реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эксплуатационные материалы

|Температура помутнения ("С), не выше -5 -35 |

|Температура вспышки ("С), не ниже 50 35 30 |

Таблица 1.2

Эффективность депрессорных присадок

|Состав |Изготовитель присадки|Показатели |

| | | |

| | |Я 0й 0. |с. ^ |^ ^•1 |

| | |^ |&. 5 |и. 5 g S|

| | |^§ |>1 ПЗ 0 | |

| | |g-ё |\- С; s |^ |

| | |1^ |IIIй |E— rt эт|

| | |" s |2 с S | |

| | |(- 0 |^ § | |

| | |с |-9- | |

|ДЛ (без присадок) |- |-5 |-7 |-13 |

|ДЛ + «STP Diesel Anti |First Brands Corp. |-7 |-15 |-22 |

| |(США) | | | |

|Gel» | | | | |

|ДЛ+«К&\УАп1;Ое1» |K&W Prod. (США) |-6 |-18 |-28 |

|Jet go Diesel Fuel |Jet go Products Inc. |-6 |-18 |-25 |

|Conditioner |(США) | | | |

|Wynn's Ice proof for |Wynn's Belgium N.V. |-6 |-10 |-22 |

|diesel |(Бельгия) | | | |

|«Аспект-Модификатор» |АО «Аспект» (Россия) |-6 |-20 |-28 |

|ДЗ (без присадок) | |-25 |-15 |-35 |

1.3. Газообразные топлива

По физическому состоянию горючие газы делятся на две группы:

сжатые и сжиженные. Если критическая температура углеводородов ниже

обычных температур при эксплуатации автомобилей, то их применяют в сжатом

виде, а если выше - то в сжиженном виде под давлением 1,5...2,0 МПа.

Требования к газообразным топливам:

•обеспечение хорошего смесеобразования;

•высокая калорийность горючей смеси;

•отсутствие коррозии и коррозионных износов;

•минимальное образование отложений во впускном и выпускном трактах;

•сохранение качества при хранении и транспортировании;

•низкая стоимость производства и транспортирования.

Сжиженные газы. Основные компоненты - пропан СзНу, бутан С4Ню.

Получают из попутных нефтяных газов, из газообразных фракций при

переработке нефтепродуктов и каменных углей. Поэтому они получили

название сжиженных нефтяных газов. Для их обозначения часто используют

аббревиатуру «СНГ».

Критические температуры пропана (+97 "С) и бутана (+126 "С) выше

температуры окружающей среды, поэтому их легко можно перевести в жидкое

состояние. При +20 °С пропан сжижается при 0,716, а бутан - при 0,103 МПа.

СНГ хранят под давлением 1,6 МПа. Давление насыщенных парав СНГ

изменяется от 0,27 МПа при -10 °С до 1,6 МПа при +45 °С. СНГ имеет высокий

коэс})фициент теплового расширения. Повышение температуры на 1 °С влечет за

собой рост давления в газовом баллоне на О,б...0,7 МПа, что может привести

к его разрушению. Поэтому в баллонах предусматривается паровая подушка

объемом не менее 10% полезной емкости.

Промышленность выпускает СНГ для автомобилей двух марок:

•СПБТЗ - смесь пропана и бутана техническая зимняя;

•СПБТЛ - ... летняя.

Таблица 1.1 Компонентный состав сжиженных нефтяных газов

|Компоненты |Содержание компонентов (% массовые) |

| |СПБТЗ |СПБТЛ |

|Метан, этан и этилен |4 76 20 |6 |

|Пропан и пропилен Бутан| |34 60 |

|и бутилен | | |

В состав СНГ добавляют специальные вещества (одоранты), имеющие

сильный запах, т.к. СНГ не имеет ни цвета не запаха, и обнаружить их утечку

сложно. Для этой цели используют этилмеркаптан C2H4SH, имеющий резкий

неприятный запах, который ощущается уже при концентрации 0,19 г на 1000 м3

воздуха.

Иногда утечку удается определить на слух или с помощью приборов.

Эксплуатационные свойства автомобилей с газовыми двигателями,

работающими на СНГ, в сравнении с автомобилями, работающими на бензине,

оцениваются следующим образом:

•пусковые качества до -5 "С равноценны; при более низких температурах

запуск холодного двигателя затруднен;

•показатели динамичности автомобиля ухудшается на 5...8%;

•повышается мощность и улучшается топливная экономичность двигателей,

так как детонационная стойкость СНГ выше (04 выше 100 единиц), чем у

бензина, и можно форсировать двигатель по степени сжатия;

•снижается токсичность отработавших газов: по окиси углерода - в 3...4

раза, по окислам азота - в 1,2...2,0 раза, по углеводородам - в 1,2...1,4

раза;

•периодичность смены масла увеличивается в 2,0...2,5 раза;

•межремонтный ресурс двигателя увеличивается в 1,4...2,0 раза;

•трудоемкость ТО и Р возрастает на 3...5%, но эти затраты

перекрываются экономией от увеличения межремонтного ресурса двигателей.

В настоящее время выпускаются газобаллонные автомобили двух типов: со

специальными двигателями, предназначенными для работы на СНГ и имеющими

резервную систему питания для кратковременной работы на бензине; с

универсальными двигателями, допускающими работу как на СНГ, так и на

бензине (у автомобилей этой группы мощность снижается примерно на 10%).

Сжатые газы. Основные компоненты - метан СН», окись углерода СО и

водород Нз. Получают из горючих газов различного происхождения -природных,

попутных нефтяных, коксовых и других. Их называют сжатыми природными газами

или СПГ. Содержание метана в СПГ составляет 40... 82%. Критическая

температура метана составляет -82 °С, поэтому без охлаждения СПГ перевести

в жидкое состояние нельзя. Существует две марки СПГ - А и Б, которые

отличаются содержанием метана и азота (табл. 17.4).

Таблица 1.2 Компонентный состав сжатых природных газов

|Компоненты |Содержание компонентов (% массовые) |

| |марка А |марка Б |

|Метан Азот |95 О...4 |90 |

| | |4...7 |

Газобаллонные установки для СПГ рассчитаны на работу при давлении 19,6

МПА. Баллоны для СПГ изготавливаются толстостенными и имеют большую массу.

Так, батарея из 8 50-литровых баллонов весит более 0,5 т. Следовательно,

существенно снижается грузоподъемность автомобиля. Кроме того пробег

автомобиля на одной заправке при работе на СПГ в 2 раза меньше, чем на

бензине. Более перспективна криогенная технология хранения СПГ в сжиженном

виде.

Метан легче воздуха, поэтому при утечках скапливается в верхней части

помещения.

Метан имеет высокую детонационную стойкость, поэтому двигатели

можно форсировать по степени сжатия.

СПГ воспламеняется в камере сгорания при температуре 635...645 °С, что

значительно выше температуры воспламенения бензина. Это затрудняет пуск

двигателя, особенно при низких температурах воздуха. В то же время по

опасности воспламенения и пожароопасносности они значительно безопаснее

бензина.

Преимущества СПГ перед бензинами:

•повышается срок службы моторного масла в 2,0...3,0 раза;

•увеличивается ресурс двигателя на 35...40% вследствие

отсутствия нагара на деталях цилиндро-поршневой группы;

•увеличивается на 40% срок службы свечей зажигания;

•на 90% снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами,

особенно СО. Недостатки СПГ:

•цена автомобиля возрастает примерно на 27%;

•трудоемкость ТО и ТР возрастает на 7...8;

•мощность двигателя снижается на 18...20%, время разгона

увеличивается на 24...30%, максимальная скорость уменьшается на 5...6%,

максимальные углы преодолеваемых подъемов уменьшаются на 30...40%,

эксплуатация автомобиля с прицепом затрудняется;

•дальность ездки на одной заправке не превышает 200...250 км;

•грузоподъемность автомобиля снижается 9...14%.

С учетом достоинств и недостатков автомобилей, работающих на СПГ,

определена область их рационального использования - перевозки в крупных

городах и прилегающих к ним районах.

2. МАСЛА И СМАЗКИ

2.7. Моторные масла

Моторные масла обеспечивают:

•снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания

на их поверхностях прочной масляной пленки;

•уплотнение зазоров в сопряжениях и, в первую очередь, деталей

цилиндро-поршневой группы (ЦПГ);

•отвод тепла от трущихся деталей, удаление продуктов износа из зон

трения;

•защиту рабочих поверхностей трущихся деталей от коррозии продуктами

окисления масла и сгорания топлива;

•предотвращение всех видов отложений (нагары, лаки, зольные

отложения).

Эксплуатационные требования к моторным маслам:

•оптимальная вязкость, определяющая надежную и экономичную работу

агрегатов на всех режимах;

•хорошая смазывающая способность;

•устойчивость к испарению, вспениванию, выпадению присадок;

•отсутствие коррозии и коррозионных износов;

•малый расход масла при работе двигателя;

•большой срок службы масла до замены без ущерба для надежности

двигателя;

•сохранение качества при хранении и транспортировке. Для выполнения

этих требований моторные масла обладают рядом

свойств, к важнейшими из которых относятся вязкостные и

низкотемпературные.

От вязкости зависят режим смазки, отвод тепла от рабочих поверхностей,

уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, быстрота запуска

двигателя и т.д.

Вязкость моторных масел измеряют в следующих единицах:

•кинематическая вязкость v - 1 мм2/c=} сСт (сантистокс);

•динамическая вязкость т) - 1 Па-с=10 П (Пуаз); 1 МПа-с=1 сП

(сантипуаз).

На вязкость моторных масел существенно влияет температура. При ее

снижении вязкость резко увеличивается. Так, в интервале температур от 100

до 0 °С вязкость различных масел может возрастать в 300 раз и более (табл.

18.1).

Таблица 2.1 Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

|Класс |Упри lOO^MNr/c |vm;.x |Класс |Упри 100 "С, |^мах |

|вязкости| |при |вязкост|мм^с |при |

| | |-18°С,|и | |-18°С,|

| | | | | | |

| | |MM'/C | | |MM /С |

| |не менее|не более| | |не |не более| |

| | | | | |менее | | |

|Зз |3.8 |- |1250 |3,,/8 7,0 |9,5 |1250 |

|4.з |4,1 |- |2600 |4,з/6 |5,6 |7,0 |2600 |

|5з |5,6 |- |6000 |4,/8 |7,0 |9.5 |2600 |

|6з |5,6 |- |10400 |4,/10 |9,5 |11,5 |2600 |

|6 |5,6 |7,0 |- |5.3/10 |9,5 |11,5 |6000 |

|8 |7,0 |9,5 |- |5,/12 |11,5 |13,0 |6000 |

|10 |9,5 |11,5 |- |5.з/14 |13,0 |15,0 |6000 |

|12 |11,5 |13,0 |- |6,/Ю |9,5 |11,5 |10400 |

|14 |13,0 |15,0 |- |6,/14 |13,0 |15,0 |10400 |

|16 |15,0 |18,0 |- |6/16 |15,0 |18,0 |10400 |

|20 |18,0 |23,0 |- | | |

Степень изменения вязкости в зависимости от температуры

характеризуется индексом вязкости (ИВ), определяемым по значениям вязкости

масла при 50 и 100 °С. Чем меньше изменение вязкости масла в заданном

интервале температур, тем лучше его вязкостно-температурные свойства и тем

больше индекс вязкости этого масла. Для летних масел индекс вязкости, как

правило, не превышает 90, а для зимних и всесезонных (загущенных) он

составляет 95-125 и выше. При определенной температуре масло вообще теряет

подвижность. Эта температура называется температурой застывания масла. Для

моторных масел температура застывания, как правило, составляет: -15 °С -

для летних, —25...—30 С - для зимних, —35...-45 °С - для загущенных.

Вязкостно-температурные свойства в первую очередь определяют выбор

моторного масла для конкретного типа двигателя и условий его

эксплуатации. При предельно высоких рабочих температурах в двигателе

вязкость масла должна быть достаточной, чтобы обеспечить надежную смазку и

работу узлов трения, низкий износ деталей, эффективное уплотнение

сопряжении, малый прорыв картерных газов и расход масла на угар. При

отрицательных температурах масло должно иметь относительно низкую вязкость,

обеспечивающую эффективный пуск двигателя, своевременную подачу масла к

парам трения и т.д.

Однако для обычных (незагущенных) минеральных масел - это

трудносочетаемые требования. Поэтому масла с вязкостью б... 8 мм2/с при 100

"С применяют в зимний период, а более вязкие (10...14 мм^с при 100 °С) - в

летний.

В настоящее время находят широкое применение всесезонные моторные

масла, для которых при высоких температурах характерны значения вязкости

летних образцов, а при отрицательных температурах -зимних.

Классификация (обозначение) масел. Для правильного подбора моторного

масла по вязкости к конкретному типу двигателя и условиям его эксплуатации

следует руководствоваться ГОСТ 17479.1-85 "Масла моторные, трансмиссионные

и жидкости гидравлические. Система обозначений". По этому ГОСТу моторные

масла разделяют на различные классы по вязкости (табл. 18.1) и различают по

сезонности применения, т.е. они дифференцируются на зимние (вязкость 6...8

мм^с при 100 °С), летние (10...20 мм""/с при 100 С) и всесезонные.

Для сезонных (незагущенных) масел нормируются значения вязкости при

100 °С. Для всесезонных (загущенных) масел в знаменателе дробного

обозначения указывается вязкость при 100 С, цифра в числителе характеризует

предельно допустимую вязкость при -18 "С.

При подборе масла для конкретного типа двигателя наряду с

установлением требуемых вязкостных показателей определяют также необходимый

для этого двигателя уровень качества масла, т.е. группу масла по

эксплуатационным свойствам.

До 1974 г. в нашей стране деление масел по уровню качества не

производилось. Масла выпускались , с буквенным обозначением,

характеризующим область их применения, - А, Д, М и МТ (А - для смазки

карбюраторных двигателей, Д - автотракторных и судовых дизелей, М

-поршневых авиационных двигателей, МТ - транспортных дизелей;

особенности технологии получения масел указывались буквами: К -кислотная, С

- селективная очистка, П - масло с присадками, 3 -загущенное масло).

Например, автомобильное масло селективной очистки АС-8, авиационное масло

МС-20, загущенные масла с присадками АКЗп-6 и АСЗп-10, масло для

транспортных дизелей МТ-16п и т.д. Цифры в обозначении масел

характеризовали их вязкость в сСт (мм2/^) при температуре 100 "С.

Обеспечение надежной и экономичной работы современных двигателей

возможно только при условии применения в них моторных масел с определенными

свойствами, отвечающих необходимым требованиям.

Моторные масла по ГОСТ 17479.1-85 подразделяются на группы по

эксплуатационным свойствам, характеризующие условия работы масла в

двигателях конкретного уровня форсирования (табл. 18.2).

Таблица 2.2

Группы моторных масел в зависимости от уровня эксплуатационных свойств

и области их применения

|Группа |Рекомендуемая область применения |

|А |Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели |

|Б, |Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в |

| |условиях, способствующих образованию высокотемпературных |

| |отложений и коррозии подшипников |

|Б2 |Малофорсированные дизели |

|В, |Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в |

| |неблагоприятных условиях, способствующих окислению масла и |

| |образованию всех видов отложений |

|Вз |Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные |

| |требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел|

| |и их склонности к образованию высокотемпературных отложений |

|Г, |Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в |

| |тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению |

| |масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |

|Г2 |Высокофорсированные дизели .без надува или с умеренным |

| |наддувом, работающие в неблагоприятных эксплуатационных |

| |условиях, способствующих образованию высокотемпературных |

| |отложений |

|Д |Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых |

| |эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо |

| |требует использования масел с высокой нейтрализующей |

| |способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами,|

| |малой склонностью к образованию всех видов отложений |

|Е |Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на |

| |топливе с высоким содержанием серы |

Зная уровень форсирования двигателя и условия его эксплуатации по

табл. 18.2 производят выбор моторного масла требуемой группы качества.

Одновременно, исходя из предполагаемого температурного диапазона работы

масла, по табл. 18.1 устанавливают требуемый класс вязкости.

В зависимости от вязкости и эксплуатационных свойств ГОСТ 17479.1-85

устанавливает марки моторных масел (M-8Bi, М-6з/12Г1, М-ЮГз, М-10Д и т.д.),

в условном обозначении которых заложены необходимые данные для правильного

подбора масел для конкретного типа двигателя.

Например, масло М-8В]: буква "М" обозначает моторное масло, цифра 8

характеризует его вязкость при 100 'С в мм2/c, буква "В" с индексом "1"

указывает, что масло по эксплуатационным свойствам относится к группе В и

предназначено для среднефорсированных карбюраторных двигателей.

Масло М-6;/12Г[: буква "М" ,- моторное масло, цифра 6 свидетельствует,

что это масло относится к классу, у которого вязкость при —18 С не должна

превышать 10400 мм~/с, индекс "з" обозначает, что масло содержит загущающие

(вязкостные) присадки, цифра "12" после знака дроби показывает, что

вязкость масла при температуре 100 °С равна 12 мм2/c, а буква "Г" с

индексом "1" обозначает принадлежность масла по эксплуатационным свойствам

к группе "Г" и указывает на возможность его использования для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.