реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа в школе

В конце главы можно сделать вывод, что в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые об-ществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Перечисляя качества личности социального педагога, все ис-следователи называют обязательно педагогический такт. Бестакт-ность педагога нарушает его связь с ребенком, мешает в реше-нии воспитательных задача К.Д.Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом. «Одни педагоги считают, -- писал он, -- это природная способность учителя влиять на уче-ника, другие, что это составная часть общей культуры учителя, третьи, что это отличное знание своего предмета и методики его изложения» [3,52].

 Главным во всех этих учреждениях является работа соци-ального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить ос-новное в деятельности социального педагога в любом из перечис-ленных социально-педагогических и учебно-воспитательных уч-реждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, ра-ботает с личностью, ребенком или подростком, выделяю, как пер-востепенное, знание ребенка.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здо-ровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Зна-ния о ребенке он получает из беседы, проведения анкетиро-вания, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обра-щая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить учас-тие, наметить пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педа-гогический такт, и мастерство в соблюдении меры в обще-нии с ребенком, сознательно дозировать свое воспитатель-ное воздействие на него, передозировка -- это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и зна-нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности социального педагога про-являются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившей-ся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа социального педагога направле-на также на подготовку и оформление опеки, на посредниче-ство между ребенком и обществом, государственными и об-щественными организациями, а главное помочь ребенку при-способиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность социального педагога направлена на то, что-бы помочь ребенку выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации.

Глава 2.  Анализ работы социального педагога

МОУ «СОШ № 25» города Омска

2.1. Социально-воспитательная направленность  

деятельности социального педагога школы № 25

 

Появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания вос-питания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы.

В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: «Развитие творческих способностей детей с девиантным поведением через игру», «Дорога в жизнь».

Задачи данной программы:

1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста;

2) расширить кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в поз-нании окружающего мира;

3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается;

4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отно-шения к ней.

 Программа состоит из нескольких тематических циклов:

1. Мой дом, мои родные и близкие.

2. Моя школа, мои друзья.

3. Знакомство со службами города и профессиями.

4. Будем жить в ладу с природой!

Социальный педагог совместно с классным руководителем могут выб-рать на год несколько тематических циклов и строить социально-вос-питательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев.

Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог плани-ровала социально-воспитательную работу на одну четверть используя таблицу (см. приложение № 2).

Тритий год в школе апробируется программа по курсу «Полезные привычки» в 5-9 кл. В это учебном году внедряется в 10-11кл. программа «Мой выбор».

Осуществляется программа по правовому воспитанию школьников 5-9 кл. «Имею право» совместно в кл.руководителем Быковой С.В. Проводятся ролевые игры, тренинги по этой тематике:

1. «Ты попал в милицию…»

2. «Твои права и обязанности…»

3. «Как защитить себя от семейного насилия» и т.д.

Это программа подкрепляется участием школьников в мероприятиях районного дворца творчества по правовой тематике.

Представляет интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю.П.Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному:

1.Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.

2.Задачи социально-педагогической работы.

В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к кол-лективу и его деятельности:

1-ая группа (Ф.И.)- задачи: ...

2-я группа (Ф.И.)- задачи: ...    и т.д.

Таким образом обращается внимание  на следующих учащихся, требу-ющих индивидуального подхода: Ф.И., задачи, пути индивидуального подхода.

3.Система мер по решению поставленных задач. (Пример ведения табли-цы см. в приложении № 3).

4.Работа с родителями.

5.Дополнения, внесённые в план в ходе работы.

6.Анализ результатов выполнения плана работы.

2.2.  Анализ работы с неблагополучными  семьями

 социального педагога школы № 25

Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 25 г.Омска И.М.Серебрякова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 2004 год:

«В своей работе я руководствуюсь нормативным документом «Положением о социальном педагоге образовательного учреждения», «Конвенции ООН о правах о ребенка», «Конституция», закон об орбразовании (см. приложение № 9). В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое слож-ное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравствен-ном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ре-бенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение.

Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей. Эту работу я проводила в тесном контакте с педагога-ми нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. В школе была организована по-мощь по сбору одежды и канцелярских товаров. Все дети из неблагополучных семей поставлены на учет в отдел соц.защиты ОАО г.Омска.

Например, семья Димаковой Иры, ученицы 7в класса: мать пьет, девочка практически не посещает школу, дома антисанитарная обстановка. В семье двое детей, они брошены. Семья неоднократно рассматривалась на совете профилактики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и комиссией по делам несовершеннолетних ОАО г.Омска, поставлена на учет в ОПДН.

Семья Раскидной Светланы, учащейся 9в класса. Мать с отцом ведут аморальный образ жизни: пьют, гуляют, не занимаются детьми. Девочка дважды совершила преступлении, по ее стопам пошел брат, ученик 3 класса. Семья неоднократно рассматривалась на совете профилактики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и комиссией по делам несовершеннолетних ОАО г.Омска, поставлена на учет в ОПДН.

Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт.

Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями.

Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз.

В работе Ирины Михайловны помогают инспектора ОПДН Проценко И.В., Горте И.А. Работе на микроучастке ведется в тесном контакте с комитетом территориально-общественного самоуправления «Чкаловский-3», председатель Нечитайлова М.Н.

Работа социального педагога даёт не сразу положительные резуль-таты. В своей работе соц.педагог сталкиваемся с разными трудностями, с различ-ными ситуациями. Ей хочется видеть наших детей счастливыми и радост-ными.

2.3. Деятельность социального педагога

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25  г. Омска

Мы рассмотрели работу социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Омска в ее различных проявлениях и формах.

 Если рассматривать направления работы Ирины Михайловны, то можно прийти к следующим выводам: направления работы школьного социального педагога следующие:

? помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка;

? помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;

? привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;

? распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;

? консультирование детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций;

? выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций;

? помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

А основными задачами социального педагога является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка.

Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику  различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.

На основе практических наблюдений за работой социального педагога в школе мы пришли к выводу, что его базовые умения и качества следующие:

? слушать клиента и задавать вопросы;

? проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;

? проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;

? деликатность, чувство такта;

? быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы;

? быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;

? быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;

? всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;

? защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;

? информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;

? соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;

? нести персональную ответственность за качество своей работы;

? защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;

? не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;

? стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.

Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является:

? наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

? беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед.работниками;

? анализ анкет, социологических опросников;

? участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;

? анализ профессиональной социально-педагогической документации.

Обязательной документацией для социального педагога является:

1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.

2. Медико-психолого-педагогическая характеристика школьников.

3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.

4. Ежедневный и годовой планы работы.

5.  Другая документация.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

 Опишем эпизод работы социального педагога в школе на примере пла-на работы на 2005 - 2006 уч.год. пятидневный рабочий день, которой длится с 9.00 до 16.00:

1.Работа с малообеспеченными, многодетными и неблагополучными семь-ями. (При этом используется связь с классными руководителями).

2.Составление картотеки на каждого ребёнка из многодетной или не-благополучной семьи (см. приложение № 10).

3.Обеспечение льготными проездными билетами детей из многодетных, малообеспеченных семей.

4.Постановка на бесплатное питание детей из многодетных и малообеспеченных семей.

5.Выдача пособий на школьную и спортивную форму.  

6.Акты обследования жилищно-бытовых условий.         

7.Акты обследования семьи учащегося (схему акта см. в приложении № 9).

8. Организация летнего отдыха (май - август).

Итак, из вышеизложенного текста видно, что социальный педагог ра-ботает с опекаемыми семьями, а также работает в области охраны прав детства (см. приложение № 4 и № 5).

Социальным педагогом школы составляется акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого учащегося. За педагогом закреплены 25 малообеспеченных и многодетных семей по микрорайону. Дети из 13 данных семей учатся в школе № 25.

Каждые полгода Ирина Михайловна составляет отчет о работе с малообеспеченными и многодетными семьями, с детьми-сиротами, с деть-ми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в микрорайоне школы № 25. Составляет социальный паспорт учащегося (см. приложение № 11).

Заключение

В чем основное назначение социального педагога? Это соци-альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реа-билитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Под-держать ребенка в трудную минуту -- дело не легкое.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.

Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.