| |||||
МЕНЮ
| Эксплуатационные материалы|Температура помутнения ("С), не выше -5 -35 | |Температура вспышки ("С), не ниже 50 35 30 | Таблица 1.2 Эффективность депрессорных присадок |Состав |Изготовитель присадки|Показатели | | | | | | | |Я 0й 0. |с. ^ |^ ^•1 | | | |^ |&. 5 |и. 5 g S| | | |^§ |>1 ПЗ 0 | | | | |g-ё |\- С; s |^ | | | |1^ |IIIй |E— rt эт| | | |" s |2 с S | | | | |(- 0 |^ § | | | | |с |-9- | | |ДЛ (без присадок) |- |-5 |-7 |-13 | |ДЛ + «STP Diesel Anti |First Brands Corp. |-7 |-15 |-22 | | |(США) | | | | |Gel» | | | | | |ДЛ+«К&\УАп1;Ое1» |K&W Prod. (США) |-6 |-18 |-28 | |Jet go Diesel Fuel |Jet go Products Inc. |-6 |-18 |-25 | |Conditioner |(США) | | | | |Wynn's Ice proof for |Wynn's Belgium N.V. |-6 |-10 |-22 | |diesel |(Бельгия) | | | | |«Аспект-Модификатор» |АО «Аспект» (Россия) |-6 |-20 |-28 | |ДЗ (без присадок) | |-25 |-15 |-35 | 1.3. Газообразные топлива По физическому состоянию горючие газы делятся на две группы: сжатые и сжиженные. Если критическая температура углеводородов ниже обычных температур при эксплуатации автомобилей, то их применяют в сжатом виде, а если выше - то в сжиженном виде под давлением 1,5...2,0 МПа. Требования к газообразным топливам: •обеспечение хорошего смесеобразования; •высокая калорийность горючей смеси; •отсутствие коррозии и коррозионных износов; •минимальное образование отложений во впускном и выпускном трактах; •сохранение качества при хранении и транспортировании; •низкая стоимость производства и транспортирования. Сжиженные газы. Основные компоненты - пропан СзНу, бутан С4Ню. Получают из попутных нефтяных газов, из газообразных фракций при переработке нефтепродуктов и каменных углей. Поэтому они получили название сжиженных нефтяных газов. Для их обозначения часто используют аббревиатуру «СНГ». Критические температуры пропана (+97 "С) и бутана (+126 "С) выше температуры окружающей среды, поэтому их легко можно перевести в жидкое состояние. При +20 °С пропан сжижается при 0,716, а бутан - при 0,103 МПа. СНГ хранят под давлением 1,6 МПа. Давление насыщенных парав СНГ изменяется от 0,27 МПа при -10 °С до 1,6 МПа при +45 °С. СНГ имеет высокий коэс})фициент теплового расширения. Повышение температуры на 1 °С влечет за собой рост давления в газовом баллоне на О,б...0,7 МПа, что может привести к его разрушению. Поэтому в баллонах предусматривается паровая подушка объемом не менее 10% полезной емкости. Промышленность выпускает СНГ для автомобилей двух марок: •СПБТЗ - смесь пропана и бутана техническая зимняя; •СПБТЛ - ... летняя. Таблица 1.1 Компонентный состав сжиженных нефтяных газов |Компоненты |Содержание компонентов (% массовые) | | |СПБТЗ |СПБТЛ | |Метан, этан и этилен |4 76 20 |6 | |Пропан и пропилен Бутан| |34 60 | |и бутилен | | | В состав СНГ добавляют специальные вещества (одоранты), имеющие сильный запах, т.к. СНГ не имеет ни цвета не запаха, и обнаружить их утечку сложно. Для этой цели используют этилмеркаптан C2H4SH, имеющий резкий неприятный запах, который ощущается уже при концентрации 0,19 г на 1000 м3 воздуха. Иногда утечку удается определить на слух или с помощью приборов. Эксплуатационные свойства автомобилей с газовыми двигателями, работающими на СНГ, в сравнении с автомобилями, работающими на бензине, оцениваются следующим образом: •пусковые качества до -5 "С равноценны; при более низких температурах запуск холодного двигателя затруднен; •показатели динамичности автомобиля ухудшается на 5...8%; •повышается мощность и улучшается топливная экономичность двигателей, так как детонационная стойкость СНГ выше (04 выше 100 единиц), чем у бензина, и можно форсировать двигатель по степени сжатия; •снижается токсичность отработавших газов: по окиси углерода - в 3...4 раза, по окислам азота - в 1,2...2,0 раза, по углеводородам - в 1,2...1,4 раза; •периодичность смены масла увеличивается в 2,0...2,5 раза; •межремонтный ресурс двигателя увеличивается в 1,4...2,0 раза; •трудоемкость ТО и Р возрастает на 3...5%, но эти затраты перекрываются экономией от увеличения межремонтного ресурса двигателей. В настоящее время выпускаются газобаллонные автомобили двух типов: со специальными двигателями, предназначенными для работы на СНГ и имеющими резервную систему питания для кратковременной работы на бензине; с универсальными двигателями, допускающими работу как на СНГ, так и на бензине (у автомобилей этой группы мощность снижается примерно на 10%). Сжатые газы. Основные компоненты - метан СН», окись углерода СО и водород Нз. Получают из горючих газов различного происхождения -природных, попутных нефтяных, коксовых и других. Их называют сжатыми природными газами или СПГ. Содержание метана в СПГ составляет 40... 82%. Критическая температура метана составляет -82 °С, поэтому без охлаждения СПГ перевести в жидкое состояние нельзя. Существует две марки СПГ - А и Б, которые отличаются содержанием метана и азота (табл. 17.4). Таблица 1.2 Компонентный состав сжатых природных газов |Компоненты |Содержание компонентов (% массовые) | | |марка А |марка Б | |Метан Азот |95 О...4 |90 | | | |4...7 | Газобаллонные установки для СПГ рассчитаны на работу при давлении 19,6 МПА. Баллоны для СПГ изготавливаются толстостенными и имеют большую массу. Так, батарея из 8 50-литровых баллонов весит более 0,5 т. Следовательно, существенно снижается грузоподъемность автомобиля. Кроме того пробег автомобиля на одной заправке при работе на СПГ в 2 раза меньше, чем на бензине. Более перспективна криогенная технология хранения СПГ в сжиженном виде. Метан легче воздуха, поэтому при утечках скапливается в верхней части помещения. Метан имеет высокую детонационную стойкость, поэтому двигатели можно форсировать по степени сжатия. СПГ воспламеняется в камере сгорания при температуре 635...645 °С, что значительно выше температуры воспламенения бензина. Это затрудняет пуск двигателя, особенно при низких температурах воздуха. В то же время по опасности воспламенения и пожароопасносности они значительно безопаснее бензина. Преимущества СПГ перед бензинами: •повышается срок службы моторного масла в 2,0...3,0 раза; •увеличивается ресурс двигателя на 35...40% вследствие отсутствия нагара на деталях цилиндро-поршневой группы; •увеличивается на 40% срок службы свечей зажигания; •на 90% снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами, особенно СО. Недостатки СПГ: •цена автомобиля возрастает примерно на 27%; •трудоемкость ТО и ТР возрастает на 7...8; •мощность двигателя снижается на 18...20%, время разгона увеличивается на 24...30%, максимальная скорость уменьшается на 5...6%, максимальные углы преодолеваемых подъемов уменьшаются на 30...40%, эксплуатация автомобиля с прицепом затрудняется; •дальность ездки на одной заправке не превышает 200...250 км; •грузоподъемность автомобиля снижается 9...14%. С учетом достоинств и недостатков автомобилей, работающих на СПГ, определена область их рационального использования - перевозки в крупных городах и прилегающих к ним районах. 2. МАСЛА И СМАЗКИ 2.7. Моторные масла Моторные масла обеспечивают: •снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочной масляной пленки; •уплотнение зазоров в сопряжениях и, в первую очередь, деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ); •отвод тепла от трущихся деталей, удаление продуктов износа из зон трения; •защиту рабочих поверхностей трущихся деталей от коррозии продуктами окисления масла и сгорания топлива; •предотвращение всех видов отложений (нагары, лаки, зольные отложения). Эксплуатационные требования к моторным маслам: •оптимальная вязкость, определяющая надежную и экономичную работу агрегатов на всех режимах; •хорошая смазывающая способность; •устойчивость к испарению, вспениванию, выпадению присадок; •отсутствие коррозии и коррозионных износов; •малый расход масла при работе двигателя; •большой срок службы масла до замены без ущерба для надежности двигателя; •сохранение качества при хранении и транспортировке. Для выполнения этих требований моторные масла обладают рядом свойств, к важнейшими из которых относятся вязкостные и низкотемпературные. От вязкости зависят режим смазки, отвод тепла от рабочих поверхностей, уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, быстрота запуска двигателя и т.д. Вязкость моторных масел измеряют в следующих единицах: •кинематическая вязкость v - 1 мм2/c=} сСт (сантистокс); •динамическая вязкость т) - 1 Па-с=10 П (Пуаз); 1 МПа-с=1 сП (сантипуаз). На вязкость моторных масел существенно влияет температура. При ее снижении вязкость резко увеличивается. Так, в интервале температур от 100 до 0 °С вязкость различных масел может возрастать в 300 раз и более (табл. 18.1). Таблица 2.1 Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 |Класс |Упри lOO^MNr/c |vm;.x |Класс |Упри 100 "С, |^мах | |вязкости| |при |вязкост|мм^с |при | | | |-18°С,|и | |-18°С,| | | | | | | | | | |MM'/C | | |MM /С | | |не менее|не более| | |не |не более| | | | | | | |менее | | | |Зз |3.8 |- |1250 |3,,/8 7,0 |9,5 |1250 | |4.з |4,1 |- |2600 |4,з/6 |5,6 |7,0 |2600 | |5з |5,6 |- |6000 |4,/8 |7,0 |9.5 |2600 | |6з |5,6 |- |10400 |4,/10 |9,5 |11,5 |2600 | |6 |5,6 |7,0 |- |5.3/10 |9,5 |11,5 |6000 | |8 |7,0 |9,5 |- |5,/12 |11,5 |13,0 |6000 | |10 |9,5 |11,5 |- |5.з/14 |13,0 |15,0 |6000 | |12 |11,5 |13,0 |- |6,/Ю |9,5 |11,5 |10400 | |14 |13,0 |15,0 |- |6,/14 |13,0 |15,0 |10400 | |16 |15,0 |18,0 |- |6/16 |15,0 |18,0 |10400 | |20 |18,0 |23,0 |- | | | Степень изменения вязкости в зависимости от температуры характеризуется индексом вязкости (ИВ), определяемым по значениям вязкости масла при 50 и 100 °С. Чем меньше изменение вязкости масла в заданном интервале температур, тем лучше его вязкостно-температурные свойства и тем больше индекс вязкости этого масла. Для летних масел индекс вязкости, как правило, не превышает 90, а для зимних и всесезонных (загущенных) он составляет 95-125 и выше. При определенной температуре масло вообще теряет подвижность. Эта температура называется температурой застывания масла. Для моторных масел температура застывания, как правило, составляет: -15 °С - для летних, —25...—30 С - для зимних, —35...-45 °С - для загущенных. Вязкостно-температурные свойства в первую очередь определяют выбор моторного масла для конкретного типа двигателя и условий его эксплуатации. При предельно высоких рабочих температурах в двигателе вязкость масла должна быть достаточной, чтобы обеспечить надежную смазку и работу узлов трения, низкий износ деталей, эффективное уплотнение сопряжении, малый прорыв картерных газов и расход масла на угар. При отрицательных температурах масло должно иметь относительно низкую вязкость, обеспечивающую эффективный пуск двигателя, своевременную подачу масла к парам трения и т.д. Однако для обычных (незагущенных) минеральных масел - это трудносочетаемые требования. Поэтому масла с вязкостью б... 8 мм2/с при 100 "С применяют в зимний период, а более вязкие (10...14 мм^с при 100 °С) - в летний. В настоящее время находят широкое применение всесезонные моторные масла, для которых при высоких температурах характерны значения вязкости летних образцов, а при отрицательных температурах -зимних. Классификация (обозначение) масел. Для правильного подбора моторного масла по вязкости к конкретному типу двигателя и условиям его эксплуатации следует руководствоваться ГОСТ 17479.1-85 "Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система обозначений". По этому ГОСТу моторные масла разделяют на различные классы по вязкости (табл. 18.1) и различают по сезонности применения, т.е. они дифференцируются на зимние (вязкость 6...8 мм^с при 100 °С), летние (10...20 мм""/с при 100 С) и всесезонные. Для сезонных (незагущенных) масел нормируются значения вязкости при 100 °С. Для всесезонных (загущенных) масел в знаменателе дробного обозначения указывается вязкость при 100 С, цифра в числителе характеризует предельно допустимую вязкость при -18 "С. При подборе масла для конкретного типа двигателя наряду с установлением требуемых вязкостных показателей определяют также необходимый для этого двигателя уровень качества масла, т.е. группу масла по эксплуатационным свойствам. До 1974 г. в нашей стране деление масел по уровню качества не производилось. Масла выпускались , с буквенным обозначением, характеризующим область их применения, - А, Д, М и МТ (А - для смазки карбюраторных двигателей, Д - автотракторных и судовых дизелей, М -поршневых авиационных двигателей, МТ - транспортных дизелей; особенности технологии получения масел указывались буквами: К -кислотная, С - селективная очистка, П - масло с присадками, 3 -загущенное масло). Например, автомобильное масло селективной очистки АС-8, авиационное масло МС-20, загущенные масла с присадками АКЗп-6 и АСЗп-10, масло для транспортных дизелей МТ-16п и т.д. Цифры в обозначении масел характеризовали их вязкость в сСт (мм2/^) при температуре 100 "С. Обеспечение надежной и экономичной работы современных двигателей возможно только при условии применения в них моторных масел с определенными свойствами, отвечающих необходимым требованиям. Моторные масла по ГОСТ 17479.1-85 подразделяются на группы по эксплуатационным свойствам, характеризующие условия работы масла в двигателях конкретного уровня форсирования (табл. 18.2). Таблица 2.2 Группы моторных масел в зависимости от уровня эксплуатационных свойств и области их применения |Группа |Рекомендуемая область применения | |А |Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели | |Б, |Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в | | |условиях, способствующих образованию высокотемпературных | | |отложений и коррозии подшипников | |Б2 |Малофорсированные дизели | |В, |Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в | | |неблагоприятных условиях, способствующих окислению масла и | | |образованию всех видов отложений | |Вз |Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные | | |требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел| | |и их склонности к образованию высокотемпературных отложений | |Г, |Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в | | |тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению | | |масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению | |Г2 |Высокофорсированные дизели .без надува или с умеренным | | |наддувом, работающие в неблагоприятных эксплуатационных | | |условиях, способствующих образованию высокотемпературных | | |отложений | |Д |Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых | | |эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо | | |требует использования масел с высокой нейтрализующей | | |способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами,| | |малой склонностью к образованию всех видов отложений | |Е |Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на | | |топливе с высоким содержанием серы | Зная уровень форсирования двигателя и условия его эксплуатации по табл. 18.2 производят выбор моторного масла требуемой группы качества. Одновременно, исходя из предполагаемого температурного диапазона работы масла, по табл. 18.1 устанавливают требуемый класс вязкости. В зависимости от вязкости и эксплуатационных свойств ГОСТ 17479.1-85 устанавливает марки моторных масел (M-8Bi, М-6з/12Г1, М-ЮГз, М-10Д и т.д.), в условном обозначении которых заложены необходимые данные для правильного подбора масел для конкретного типа двигателя. Например, масло М-8В]: буква "М" обозначает моторное масло, цифра 8 характеризует его вязкость при 100 'С в мм2/c, буква "В" с индексом "1" указывает, что масло по эксплуатационным свойствам относится к группе В и предназначено для среднефорсированных карбюраторных двигателей. Масло М-6;/12Г[: буква "М" ,- моторное масло, цифра 6 свидетельствует, что это масло относится к классу, у которого вязкость при —18 С не должна превышать 10400 мм~/с, индекс "з" обозначает, что масло содержит загущающие (вязкостные) присадки, цифра "12" после знака дроби показывает, что вязкость масла при температуре 100 °С равна 12 мм2/c, а буква "Г" с индексом "1" обозначает принадлежность масла по эксплуатационным свойствам к группе "Г" и указывает на возможность его использования для |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|