реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

в) ограничивать активность и самостоятельность;

г) предписывать образ действий;

д) часто запрещать;

е) ругать за малейшие промахи и недостатки;

ж) прибегать к различным санкциям [40].

Поведение учителей, применяющих этот стиль не содержит в себе готовности принять ребенка, помочь ему или убедить в чем-то. В результате у ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а это ведет к убежденности в своей мало ценности и ненужности. У ребенка, воспитывающегося в таких условиях формируется неопределенная Я - концепция и ее негативная направленность. Усугубляет ситуацию еще и то, что этот стиль характеризуется тем, что учителя чаще применяют наказания, чем поощрения. Поэтому любая новая ситуация ассоциируется у ребенка с возможностью наказания, что сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. Еще одним негативным последствием этого стиля воспитания является то, что ребенок, испытывая негативные чувства к себе, переносит их на других людей.

Гиперопека или позиция чрезмерного оберегания является по мнению многих авторов, и но нашему мнению, одной из худших. Роберт Байярд утверждает, что «она основана на ряде предположений, унижающих достоинство детей и учителей, оказывает и на тех и на других пагубное воздействие» [5].

В случае использования этого стиля воспитания ребенок воспринимается как беспомощное существо, которое не способно жить самостоятельно и нуждается в педагогическом руководстве.

Раттер указывает на то, что «гиперопека - это, как правило, избыточный контакт с ребенком, слишком длительный уход за ним как за «маленьким» и подавление независимого поведения. Избыточный контакт может носить как физический, так и социальный характер» [38],

Ле Шан определяет гиперопеку, как «стремление взрослых подавить потребность ребенка расти и экспериментировать» [28].

Она видит две причины в использовании взрослыми гиперопеки:

- взрослые используют ребенка для выполнения поручений, носящих личностную значимость;

- гиперопека скрывает враждебность по отношению к ребенку.

К этому перечню причин гиперопеки можно добавить еще и следующие:

· беспокойство, обусловленное школьной ситуацией и тревожно-

· мнительными чертами характера;

· боязнь несчастья с ребенком;

· страх одиночества;

· потребность в признании;

· доминирование в отношениях;

· необщительность;

· невротизм.

Мы определяем гиперопеку как сочетание чрезмерного контроля и демонстрации любви к ребенку. Мы говорим «демонстрация любви», так как гиперопека может быть действительно вызвана сильным вниманием к ребенку и боязнью его потерять (уйдет в другую школу), а может быть и так, что учителя на самом деле не любят своего ученика, но из-за чувства вины «изображают» или «демонстрируют» большую любовь к нему через гиперопеку. Последствия гиперопеки бывают самые разнообразные и тяжелые. Как правило, у ребенка запаздывает социальная зрелость, возникает зависимость от взрослых, пассивность, отсутствие инициативы, податливость. Может сформироваться поведение типа «избалованное дитя», которое влечет чрезмерную самоуверенность и высокое мнение о своей личности, заносчивость, дерзость с одной стороны, а с другой стороны, беспокойство, постоянное чувство тревоги, вплоть до психического заболевания. Может быть и так, что у ребенка формируется низкая самооценка плюс зависимость от взрослых, что приводит к тому, что человек, достигая взрослости, оказывается совершенно не готовым к самостоятельной жизни. Все дети воспитываемые в условиях гиперопеки, имеют трудности в общении с другими детьми, медленно адаптируются к новому и с трудом привыкают к школе.

Гипоопека. Гипоопека выражается в том, что учителя уделяют очень мало внимания и заботы ребенку или вообще не занимаются им. Причин гипоопеки можно выделить несколько. Одной из них является обучение в школе нежеланного ученика. В этом случае у учителей может возникнуть неприязнь к ребенку из-за того, что им пришлось оставить более любимого ученика иуделять внимание этому. Обычно нежеланным ученикам не оказывают необходимой поддержки и заботы в школе.

Бывает и так, что учителя ожидали от ученика многого, планировали его успехи, заранее обдумывали какой работе будут его обучать. В случае, когда появившийся в школе ученик не соответствует их ожиданиям, родители разочаровываются в нем и испытывают чувство недовольства. «Не такой» ребенок тоже оказывается заброшенным. Еще одна причина гипоопеки - это убежденность педагогов в необходимости подготовить ученика сильным, приспособленным к трудной самостоятельной жизни. Для этого они с самых ранних классов предоставляют ученикам максимум свободы и минимум опеки, и контроля. У таких педагогов ученик чувствует себя нелюбимым и брошенным.

Самой распространенной причиной гипоопеки является равнодушие к ученику и нежелание его воспитывать. Иногда такие педагоги скрывают свое равнодушие рассуждениями о том, что в школе должно быть равноправие, что человек должен максимально реализовать свой потенциал и так далее. Крайним проявлением равнодушия к ученику является детская безнадзорность. В таких случаях взрослые не осуществляют ни малейшего контроля за действиями подростка. В целом гипоопека приводит к формированию у подростка агрессивности, непослушания, склонности к воровству и асоциальному поведению.

1.1.5 Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий

При нарушениях процесса социализации, обусловленных неблагоприятными факторами. Среды, из-за невозможности удовлетворения потребностей ребенка, у детей и подростков могут возникать самые различные формы отклоняющегося поведения.

Когда мы говорим «отклоняющееся поведение», мы имеем в виду такое поведение, которое выходит за рамки принятых социальных норм или представляющее опасность для самого человека или других людей. Отклоняющееся поведение, причиняющее вред самому человеку и обществу, называется деструктивным. Крайним проявлением отклоняющегося (девиантного) поведения является деликвентное поведение, которое нарушает правовые нормы и имеет общественно опасный характер. Отклоняющимся поведением также можно считать и те формы поведения, «которые внешне не находятся в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают ее развитие или делают его крайне односторонним, серьезно осложняют межличностные отношения» [24].

Проявления отклоняющегося поведения бывают как ситуативными (случайными), так и постоянными (закономерными). В этой работе мы говорим только о закономерных, постоянных проявлениях отклонений в поведении подростка. Проявления отклоняющегося поведения, вызванные конкретной жизненной ситуацией, не дают нам оснований считать человека, как имеющего отклоняющееся поведение. Каждому в жизни случается совершить поступок, который является отклонением от нормы, но к этому вынуждают сложившиеся обстоятельства и в других ситуациях этого больше не происходит. Подросток, который действительно имеет отклонения в поведении, совершает проступки даже в тех ситуациях, которые его к этому объективно не провоцируют. В таких случаях можно утверждать, что для индивида отклоняющееся поведение является ценностью.

Для такого подростка отклоняющееся поведение является способом удовлетворения его потребности, либо способом снятия дискомфорта испытываемого из-за невозможности удовлетворения потребности.

Изначально ребенок или подросток с отклоняющимся поведением имеет психологическую готовность к такому поведению. «Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка» [56]. Эта психологическая готовность начинает сказываться в ситуациях затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека. В этих случаях неудовлетворенные потребности оказываются фрустированными. Подросток имеет перед собой два пути выхода из фрустрации:

ь конструктивный путь;

ь деструктивный путь.

Когда подростку не удается решить проблемы конструктивным путем, ему приходится идти по второму, деструктивному пути. Это означает, что у него есть три возможности:

ь возникновение психопатических реакций;

ь невроз;

ь отклоняющееся поведение.

Рассмотрим формы и виды отклоняющегося поведения, формирующиеся при нарушенном процессе социализации. Отклонения в поведении имеют два уровня:

§ Криминогенный уровень;

§ До криминогенный уровень.

На до криминогенном уровне находятся те формы отклоняющегося поведения, которые не нарушают нормы права и не являются общественно опасными. Под влиянием различных негативных факторов воспитательного процесса, у детей могут сформироваться отклонения в поведении как до криминогенного, так и криминогенного уровней.

К формам отклоняющегося поведения, которые могут быть обусловлены окружающим влиянием, можно отнести следующие:

1) аддитивное поведение - выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности;

2) анти социальное поведение-совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей (крайнее проявление - деликвентное поведение);

3) суицидное поведение - повышенный риск совершить самоубийство;

4) конформистское поведение - отсутствие самобытности, оригинальности, приверженность к официальным точкам зрения;

5) нарцисстическое поведение - любовь к себе, повышенная чувствительность к оценкам других людей;

6) фанатическое поведение-слепая приверженность какой-либо идее, нетерпимость к другим взглядам;

7) аутистическое поведение - затруднения в социальных контактах, оторванность от действительности [23].

Беличева С.А. предлагает более общую классификацию форм отклоняющегося поведения: 1)социальные отклонения корыстной направленности - поступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную и другую выгоду; 2)поступки агрессивной направленности-действия направлены против личности; 3)отклонения социально-пассивного типа - уход от активной жизни, нежелание решать личные и социальные проблемы (крайнее проявление-самоубийство) [6].

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что отклоняющееся поведение, сформировавшееся под влиянием негативных окружающих условий различается по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Кроме того, мы выяснили, что в школе и семье могут создаваться предпосылки для возникновения отклоняющегося поведения, которое проявляется не только во внешней, поведенческой стороне.

1.2 Социальная адаптация подростков в условиях семейного воспитания

1.2.1 Понятие семьи, ее функции в социализации подростка

Семья является одним из важнейших социализирующих институтов, развитие и функционирование которого во многом определяется ходом развития общества и, наоборот, функционирование семьи во многом определяет состояние общества. В словаре по социологии семья определяется как «малая группа, основанная на браке и (или) кровном родстве, члены которой связаны взаимными общими правами и обязанностями, эмоциональной близостью, совместным ведением хозяйства» [22].

Это определение семьи содержит в себе перечень таких характерных черт этого института, как юридический статус, эмоциональные отношения между членами семьи и совместное ведение хозяйства. На наш взгляд, этот перечень можно дополнить такими характерно гиками семьи, как рождение и воспитание детей, оказание психологической поддержки членами семьи друг другу, проживание на одной территории. Приведенное выше определение является не только не полным, но и не точным. Главным фактором семьи здесь является «брак - регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает их обязательства по отношению друг к другу и к детям» [44].

Как известно, в настоящее время существуют такие типы семей, которые не подпадают под это определение по разным причинам, например, они часто создаются без брака. Определить, что такое семья во многом помогают ее функции. Они также отвечают и на вопрос для чего она нужна, т.к. функции описывают ту роль, которую семья играет в обществе, те последствия, которые проистекают из ее деятельности для человека и для общества.

В ходе исторического развития семья претерпевает изменения своих функций и их иерархии. Но, несмотря на это, в любой исторический период важнейшими остаются функции, относящиеся к рождению и воспитанию детей.

Рассмотрим перечень функций, которые являются актуальными на данном этапе развития семьи:

- генеративная функция (репродуктивная) - обеспечение деторождения, продолжение рода;

- функция первичной социализации - ребенок должен быть введен в общество через воспитательное общение с людьми;

- экономическая и хозяйственно - бытовая функция - быт семьи, удовлетворение повседневных потребностей;

- гедонистическая функция - функция здорового секса;

- рекреационная и психотерапевтическая - человек восстанавливает свои силы в семье и семья - это сфера абсолютной защищенности и принятия [47].

- воспитательная функция - ребенок становится членом общества под влиянием целенаправленных мер, необходимых для правления процессом социализации.

Функции по воспитанию и первичной социализации не стоит смешивать друг с другом, они являются различными по своему содержанию и роли. Если функция первичной социализации необходима для введения ребенка в общество, как его члена и для того, чтобы не допустить возникновения эмоциональной деривации и ее последствий, то функция по воспитанию необходима для контроля за процессом социализации с тем, чтобы не допустить или смягчить влияние на нее негативных, стихийных факторов из социальной среды. Эти функции дополняют друг друга по содержанию. В этом смысле, социализация является процессом, а воспитание осуществляет контроль над прохождением этого процесса.

Исходя из вышесказанного, для нормального протекания процесса социализации ребенка необходимо, чтобы семья полноценно выполняла следующие функции:

· генеративную (репродуктивную);

· первичной социализации;

· воспитательную;

· психотерапевтическую.

Функционирование семьи подвергается воздействию неблагоприятных факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.

В реальной жизни их очень сложно отделить друг от друга, так как они очень тесно соприкасаются и взаимодействуют друг с другом. К числу внешних факторов можно отнести те социальные проблемы, которые являются следствием социально - экономических и идеологических трудностей.

Холостова Е.Н. в качестве внешних факторов выделяет «социально -экономический и политический кризис в обществе» [46]. Шеляг Т. В. в качестве примера таких факторов приводит «финансово - экономический дефицит, мало обеспеченность, невозможность достойно обеспечить жизнь семьи при помощи социально одобряемой деятельности» [46]. У Беличевой С.А. к факторам социального риска, отрицательно влияющим на способность семьи функционировать, относятся такие, как социально -экономические факторы (снижение материального уровня жизни семьи, плохие жилищные условия и др.), медико-санитарные условия (инфекционные эпидемии, хронические заболевания родителей и другие) [6].

Проанализировав эти данные, мы пришли к выводу о том, что основными неблагоприятными внешними факторами, воздействующими на жизнедеятельность семьи, следует считать негативные явления, связанные с реформированием социальных и экономических отношений в стране.

Наряду с внешними на функционирование семьи влияют и внутренние неблагоприятные факторы. К ним относятся те противоречия, которые накапливаются внутри семьи: это «конфликты «отцов и детей», падение духовности и нравственности, проблемы отношения к старшим, внутрисемейное насилие и др.» [44].

Беличева С. А. предлагает к рассмотрению: «социально демографические факторы ( многодетная семья, семья с престарелыми родителями, с повторными браками и др.), социально-психологические факторы (алкоголизм, наркомания и др.)» [6]. Как сугубо внутреннюю проблему (или отрицательный фактор) можно выделить «нестабильность современной семьи и деградацию семейного образа жизни» [46]. -

Подверженность семей воздействию неблагоприятных факторов приводит к возникновению внутри нее трудностей и проблем, которые ведут к нарушению процесса ее функционирования. Проследить, как влияют различные социальные факторы и явления на функционирование семьи можно, проанализировав динамику развития семьи и результаты этого развития за последние годы.

1.2.2 Динамика развития семьи, основные тенденции

За последние десятилетия семья претерпела изменения, по которым можно определить и с уверенностью заявить, что институт семьи переживает трансформацию. Проследить ее ход можно по нескольким критериям.

С точки зрения изменения демографических показателей отмечается:

1) общее снижение рождаемости, которое влечет за собой рост малолетних семей. С 1999, г. по 2002 г. рождаемость снизилась с 11,6% на 1 тыс. человек до 9,6%. Многодетные семьи составляют 5,7% от всего числа семей в РФ [34];

2) увеличение числа материнских семей (неполных) за счет разводов, внебрачной рождаемости и вдовства, семей с отчимами и приемными отцами. В 2002 г. смертность населения России от неестественных причин превысила среднеевропейский уровень у мужчин в 4 раза, у женщин в 2 раза. Около 13% семей в РФ - неполных (с детьми). [34];

3) превалирование нуклеарных семей над расширенными. Из числа всех российских семей, 66,9% - обозначены как «простая нуклеарная семья» [34];

4) уменьшается количество расширенных семей и есть основания предположить, что их число стало бы еще меньше, если бы не существовало жилищной проблемы. Рост нуклеарных семей приводит к размыванию поведенческих норм в семье и представлений о содержании семейных ролей,

Известно также, что присутствие в семье бабушек и дедушек является дополнительным фактором социального контроля; в таких семьях подростки реже курят и употребляют алкоголь;

Одной из существенных тенденций последних лет является разделение родительства и семьи (в конце 1998 г. 2% пар не хотели иметь ребенка вообще) [33];

Наблюдается процесс демократизации внутрисемейных отношений, как между мужем и женой, так и между родителями и детьми.

Вызвано это тем, что во многих семьях женщины работают, а также бывает, что она является единственным кормильцем.

Рассмотрение состояния семьи по критерию материальной обеспеченности позволяет сделать заключение о резкой имущественной дифференциации населения.

К обеспеченным людям принадлежат приблизительно 27% населения РФ, а к малообеспеченным - 73%. Основная тенденция экономической политики России - стремительное социальное и имущественное расслоение общества [48].

Проведенные социологами исследования оказали, что «у людей % отсутствует убежденность, что ситуация улучшится. Считают, что в ближайшие полгода материальное положение семьи станет лучше - 6,6%, останется таким же - 37,6%, станет хуже - 45%, затруднились ответить - 13,8% из числа опрошенных» [53].

К падению материального благосостояния большинства семей приводят негативные социальные явления. Одним из таких факторов является безработица. Главной проблемой семьи после потери работы одним или несколькими членами семьи является ухудшение материально-бытовых условий в семье, кроме того, возникают и психологические проблемы (чувство неопределенности, неуверенности в себе и в завтрашнем дне и т.д.), которые отражаются на психологическом климате семьи. «Безработица сказывается на изменении образа жизни, правил и норм морали и поведения» [52].

Анализ процесса трансформации семьи в контексте общественного развития позволяет сделать следующие выводы

1. Последствия изменений, происходящих с семьей имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные сдвиги выражаются в демократизации внутрисемейных отношений, в возрастающей значимости семьи, как места, где человек ощущает заботу и поддержку. Отрицательные сдвиги наиболее очевидны. Заключаются они в том, что семья под влиянием социальных проблем так и не смогла в полной мере приспособиться к изменившимся условиям социальной среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.