реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эксплуатационные материалы

| |двигателями; ведущие мосты с | | |

| |пегипоидными передачами легковых | | |

| |и грузовых автомобилей | | |

|ТСп-15К |Коробки передач, ведущие , мосты |36...72 |-30 |

| |грузовых автомобилей с | | |

| |негипоидными передачами | | |

|ТСп-14гип |Ведущие мосты грузовых |36 |-30 |

| |автомобилей с гипоидными | | |

| |передачами | | |

|ТСп-10 |Коробки передач грузовых |35...50 |-45 |

| |автомобилей с карбюраторными | | |

| |двигателями; ведущие мосты | | |

| |грузовых автомобилей с | | |

| |негипоидными передачами | | |

|ТСз-9гип |Коробки передач и ведущие мосты |Зимний |-50 |

| |автомобилей при эксплуатации на |период | |

| |Севере | | |

|ТМ5-12рк |Коробки передач и ведущие мосты |50 |-50 |

| |грузовых автомобилей | | |

За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют

классификации SAE и API.

По классификации SAE масла подразделяются на летние (например,

SAE140), зимние (75W) и всесезонные (75W90). Соответствие классов вязкости

по ГОСТУ и SAE приведено в табл. 18.8.

Таблица 18.8

Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по

ГОСТУ и SAE

|Класс вязкости |Вязкость при 99 |Соответствие классу вязкости по |

|масел по SAE |°С,мм^с |ГОСТу |

| | |не менее |не более |

|75W |4.2 |1 |- |

|80 W |7 |- |9 |

|85 W |11 |- |- |

|90 |14 |25 |18 |

|140 |25 |43 |34 |

По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню

противоизносных и противозадирных свойств:

GL-1 - применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и

скоростях скольжения (не содержат присадок);

GL-2 - содержат притивоизносные присадки;

GL-3 - содержат противозадирные присадки, могут быть использованы для

спирально-конических передач, в том числе гипоидных.

Всего 5 классов, которые соответствуют группам, обозначенным по

ГОСТуТМ-1,-2,-3,-4,-5.

2.3. Пластичные смазки

Пластичные смазки (ПС) - это густые мазеобразные продукты. Имеют два

основных компонента - масляную основу (дисперсионная среда) и твердый

загуститель (дисперсная среда). Для улучшения консервационных,

противоизносных свойств, химической стабильности, термостойкости в смазки

вводят присадки в количестве 0,001...5%.

Ассортимент, ПС разделены на четыре группы: антифрикционные,

консервационные, уплотнительные и канатные.

Антифрикционные предназначены' для снижения износа и трения скольжения

сопряженных деталей. Они делятся на подгруппы: С - общего назначения для

температур до 70 °С, О - для повышенной температуры (до 110 °С), М -

многоцелевые (-30...130 °С); Ж - термостойкие (150 "С и выше), Н -

морозостойкие (ниже -40 "С); И - противозадирные и

противоизносные; П - приборные; Д - приработочные; Х - химически стойкие.

Консервационные предназначены для предотвращения коррозии

металлических поверхностей при хранении и эксплуатации, обозначаются

индексом "З".

Канатные смазки обозначаются индексом "К".

Уплотнительные делятся на три группы: А - арматурные; Р -резьбовые; В

- вакуумные.

Кроме того, в классификационном обозначении указывают:

•тип загустителя;

•рекомендуемый температурный диапазон применения;

•дисперсионную среду;

•консистенцию.

Загуститель обозначается первыми двумя буквами входящего в состав мыла

металла: "Ка" - кальциевое; "На" - натриевое; "Ли" - литиевое.

Рекомендуемый температурный диапазон применения указывают дробью: в

числителе - уменьшенная в 10 раз минимальная температура без знака минус, в

знаменателе - уменьшенная в 10 раз максимальная температура.

Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают

строчными буквами: "у" - синтетические углеводороды, "к"

-кремнийорганические жидкости, "г" - добавки гра4)ита, "д" - добавка

дисульфита молибдена. Смазки на нефтяной основе индекса не имеют.

Консистенцию смазок обозначают условными числами от 0 до 7.

Пример. ПС Литол-24 (товарная марка) имеет следующее классификационное

обозначение МЛи4/13-3: "М" - многоцелевая антифрикционная, работоспособна в

условиях повышенной влажности;

"Ли" - загущена литиевыми мылами; "4/13" - работоспособна в интервале

температур от -40 до 130 "С, отсутствие индекса дисперсионной среды

-приготовлена на нефтяном масле; "3" - условная характеристика густоты

смазки.

Кальциевые смазки (солидолы) - антифрикционные пластические смазки.

Они нерастворимы в воде, поэтому в условиях высокой влажности и при

контакте с водой хорошо защищают металлические детали от коррозии.

Недостаток - работоспособны при температурах до 60 "С.

Солидолы синтетические (солидол С) - применяется в подшипниках качения

и скольжения, в шарнирах, винтовых и цепных передачах. Их недостатки -

низкая механическая стабильность, работоспособность при температурах до 50

°С.

В табл. 18.9 приведены сведения о соответствии основных марок

отечественных и зарубежных смазок.

Таблица 18.9

Соответствие отечественных и зарубежных марок пластичных

смазок

|Отечественна|Смазка фирмы |

|я смазка | |

| |Shell |Mobil |BP |Esso |

|Солидол С |Uneda 2, 3 |Mobilgrease |Energrease |Chassis XX, |

| |Lirona 3 |АА№2,' |C2,C3; |Cazar K2 |

| | |Greasrex D60 |Energrease | |

| | | |GP2, GP3 | |

|Пресс-солидо|Uneda 1, |Mobilgrease |Energrease |Chassis L, H,|

|л |Retinax С |АА№ 1 |C1,CA |CazarК 1 |

|Графитная |Barbatia 2, |Graphited № 3|Energrease |Van Estan 2 |

|УСсА |-3, -4 | |C2G, C36 | |

|ЦИАТИМ- |Aeroshell, |Mobilgrease |— |Beacon 325 |

|201 |Grease 6 |BRB Zero | | |

|1-13,ЯНЗ-2 |Nerita 2, 3 |Mobilgrease |Energrease № |AndokM275, |

| |Retinax H |ВРВ№3 |2,№3 |Andok В |

|Литол-24 |Retinax A, |Mobilgrease |Energrease |Beacon 3, |

| |Alvania 3, R3|22 |L2, |Unirex 3 |

| | |Mobilgrease |Multipurpose | |

| | |BRB | | |

|Фиол-1 |Alvania 1 |Mobilux 1 |Energrease L2|Multipurpose |

| | | | | |

Применение. В шарнирах рулевого управления, шкворнях поворотных

кулаков, для пальцев рессор, оси педалей сцепления и тормоза, рычагов

коробки передач, раздаточной коробки, валов разжимных кулаков тормозов, в

механизмах лебедки, буксирных и седельных механизмах, шлицах и подшипниках

карданных шарниров используются Литол-24, солидол С, пресс-солидол С.

Для карданных шарниров равных -угловых скоростей используется AM

карданная, Униол-1.

Подшипники ступиц колес, промежуточная опора карданного вала,

выжимной подшипник сцепления, подшипники водяного насоса, передний

подшипник первичного вала коробки передач, вал привода распределителя

зажигания смазываются Литолом-24, ПС 1-13.

В подшипниках генератора, стартера, электродвигателей

стеклоочистителя и отопителя используются Литол-24, N 158.

Шарниры привода стеклоочистителя, петли дверей смазываются Литолом-

24, солидолом С.

Для рессор используется графитная смазка УСсА.

Клеммы аккумулятора смазываются Литолом-24, солидолом С, ВТВ-1,

пушечной смазкой.

Для гибкого вала спидометра используются ЦИАТИМ-201, моторное масло.

Тросы стояночного тормоза, замка капота смазываются Литолом-24, ЦИАТИМ-

201.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

3.1. Амортизаторные жидкости

В легковых автомобилях нашли широкое применение амортизаторы

(виброизоляторы) телескопического типа, а в последнее время

-телескопические стойки, предназначенные для гашения колебаний кузова на

упругих элементах подвески. Установка амортизаторов делает ход автомобиля

плавным даже при движении по бездорожью.

Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие

жидкости, обычно на нефтяной основе.

Требования к амортизаторным жидкостям многообразны. Основным

показателем является вязкость. Большинство рабочих жидкостей, применяемых в

телескопических амортизаторах, характеризуются следующими значениями

вязкости: при 20 °С - 30...60; при 50 °С - 10...16;

при 100 °С-3,5,„6,0 мм2/^.

Высокие требования предъявляются к вязкости амортизаторных жидкостей

при отрицательных температурах. Так, при -20 °С вязкость не должна

превышать 800 мм2/с. Желательно, чтобы во всем интервале встречающихся на

практике отрицательных температур вязкость амортизаторной жидкости не

превышала 2000 мм^с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко

ухудшается и происходит блокировка подвески. С этим часто встречаются на

практике, так как уже при -30 °С вязкость товарных амортизаторных жидкостей

превышает 2000 мм^с и при -40 °С достигает 5000.,.10000 мм^с. Обеспечить

требуемую вязкость (при температурах ниже -30 °С) могут амортизаторные

жидкости на синтетической основе.

Рабочая амортизаторная жидкость должна обладать определенной

теплоемкостью и теплопроводностью.

Важное значение имеют смазывающие свойства жидкостей, которые

определяются обычно при испытании на машинах трения или при испытании самих

амортизаторов на стенде. Так, амортизаторная жидкость МГП-10, применяемая

на старых моделях автомобилей ВАЗ, не обеспечила достаточной

износостойкости телескопических стоек

автомобилей ВАЗ-2108, что потребовало разработки новой

амортизаторной жидкости МГП-12.

Амортизаторные жидкости не должны быть склонны к пенообразованию,

так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазки

трущихся пар.

Важными характеристиками амортизационных жидкостей являются такие, как

стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и

совместимость с конструкционными материалами, особенно резиновыми

уплотнениями.

В их состав, как правило, вводят различные добавки, улучшающие

свойства жидкости. Это высоко молекулярные присадки для улучшения вязкостно-

температурных характеристик, антиокислительные и противопенные

присадки, а также присадки для улучшения смазывающих свойств.

Обслуживание (замена рабочей жидкости) и ремонт амортизаторов требуют

специального технологического оборудования и должны производиться на

станциях технического обслуживания автомобилей.

Зарубежными аналогами отечественных амортизаторных жидкостей могут

быть следующие жидкости: фирмы Shell - Aeroshell Fluid 1, фирмы ВР - ВР

Aero Hydraulic 2, Esso - Aviation Utility Oil, DEF2901A.

3.2. Тормозные жидкости

Тормозные жидкости служат для передачи энергии к

исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля.

Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа и более.

Развиваемое давление передается на поршни колесных цилиндров, которые

прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. При

торможении кинетическая энергия при трении превращается в тепловую. При

этом освобождается большое количество теплоты, которое зависит от массы и

скорости автомобиля. При экстренных торможениях автомобиля температура

тормозных колодок может достигать 600 °С, а тормозная жидкость нагреваться

до 150 °С и выше. Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность

жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих

условиях жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные

уплотнения тормозных цилиндров, вызывать коррозию металлических деталей. Но

наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность появления

в жидкости пузырьков пара и газа, образующихся при высоких температурных

режимах эксплуатации из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а

также при наличии в ней воды.

При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем

главного тормозного цилиндра невелик (5...15 мл), даже сильное нажатие на

педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления, т.е.

тормоз не работает из-за наличия в системе паровых пробок.

Надежная работа тормозной системы - необходимое условие безопасной

эксплуатации автомобиля, поэтому тормозная жидкость является ее

функциональным элементом и должна отвечать комплексу технических

требований. Важнейшие из них рассмотрены ниже.

Температура кипения. Это важнейший показатель, определяющий предельно

допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Для большей части

современных тормозных жидкостей температура кипения в процессе эксплуатации

снижается из-за их высокой гигроскопичности. К этому приводит попадание

воды, главным образом за счет конденсации из воздуха. Поэтому наряду с

температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру

кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5% воды.

Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно

характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через

1,5...2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Для надежной

работы тормозов необходимо, чтобы она была выше рабочей температуры

жидкости в тормозной системе.

Из опыта эксплуатации следует, что температура жидкости в гидроприводе

тормозов грузовых автомобилей обычно не превышает 100 С. В условиях

интенсивного торможения, например на горных дорогах, температура может

подняться до 120 "С и более.

В легковых автомобилях с дисковыми тормозами температура жидкости при

движении по магистральным автострадам составляет 60...70 °С, в городских

условиях достигает 80...100 °С, на горных дорогах 100...120 °С, а при

высоких скоростях движения, температурах воздуха и при интенсивных

торможениях - до 150 С. В некоторых случаях (спецмашины, спортивные

автомобили и т.д.) температура жидкости может превышать указанные значения.

Следует отметить, что начало образования паровой фазы тормозных

жидкостей при нагреве, а следовательно, и паровых пробок в гидроприводе

тормозов происходит при температуре на 20...25°С ниже температуры кипения

жидкости. Это обстоятельство принимается во внимание при установлении

показателей качества тормозных жидкостей.

Согласно требованиям международных стандартов температура кипения

"сухой" и "увлажненной" тормозной жидкости должна иметь значения

соответственно не менее 205 и 140 "С для автомобилей при обычных условиях

их эксплуатации и не менее 230 и 155 С - для автомобилей, эксплуатирующихся

на режимах с повышенными скоростями или с частыми и интенсивными

торможениями, например на

горных дорогах. Следует иметь введу, что на автомобиле, остановившемся

после интенсивных торможений, температура жидкости может некоторое время

повышаться за счет теплоты тормозных колодок из-за прекращения их

охлаждения встречным потоком воздуха.

Вязкостно-температурные свойства. Процесс торможения обычно длится

несколько секунд, а в экстренных условиях - доли секунды. Поэтому

необходимо, чтобы сила, прилагаемая водителем к педали, быстро передавалась

на поршни рабочих цилиндров. Это условие обеспечивается необходимой

текучестью жидкости и определяется максимально допустимой вязкостью при

температуре —40 °С: не более 1500 мм^с для жидкостей общего назначения и не

более 1800 мм^с - для высокотемпературных жидкостей. Жидкости для Севера

должны иметь вязкость не более 1500 мм^с при -55 °С.

Антикоррозионные свойства. В гидроприводе тормозов детали из различных

металлов соединяются между собой, что создает условия для протекания

электрохимической коррозии. Для предотвращения коррозии жидкости должны

содержать ингибиторы, защищающие сталь, чугун, белую жесть, алюминий,

латунь, медь от коррозии. Их эффективность оценивается по изменению массы и

состоянию поверхности пластин из указанных металлов после их выдерживания в

тормозной жидкости, содержащей 3,5% воды, в течение 120 ч при 100 "С.

Совместимость с резиновыми уплотнениями. Для обеспечения герметичности

гидросистемы на поршни и цилиндры ставят резиновые уплотнительные манжеты.

Необходимое уплотнение обеспечивается, когда под воздействием тормозной

жидкости манжеты несколько набухают и их уплотнительные кромки плотно

прилегают к стенкам цилиндра. При этом недопустимо как слишком сильное

набухание манжет, так как может произойти их разрушение при перемещение

поршней, так и усадка манжет, чтобы не допустить утечки из системы.

Испытание на набухание резины осуществляется при выдерживании манжет

или образцов резины в жидкости при 70 и 120 °С. Затем определяется

изменение объема, твердости и диаметра манжет.

Смазывающие свойства. Влияние жидкости на износ рабочих поверхностей

тормозных поршней, цилиндров, манжетных уплотнений проверяется при

стендовых испытаниях, имитирующих работу гидропривода тормозов в тяжелых

условиях эксплуатации.

Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в

интервале рабочих температур от —50 до 150 С должны сохранять исходные

показатели, т.е. противостоять окислению и расслаиванию при хранении и

применении, образованию осадков и отложении на деталях гидропривода

тормозов.

Ассортимент и эксплуатационные свойства. В настоящее время выпускается

несколько марок тормозных жидкостей.

Жидкость БСК (ТУ 6-10-1533-75) представляет собой смесь бутилового

спирта и касторового масла, имеет хорошие смазывающие свойства, но

невысокие вязкостно-температурные показатели, используются в основном

на старых моделях автомобилей.

Жидкость "Нева" (ТУ 6-01-1163-78) - основными компонентами являются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.