реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

Эта способность формируется благодаря механизму идентификации. Способность принимать на себя роль другого, позволяет почувствовать себя на его месте, понять его переживания. Когда ребенок отвергается, не выполняется функция коллектива по его социализации, что дает основу для дальнейшего отвержения человеком норм и ценностей его окружения и общества. Кроме того, ребенок лишен моделей поведения и, соответственно, у него возникают трудности с идентификацией и эмпатией.

Антонян Ю.М. выделяет два основных способа отвержения ребенка в коллективе: явный и скрытый.

Скрытый способ отвержения простителен для взрослых, часто они думают, что делали все возможное для ребенка. Явное отвержение заключается в побоях, жестокости, оскорблениях, непроявлениях элементарной заботы о ребенке. Такое отвержение приводит к более серьезным последствиям для ребенка, он вырастает грубым, жестоким, агрессивным [1].

Еще одно последствие для личности ребенка, перенесшей отвержение - это низкая самооценка. Получая от окружающих подтверждение своей малоценности, ребенок не может высоко ценить себя сам.

Низкой самооценке соответствует в большинстве случаев высокий уровень тревожности. Это еще одно свойство, характерное для личности с отклоняющимся поведением. Как указывает Берне Г. - «субъективно тревожность переживается как неприятное аффективное состояние, сопровождающееся мрачными предчувствиями и ощущением страха» [9].

Тревожность понимается, как повышенная индивидуальная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно не содержат для этого никаких причин. Она обычно повышена при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия какой-нибудь психотравмы.

Антонян Ю.М. отмечает, что «тревожность - это выражение субъективного неблагополучия личности, и необходимо различать ситуитивную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личностную, являющуюся стабильным свойством личности. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности» [ 1].

Тревожность как личностное свойство, способна активно стимулировать девиантное поведение, но это происходит тогда, когда человек ощущает необходимость защиты от людей и явлений, субъективно воспринимаемых им как угрожающие. Личность, развивающаяся в условиях отвержения, субъективно воспринимает среду как чуждую ей. Тревожность, порождаемая отчуждением личности, представляет такое свойство, которое выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое и (или) социальное существование, в беспокойстве и опасениях, страхах перед небытием, не существованием.

Конечно, не у всех детей, которых взрослые отвергали, формируется тревожность как личностное свойство. Трудно ответить, почему у одних это ведет к формированию страха, а у других - только к формированию состояния неуверенности и беспокойства. Антонян Ю.М. предполагает, что для этого существует несколько причин:

1) врожденные особенности нервно-психической конституции, определяющие различные типы реакций на отчуждение;

2) характер и степень отчуждения от взрослых;

3) усвоение в детстве форм антиобщественного поведения;

4) состояние психики человека [1].

Таким образом, мы можем объяснить возникновение отклоняющегося поведения у ребенка тем, что отвержение взрослыми ребенка и его последующее отчуждение, приводят к формированию необратимых психологических особенностей: к заниженной самооценке, общей неуверенности в себе и в своем месте в жизни, тревожных ожиданий негативного воздействия Среды, неразвитости высших эмоциональных состояний. Именно эти особенности и составляют психологическую готовность к отклоняющемуся поведению. Большая часть девиантов находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Они как бы отстранены, отчуждены и от общества, и от малых социальных групп или существенно ослабили связи с ними. Это определяет специфику реагирования на жизненные ситуации.

Психологическая готовность к отклоняющемуся поведению начинает действовать при влиянии внешних и внутренних причин;

А) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных потребностей (жизненно важных);

Б) несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростков, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;

В) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит продуктивного выхода.

Таким образом, можно утверждать, что именно взаимодействие личностных и ситуативных факторов является причиной возникновения отклоняющего поведения и самооценки.

2.3 Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков

Личность подростка с отклоняющимся поведением является центром проблемы девиации. Изучение такой личности и ее коррекции - один из важных вопросов в профилактике отклонений. Именно поэтому, проблеме деформации личности подростков посвящено немало исследований.

В результате таких исследований было выявлено и доказано существование такого феномена как «криминогенная личность». Для девиантных подростков с отклонениями криминогенного уровня характерными являются следующие личностные особенности: слабая адаптация к среде, импульсивность, агрессивность. Исследования Кучинской Е.В. показали, что девиантным подросткам свойственно неприятие общественных норм и враждебное к ним отношение, отрыв от социальной реальности, дефицит теплых эмоциональных отношений, стремление избегать близких отношений, неразвитость эмпатии; у них само неприятие сочетается с неприятием других людей (24).

Анализ психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением позволил сделать следующий вывод: среди девиантов преобладают лица с однородными личностными особенностями.

В связи с вышеизложенным, возник интерес исследовать личность подростка с отклоняющимся поведением до криминогенного уровня, а именно, проверить утверждение о том, что для подростков с девиантным поведением характерно наличие низкой самооценки, коррелирующей с высоким уровнем личностной тревожности. Таким образом, цель практической работы - исследование особенностей социализации современного подростка.

В качестве объекта исследования выступили подростки женского и мужского пола в возрасте 13-14 лет, учащиеся 7-х классов школы № 145. Предметом исследования являлись психологические особенности подростков (тревожность, самооценка).

В качестве методического инструментария были использованы: наблюдение, беседа, психологический тест Спилбергера, адаптированный Ханиным, по самооценке уровня личностной и реактивной тревожности, личностная шкала проявлений тревоги Тейлора, адаптированная Немчиным Т.А. и шкала самооценки Дембо-Рубинштейн. Методики подбирались в соответствии с задачами этапов исследования и исходя из их пригодности и эффективности для достижения поставленной цели; методы математической статистики для обработки данных.

Процедура исследования состояла из пяти этапов. На первом (предварительном) этапе в ходе беседы с классными руководителями среди учащихся были отобраны подростки, в поведении которых отмечались регулярные нарушения норм и правил поведения, как в школе, так и за ее пределами. Отбирались только подростки с негативно окрашенными отклонениями. В результате этого собеседования были отобраны подростки в количестве 37 человек. Все они совершали проступки только на докриминогенном уровне, и ни один из этих подростков не состоял и не состоит сейчас на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Перед началом тестирования с ребятами был установлен контакт и на протяжении всего исследования с ними поддерживались доверительные отношения, проводилось наблюдение. На втором этапе исследования проводилось тестирование сразу по двум методикам, измеряющим уровень личностной и реактивной тревожности. Метод психологического тестирования на этом этапе является необходимой частью исследования, поскольку он позволяет измерить уровень интересующих нас психологических особенностей подростков. Цель этих тестов состоит в определении уровня тревожности. Именно этим оп росникам было отдано предпочтение потому, что они соответствуют возрасту исследуемых и их особенностям. Тестирование проводилось в группе по 5-8 человек. Для исследования было использовано два теста с целью получения более достоверных результатов - обе эти методики являются вербальными, и значит, существует вероятность

получения неверных данных из-за стремления испытуемых представить себя социально позитивном контексте. Текст опросника № 1 и данные сведены в таблицу № 1.

Таблица № 1

Личностная шкала проявлений тревоги (Д. Тейлор)

1. Обычно, я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не способен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что предо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно

знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня не редко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Меня весьма беспокоит мое материальное положение.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею-

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот- вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода

48. Жизнь для меня связана с большим напряжением.

49. Ожидание всегда нервирует меня.

Таблица №1

Данные психологического теста определения уровня тревожности

№ п/п

Ф.И. учащегося

Уровень тревожности

высокий

средний

низкий

1

xxxxxxxxxxxxx

+

2

xxxxxxxxxxxxx

+

3

xxxxxxxxxxxxx

+

4

xxxxxxxxxxxxx

+

5

xxxxxxxxxxxxx

+

6

xxxxxxxxxxxxx

+

7

xxxxxxxxxxxxx

+

8

xxxxxxxxxxxxx

+

9

xxxxxxxxxxxxx

+

10

xxxxxxxxxxxxx

+

11

xxxxxxxxxxxxx

+

12

xxxxxxxxxxxxx

+

13

xxxxxxxxxxxxx

+

14

xxxxxxxxxxxxx

+

15

xxxxxxxxxxxxx

+

16

xxxxxxxxxxxxx

+

17

xxxxxxxxxxxxx

+

18

xxxxxxxxxxxxx

+

19

xxxxxxxxxxxxx

+

20

xxxxxxxxxxxxx

+

21

xxxxxxxxxxxxx

+

22

xxxxxxxxxxxxx

+

23

xxxxxxxxxxxxx

+

24

xxxxxxxxxxxxx

+

25

xxxxxxxxxxxxx

+

26

xxxxxxxxxxxxx

+

27

xxxxxxxxxxxxx

+

28

xxxxxxxxxxxxx

+

29

xxxxxxxxxxxxx

+

30

xxxxxxxxxxxxx

+

31

xxxxxxxxxxxxx

+

32

xxxxxxxxxxxxx

+

33

xxxxxxxxxxxxx

+

34

xxxxxxxxxxxxx

+

35

xxxxxxxxxxxxx

+

36

xxxxxxxxxxxxx

+

37

xxxxxxxxxxxxx

+

На третьем этапе проводилась интерпретация полученных результатов по каждому тесту в отдельности, а затем результаты сравнивались и выводились общие данные по уровню личностной тревожности. По окончании этого этапа были получены следующие данные (см. прим. 4 табл. 1 ): всего было опрошено 37 человек (100%). Из них высокий уровень личностной тревожности был выявлен у 23 человек (62%); средний уровень личностной тревожности обнаружен у 14 человек (38%); низкий уровень тревожности - у 0 человек (%).

На четвертом этапе исследовалась самооценка, только у тех подростков, которые обладают высоким уровнем личностной тревожности (23 человека). Самооценка выявлялась с помощью проективной методики, разработанной Домбо-Рубинштейн. Этой методике было отдано предпочтение по причине того, что она, являясь невербальной, дает возможность получить достоверные данные; она рассчитана на: способность подростка оценивать свои способности и качества; сформированность возрастного новообразования, а именно, рефлексии.

Тестирование проводилось в группе по 3-4 человека (см. прим, тест № 2, 2а, 2б)

Тест № 2

Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина)

1. Я спокоен

2. Мне ничто не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я испытываю сожаление

5. Я чувствую себя свободно

6. Я расстроен

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я чувствую себя отдохнувшим

9. Я встревожен

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряжения

16. Я доволен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.