реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль скаутского движения в социализации личности

Создание детской организации один из путей социализации ребенка, оказания содействия личностному развитию, путем дополнения воспитательного воздействия семьи, школы и иных общественных институтов. Членами организации являются дети и взрослые любого возраста, разделяющие цели и принципы организации.

Руководство МДОО «Егорьевский следопыт» считает, что важными условиями для полноценного возрастания детей и подростков является единение воспитательных усилий семьи, Церкви, Государства, общества и побуждение, мотивация ребенка к самостоятельному личностному развитию.

Основной целью организации является содействие личностному развитию членов организации. Речь идет обо всех, поскольку по отношению к взрослым членам организации эта цель имеет не меньшее значение, чем по отношению к детям и подросткам. Процесс воспитания способствует личностному развитию и воспитателя, и воспитуемого.

Личности присущи различные свойства, развивающиеся в процессе ее развития - нравственные, интеллектуальные, физические, эстетические, эмоциональные. В отношении каждого человека они индивидуальны и уникально неповторимы. В то же время личность это не набор качеств и свойств, а иерархический порядок взаимоотношений человека с миром и самим собой, подчиненный духовно-нравственному началу.

Личность, прежде всего, проявляется в своей любви, готовности к жертвенному служению Богу, Родине, своим близким. Отличительное свойство духовной личности - готовность к нравственному самосовершенствованию.

Особым образом развитая личность относится к жизни, воспринимая все ее тяготы, лишения и трудности, как возможности для духовного роста. Человеческая жизнь, для нравственной личности, драгоценный дар, требующий самого бережного отношения и направления на благое делание.

В первую очередь, воспитательный потенциал организации направлен на оказание поддержки семье в воспитании детей и подростков. В союзе с семьей и, опираясь на семейные ценности, возможность оказывать особенно благотворное воздействие на ребенка.

Для достижения этой цели выполняются следующие задачи:

1. побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за личностное развитие детей;

2. создание условий для привлечения родителей к деятельности в организации;

3. повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в деятельности организации.

Одна из основных проблем современной педагогики неспособность развить интерес ребенка к собственному личностному росту. В сознании общества происходит подмена понятия «личностное развитие» понятием «карьерный рост». Ребенок не способен отличить истинные ценности человеческого существования от сиюминутных возможностей реализовать «социально престижные» цели - власть, деньги, общественное признание.

Речь не идет о том, что ребенок должен отказаться от стремления к общественному признанию. Достойное общественное признание может быть средством, направленным на развитие нравственной и социальной ответственности. У подростка должно быть сформировано представление о первичности внутренней нравственной свободы. Столь сложное представление не формируется в одночасье, но должно служить ориентиром для всякой воспитательной деятельности.

Система поощрения и стимулирования деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование. Ребёнок должен научиться различать деятельность, направленную на социальное и профессиональное самосовершенствование и деятельность, направленную на нравственное развитие. Кроме того, необходимо формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования.

В условиях современной жизни ребенок не имеет достаточно возможностей проявить себя, как личность, гражданин, патриот. Недостаточно условий для развития интересов и склонностей. Существующая система дополнительного образования, физкультуры и спорта не способна охватить свободное время всех детей и подростков. Многие существующие формы дополнительного образования направлены на работу с детьми способными и одаренными, в каком либо виде человеческой деятельности.

Деятельность МДОО «Егорьевский следопыт» стремиться дополнить существующие институты воспитания и образования созданием такой воспитательной среды, в которой мог проявиться и самоутвердиться ребенок с любыми потенциальными способностями и склонностями в области спорта, творчества, развития профессиональных задатков.

Осуществление воспитания с использованием скаутского метода дает наибольшие возможности для развития социальных общественных свойств и качеств личности - готовность к служению, способность к сотрудничеству, реализации социальной ответственности, навыки и умения организаторской деятельности. Для этого необходимо:

1. создание многовариативной деятельностной среды;

2. создание воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации каждому ребенку;

3. учет в формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей, способностей, Склонностей и интересов каждого ребенка.

Главная причина кризиса современной общественной жизни и такого ее проявления как воспитательный процесс - разрушение системы ценностей личности и потеря смысла существования. В современном обществе происходит опасная подмена традиционных духовно-нравственных ценностей, общечеловеческими ценностями. Общечеловеческие ценности - это некое общее основание для цивилизованного мира, не отражающее уникальный, личностный путь развития человека. МДОО «Егорьевский следопыт» существует на фундаменте Православной Веры и осуществляет свою деятельность под духовным покровительством Русской Православной Церкви.

Стать членом организации можно только добровольно, при личном заявлений, а для несовершеннолетних при личном заявлении и согласии родителей.

МДОО «Егорьевский следопыт» является самостоятельной организацией, ставящей перед собой воспитательные цели, исключительно в интересах ребенка. МДОО «Егорьевский следопыт» не является организационной структурой ни одной из политических сил и может сотрудничать с теми общественными институтами и государственными организациями, которые способствуют реализации её целей, оставаясь при этом вне политики.

Под политикой понимается непосредственное участие в борьбе за власть, в каких бы то ни было ее формах и проявлениях.

В процессе своей деятельности организация ставит перед собой цель оказать содействие тем, кто осуществляет воспитание. Это может быть семья, образовательное учреждение, общественная или государственная организация, имеющие воспитательные цели.

МДОО «Егорьевский следопыт» не занимается самодостаточным воспитанием детей и подростков, а лишь дополняет уже существующие формы.

Организация осуществляет свою деятельность, основываясь на трех методах воспитания, в наибольшей степени соответствующих целям и задачам организации:

1. Скаутский метод;

2. Православная педагогика;

3. Современное научно-практическое осмысление психолого-педагогических подходов к воспитательному процессу.

Скаутский метод - это совокупность взаимосвязанных методов воспитания, являющаяся воспитательной системой Скаутинга. В Конституции Всемирной организации Скаутского Движения Скаутский Метод определяется как «система прогрессивного самообразования» через:

- Обещание и Закон;

- учёбу через дело;

- членство в малых группах (например, патрулях), включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности, и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надёжности и способности, как к сотрудничеству, так и к руководству;

- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» [27, с. 7-9].

Скаутский метод разработан основателем скаутского движения англичанином Баден-Пауэллом.

Целью Скаутского метода является содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека «как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества» [55].

Скаутский метод пронизывает всю деятельность скаутской организации и является её фундаментом.

В настоящее время Скаутский метод рассматривается как система прогрессивного самовоспитания молодых людей, основывающаяся на их естественном развитии. Для скаута Скаутский метод - способ раскрытия своего личностного потенциала, осознания собственных интересов и приобретения уникального жизненного опыта.

Скаутский метод - это воспитательная система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов:

1 верности Скаутскому Закону и Обещанию;

2 обучения через дело;

3 членства в малых группах;

4 символической основы (системы скаутских символов);

5 личностного прогресса в соответствии с программой прогрессивного развития личности;

6 жизни в гармонии с природой;

7 поддержки взрослых.

Каждый из элементов скаутского метода выполняет свою особую воспитательную функцию, и в то же время все эти элементы вместе образуют уникальную целостную систему, дополняя и усиливая воздействие других. Отсутствие какого-либо из элементов или его использование не по назначению нарушит целостность воспитательной системы, изменит её суть.

В таком случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга - способствовать личностному развитию молодых людей.

Характеризуя Скаутский метод, Баден-Пауэлл говорил: «Скаутинг - это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его действия неудовлетворительны».

Основа православной педагогики - Православная вера. По словам К.Д.Ушинского: «Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все чем человек как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается, прежде всего, и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Здесь обозначаются некоторые подходы к воспитательному процессу в организации, основывающиеся на опыте православной педагогики:

1. Создание положительного опыта. Мы не предполагаем конечного результата нашей деятельности и не можем сказать, что ребенок, покидающий нашу организацию, должен иметь тот или иной заранее заданный ему стандарт. Наша задача окружить ребенка, напитать его теми истинными ценностями, которые позволят ему в действительности удовлетворить насущные человеческие потребности. Мы не уверены, произойдет ли это сейчас или много лет позже. По словам Ф.М. Достоевского, все воспитание может быть в том и состоит, что «Ничего нет выше, и сильнее и здоровее, и полезнее впредь для Жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое ни будь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить нам когда-нибудь во спасение...»

2. Педагогика встречи. Ничто не способно так повлиять на душу ребенка, как встреча с человеком, который обладает жизненной мудростью. Не важно, каков его возраст, важно то насколько он способен ставить вопрос о смысле и назначении жизни данной нам Всевышним. Конечно, таким человеком в первую очередь может быть священник. Может быть просто добрый христианин. Одно из назначений организации мы видим в том, чтобы у каждого из наших детей в жизни произошла такая встреча.

3. Простота отношений. Несмотря на то, что мы, как организация имеем определенные традиции и правила, определяющие некий «каркас» организации, они никогда не становятся главными в наших отношениях. Иоанн Крондштатский так определил одно из свойств человеческой души: «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетения отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезны сор... Не в том смысл, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении». Так и мы все видимые хитросплетения, так скажем организационной структуры, стараемся обращать в простые человечные отношения.

4. Положительный пример. Главный педагогический метод - положительный пример. Положительный пример это не только назидательная история. Это живой пример, ставящий каждого ребенка перед выбором, видя добрый путь - выбрать его или нет. В детстве проступок чаще всего оправдывается тем, что все так делают. Нет специальных приемов, реализующих этот принцип, просто в своем педагогическом делании следует помнить о том, что особенно влияет на душу ребенка: во-первых, положительный пример взрослых наставников; во-вторых, положительный пример сверстников, что особенно важно для ребенка; в-третьих, положительный пример самой организации. Наличие организации, объединяющей детей и взрослых, находящихся в духовном поиске - это возможность удержать от неверного шаг, даже тех, кто находится вне организации.

5. Православная педагогика. Православная педагогика опирается на вечные, вневременные ценности и готовит ребенка не просто к жизни в обществе, а в первую очередь быть человеком, таким, каким ему определено быть Господом, в любых жизненных условиях.

6. Личностный подход. Понимание личности, как заложенный в каждом человеке образ Божий отличает христианскую педагогику от всякой иной. Свойства человеческой личности иерархичны и человек стремится подчинить их духовным качествам. Особенно важно сформировать в ребенке определенное отношение к жизни, исполненное готовности к нравственному самосовершенствованию и наполненную подлинным смыслом существования.

Личностный подход подразумевает внимательное отношение к индивидуальным особенностям каждого человека, к его интересам, склонностям, способностям. В организации существуют программы развития, которые учитываю возрастные и половые особенности детей и подростков.

7. Не воспитание, а совместное проживание и переживание. Воспитание не заключается в определенной программе мероприятий. Взрослым наставникам следует стремиться, совместно с воспитанниками переживать и проживать опыт пребывания в организации. Взрослые наставники не организуют специальные мероприятия для детей, а предлагают детям, то, что им и самим интересно, то, что они считают полезным и для себя. Важно создать определенный дух, а не сетку дел и мероприятий. При первом знакомстве с организацией детей и взрослых привлекает разнообразие мероприятий, интересных дел, но со временем самым главным условием становится определенная атмосфера. Атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, побуждающая к духовному, интеллектуальному и физическому росту.

Существует четыре основных направления деятельности МДОО «Егорьевский следопыт», реализации Программы прогрессивного развития:

1. Воцерковление. Объяснение членам организации основ Православной Веры, приобщение к духовным ценностям Православия.

2. Родиноведение. Гражданское воспитание, изучение истории и традиций Родины. Содействия стремлению молодого человека к служению Родине и ближним.

3. Практика. Освоение молодым человеком жизненно важных знаний, умений, навыков необходимых в повседневной жизни и для участия в социальном служении.

4.Следопытство. Деятельность, направленная на усвоение ценностей, традиций, опыта следопытов, внутри организационная деятельность.

Для вступления в организацию достаточно подать заявление на имя руководителя. Заявление от несовершеннолетнего лица должно быть подтверждено его родителями или лицами их заменяющими. От члена организации требуется: соблюдение Устава и активное участие в программах и мероприятиях организации.

Члены организации (дети) разделяются на три возрастные группы: младшие следопыты в возрасте от 7 до 10 лет, следопыты - основной состав организации в возрасте от 11 до 15 лет, витязи и дружинницы - старшие следопыты в возрасте от 15 до 18 лет.

Основным звеном организации является патруль следопытов, численность которого в среднем от 5 до 9 человек.

В организации используется форма - темно синяя рубашка (типа «голландка») с соответствующими знаками и нашивками:

1. Эмблема организации (на левом рукаве).

2. Символы России (над правым карманом).

3. Знак Торжественного обещания на левом кармане.

4. Знак разряда следопыта над левым карманом.

5. Знаки специальностей и лагерей на правом рукаве.

Галстук цветов Российского государственного флага выдается после принятия Торжественного обещания.

Взрослые направляют и курируют всю деятельность организации. К ним относятся: наставники - взрослые руководители, непосредственно отвечающие за организацию жизни группы следопытов; инструктор - взрослый руководитель, выполняющий роль ведущего по специальности (инструктор по специальности) или отвечающего за техническую работу (технический инструктор); попечитель - взрослый член организации, разделяющий ее устав, цели и задачи и оказывающий содействие организации в решении ее Уставных задач, без непосредственного участия в жизнедеятельности Организации.

В основе деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» лежат:

1. Устав Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» - это основной документ для организации и осуществления деятельности следопытов, Устав организации зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ (см. Приложение 1).

2. Программа Прогрессивного Развития (ППР) которая направлена на создание целостной системы деятельности детей в организации следопытов с целью достижениями ими более полного раскрытия внутреннего потенциала, содействие в личностном развитии. ППР отражает пошаговое продвижение ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями в освоении программы деятельности православных следопытов, в приобретении необходимых для этого знаний, умений, навыков, следование духовно-нравственным ценностям личностного развития.

3. Решения Общего собрания МДОО «Егорьевский следопыт» и Совета МДОО «Егорьевский следопыт». На Общем собрании утверждаются приоритетные направления деятельности организации на ближайшее время и концепция развития МДОО «Егорьевский следопыт» на следующий период после очередного Общего собрания. Оперативное управление деятельностью организации в перерывах между Общими собраниями осуществляется Советом организации.

4. Для раскрытия механизмов реализации деятельности МДОО «Егорьевский следопыт» создаются внутренние положения, которые разрабатываются Советом организации и окончательно утверждаются на очередном Общем собрании (Приложение 2).

5. В целях уточнениях политики МДОО «Егорьевский следопыт» по тем или иным актуальным вопросам, инициирования мероприятий призванных реализовывать цели и задачи организации Председатель МДОО «Егорьевский следопыт» издает Приказы, согласующиеся с его компетенцией.

Цель деятельности МДОО «Егорьевский следопыт» - содействие личностному развитию членов организации.

Задачи организации направлены на реализацию главной цели деятельности МДОО «Егорьевский следопыт» и могут быть подразделены по отношению к участникам деятельности.

В отношении молодых членов организации: развитие у детей и молодежи мотивации личностного развития; помощь в составлении программы прогрессивного личностного развития с учетом индивидуальных и личностных особенностей каждого молодого человека; помощь в организации жизнедеятельности молодого человека; Организация досуга детей и подростков; способствование возрастному социальному развитию молодого человека.

В отношении взрослых членов организации: помощь родителям и опекунам в осуществлении воспитания детей; помощь взрослым участникам в реализации своего личностного потенциала.

По отношению к Российскому государству и обществу: осуществление поддержки в гражданском воспитании молодых людей.

Целям и задачам деятельности следопытов соответствуют определенные формы деятельности:

1. Клубные занятия. Занятия по специальностям, регулярные встречи следопытских групп, подготовительная работа к мероприятиям проводятся в условиях следопытского клуба.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.