реферат бесплатно, курсовые работы
 

Устройство судна

положении «по-походному» применяют стационарные и переносные стопоры.

Винтовой фрикционный стопор состоит из плиты с приливами и желобом в

средней части для прохода вертикально идущих звеньев якорной цепи.

К приливам штырями присоединены нащечины. Вращая рукояткой через сухарь –

гайку винт, имеющий на одном конце правую резьбу, можно поставить нащечины

либо в сомкнутое либо в разомкнутое положение.

В сомкнутом положении нащечины прижмут горизонтально идущее звено якорной

цепи к плите и остановят якорную цепь.

Винтовой стопор отличается от винтового фрикционного стопора тем, что при

сомкнутом положении нащечины звено, горизонтально идущее через стопор,

упирается в их нижнюю часть.

Стопор с накидным палом состоит из корпуса, двух щек и накидного пала,

укрепленного на оси одной из щек. Корпус стопора имеет желобок для прохода

вертикальных звеньев цепи. Для стопорения якорной цепи в вырез на

противоположной щеке закладывают пал, который стопорит очередное

вертикально идущее звено.

Цепной стопор походного крепления якоря состоит из цепи меньшего калибра,

чем якорь – цепь. Цепь стопора пропускают через скобу якоря, и оба ее конца

крепят к палубным обухам. С помощью талкена якорь плотно подтягивают в

клюз.

Глаголь-гак служит для быстрой отдачи стопора при подготовке судна к

постановке на якорь.

В случае экстренной необходимости избавиться от якоря и якорной цепи

применяется аварийная отдача якорь-цепи, к которой подсоединен жвака-галс –

отрезок якорь-цепи коренной смычки.

Маркировка якорной цепи.

Смычки якорь-цепи маркируют, что дает возможность вытравлять необходимое

количество якорь-цепи или следить за ходом подпитки цепи при снятии с

якоря.

Для этого определенные звенья цепи окрашивают в белый цвет и на их

контрофорсы накладывают марки из отожженной проволоки.

По обе стороны от скобы, соединяющей первую (якорную) и вторую

(промежуточную) смычки окрашивают по одному звену.

По обе стороны от скобы, соединяющей вторую и третью смычки, окрашивают по

два звена, в конце третьей и начале четвертой смычки окрашивают по три

звена и т.д. до пятой смычки. С шестой и одиннадцатой смычки маркировку

начинают сначала.

Проволочные марки накладывают только на последние окрашенные звенья

каждой смычки.

Якорь Холла по способу уборки – втяжной, по конструкции – с поворотными

лапами.

Состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с лапами.

В передней части коробки имеется сквозное овальное отверстие для утолщенной

части веретена и для ограничения угла разворота лап якоря относительно

веретена до 45 гр.

Веретено к коробке присоединяется с помощью валика.

Выпаданию веретена из коробки препятствуют два штыря, вставленные в

поперечные сквозные отверстия в коробке.

Техника безопасности при работе с якорным устройством.

1. При постановке судна на якорь или при съемке с якоря в районе брашпиля

должны находиться только лица, обслуживающие якорное устройство

(согласно расписанию).

2. При проверке брашпиля на холостом ходу запрещается пускать его, не

убедившись предварительно в разобщении цепного барабана.

3. Запрещается отдавать винтовые и цепные стопоры, а также разобщать

цепные барабаны брашпиля, не удостоверившись предварительно в

закреплении их ленточными стопорами.

4. Запрещается нахождение людей в цепном ящике при движении якорной цепи.

5. Все работы с якорной цепью в цепном ящике надлежит производить торлько

при помощи специальных крючьев – абгалдеров.

6. Лицу, управляющему работающим брашпилем, запрещается отходить от поста

управления.

7. Запрещается находиться на линии натяжения якорь-цепи во время отдачи и

подъема якоря.

8. При стоянке у причала и на ходу судна якоря должны быть взяты на

стопор. Оставлять якоря только на ленточных стопорах запрещается.

Крупнотоннажные суда неограниченного плавания должны иметь не менее трех

становых якорей (третий запаянный).

Длина каждой цепи судов неограниченного плавания должна быть не менее 200

м, а для судов ограниченного плавания – 100 м.

Швартовое устройство, его назначение и составные части.

Швартовое устройство представляет собой комплекс изделий и механизмов,

предназначенных для закрепления судна к береговым и плавучим причальным

сооружениям и другим судам.

С его помощью можно осуществить небольшие перетяжки судна вдоль причала при

неработающих двигателях.

Суда снабжаются элементами швартового устройства по Правилам Регистра СССР

в зависимости от размеров и назначения судна.

Швартовы – это гибкие канаты, служащие для крепления судна к причалу.

Применяют растительные, синтетические и стальные.

Растительные швартовы – пеньковые, сизальские, манильские.

Применяют в основном на судах перевозящих нефтепродукты и другие

взрывоопасные грузы, т.к. при трении они не образуют искр. Длина окружности

115-125 мм.

Синтетические швартовы - капрон, нейлон, пропилен.

Окружность синтетических швартовых достигает 175 мм.

Стальные швартовы свивают из оцинкованной или алюминиевой проволоки, имеют

органические сердечники диаметром 35 мм.

Длина швартового конца должна быть на 100% больше длины судна, но не более

200 м.

Все швартовые концы имеют на ходовом конце петлю – огон.

1. Носовой продольный

2. Носовой прижимной

3. Носовой шпринг

4. Кормовой шпринг

5. Кормовой прижимной

6. Кормовой продольный (назначение)

К средства крепления швартовых концов, предохранения их от перетирания и

для придания швартовому тросу направления служат:

Кнехты, клюзы, киповые планки и роульсы.

Кнехты: одиночные (битенг), парные, крестовые.

Клюзы: бортовой, панамский, центральный.

Киповые планки:

- без роульсов

- с битенгом

- с роульсом

- двумя роульсами

- с тремя роульсами

- открытые

- закрытые

Закрытая вьюшка – барабан установленный на станине – служат для хранения

синтетических и стальных тросов.

Растительные тросы хранятся в банкетках - деревянных или металлических

корзинах, установленных на станинах и покрытых чехлами.

Бросательные концы изготовляют из пенькового или сизальского троса 25 мм в

окружности или из плетеного капронового шнура длиной 35-40 м с легостью

(оплетенный мешочек с песком).

Кранцевая защита служит для предохранения корпуса судна и смягчения ударов

при швартовках.

Противокрысиные щитки служат защитой от проникновения на борт грызунов –

круглые металлические диски, прикрепленные к швартовому тросу.

Швартовые механизмы - шпили, брашпили, лебедки.

На более современных судах применяется автоматическая лебедка, которая

выполняет одновременно функции вьюшки, лебедки и кнехта.

Техника безопасности при работе со швартовым устройством.

1. Лицам, не занятым работами по швартовке, во время производства этой

операции запрещается находиться в районе производства швартовых работ.

2. Никто не должен находиться в непосредственной близости от работающих

кнехтов и швартовых тросов, если это не вызвано производственной

необходимостью.

3. При работе со швартовами на швартовый барабан накладывают при

стальном тросе четыре, синтетическом – пять, с растительными – три

шлаги.

4. К работе со швартовым устройством допускается л/с прошедший

необходимую подготовку. Работают только в рукавицах, предохранительных

касках и в спасательных средствах.

Запрещается:

Работать с неисправными швартовыми устройствами.

Использовать швартовы с колышками.

Находиться вблизи движущегося швартова внутри бухт или шлагов.

Накладывать дополнительные шлаги на барабан при вращении шпиля.

Стоять впереди по натяжению стопора ближе 1 метра.

При работе шпилем держать за трос не менее 1,5-2,0 м от швартового

барабана.

Грузовое устройство, его назначение.

Грузовое устройство представляет собой комплекс конструкций и механизмов,

предназначенных для грузовых операций.

На современных судах применяют грузовое устройство со стрелами, с кранами,

смешанные, универсальные, транспортерные и др.

Выбор типа грузового устройства зависит от назначения, размеров судна,

района плавания, рода перевозимого груза и способа его перевозки.

Грузовые стрелы – наиболее широко распространенное на промысловых судах

устройство, которое используют также для выполнения некоторых промысловых

работ.

Грузовые стрелы крепятся на мачтах или на специальных грузовых колоннах.

Стрелы грузоподъемностью до 10 т называются легкими, свыше 10 т –

тяжеловесными.

Стрелы изготовляют из стали в виде трубчатого стержня веретенообразной

формы (по концам меньшего диаметра, чем в середине).

Верхний конец стрелы – нок – через обух, наваренный на бугель

поддерживается тросом – топенантом.

Нижний конец стрелы – шпор – шарнирно связан через вертлюг и Башмак с

мачтой, что позволяет стреле выполнить поворот в горизонтальной плоскости,

производимой с помощью оттяжек.

Грузовой гак закреплен на подвижном тросе, называемом грузовым шкентагем,

который закреплен на барабане грузовой лебедки.

|Мачта |

|Грузовая стрела |

|Трос топенанта |

|Грузовой шкентель |

|Грузовой блок |

|Направляющий блок |

|Такелажная цепь |

|Переменный топенант |

|Противовес |

|Вертлюг |

|Грузовой гак |

|Грузовая лебедка |

|Башмак |

|Оттяжка |

|Тали |

Современные промысловые суда оборудуют механизированными грузовыми

стрелами.

Над каждым трюмом устанавливают две стрелы. Верхняя часть стрелы – поки –

соединены между собой топриком.

Пользуясь топенантами, оттяжками, топриком, можно установить и

зафиксировать стрелу в требуемом положении.

Подъем и опускание стрелы в вертикальной плоскости осуществляется

топенантной лебедкой.

Подъем груза осуществляется грузовыми лебедками.

Техника безопасности при производстве грузовых работ.

1. Запас прочности стальных тросов составляет не менее 5, синтетических –

7.

2. Детали с 10%-ным износом по толщине или диаметру, а также с трещинами,

изломами или остаточными деформациями к эксплуатации не допускается.

3. Стальной трос, имеющий в любом месте на его длине, равной 10

диаметрам, обрывы проволок в количестве 10% от общего числа считается

непригодным.

4. Все болтовые, шпоночные и клиновые соединения должны быть

предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

5. Ремонт деталей с помощью наплавки сваркой не допускается.

6. Ответственность за выполнение требований ТБ и обеспечение безопасных

приемов и методов работы при производстве грузовых операций несет

ст.помощник капитана.

7. На судах, где высота комингсов люков меньше 0,75 м надлежит установить

леерное ограждение высотой от палубы не менее 1 м.

8. Спуск груза в трюм и подъем его из трюма надлежит производить только

по команде сигнальщика.

9. Сбрасывание такелажа и приспособлений в трюм запрещается.

10. Раскантовывать и направлять груз, находящийся на весу, надлежит только

при помощи багров и оттяжек.

11. Все лица, непосредственно занятые грузовыми работами, должны носить

защитные каски.

При производстве грузовых работ запрещается:

1. находиться под грузом, в зоне движения груза и под грузовой стрелой

или стрелой крана

2. находиться под просветом люка трюма в момент спуска или подъема груза

3. подать груз не ранее, чем будет убран из-под просвета люка предыдущий

груз

4. курить и пользоваться открытым огнем в трюмах и в других грузовых

помещениях

5. поднимать и спускать людей на площадках, сетках, подвешенных на

шкентеле

6. допускать посторонних лиц к местам производства грузовых работ

7. ходить по борту в районе которого производятся грузовые работы. Этот

борт должен быть огражден и вывешен плакат «Проход воспрещен»

8. стропы должны иметь бирки с указанием их грузоподъемности.

Рулевое устройство.

Рулевое устройство является основным средством управления судном,

обеспечивающим его поворотливость и удерживающим его на заданном курсе.

Перо руля при перекладке на какой-либо борт воспринимает давление потока

воды при определенной скорости судна и изменяет его курс.

Судовые рули по расположению оси вращения делятся на небалансирные – ось

вращения проходит у передней кромки руля и балансирные – ось вращения

проходит на некотором удалении от передней кромки пера руля

(полубалансирные).

По форме профиля рули бывают пластинчатые и обтекаемые.

Передняя кромка пластинчатого (плоского) руля представляет собой массивный

вертикально расположенный стержень, который называется рудерписом.

Заодно с рудерписом отлиты петли при помощи которых руль навешивается на

петли рудерпоста, являющегося частью ахтерштевня.

В петлях рудерписа имеются конусные отверстия, куда вставляют стальные

штыри и крепятся сверху гайками.

Руль опирается на штырь, который называется пятой руля. Нижняя петля

рудерпоста имеет углубление, на дне которого (подпятнике) лежит выпуклая,

изготовленная из твердой стали поповка, называемая чечевицей.

Благодаря сферической поверхности пятки и чечевицы уменьшается сила трения

при повороте пера руля.

а) не балансирный

б) не балансирный

в) полубалансирный

1. Перо руля

2. Ребро жесткости

3. Рудерпис

4. Фланцевое соединение

5. Гельпортовая труба

6. Баллер

7. Рудерпост

Для увеличения эффективности руля при малых скоростях движения судна или

без хода, когда обычный руль не действует, применяют активные рули.

Активный руль оборудован вспомогательным винтом, расположенным на задней

кромке пера руля. Активный руль может выполнять функции запасного

двигателя и обеспечить движение судна со скоростью 3-5 узлов.

Подруливающие устройства применяются для управления судами в стесненных

условиях, а также при швартовке и отходе судна от причала без буксиров.

Подруливающие устройства обычно устанавливаются в носовой части судна.

Баллер служит для передачи вращающего момента на руль и перекладки

последнего на необходимый угол.

Баллер представляет собой изогнутый или прямой стальной цилиндрический

брус, который крепится к рулю с помощью фланцев.

Румпель имеет вид рычага, который насаживается своей обоймой на верхнюю

часть балера.

Сектор насаживается на верхнюю часть баллера свободно. Связывается с

румпелем с помощью пружин. Сектор приводится во вращение рулевым приводом и

передает усилие вращения через румпель на баллер.

Рулевой привод служит для передачи мощности рулевой машины на сектор или

непосредственно на румпель.

По правилам Регистра СССР рулевое устройство морского судна состоит из 3-х

приводов:

А) основного

Б) запасного

В) аварийного.

Все эти приводы должны действовать на баллер независимо один от другого.

Простейшим рулевым приводом является секторно-штуртросовый привод.

1. Штурвал

2. Редуктор

3. Звездочка

4. Штуртрос

5. Угловой поворотный блок

6. Амортизатор

7. Направляющий блок

8. Сектор

9. Ограничитель

10. Рулевая рубка

11. Линия борта

При вращении штурвала цепь штуртроса перепускается через звездочку и

приводит во вращение сектор. Такой привод может применяться в качестве

основного на мелкотоннажных судах и в качестве запасного на крупнотоннажных

судах.

Электрогидравлический плунжерный привод. Применяется на крупнотоннажных

судах. При работе насоса масло перекачивается из одного цилиндра в другой,

что заставляет двигаться плунжер, соединенный с румпелем.

Аксиометр – прибор, показывающий положение пера руля по отношению к ДП.

Рулевая машина обеспечивает работу рулевого устройства по управлению

судном.

Рулевые машины бывают:

А) ручные 12-16 кг на одного человека

Б) электрические

В) электрогидравлические . б и в на крупнотоннажных судах

Извлечение из требований Правил Регистра СССР к рулевому устройству.

1. Основной и запасной рулевые приводы должны воздействовать на баллер

независимо один от другого.

2. Время перехода с основного привода на запасной не более 2 мин.

3. Основной рулевой привод должен обеспечить перекладку пера руля при

максимальной скорости передного хода с 35 гр. одного борта на 30 гр.

другого борта за время, не превышающее 28 сек.

4. Запасной рулевой привод должен обеспечить перекладку руля при скорости

не менее 7 узлов с 20 градусов одного борта до 20 градусов другого

борта за время, не превышающее 60 сек.

5. Аварийный рулевой привод должен обеспечивать перекладку пера руля при

скорости переднего хода не менее 4 узлов.

Спасательные средства.

Спасательное устройство представляет собой комплекс средств,

предназначенных для спасения пассажиров и экипажа в аварийной ситуации.

В состав спасательного устройства входят:

спасательные шлюпки, спасательные плоты, плавучие приборы и спасательные

средства индивидуального пользования.

Элементы шлюпочного устройства.

Шлюпки по назначению делятся на спасательные, рабочие и специальные.

Спасательные шлюпки служат только для спасения людей. Они обладают

хорошими мореходными качествами и способны оставаться на плаву даже после

заливания их водой.

Такая плавучесть обеспечивается воздушными ящиками.

Рабочие шлюпки используют для выполнения различных работ по сдуну и

сообщения с берегом и другими судами.

Специальные шлюпки – грузовые, буксирные, водолазные, зверобойные и

промерные.

По материалу постройки различают:

Деревянные, стальные, шлюпки из легких сплавов.

По конструкции открытые и закрытые.

По роду движителя: винтовые (с качалками или с двигателем).

Спасательные шлюпки несут на борту вес комплекс снабжения, регламентируемый

Правилами Регистра СССР.

1. По одному плав.веслу на каждую банку с уключиной, два запасных

плав.весла и одно плавучее рулевое весло. Полтора комплекта уключин,

один опорный крюк.

2. Две донные пробки, два ведра и один черпак.

3. Два топора.

4. Один шлюпочный фонарь с масляной горючей смесью на горение не менее 12

часов.

5. Один магнитный компас.

6. Спасательный леер диаметром не менее 12 мм.

7. Две коробки зажигающихся на ветру спичек в водонепроницаемой упаковке.

8. Один плавучий якорь с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки.

9. Два фапиля диаметром 14 мм.

10. Один сосуд на 4,5 л растительного масла.

11. Не менее 5000 ккал на человека НЗ.

12. По 3 л воды и один градуированный сосуд.

13. 4 парашютные ракеты ярко-красного цвета, 6 фальшвееров ярко-красного

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.