реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа в школе

С помощью этого метода социальный педагог может добить-ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив-шейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указыва-ются даты рождения знаменательных событий в семье. Определя-ется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сы-ном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посе-щают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дру-жит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учи-тель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле-мы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отноше-ния сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, род-ственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществ-ляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедлен-ного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребен-ка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице -- трагедия, для других -- тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога, сегод-ня семья переживает огромные трудности, но если ко всем со-циальным и экономическим бедам добавляется и больной ре-бенок -- это сверхтяжело.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь са-моубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре-бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического  и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:

? обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

? изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;

? организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;

? содействие детям  и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

? представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:

? представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

? вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;

? собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;

? делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

? информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

? вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;

? вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;

? возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;

? способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать,  как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

    Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты административных документов по со-циально-педагогической работе. Законов и подзакон-ных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция;

3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

5. График тематических групповых консульта-ций, график индивидуальных консультаций для от-дельных групп населения;

6. Проекты или программы по отдельным наибо-лее актуальным направлениям социально-педагоги-ческой работы;

7. Документация: по учету правонарушений, от-клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш-рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт-роле;

8. Документация по вопросам опеки и попечитель-ства, регистрации по месту жительства и трудоуст-ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су-дебных органах;

9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

10. Данные по изучению социального состава се-мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа-гогов, как субъектов образовательного процесса;

11.Учет мер по социальной защите детей из со-циально неблагополучных семей;

12.Методические рекомендации для родителей;

13.Методические рекомендации для классных ру-ководителей, учителей по решению проблем соци-альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж-личностных отношениях;

14.Систематизированная информация по город-ским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

1.5. Зарубежный опыт социальной работы

В различных странах мира существуют два подхода к этому направ-лению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобри-тании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто при-крепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за ко-торые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками шко-лы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда воз-никают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями.

Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоста-вляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.

Социальные службы обеспечения образования отвечают за организа-цию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ре-бёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоя-тельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показы-вает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работ-ники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения обра-зования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т.д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.

Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормаль-ных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заня-ты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении дет-ского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); вы-яснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка де-тей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам.

Второй подход, когда социальные работники включаются в штат шко-лы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобрета-ет в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она ве-лась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолировано от воспитания, они представляют собой еди-ный взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения сво-бодного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье".

А вот, например, в США работа полицейского главным образом направлена на профилактику правонарушении учениками школ. Полицейские ходят в дет-ские сады, школы, проводят беседы с детьми. Полицейские, работающие в этом направлении, постоянно посещают школу, играют с детьми, интере-суются их проблемами и помогают им в их разрешении.

1.6. Центры социального обслуживания семьи и детей

В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра-вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд-ным подросткам, организовывается семейный отдых.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз-личных служб. Так, одной из них является служба социальной реа-билитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помо-гают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

 В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершен-нолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголи-кам и наркоманам.

 В центрах реабилитации детей-инвалидов -- оказывается пси-хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ-ляется профессиональная подготовка.

 Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекают-ся отцы, предоставляется возможность родителям на несколько ча-сов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществ-ляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа-ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо-бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к мага-зинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подро-стков и молодежи -- дома по интернатному принципу, где они жи-вут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, мо-гут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую об-становку, осуществляют психологическое и педагогическое просве-щение всех ее членов.

Распространенной формой работы с трудными детьми и под-ростками являются центры социальной реабилитации детей и под-ростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кри-зисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юри-дическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролиру-ют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрос-тков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

 В дошкольных центрах социально-педагогической поддерж-ки занимаются обучением и воспитанием детей по программе дет-ских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре-абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом раз-витии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить ин-дивидуальные программы можно только вместе с родителями.

Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «груп-пы риска»: те, которые оказались в тяжелом материальном поло-жении, в которых родители учатся, работают на вредном произ-водстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие де-тей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль-ные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль-тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Что касается организации семейного досуга, то основные направления социального педагога по данному вопросу в этом центре, да и в различных других центрах, а также и при школах такова, что эта работа социального педагога направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрос-лых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают сво-их детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей. Самый приемле-мый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Доступный для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают своих сверстников. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные. Походы бывают многодневные. Важной является подготовка к походу, разработка маршрутов похода, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы груп-па не превышала 20 человек.

Силами энтузиастов объединяя людей в группы, кружки, сту-дии, секции создаются семейные клубы. Их объединяет одна идея. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие спортом, искусством и др.

Семейные лектории не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот родители пополняют свои зна-ния о воспитании детей. Группы в лектории создаются продолжи-тельные или разовые. Программа составляется в зависимости от ха-рактера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или без-работные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой роди-тели хотят больше знать о воспитании детей, об организации семей-ной жизни. Для каждой группы нужна отдельная программа. Так, у подростков возникают одни проблемы, у матери бросившей своих детей другие, или у родителей воспитывающих детей-инвалидов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.