реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эксплуатационные материалы

высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Индекс "2" при буквенном обозначении группы указывает на то, что масло

предназначено для дизелей, например М-8Гз.

Отсутствие цифрового индекса у масел группы Б, В, Г свидетельствует об

универсальности масел и возможности их применения как в карбюраторных, так

и дизельных двигателях (например, масло М-бз/ЮВ).

Отнесение масла к соответствующей группе свидетельствует об

определенном уровне его эксплуатационных свойств (антиокислительных, моюще-

диспергирующих, противокоррозионных, защитных и т.д.), характеризующем

качество масел данной группы. Этот уровень в основном зависит от вида и

концентрации вводимых присадок. Поэтому переход от масел низших групп (А,

Б) к высшим (В, Г), как правило, достигается путем расширения ассортимента

и количественного увеличения присадок в маслах.

Принадлежность масел к той или иной группе устанавливают на основании

результатов моторных испытаний на специальных одноцилиндровых или

полноразмерных двигателях. Для масел различных групп установлены нормы на

оценочные показатели, предусмотренные методами испытаний на двигателях.

Сопоставляя результаты моторных испытаний масла с нормами, устанавливают

его принадлежность к соответствующей группе по эксплуатационным свойствам.

За рубежом подбор масел в зависимости от типа двигателя и условий его

эксплуатации осуществляется также на основании соответствующих

классификаций. Градацию масел по вязкости производят по классификации

SAE (Общество американских инженеров-автомобилистов), а по

условиям и областям применения - согласно классификации API (Американский

нефтяной институт).

По классификации SAE J300e масла разделяют на зимние (обозначаются

буквой W), летние и всесезонные. Примерное соответствие классов вязкости

моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J300e показано в табл. 18.3.

Таблица 2.3

Соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и

классификация SAE J300e

|ГОСТ 17479.1-85 SAE J300e |ГОСТ 17479.1-85 SAE J300e |

|Зз 5W 4,з 10W 5з 15W 6.з 20W 6 20 8|20 50 З.з/8 5W-20 4,/6 10W-20 |

|20 10 30 12 30 14 40 16 40 |4з/8 10W-20 4,3/10 10W-30 5з/10 |

| |15W-30 5,з/12 15W-30 5,з/14 |

| |15W-40 6.3/10 20W-30 ' 6з/14 |

| |20W-40 |

Классификация API подразделяет масла на две категории: S -категория

"сервис" и С - коммерческая категория. Масла категории S предназначены

для двигателей легких транспортных средств, применяемых в сфере

обслуживания, т.е. преимущественно для бензиновых двигателей. Масла

категории С предназначены для двигателей автомобилей, осуществляющих

коммерческие перевозки, тягачей, строительно-дорожных машин и других, т.е.

преимущественно для дизельных двигателей.

В каждой категории масла в зависимости от условий работы

подразделяются на классы, также имеющие буквенную маркировку. Поэтому

обозначение масел в соответствии с классификацией производится двумя

буквами латинского алфавита, указывающими категорию и класс масел, например

SE (для карбюраторных двигателей) или CD (для дизелей). Универсальные

масла, относящиеся к обеим категориям классификации API, имеют маркировку

двух разных категорий, например, SE/CD.

Соответствие уровней эксплуатационных свойств масел по ГОСТ 17479.1-85

и классификации API показано в табл. 18.4.

Таблица 2.4

Ориентировочное соответствие классов моторных масел по группам

эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.1-85 и классификации API

|ГОСТ 17479.1-85 API |ГОСТ 17479.1-85 API |

|A SB Б SC/CA Б, SC Б2 СА В SD/CB |Вз СВ Г SE/CC Г, SE, SF Гг СС Д CD|

|В, SD |Е |

Синтетические моторные масла. .Одним из путей удовлетворения все

возрастающих требований к качеству моторных масел является разработка и

применение синтетических моторных масел. Синтетические масла представляют

собой индивидуальные соединения или смеси нескольких соединений близкой

химической структуры (поли-ос-олефины и др.).

Синтетические масла имеют высокий индекс вязкости (150...170).

Температура потери подвижности синтетических масел ниже (до —65 С), чем у

минеральных. Следовательно, пуск двигателей при отрицательных температурах

при применении синтетических масел легче, чем на минеральных, и возможен

при более низких температурах воздуха.

Вязкость синтетических масел при температурах 250...300 °С, выше (до

2...3 раз), чем у равновязких им при 100 °С минеральных. Они имеют лучшую

термическую стабильность, низкую испаряемость и малую склонность к

образованию высокотемпературных отложений. Поэтому синтетические масла

могут с успехом применяться в высокофорсированных теплонапряженных

двигателях,

Синтетические масла, как правило, превосходят минеральные по

антиокислительным свойствам, диспергирующей и механической стабильности,

обладают равными или лучшими противоизносными и противозадирными

свойствами. В связи с этим синтетические масла имеют срок службы более 20

тыс. км пробега а'втомобиля, а отдельные образцы служат 80... 100 тыс. км

без смены.

Расход синтетических масел на угар на З0...40% ниже, чем минеральных.

За счет лучших вязкостно-температурных характеристик во всем интервале

встречающихся в практике температур расход топлива при использовании

синтетических масел снижается на 4...5%.

Стоимость синтетических масел в 2...3 раза выше, чем минеральных.

Однако высокие эксплуатационные свойства, большой срок службы в двигателях

до замены, низкий расход на угар и вследствие этого меньший общий расход

масла делают применение их целесообразным.

2.2. Трансмиссионные масла

К трансмиссионным относятся масла, применяемые для смазки зубчатых

передач агрегатов трансмиссии, а также в гидротрансмиссиях.

В современных автомобилях применяют зубчатые передачи различных

типов. Особенно широко распространены винтовые (гипоидные) передачи. Их

преимущество перед передачами с прямыми зубьями состоит в большей прочности

зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к

маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к

маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в

таких передачах больше.

В агрегатах трансмиссии трансмиссионные масла выполняют следующие

ф>ункции:

•снижают износ деталей;

•уменьшают потери энергии на трение;

•увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей;

•снижают вибрацию и шум шестерен, а также защищают их от ударных

нагрузок;

•защищают детали механизмов от коррозии;

•масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию

рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность. Важнейшие свойства ТМ:

•вязкостно-температурные;

•противоизносные, противозадирные, противопиттинговые;

•термическая и термоокислительная стабильность;

•стойкость к образованию эмульсий с водой;

•минимальное воздействие на резино-технические изделия, лаки, краски и

пластмассы;

•химическая и физическая стабильность при хранении и

транспортировании.

В зависимости от конструктивных особенностей и назначения

шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические

требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой

дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами,

масла для трансмиссии автомобилей с периодической эксплуатацией -хорошими

защитными свойствами и т.д.

Условия, в которых работает масло, определяются следующими факторами:

температурным режимом, частотой вращения шестерен (скорость относительного

скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне

контакта.

Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких

пределах - от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120...130

^С и даже 150 С в процессе работы.

В температурном режиме работы зубчатых передач различают три наиболее

характерные температуры: минимальную - в момент начала работы передачи,

равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную -

соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную -

наиболее вероятную во время эксплуатации.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в

холодной климатической зоне может достигать —60 С. Максимальная и

среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха,

условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов.

Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей

обычно составляет 60...90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта

зубьев шестерен на 150...200 "С выше температуры масла в объеме. Заметное

влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев

в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических

передачах составляют на входе в зацепление 1.5...3 м/с; в некоторых

агрегатах они достигают 9...12 м/с; для гипоидных передач скорости

скольжения составляют 15 м/с и более.

В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе

зацепления составляют обычно 0,5...1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2

ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких

нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.

Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему,

включающую две группы компонентов: первая - основа масла, вторая -

функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.

К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые

характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой.

Классификация и ассортимент. В агрегатах трансмиссии автомобилей

применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2-85 "Масла

моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система

обозначений" масла классифицированы по

классам и группам в зависимости от них вязкости и эксплуатационных свойств

(табл. 18.5 и 18.6).

Таблица 2.1 Классы вязкости трансмиссионных масел

|Класс вязкости |Кинематическая вязкость|Максимальная температура, при|

| |при lOO^'C.MM^c |которой t| < 150Па-с, |

| | |°С |

|9 7,0 ...10,9 -45 |

|12 11,0... 13,9 -35 |

|18 14,0 ...24,9 -18 |

|34 25,0 ...41,0 |

С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют

условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается

следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по

эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости.

Таблица 2.2

Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным

свойствам

|Группа |Состав |Рекомендуемая область применения |

|ТМ-1 |Минеральные масла |Прямозубые, спирально-конические и |

| |без присадок |червячные передачи, работающие при |

| | |контактных напряжениях до 600 МПа и |

| | |температуре в объеме до 90 "С |

|ТМ-2 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |

| |противоизносными |червячные передачи, работающие при |

| |присадками |контактных напряжениях до 1200 МПа и |

| | |температуре в объеме до 90 С |

|ТМ-3 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |

| |противозадирными |червячные передачи, работающие при |

| |присадками |контактных напряжениях до 2000 МПа и |

| |умеренной |температуре в объеме до 90 "С |

| |эффективности | |

|ТМ-4 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |

| |противозадирными |червячные передачи, работающие при |

| | |контактных напряжениях свыше 2000 |

| |присадками высокой |МПа. Гипоидные передачи, работающие при|

| |эффективности |высокой скорости и низком крутящем |

| | |моменте или низкой скорости и высоком |

| | |крутящем моменте с объемной |

| | |температурой до 130 °С |

|ТМ-5 |Минеральные масла с|Гипоидные передачи, работающие при |

| |противозадирными |высокой скорости, ударных нагрузках, |

| |присадками высокой |высоком крутящем моменте и объемной |

| |эффективности |температуре 130 °С и выше |

| |полифункциональн | |

| |ого действия | |

Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38-

101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы - это

неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются

неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и

низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не

применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС-

14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных

масел.

К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого

управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс

18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в

ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.

В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по

ГОСТ 23652-79.

ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных

цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых

автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и

всесезонного для северных районов страны.

ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных

цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых

автомобилей.

ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В

противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в

качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначенью для

тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том

числе болшегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-Нгип (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ

38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название -масло по ГОСТ 4003-

53).

ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых

автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает

высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и

антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при

попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.

ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах

трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре

воздуха до -50...-55 "С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных

свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний

период.

ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых

автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и

антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.

В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ

38.101844-80).

ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного

масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло

обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и

может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических

и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой

климатических зонах.

ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной

очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной

присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и

консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач

грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве

всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах.

Основным сортом, применяемых для автомобильных

гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-

79). Оно имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в

умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных

районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494-84), которое по

эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие

низкотемпературные показатели - работоспособно до —50 °С.

В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях

рулей, используют масло марки Р. Его применяют в качестве всесезонного в

умеренной климатической зоне.

Из масел зарубежного производства в автоматических коробках передач

используются только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон"

(Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и

допускают смешение в различных пропорциях. Их ресурс до замены составляет

50...70 тыс. км. 6 коробку легкового автомобиля заливают б...9 л (для

полноприводного "Форд-Бронко" - 18 л). В последнее время используют масла

желтого и зеленого цвета. Смешивать их с Дексроном недопустимо.

Таблица 2.3 Рекомендации по применению трансмиссионных масел

|Масло |Тип передачи |Срок |Минимальная |

| | |смены |температура |

| | |масла, |применения, |

| | |тыс. км |°С |

|ТСгип |Ведущие мосты старых моделей |24...30 |-20 |

| |легковых автомобилей | | |

|ТАД-17И |Коробки передач и ведущие • мосты|60...80 |-30 |

| |легковых и грузовых автомобилей | | |

|ТАп-15В |Коробки передач грузовых |24...72 |-25 |

| |автомобилей с карбюраторными | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.