реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль скаутского движения в социализации личности

Также для оценки личного интереса респондентам был задан вопрос «Выберите три вида деятельности, в которых Вы готовы участвовать, если Вам это будет предложено». В таблице 3 указано число участников эксперимента, назвавших ту или иную деятельность.

Таблица 3

Вид деятельности

Эксперимент. группа

Контрольная группа

1.

спортивной, туристической и военной подготовки

8

7

2.

экологической защиты

4

3

3.

информационного обеспечения

2

3

4.

творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)

4

5

5.

социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)

1

0

6.

интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)

2

2

7.

досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)

3

4

8.

профилактики здорового и безопасного образа жизни

3

3

9.

социального патронирования детских домов

2

1

10

педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)

1

2

В целом оценка личного интереса и актуальности в оценках и контрольной и экспериментальной групп совпадают. Практически неизменными остаются основные лидирующие по оценкам респондентов виды деятельности. В основном это те виды деятельности, которые имеют непосредственное отношение к молодым людям. Такие виды добровольческой деятельности как «медицинские службы милосердия», «возрождение традиционных ремесел», «трудовые и реставрационные виды деятельности», «краеведческая работа» не называются в качестве приоритетов.

Для подростков больше значение имеют виды деятельности, в которых они непосредственно могут принимать участие - спорт, туризм, досуг, экологические виды деятельности.

Далее респондентам было предложено описать те общественные поручения, которые они выполняли и свой реальный опыт общественной деятельности. В основном были названы учебные поручения - староста, дежурство, оформление стенгазеты и прочее. Менее пяти процентов участников всей выборки признали участие в предложенных видах социальной деятельности. В целом реальный опыт социальной деятельность можно признать как незначительный.

Вопрос: «Какие общественные поручения вы выполняли?» (общая выборка):

Организация и участие в творческих и досуговых мероприятиях …… 20

Дежурство ……………………………………………………………….... 19

Участник спортивных соревнований ……………………………………. 7

Оформление стенгазеты ………………………………………………….. 5

Участие в конкурсах, олимпиадах ………………………………………. 4

Посадка деревьев …………………………………………………………. 4

Мытье полов ……………………………………………………………..... 3

Поливал цветы …………………………………………………………….. 2

Контроль дисциплины ……………………………………………………. 2

Староста …………………………………………………………………… 2

Физорг ……………………………………………………………………... 1

Разносил письма ……………………………………………………....…… 1

Помощь соседке …………………………………………………………… 1

Стройотряд ………………………………………………………………… 1

Далее перед респондентами были поставлены вопросы для оценки их готовности к участию в социальной деятельности (см. Приложение 4). Под готовностью понимались личный интерес и возможности. При общем вопросе «Оцените ваше желание участвовать в общественной деятельности» в среднем была получена оценка 5,4 балла из 9, что соответствует ответу «скорее да чем, нет». Но при ответе на уточняющий вопрос: «Я бы хотел принимать участие в общественной деятельности и социальной работе, даже если это потребует преодоления определенных трудностей (нехватка времени, опыта, средств к существованию)» был дан средний ответ 4,0 из 9 что соответствует ответу «скорее нет, чем да».

Подростки реально оценивают свои возможности и существующие условия организации социальной работы на местном уровне. Да они готовы участвовать в такой работе, но при условии, что будут учтены их трудности и будут созданы условия, не препятствующие к их участию в такой деятельности.

На вопрос «Сколько времени в неделю вы можете тратить на добровольческую работу в неделю», были получены ответы от 3,5 до 9,5 часов в неделю. Ответы свидетельствую о значительном потенциале свободного времени у школьной молодежи. Основная проблема состоит в том, что на местном уровне создаются недостаточные условия для вовлечения молодежи в социальную деятельность. Нет реальных социальных сил, способных аккумулировать существующую у подростков энергию, потенциал служения обществу и близким, помощи сверстникам и людям, которые в ней нуждаются.

Для сравнительного анализа способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах через год - в марте 2006 года был проведён повторный опрос тех же самых респондентов. В течение года подростки из экспериментальной группы принимали активное участие в деятельности организации (см.Приложения 5-6).

Респондентам было снова предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества и в связи с личным интересом.

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Таблица 4

Потребности общества

№ п./п.

Вид деятельности

Оценка от 1 до 9

Эксперимент. группа

Контрольная группа

1.

досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)

8,7

6,2

2.

социально-психологическая поддержка (детские и молодежные психологические службы)

7,7

5,6

3.

профилактика здорового и безопасного образа жизни

8,3

6,6

4.

педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)

7,2

6,0

5.

социальное патронирование детских домов

7,5

6,2

6.

экологическая защита

7,2

6,4

7.

интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)

6,8

5,9

8.

творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)

6,9

5,9

9.

информационного обеспечения

5,7

5,8

10.

медицинской помощи (службы милосердия в больницах)

6,2

5,7

11.

спортивной, туристической и военной подготовки

8,7

5,7

12.

социального патронирования пожилых людей

6,8

6,0

Продолжение таблицы 4

№ п./п.

Вид деятельности

Оценка от 1 до 9

Эксперимент. группа

Контрольная группа

13.

реставрационные (помощь в реставрационных работах)

8,2

5,1

14.

экскурсионно-паломнические (организация экскурсий)

8,5

5,1

15.

трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады)

7,5

5,1

16.

ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел)

4,8

4,8

17.

краеведения

6,2

5,1

Таблица 5

Личные интересы

Вид деятельности

Эксперимент. группа

Контрольная группа

1. спортивной, туристической и военной подготовки

9,0

7,2

2. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)

8,2

6,9

3. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)

8,6

6,8

4. информационного обеспечения

7,0

6,2

5. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)

9,0

6,4

Продолжение таблицы 5

Вид деятельности

Эксперимент. группа

Контрольная группа

6. экологической защиты

8,6

6,4

7. профилактики здорового и безопасного образа жизни

7,4

6,8

8. интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)

7,2

6,5

9. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)

7,5

6,0

10. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)

7,5

4,9

Лидирующие, по оценкам респондентов, основные виды деятельности также остались неизменными, т.е. это те виды деятельности, в которых они непосредственно могут принимать участие - спорт, туризм, досуг, экологические виды деятельности.

В целом оценка общественной деятельности и личного интереса возросла в обеих группах, что, вероятно, вызвано взрослением респондентов. Однако, при сравнении ответов на те же самые вопросы видна явная разница между экспериментальной группой и простыми школьниками. В экспериментальной группе оценка возросла более чем на 30%, а в контрольной менее чем на 10% (см. Приложение 7).

Выводы к главе

Таким образом, можно сказать, что участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» играет большую роль в их личностном развитии и влияет на социализацию личности подростков, что выражается в повышении интереса к общественной деятельности и в появлении желания принять непосредственное участие в общественной жизни.

В условиях современной жизни подросток не имеет достаточно возможностей проявить себя, как личность, гражданин, патриот. Недостаточно условий для развития интересов и склонностей. Существующая система дополнительного образования, физкультуры и спорта не способна охватить свободное время всех детей и подростков. Многие существующие формы дополнительного образования направлены на работу с детьми способными и одаренными, в каком либо виде человеческой деятельности.

Осуществление воспитания с использованием скаутского метода дает большие возможности для развития социальных общественных свойств и качеств личности, реализации социальной ответственности, навыки и умения организаторской деятельности, дополняя существующие институты воспитания и образования создавая такую воспитательную среду, где может проявиться и самоутвердиться ребенок с любыми потенциальными способностями и склонностями в области спорта, творчества, развития профессиональных навыков.

Заключение.

Подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленная цель - определить, влияет ли участие в скаутском движении на социализацию личности подростков, достигнута, задачи выполнены. В ходе работы был произведён теоретический анализ литературы по данной проблеме, изучена деятельность Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», были подобраны методики для изучения данного вопроса, оценена возможность подростков для участия в социальном служении, исследован интерес подростков к различным формам социального служения и их самооценка готовности участию в социальном служении. Кроме того, проанализирован реальный опыт участия молодых людей в социальном служении и личностные мотивы в связи с оценкой их готовности к участию в социальном служении. Был проведён сравнительный анализ способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах, а также анализ результатов, достигнутых членами Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» в их личностном развитии и степень влияния.

По итогам работы следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью социального статуса, что можно достичь, участвуя в различной социальной деятельности.

Современные российские подростки обладают значительным потенциалом для их полноценного включения в социальную деятельность, направленную на посильное решение социальных задач на уровне местного сообщества. Этот потенциал выражается в личностной заинтересованности молодых людей в общественных и благотворительных видах деятельности, в понимании ими актуальности социальной деятельности, в готовности жертвовать (в частности свободным временем). Однако подростки не обладают достаточным реальным опытом участия в такой деятельности на местном уровне. Это свидетельствует о неэффективности социальной политики, направленной на привлечение населения к участию в решении социальных задач на уровне местного сообщества.

Наибольший интерес подростки проявляют к тем видам деятельности, которые непосредственно связаны с традиционными молодежными интересами - спорт, досуг, творчество, экология. В социальной деятельности молодежь ориентирована на помощь детям и подросткам, своим сверстникам, в большей степени, чем на помощь больным, пожилым людям. Мотивы при выборе того или иного вида деятельности и в целом при решении участвовать в социальном служении, являются традиционными для данной возрастной группы мотивами деятельности - общение, самовыражение, профессиональная ориентация, приобретение жизненно важных социальных навыков. Все эти особенности необходимо учитывать при организации эффективной социальной деятельности подростков.

Значительным препятствие для вовлечения подростков в социальную деятельность является отсутствие пропаганды деятельности, направленной на помощь другим людям, самостоятельное решение социальных проблем в местном сообществе, организацию благотворительности. В обществе не создано общественное мнение, способное поощрить молодежь, как и в целом население, к активному участию в социальной деятельности.

Старшие школьники высоко оценивают возможности социальной деятельности для реализации значимых мотивов личностного развития. При этом скептически относятся к реальным возможностям реализации этих мотивов в современном обществе.

Эти данные говорят о том, что для решения многообразных социальных задач в организации социальной деятельности должны участвовать, как можно более широко представленные возрастные и социальные группы населения.

При организации социальной деятельности подростков и молодежи необходимо стремиться к тому, чтобы актуальность предложенных видов деятельности, соответствовала личным интересам и возможностям молодых людей. Большое значение для популяризации различных видов социальной деятельности имеют средства массовой информации, социальная политика на местном уровне, воспитательная работа в образовательных учреждениях, способные создать положительный образ для детей и молодежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.