| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Социальная работа в школеОпыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты. Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В моей работе есть конкретные примеры работы социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более “высоких” социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы. Поэтому было бы не лишним проводить единые собрания хотя бы раз в полугодие всех социальных педагогов школ города. Если важен обмен опытом между социальными педагогами одного города, то обмен опытом в этом направлении между странами бесценен. Таким образом, решаются и вытекающие из целей задачи этой работы. Но так как эта профессия сравнительно молодая, есть надежда, что школам, не имеющим пока социальных педагогов, осталось ждать недолго, хочется верить, что это профессия будет иметь огромный спрос. А будущим школьным социальным педагогам нужно знать, что их ждут и в них нуждаются. Библиографический список
1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.205. 2. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - С.2-3. 3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424 4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49. 5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 4. - С.54-58. 6. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми.// Воспитание школьника. - 1994. - № 2. 7. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. - 1997, июль. С.14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”). 8. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29. 9. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед.агентство. - 1996. - № 5. - (С.356-366). 10. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с. 11. Лебедев О. Когда крепости пали//Народное образование. - 1994. - № 5. - С.26-30. 12.Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. - 1996. - № 5. - С.35-38. 13.Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2. 14. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с. 15.Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36 16.Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79 с., (С.44-54). 17. Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г.Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32 с. 18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). - “Самара: Издательский дом “Бархат”, 1998. - 672 с. (С.117-121). 19.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с. 20. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с. 21. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. - С. 199. 22. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 - 113 с. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Схема взаимодействия социального педагога с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Социально-воспитательная работа
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Система мер по решению поставленных задач
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
План работы с опекаемыми семьями на 2005-2006 уч.год 1. Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке. 2. Посещение детей на дому. 3. Отчет о летнем отдыхе. 4. Регулярно информировать педагогический коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел по охране детства в микрорайоне. 5. Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семьях. 6. Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания подопечных. 7. Оказывать материальную помощь из фонда всеобуча. 8. Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РНО. 9. Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнении судебных решений об изъятии, о передаче ребенка одному из родителей. 10. Организация летнего отдыха и труда подопечных детей. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 План работы по охране прав детства на 2005-2006 уч.год
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 План самообразования школьного социального педагога
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7Структура социально-педагогического комплекса
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8ПРИЛОЖЕНИЕ к Приказу Комитета по образованию 507 от 04.11.95.Положение о социальном педагоге образовательного учреждения1. Общие положенияСоциальный педагог -- сотрудник образователь-ного учреждения, который создает условия для со-циального и профессионального саморазвития обу-чающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гума-низма, с учетом исторических и культурных тради-ций города.Основной задачей социального педагога образова-тельного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнер-ских отношений между семьей и образовательным учреждением.Обязанности социального педагога образователь-ного учреждения может выполнять работник, ква-лификация которого подтверждается дипломом о про-фессиональном педагогическом образовании, серти-фикатом социального педагога.Социальный педагог взаимодействует с руководи-телем образовательного учреждения, учителем, пе-дагогом-психологом, валеологом, педагогом-органи-затором, воспитателем, обучающимися (воспитанни-ками) и их родителями (лицами, их заменяющими).Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями госу-дарственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагоги-ческого совета образовательного учреждения, осуще-ствляет контакт с местными органами власти и му-ниципальными службами по социальной защите се-мьи и детства.Прием и увольнение социального педагога произ-водится в порядке, установленном КЗоТ.(Кодекс законов о труде)Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного уч-реждения.Аттестация социального педагога производится ат-тестационной комиссией в установленном законом порядке.Деятельность социального педагога осуществляет-ся в соответствии с настоящим Положением и Уста-вом учреждения.2. Содержание работы социального педагога образовательного учрежденияСодержание работы социального педагога опреде-ляется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (вос-питанников).Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении вклю-чает в себя:- учет всех детей школьного возраста, проживаю-щих в микрорайоне данного образовательного уч-реждения, изучение их социального положения и условий жизни;- контроль за движением учащихся;- предупреждение отсева учащихся из образова-тельного учреждения;- изучение социальных проблем обучающихся (вос-питанников), условий их возникновения и раз-решения их с учетом возможностей образовательного учреждения;- учет педагогически и социально неблагополуч-ных семей;- осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;- создание условий для безопасности личности обу-чающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстре-мальные и кризисные ситуации;- осуществление мер по трудоустройству обучаю-щихся (воспитанников) и взаимодействие со спе-циалистами служб занятости района и города;- объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необхо-димой помощи социально незащищенным обуча-ющимся (воспитанникам) и их семьям.3. Права и обязанности социального педагогаВ своей профессиональной деятельности соци-альный педагог обязан:3.1. Руководствоваться Законом "Об образова-нии", Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, настоящим Положением и Правилами внут-реннего распорядка своего учреждения.3.2. Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся.3.3. Совместно с администрацией выделять при-оритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального пе-дагога.3.4. Препятствовать принятию решений, ущемля-ющих права воспитанников.3.5. Рассматривать вопросы и принимать реше-ния строго в границах своей компетенции.3.6. Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном уч-реждении, в семье, представлять и защищать инте-ресы школьников в органах законодательной и ис-полнительной власти.3.7. Планировать и вести регистрацию выполнен-ной работы. С соблюдением сроков и форм отчетнос-ти докладывать о результатах своей работы.Социальный педагог имеет право:3.8. Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для ус-пешного выполнения профессиональных обязаннос-тей.3.9. Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся.3.10. Собирать информацию, связанную с изуче-нием интересов детей и подростков.3.11. Проводить социологические опросы, диаг-ностические обследования условий жизни детей.3.12. Делать официальные запросы в государствен-ные и общественные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершенно-летних.4. Организационные вопросы деятельности социального педагогаСоциальный педагог является равноправным чле-ном педагогического коллектива. Он принимает уча-стие в работе педагогических советов и методичес-ких объединений.Социальному педагогу выделяется отдельное по-мещение. Он обеспечивается канцелярскими товара-ми, сейфами для хранения личных дел, оргтехни-кой и средствами на транспортные расходы.Учитывая специфический характер социально-пе-дагогической деятельности, режим работы социаль-ного педагога должен быть вариативным, гибким.График работы социального педагога утверждает-ся руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затрачен-ное вне учреждения образования на выполнение сво-их служебных обязанностей.ПРИЛОЖЕНИЕ № 9Акт обследования семьи учащегося
ФИО Дата 2001 г., час.
Мы, нижеподписавшиеся,
посетили семью проживающую по адресу:
с целью
Состав семьи человек
Семья занимает кв. м.
В момент посещения дома находились
Санитарное состояние жилья на момент проверки
Ребёнок имеет место для занятий, отдыха
Место для сна
Ребёнок ложиться спать
Загруженность домашними делами
Ребёнок занят в свободное время
Родители контролируют выполнение домашних заданий Контакт осуществляется со школой
Результат проверки (рекомендации, заключения)
Подписи, ФИО проверяющих
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10 Карточка учета неблагополучной семьи учащегося
1. ФИО учащегося 2Класс 3. Классный руководитель 4. Сведения о родителях / ФИО, место работы, телефон/
5. Место жительства
6Причины неблагополучия
7. Жилищные условия
8. Характеристика учащегося / как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости ребёнка /
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 Социальный паспорт учащегося 1Общие сведения: Фамилия Имя Дата рождения Телефон Домашний адрес Место учёбы 2Сведения о семье:
3. Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обес-печенность, санитарная культура): Квартира_________________________________ Количество комнат________________________ Санитарное состояние_____________________ С кем в комнате проживает ребёнок______________________________ Наличие соседей и взаимоотношения с ними_______________________ Материальное обеспечение семьи______________________________ 4.Взаимоотношения в семье /отношение к ребёнку (характеристика приёмов воспитательного воздействия на ребёнка):______________________ 5.Семья - образовательное учреждение / взаимоотношения родителей с педагогами_____________________________________________________ Взаимоотношения ребёнка с педагогами___________________________ 6. Характеристика ребёнка ______________________________________ 7. Факторы риска_____________________________________________ 8. Наблюдения _______________________________________________ 9 План социально-педагогической поддержки:____________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Array |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|