

В результате появляется возможность соотнести принцип единства в

регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с

принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы

и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для

представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря

на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы

профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных

федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,

предоставленными профсоюзам как организации.

Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному

звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными

правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,

предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на

предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). (В некоторых профсоюзах

приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в

большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин

более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и

иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование).

Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется

местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на

предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые

правоотношения.

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным

органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их

деятельности и ее необходимую дифференциацию.

Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на

представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем

масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении

профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей

непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно

представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны

аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во

взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их

объединениями и представителями, влиять на формирование интересов

работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все

профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им

все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых

вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и

охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет

подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),

государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.