реферат бесплатно, курсовые работы
 

Устройство судна

Стальные канаты изготовляют из высококачественной стальной проволоки

покрытой алюминием или оцинковкой.

По конструкции стальные канаты подразделяются:

Одинарной свивки ( спиральные ) свитые из отдельных проволок в несколько

слоев.

Двойной свивки – состоящие из прядей, пряди из каболок.

Тройной свивки – Состоящие из свитых канатов двойной свивки ( стрендей ).

Стальные тросы могут иметь правое Z или левое S направление свивки.

Наибольшее распространение получили шестипрядные стальные тросы двойной

свивки с ограничением сердечником ( растительные волокна, пропитанные анти

корзинной смазкой.

Стальные тросы в 6 раз прочнее пеньковых и 2,5 раза синтетических такой же

толщины.

Растительные и синтетические тросы измеряют по их окружности.

Стальные тросы измеряют по их диаметру.

Комбинированные тросы ( Геркулес ) – стальные четырех-шестипрядные канаты

с ограничением сердечником.

Его пряди оплетении капроновой, сизальсной или пеньковой пряди.

Крепость канат характеризуется разрывной нагрузкой ( минимальная масса

груза, при котором данный канат разрывается ).

Допускаемая нагрузка – максимальная масса груза, при которой трое работает

положительный срок без потери прочности.

Разрывные усиления Rк=K*d - дм стальных канатов

Rn=K*C - дм раст. И

синтетических

Где К – коэффициент прочности

d - диаметр каната

С - окружность каната

Допустимая нагрузка ……..

Где n – коэффициент запаса прочности

При ращетах значения коэффициента прочности берут:

1) Для растительных тросов n=6

при работе с людьми n=12

2) Для стальных тросов n=5,0

для работы с людьми n=12,0

3) Для синтетических n=6 – 9

Если ………………………………………….

……………………………………………

………………………………………………

Такелажные цепи используют из стальных сварных овальных звеньев без

контрфорсов толщиной 6-16мм.

Применяют на судах для оснастки бортовых лееров, штуртросовых цепей,

механических талей, цепных стопоров и т.д. .

Новая такелажная цепь в течении некоторого времени за счет притирания

звеньев удлинения на 3-4%.

Цепь звеньев которой стерлись на 10% по сравнению с первоначальным

диаметром, считается негодной.

К предметам такелажного оборудования корабля в морской практике относят:

гаки, скобы, талрепа, блоки, коуши, обухи, рымы, утки, нагели.

Гаки – новые или штампованные стальные крюки, применяемые в грузоподъемных

устройствах для крепления блоков талей, подъема грузов.

По назначению гаки бывают:

1) Простой

2) Повернутый

3) Храпци

4) Глаголь-гонс

5) Пентер-гак

6) Вертлюжный

7) Грузовой

Если маркировки на гаки нет, то допустимую нагрузку с кг ращитывают по

формуле

…………………..

где d = толщина спинки гака

Запрещаются использовать в работе гаки с трещинама, деформированием,

сработынными более чем на 10%.

Скобы служат для соединения отрезков цепей и тросов, а также для их

соединения с различными устройствами и корпусами судна.

По значению бывают: Якорные, соединительные, грузовые, такелажные.

Допустимое усиление для скоб можно определить по формуле:

……………………………………………………..

……………………………………………………..

Талрепы применяются для обтягивания и крепления тросов, такелажа, лееров и

др.

Допустимую нагрузку в кг-силах рассчитывает:

………………………………………

Обух – металлическое полукольцо на соответствующей половине, приваренной к

палубе или надстройки судна.

К обухам крепятся снасти стоящего также, стопоры, топрены и др.

Допустимую нагрузку на обух рассчитывают по формуле:

……………………….

Где К=4,2

Рым – стальное круглое или овальное кольцо, продетое через продушены обуха.

Допустимую нагрузку на рым ращитывают по формуле:

……………………….

Где d-толщина кольца

Коуши – это металлические оцинкованные. Применяют для заделки очагов

стальных и растительных канатов.

Блоки - это приспособления состоящих из одного или нескольких вращающих на

оси шкивов с желобами шкивы смонтированы в одном корпусе, имеющим подвеску

в виде гака, скобы или обуха.

По количеству шкивов подразделяются на одно-, двух-, трех-, четырех-, и

т.д.

По материалу изготовления :

Металлические, деревянные, пластиковые.

Во избежании преждевременного износа и порчи установлено минимально

соотношения диаметра шкива Д к диаметру каната d.

Для металлических блоков…………………..

для деревянных и пластиковых блоков с растительными и капроновыми канатами:

………………………….

Для металлических блоков с такелажными цепями ……………………….

Гордень - простейшее устройство, применяемое на судах для подъема грузов.

Состоит гордень из троса продетого в одношкивный блок, который закреплен

передвижно.

Конец троса , к которому крепится гак или другое приспособление для

подъема груза, называется коренным концом.

Конец троса, к которому прилагается усилие для подема груза, называется

ходовым концом.

Тали – грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, неподвижного и

подвижного и основного в шкивах троса.

Конец троса прикрепленный к блоку называется коренным концом.

Конец троса идущий на лебедку или обтягиваемый в ручную,- ходовым.

Тали дают выигрыш в силе за вычетом потерь на трение клифов и изгибы троса

за счет проигрыша в пройденном пути.

Тали бывают простые и механические.

При подъеме при помощи талей масса груза распределяется поровну на все

ветви лопаря.

Для подъема груза к ходовому концу достаточно приложить силу, в n раз

меньшую массе поднимаемого груза, т.е.

…………………………………..

где n – число нагрузочных ветвей лопаря .

Иногда применяют оснастку, при которой ходовой конец лопаря сходит с

подвижного блока,

в этом случае ходовой конец необходимо учитывать наравне с другими ветвями

лопаря, поэтому выигрыш будет равен общему числу шкивов + единица т.е.

…………….

Небольшие тали, основанные между блоками с одинаковым членом шкивов и

заведение какую либо снасть для ее обтягивания, называется гинцами.

При числе шкивов более трех в каждом блоке такие тали называется чинями.

Гини применяются для подъемов тяжелых грузов.

Основание талей т.е. заводка торса в систему блоков, производится обычно

при разложении на щеку блоков, гаки или скобы при этом располагают наружу.

Применение на судах механические тали называют дифференцируемыми.

Дифференцируемые тали представляют собой устройство состоящее из двух

шлифов разного диаметра, жестко соединенных между собой и помещенных в

обойме неподвижного двух шкивного блока и одного подвижного одношкивного

блока.

Бесконечная рабочая цепь охватывает последовательно малый шкив неподвижного

блока и большой шкив неподвижного блока.

При обычном соотношении диаметров шкивов неподвижного блока, равным 7:8

получается 16-и кратный выигрыш в силе.

Если соотношение равно 11:12 то выигрыш в силе получается 24-кратным.

Рангоут и такелаж морского судна

Рангоут – это металлические и деревянные конструкции несущие на себе

грузоподъемное устройство и обеспечение огней , государственного флага и

антенн.

На промысловых судах к рангоуту относятся грузовые мачты, стрелы,

сигнальные мачты,

гюйс-шток, гафель.

Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие

грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции мачт.

Первая от нас называется фок-мачта

Вторая мачта от носа называется грот-мачтой.

В общем случае мачта представляет стальную трубчатую цилиндрическую или

коническую конструкцию.

Верхний конец мачты называют топом, нижний – шпором.

По конструкции грузовые мачты разделяются на одиночные, П-образные, Л-

образные и трехногие.

Рей – металлическая или деревянная часть рангоута, которая крепятся к

мачтам.

Если на мачте не один рей, то нижний рей на фок-мачте называется фок-рей,

на грот матче - грот-рей.

Верхний рей на фок-мачте называется – фор-марса-рей , на гроте – грот-марса-

рей.

Гафель – располагается на грот-мачте ниже грот-рея под углом (если на мачте

имеется грот-рей). Нижняя часть гафеля наз. пяткой, верхняя – ноком.

В нок гофрили врезан шкив для прохода фала.

Флагшток – металлический или деревянный шток, установленный на корме судна,

который предназначен для деления государственного флага СССР.

Гюйс-шток - устанавливают в носовой части судна, служат он для крепления

якорного сигнала.

Такелаж судна – совокупность снастей, служащих для поддержания и крепление

рангоута, а также подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и др.

Также разделяются на стоячий и бегущий.

Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута.

Снасти стоящего такелажа крепят неподвижно и не приводят через блоки, к ним

относятся:

Ванты – снасти стоящего такелажа, которыми укрепляют мачты и стенки с

боков.

Верхние концы вант крепятся за обухи на толе мачты или на концах салинга «

площадка на мачте « , нижние концы через талреп к специальным обушкам ,

которые прикреплены к фальшборту или на палубе у бортов .

В зависимости от наименования мачт судна , последние носят названия фока-

ванты, грот-ванты.

Штаги-тросы идущие от топа мачты или стеньги к носу судна в диаметральной

плоскости и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении.

Штаги могут быть фока-штаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.

Контр-штаги-тросы идущие от тола мачты или стеньги к корме судна (в ДП)

Контр-штаги могут быть: фоко-контарштагами, грот-контр-штаги, фор-стень-

штаги, грот-стель-штаги.

Бакштаги - снасти стоящего такелажа, поддерживающие верхние части

рангоута, труб, шлюпбалки с боков.

Фордуны – снасти стоящего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.

Штаг-карнак - горизонтальная снасть, заводимая между снастями.

Если эта снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-

штаг-каркасс.

К бегущему такелажу относится:

фалы, лопорятолей, шкентеш горенью, бурундуки оттяжки.

ТБ при производстве такелажных работ

1) Ответственность за соблюдение требований ТБ при производстве такелажных

работ для промысловых целей несет нам к-на по добычи или м-р по

добычи, и для общесудовых целей – ст. пом. к-на.

2) При производстве такелажных работ надлежит пользоваться специальным

исправленным инструментом.

3) При такелажных работ со стальными и комбинированными канатами подлежит

пользоваться специальными защитными рукавами и очками.

4) Перед разрубкой стальных тросов по обе стороны от разрубки на расстояния

равным 2-3 диаметром должны быть две марки.

5) Разрубка стальных тросов должна производится на специальных станках или

при помощи кузнечного зубила и кувалды на специальной чугунной или стальной

плите.

6) Рубить стальные канаты и обрубать их концы, удаляя кузнечным зубилом

непосредственно по канату ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

7) Рукоятки кувалды и кузнечного зубила должны иметь длину не менее одного

метра.

8) Растительные и синтетические тросы должны разрезаться специальными

ножницами.

9) Заправка свайки между прядями каната должна производится движением рук.

10) Запрашивается использование стальных тросов если имеются порванные (

лопнувшие ) каболки больше 10% на 10-и диаметрах.

Плавание судов на особых условиях и борьба за живучесть судна

Плавание в штормовую погоду.

Во время шторма важно учитывать влияние на судно ветра и волнение моря.

Ветер вызывает дрейф судна ( смещение с курса ) и крен;

Судно приобретает рыскливость, управляемость его уменьшается.

Продолжительные штормовые ветры вызывают сильное волнение моря.

Штормовые волны сбивают судно с курса, увеличивают его рыскливость, при

попутном ветре судно теряет значительно остойность.

Перекатываясь через корпус судна, большие волны могут снести палубные

грузы, спасательные средства, палубные имущества и даже рубки и надстройки,

сорвать закрытые трюмов в результате чего корпус судна может поступать

вода.

На взволнованной поверхности судно подвержено качке.

Сильная качка приводит к значительным дополнительным нагрузкам на корпус и

механизмы.

Когда может привести к смещению грузов с мест.

Перед каждым выходом в море предпринимается ряд мер предосторожности на

случай со встречай со штормом.

Эти меры включают следующее:

1) Обеспечение водонепроницаемости судна путем задраевания всех горловин

танков, отсеков, а также дверей в соответствии маркировкой на них.

2) Полное заполнение либо опорожнение танков и цистерн.

3) Очистку льял и сеток приемников водоотливной системы, проверку

неисправностей водомерных труб.

4) Осмотр и опробование в действие водоотливных средств.

5) Проверку плотности укладки грузов, снабжение, крепление палубных

механизмов, прмвооружение.

6) Осмотр состояние закрытости люков и горловых трюмов.

При получении штормового предупреждения в момент похождения в море пиримают

дополнительные меры безопасности для обеспечения судна:

1) Оповещает экипаж судна об ожидаемом шторме.

2) Усиливают наблюдение за гидрометеорологической обстановкой.

3) Тщательно осматривают все судно.

4) Убирают с палубы все лишние предметы мешающие свабодномы перемещению и

доступу к палубным механизмом, спасательным шлюпкам, пробка мерительных

трубок.

5) Проверяют исправность отверстий для стока воды.

6) Расклинивает ипринаетывают в юшке со стальными и синтетическими тросами

а растительные тросы убирают с палубы.

7) Провиряют и подтягивают крепление палубного груза, спасательных шлюпок,

грузовых стрел, и другого снаряжения закрепленного но палубе.

8) Закрывают крышками или цементируют клюзы цепных ящиков, накладывают

дополнительные стропа на якорь.

9) Проверяют исправность и готовность к действию запасного и аварийного

управления рулем.

12) При работе на палубе применяют страховочные концы, индивидуальные

спосотельные средства, а также усиливает наблюдение за герметизацией судна.

Аварийное снабжение, его назначение, хранение и маркировка.

Аварийное снабжение состоит из аварийного инвентаря и аварийного материала.

Аварийный инвентарь включает: пластыри, мягкие облегченные шпигованные,

парусиновые, деревянные, металлические и др., шпигованные маты, мет-е

раздвижные упоры, струбцины, легководолазные снаряжения, водоотливные

средства, плотницкие и мех. инструменты

К аварийным материалам относят: Брусья, доски, клинья, пробки, строительные

скобы, гвозди, болты и др.

Кольчужный пластырь изготовляют размером 4,5 на 4,5м основания пластыря

явл. сетка, состоящая из колец дм 300 мм свитых из стального троса дм=9мм.

С каждой стороны сетки наложен два слоя парусины водоупорной пропитки в

виде покрышки.

Сетка пластыря имеет оконтовку из стального троса дм=9мм.

Облегченный пластырь размером 3*3 м изготовляют из двух слоев парусины,

между которыми заложен войлок. Оба слоя парусины и войлок простеганы по

диагонали через каждые 200мм.

Пластырь по периметру окантован линьтросом из пенькового троса.

С наружной стораны пластыря нашиты поперечные парусиновые карманы паролейно

нижней шкаторины пластыря. В эти корманы вставляют обрезки стальных тросов

или труб для увеличения прочности пластыря. На всех четырех углах пластыря

бензелями заделаны коуши а на средине верхней и боковых шкаторинах –

крегелены с круглыми коушами служащие для закладки в них поднимательных

концов и стальных тросов.

Шпигованный пластырь размером 2*2 м, изготовляют из двух слоев парусины и

шпигатного мата и пришитого к парусиновой покрышки.

Деревянный пластырь с мягкими бортами изготовляют из двух слоев досок с

проволокой из парусины. Слой досок кладут перпендикулярно между собой и

скрепляют гвоздями.

Парусиновую прослойку берут с припуском на каждую сторону по 150-300мм.

С помощи этих припусков образуют мягкие борта в которые вставляют валики

промышленной кудели. Свободные кромки парусины после обтягивания ими

валиков кудели закрепляют на внутренней поверхности пластыря гвоздями.

Универсальная струбцина служит для крепления деревянных пластырей.

Раздвижной металлический упор употребляют место брусьев, клиньев, для

поджатия деревянных пластырей к пробоине и для подкрепления переборок и

других конструкций.

Аварийные пробки применяют для заделки круглых пробоин.

Аварийные клинья предназначены для расклинивания деревянных упоров при

подкреплении ими переборок креплений щитов для заделки трен и швов.

Аварийные брусья применяют как упоры для подкрепления переборок, палуб,

платформ, дверей, крышек люков для крепления деревянных рластыоей.

Аварийному имуществу присвоен синий отличительный цвет окраски для всех

нерабочих поверхностей и для нанесения отличительных марок на чехлы,

пластыри и тд.

Для надписей и нумерации применяют краску белого цвета.

При обнаружении поступлении воды внутрь корпуса на судне объявляется

общесудовая тревога, и место течи или пробоины.

Для борьбы с водой, пожарами, прорывам аммиака, повреждением тех. средств,

обеспечение гермитизации и АХЗ на судне создаются аварийные партии и

группы.

При численности экипажа мене 15 человек борьба за живучесть проводится

всей командой под руководством капитана.

Действие экипажа при аварийной утечки аммиака

1) Подать сигнал общесудовой тревоги.

2) Объявить место сбора всех лиц экипажа не имеющих конкретных

обязанностей по этому сигналу.

3) Прекратить все грузовые и промысловые операции.

4) Произвести полную герметизацию трюмов и других помещений.

5) Привести судно на курс обеспечивающий безопасность экипажа от поражения

аммиака.

6) Произвести проверку загазованности жилых и служебных помещений и

обеспечить эвакуацию пострадавших из этих помещений.

7) Группа порядка и охраны руководит передвижением ЛС по установленному

маршруту.

8) В эвакуации принимают участие лица с аппаратами КИП.

9) При распространении паров аммиака по судну во избежании взрыва

немедленно ликвидировать все источники открытого пламени и принять меры для

устранения взрывоопасной смеси.

10) Все работы по ликвидации аварийной утечки аммиака надлежит проводить

только в аппаратах КИП и газа защитных костюмов.

11) Работа в аварийном помещении менее двух человек запрещается.

12) При появлении запаха аммиака надлежит

- сообщить в больницу

- немедленно эвакуировать л/состав из аварийных и смежных с ними

помещений

- выключить систему водяного орошения если таковая есть в аварийном

помещении

- для уменьшения опасной для жизни концентрации паров аммиака в

помещении вкл. аварийную вентиляцию и применить для этого вода пожарную

систему.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.