реферат бесплатно, курсовые работы
 

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах или

самостоятельно принимать решения. Например, законом прямо

предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда

в случаях, предусмотренных законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,

соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами

исполнительной власти.

Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении

трудовых споров.

Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм

деятельности)'.

а) не правовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов;

б) правовые, т.е. предусмотренные законодательством.

Классификация прав профсоюзов по формам их реализации (правовым

формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов.

Это - выражение мнения (например, в правотворчестве), согласование акта

(действий работодателя, его представителя) (например, введение коллективной

материальной ответственности работников - ст. 121* КЗоТ); согласие,

разрешение на определенные действия работодателя (администрации (например,

на производство сверхурочных работ - ст. 54 КЗоТ) требование определенных

действий от работодателя (администрации) (например, требование принять

меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого

нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора - ст. 26

Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму

действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных

вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это

мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение

может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять

решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа,

принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть

отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя

соответствующего профсоюзного органа. Без

согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт

юридической силы не имеет.

Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет

преимущественное значение перед волей работодателя (администрации).

Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо

предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их

деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере

профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении или неисполнении

коллективного договора, это требование должно быть выполнено. Лицо, в

отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать в

вышестоящий профсоюзный орган.

Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам

носит либо совещательный, либо паритетный (социально- партнерский), либо

обязательный характер.

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право

законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось.

Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты

социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон

СССР от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях

их деятельности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную

инициативу отсутствует. Оно пока сохранилось в конституциях ряда субъектов

РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возможность

предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов

законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально

отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на

заседание (сессию) законодательного органа либо отклонить, но с

соответствующей мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной

власти, работодателями (администрацией) сохранилась. Профсоюзам необходимо

в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности

прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В

интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве

по социальным вопросам, используя совещательные полномочия - проводить

экспертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих группах по

их подготовке и др.

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от

вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы:

а) трудового договора;

б) обеспечения занятости;

в) рабочего времени;

г) времени отдыха;

д) оплаты и нормирования труда;

е) гарантий и компенсаций;

ж) дисциплины труда;

з) охраны труда;

и) контроля за соблюдением трудового законодательства и

законодательства об охране труда;

к) разрешения трудовых споров.

По содержанию права делятся на права:

во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений,

во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства,

в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.

Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку.

По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной

которых они являются.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе

сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли

соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров

(контрактов). На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие

полномочия с тем, чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы

работников (ст. 226 КЗоТ).

В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия

нормативных правовых актов о труде или их применения без участия

профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам

непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые

последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или

применении условий труда необходимо определять в зависимости от того,

нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.

Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не

должно выполняться.

Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов

работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу,

несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому

решению законность. При отказе в согласии (согласовании) оно должно быть

отменено.

Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает

права или ущемляет интересы работников (работника) при применении

установленных условий труда, его следует признавать недействительным, не

порождающим правовых последствий.

В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их

органов по контролю за соблюдением трудового законодательства изменений не

произошло. Они вправе осуществлять общественный контроль (ст. 244 КЗоТ). В

компетенции технической и правовой инспекций труда, находящихся в ведении

профсоюзов, произошли кардинальные изменения. С созданием

специализированных государственных органов по надзору и контролю за

соблюдением законодательства о труде и охране труда к ним от профсоюзной

инспекции

труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т.е.

государственные по природе и сути полномочия возвращены органам

государства.

В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на стороне работников

в качестве их законных представителей.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через

руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть

представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве

экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выступать в качестве

стороны, вырабатывать требования и предъявить их работодателю

(администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с

работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности

примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового

арбитража.

По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права

подразделяются на права по защите:

а) членов профсоюза и

б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы

представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит

дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника.

Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда,

когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает

профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их

просьбе или по собственной инициативе.

Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то

профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все

членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров,

соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в

условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство

гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от

принадлежности к общественным объединениям (п.2 ст. 19 Конституции РФ).

IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной

природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к

обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в

основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных

органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых

используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе

внутри профсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права

профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут

быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным

работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры

дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством

(правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие

вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и не освобожденные от основной работы члены профсоюзных

органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению

избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании

(конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего)

профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в

том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень

правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации,

необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их

прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами

государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или

требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с

должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих

права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического

воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств

и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное

значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение

встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в

регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят

государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия

на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства,

которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны

работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной

власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам

беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством

средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они

находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации.

Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения

профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных

правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном)

правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования

прав профсоюзов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого

правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав,

специализированных по признакам субъекта и содержания;

направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на

их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации),

органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Юридические гарантии – это установленные законодательством

организационно-правовые средства, с помощью которых обеспечивается

осуществление субъективных прав. В данном случае надо говорить об

осуществлении субъективных прав, принадлежащих прав, принадлежащих

профсоюзу.

Существует несколько видов таких гарантий, названных в Законе о

профсоюзах.

Гарантии имущественных прав.

В данном случае имеется в виду то, что профсоюзом гарантируется

признание неприкосновенности права собственности профсоюзов (на сегодняшний

день в собственности профсоюзов находятся различные комплексы в Москве –

«Измайлово», «Спутник», - а также в странах СНГ).

Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не

освобожденным от основной работы.

В частности, привлечение этих лиц к дисциплинарной ответственности,

увольнение их по инициативе администрации, перевод на другую работу по

инициативе работодателя могут быть осуществлены только с согласия органа,

членами которого они являются, а председателей профсоюзных комитетов

(профгруппоргов) – с согласия вышестоящего профсоюзного органа.

Гарантии освобожденным от основной работы профсоюзным работникам.

Этим работникам по окончании срока полномочий гарантируется

предоставление прежней работы, а при ее отсутствии им должна быть

предоставлена полноценная работа, причем даже в другой организации. При

невозможности трудоустройства профсоюзного работника за ним сохраняется

заработная плата на срок до 6 месяцев, а при переобучении профсоюзного

работника – на срок до одного года.

Гарантия права на труд всем профсоюзным работникам.

Это право заключается в том, что по окончании срока полномочий они не

могут быть в течение двух лет уволены, за исключением случаев ликвидации

организации и совершения дисциплинарного проступка, за который

предусматривается возможность увольнения. Однако и в этом случае увольнение

может быть произведено только с согласия соответствующего профсоюзного

органа.

Гарантия по созданию работодателем условий для осуществления

профсоюзной деятельности.

В частности, работодатель, обязан предоставить профсоюзам, которые

действуют в организации, в бесплатное пользование необходимое для их

деятельности оборудование, помещение, транспортные средства, средства связи

и т.д. в соответствии с действующими коллективными договорами и

соглашениями (если нет соглашения и коллективного договора, то, наверное, и

нет гарантий).

Охрана прав профсоюзов - это предупреждение их нарушения путем

устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер,

побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение

препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и

восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии,

обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения

прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

а)имущественные;

б)личные;

в) обязанность государственных органов, администрации содействовать

деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы,

когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах

профсоюзов;

д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве

сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и

денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право

владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное

ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы

пользуются другими имущественными правами.

Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным

(делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно

сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами

исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Дополнительные гарантии им предоставляются:

а) при переводе на другую работу;

б) при наложении дисциплинарных взысканий;

в) при увольнениях по инициативе администрации. Кроме того, этим лицам

предоставляется свободное время для выполнения общественных обязанностей.

Они могут возвратиться на прежнюю работу после окончания общественных

полномочий.

Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобождённые от

основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без

предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они

являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях

предприятия, учреждения, организации - без предварительного согласия

соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении,

организации, а руководители профсоюзных органов на предприятии, в

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.