реферат бесплатно, курсовые работы
 

Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества

На первом заседании был принят регламент, который является основным в работе палаты. Но на данный момент Общественная палата Калининградской области не обладает всем необходимым пакетом документов для обеспечения полноценной работы.

9 декабря 2007 года на очередном заседании Общественной палаты был принят Кодекс Этики члена Калининградской Общественной палаты, в котором устанавливаются обязательные для каждого члена Общественной палаты правила поведения при осуществлении им своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам.

16 апреля 2009 года на очередном заседании Совета Общественной палаты были приняты следующие необходимый для работы положения:

Типовое положение о рабочих группах Общественной палаты, в котором был прописан порядок деятельности рабочих групп, которые являются основным межкомиссионным рабочим органом Общественной палаты Типовое положение о рабочих группах Общественной палаты Калининградской Области от 16 апреля 2009 п. 1.1. Рабочие группы создаются по предоставлению комиссий для решения более узких вопросов в рамках профиля данных комиссий Там же, п. 2.5.

Так же путём всеобщего голосования были утверждены Положения о направлениях деятельности Комиссий общественной палаты, где были зафиксированы цели, задачи, основные формы работы комиссий и состав.

А так же положение о порядке обеспечения деятельно Общественной палаты Аппаратом Общественной палаты, где прописаны такие необходимые пункты как финансовое, материально-техническое, организационное, информационное обеспечение Общественной палаты.

В новой редакции Устава области, который был рассмотрен областной Думой на зимней сессии, было зафиксировано, что Общественная палата является также и субъектом законодательной инициативы.

Важным является, что фактически Общественная палата Калининградской области осуществляла свою деятельность с 2001 года и была одной из первых общественных палат в России. Она была учреждена 30 мая 2001 как форма взаимодействия граждан с органами власти (администрацией области, областной думой, главным федеральным инспектором в Калининградской области), в рамках которого осуществляется обсуждение, консультации и согласование позиций по всем важным вопросам жизни региона. В палату вошло 181 объединение, а работа велась по 13 направлениям, количество членов палаты превышало 60 человек и было неограниченно Общественные объединения Калининградской области - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.ewm24.pl/ru/miasto-ru/kaliningrad, дата посещения 13.03.2009.

В апреле 2001 года в здании Областной администрации прошло заседание инициативной группы по созданию Общественной палаты Калининградской области. Посетили сбор представители около 25 известных в регионе движений и партий. Председательствовали заместитель губернатора Анатолий Ромашко Заместитель главы губернатора В.Егорова по идеологической части и его подчиненная Ольга Дубовая. Основной задачей создаваемой палаты по словам Анатолия Ромашко является консолидация сил О калининградской области Информационно-экспертная группа панорама - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.panorama.ru/works/fed/koenig.html, дата посещения 12.03.2009. По мнению местных наблюдателей, администрация области рассматривала Палату в качестве преемника движения «Созидание» общественное движение «Созидание» -- Движение организовано специально под выборы и объединило региональные отделения СПС, ОВР, "Единства". Оно ориентируется на Кремль, но оппозиционно по отношению к калининградскому губернатору., поддерживающего губернатора области В. Егорова Западный форпост укрепят адмирал-губернатором Газета «Коммерсантъ» № 141(2026) от 03.08.2000 - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=154527, дата посещения 1.05.2009.

Данный институт гражданского общества не был юридически зарегистрирован, так же отсутствовали какие-либо документы, регламентирующие работы данного органа.

За период существования неофициальной общественной палаты её члены собирались на очередные заседания раз в три месяца, а на внеочередные раз месяц

В течение пяти лет Калининградская общественная палата действовала довольно активно. Но последние два года существования Общественной палаты Калининградской области первого состава работа палаты сошла на нет Смирнов, В. Равнение на главврача. Члены новой калининградской Общественной палаты хотят быть ближе к губернатору - Время новостей. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.vremya.ru/2008/203/4/215985.html, дата посещения 12.03.2009.

В 2006 году среди последних решений, принятых первым составом палаты, стало несогласие Общественной палаты по поводу отмены калининградским губернатором Георгий Боос действовавшую до него практику ежегодного выступления главы региона с посланием о социально-экономическом развитии области. Общественные объединения Калининградской области - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.ewm24.pl/ru/miasto-ru/kaliningrad, дата посещения 13.03.2009 Позже во фракции «Единая Россия» в областной Думе было принято решение, о реформировании Общественной палаты Калининградской области. В областном правительстве эта инициатива была поддержана и работа по созданию закона, официально закрепляющего функционирование Общественной палаты Калининградской области, была начата, так как прежде нормативно-правового документа, регулировавшего деятельность такой структуры, не существовало.

То есть на создание официальной Общественной Палаты Калининградской области оказал влияние комплекс факторов, связанный как с деятельностью региональных властных структур, так и распоряжение федерального уровня.

Общественная палата Калининградской области это институт гражданского общества, который призван осуществлять связь между жителями региона с органами власти. Данный институт имел 2 этапа в своём существовании. На первом этапе с 2001 г. по 2007 г. он был неинституциализирован и функционировал исключительно на основе инициативы его участников. После назначения в Калининградской области губернатора и попытки общественной палаты вмешаться в его деятельность, было принято решение о переформировании данного органа, и о его законодательном закреплении для более эффективной работы и в том числе контроля со стороны губернатора. Контроль так же выразился в том, что в новый состав вошли 12 человек по списку, сформированному губернатором. В том числе, председателем новой институциализированной общественной палаты стал человек, прошедший в палату по списку губернатора.

После подробного изучения законодательств, предшествующих формированию общественных палат, можно сказать, что Закон об Общественной палате Калининградской области лишь незначительно отличается от Федерального закона об Общественной Палате Российской Федерации.

Общественная палата Калининградской области это институт гражданского общества, который был создан сверху по инициативе президента, а затем губернатора Калининградской области, при этом существующий на базе общественной палаты первого созыва, созданной главами общественных объединений по собственной инициативе.

§2. Общественная палата Нижегородской области как элемент гражданского общества.

Примером Общественной Палаты в отличном от Калининградской области регионе с другими условиями является Общественная палата Нижегородской области.

Закон «Об Общественной палате Нижегородской области» был принят Депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области на заседании 19 октября 2006, и положил начало ее формированию. Инициатива о создании данного законопроекта поступила 19 апреля 2006 года от председателя Нижегородского председателя областного Законодательного Собрания Евгения Люлина, сразу после того как он провёл встречу с председателем Общественной палаты Российской Федерации, академиком РАН, президентом Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгением Велиховым В Нижегородской области в 2006 году будет принят закон об Общественной палате 20.04.2006 - Гранты и Конкурсы. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://infogrant.ru/fulldoc_sr.dws?dui=33663, дата посещения 1.05.2009.

Евгений Люлин подчеркнул, что при разработке данного закона должен быть учтён весь положительный опыт и сложности и недоработки, возникавшие на первом этапе работы Общественной палаты Российской федерации.

Председатель общественной палаты РФ в ходе встречи с целью передачи опыта ознакомил представителей Нижегородской области с направлениями работы Общественной палаты РФ Там же.

Изначально губернатор предложил возглавить Общественную палату Александру Цапину, ранее возглавлявшему блок по взаимодействию с органами местного самоуправления Нижегородской области, а также представлявшему губернатора в Законодательном Собрании.

7 декабря 2006 года Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев утвердил список первых 15 членов Общественной палаты Нижегородской области Шанцев утвердил список первых 15 членов Общественной палаты Нижегородской области 07.12.2006. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.regions.ru/news/opalata/2202672/, дата посещения 1.05.2009.

Законодательно Губернатор области играет большую роль в формировании состава палата, помимо назначения 1/3 состава Общественной палаты, он так же рекомендует человека на пост председателя совета, а так же в сам совет Общественной палаты.

На данном этапе предполагалось, что деятельность Общественной палаты Нижегородской области будет направлена на защиту интересов жителей региона, их прав и свобод, прав общественных объединений при реализации государственной политики, а также на осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Исходя из законодательной базы, Общественная палата Нижегородской области это - форма объединения представителей населения Нижегородской области и общественных объединений для обеспечения взаимодействия жителей Нижегородской области с органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления. С целью учета интересов жителей Нижегородской области, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Закон Нижегородской Области Об Общественной палате Нижегородской области от 19 октября 2006 г ст. 1. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/documents/zakon_o_palate, дата посещения 1.05.2009.

В соответствии со ст. 18 Закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области» расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются в областном бюджете на соответствующий финансовый год Закон Нижегородской Области Об Общественной палате Калининградской области от 19 октября 2006 г ст. 18 п. 1 http://www.palata-nn.ru/documents/zakon_o_palate, дата посещения 1.05.2009.

Порядок формирования Общественной палаты Нижегородской области согласно законодательству выглядит следующим образом. На начальном этапе формирования Губернатор Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об Общественной палате Нижегородской области, Там же, ст. 4 п. 1 по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, научными объединениями и творческими союзами определяет кандидатуры пятнадцати граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Нижегородской области и имеющих заслуги перед Нижегородской областью, и предлагает им войти в состав Общественной палаты. Так же в состав входят пятнадцать представителей региональных общественных объединений и региональных отделений общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в Нижегородской области, региональных общественных объединений и пятнадцати представителей общественных объединений, действующих на территории муниципальных районов, городских округов Нижегородской области.Там же, ст. 3 п. 2 . Член Общественной палаты после избрания в данный орган не должен приостанавливать свое членство в политической партии Шанцев утвердил список первых 15 членов Общественной палаты Нижегородской области - НТА-Приволжье - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=103669, дата посещения 1.05.2009. Срок полномочий региональной Общественной палаты составляет 3 года Закон Нижегородской Области Об Общественной палате от 19 октября 2006 г ст. 3 п. 3 - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.palata-nn.ru/documents/zakon_o_palate, дата посещения 1.05.2009. Полномочия начинаются со дня проведения первого заседания. Согласно Закону об Общественной палате Нижегородской области, после окончания срока полномочий данный состав Общественной палаты продолжает действовать вплоть до формирования нового состава.

Процесс формирования общественной палата Нижегородской области не был воспринят однозначно. Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) Александр Косовских считает, что Общественная Плата Нижегородской области не может быть независимой от структур, инициировавших создание этого общественного органа. Об этом депутат заявил журналистам перед депутатскими слушаниями по проекту закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области». По его мнению, при наличии исполнительной и законодательной власти, Общественная палата не должна подменять собой одну из них, но это в той или иной степени произойдёт. По мнению А.Косовских, положительный момент создания Общественной палаты состоит в том, что люди с активной гражданской позицией, участвуя в работе Общественной палаты, так или иначе будут сотрудничать с властью, а не противодействовать ей Косовских заявляет, что Общественная палата Нижегородской области не сможет быть независимой НТА-Приволжье . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=99433, дата посещения 01.05.2009.

Официальное мнение по данному поводу говорит, что у Общественной палаты есть свои чётко прописанные в законе и регламенте функции, которые никак не пересекаются с функциями ветвей власти, а решения палаты носят лишь рекомендательный характер. Роль общественной палаты заключается в способности донести до власти интересы общества и различных некоммерческих организаций Роман Стронгин: Основные этапы пути намечены, . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/activity/news/0/4, дата посещения 2.05.2009.

12 января 2007, сразу после избрания оставшихся 15 членов Общественной палаты, которые представляли Совет муниципальных образований Нижегородской области, прошло первое заседание Общественной Платы.

Регламент Общественной Палаты Нижегородской области был принят на заседании палаты только 22 марта 2007 года.

На первом же заседании председателем Общественной палаты Нижегородской области был избран Ректор ННГУ Роман Стронгин.

Заместителями председателя Общественной палаты избраны заместитель гендиректора ОАО "НИТЕЛ" Александр Цапин и гендиректор ТПП Дмитрий Краснов.

Для координации деятельности Общественной палаты и осуществления взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями был избран постоянно действующий орган - Совет Общественной палаты, в состав которого вошли 9 человек Новости Нижегородской области Гипорт.ру . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.giport.ru/news/396/, дата посещения 1.05.2009. Руководитель аппарата Общественной палаты был назначен на должность, а так же, согласно закону, может быть освобождён от должности губернатором Нижегородской области по представлению совета Общественной палаты Закон Нижегородской Области Об Общественной палате от 19 октября 2006 г ст. 9 п. 2 - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.palata-nn.ru/documents/zakon_o_palate, дата посещения 1.05.2009.

На первом заседании для более полного и объективного рассмотрения наиболее социально-значимых проблем, упорядочения работы палаты в Общественной палате Нижегородской области создано 6 комиссий Отчёт Общественной палаты Нижегородской области за 2007 год. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/activity/results/0/3, дата посещения 1.05.2009:

Комиссия по развитию институтов гражданского общества

Комиссия по проблемам экономического развития в условиях глобализации

Комиссия по вопросам развития науки, образования и культуры

Комиссия по вопросам социальной политики и социальной защиты населения

Комиссия по обеспечению гарантий безопасности, защиты прав и свобод граждан

Комиссия по проблемам молодежи

Наличие следующих комиссий объясняется расстановкой членами палаты приоритетных ключевых вопросов в жизни региона Развитие гражданского общества: Экономическая политика и реализация приоритетных программ, социальная проблемы и социальная защита населения, образование, наука, проблемы молодежи, общественная безопасность, права человека и свобода слова Общественные палаты в Приволжском федеральном округе: роль и перспективы - Доклад председателя Общественной палаты Нижегородской области, председателя Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа Р.Г. Стронгина на совместном заседании Совета при Полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе и Общественного совета по развитию институтов гражданского общества ПФО, от 6 февраля 2009 года. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/activity/articles/0/7, дата посещения 2.05.2009.

Так же были созданы рабочие группы, включающие членов Общественной палаты, представителей органов государственной власти, общественных организаций и экспертного сообщества, для выработки различных рекомендаций по проблемам, поднимаемых общественными объединениями.

Исходя из Закона об Общественной Палате Нижегородской области, принятого Законодательным Собранием 19 октября 2006 год Закон об Общественной палате Нижегородской Области от 19 октября 2006 г. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/documents/zakon_o_palate, дата посещения 1.05.2009:

При этом, стоит отметить, что решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений Там же.

Представительство в Общественной палате Нижегородской области охватывает практически весь спектр основных институтов гражданского общества Нижегородской области - общественные объединения ветеранов и инвалидов, профессиональные союзы, ассоциации промышленников, творческой интеллигенции, религиозные конфессии и национально-культурные организации, представители общественных объединений муниципальных образований Нижегородской области Отчёт Общественной палаты Нижегородской области за 2007 год. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/activity/results/0/3, дата посещения 1.05.2009.

Другие органы государственной власти Нижегородской области сделали шаги навстречу институциональному закреплению нового органа для более эффективной его работу. Например, депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области в свою очередь приняли решение о том, что в случае повторного обращения Общественной палаты по одному и тому же вопросу срок ответа должен составлять не более 15 дней Официальный сайт законодательного собрания Нижегородской области. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.zsno.ru/ru/146/?nid=498&a=entry.show, дата посещения 1.05.2009.

Через три месяца после начала работы 22 марта 2007 года на очередном заседании Общественной палаты Нижегородской области вместе с Регламентом Общественной палаты Нижегородской области был утверждён Кодекс этики члена Общественной палаты Нижегородской области Кодекс этики членов Нижегородской Общественной палаты . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/documents/kodeks, дата посещения 1.05.2009. В котором фиксируется, что член Общественной палаты Нижегородской области, должен выполнять требования статьи 6 Закона Нижегородской области от 31.10.2006 г.№132-З «Об Общественной палате Нижегородской области». И сознавая нравственную ответственность перед населением Нижегородской области и перед общественными организациями за выполнение каждым членом палаты задач по обеспечению взаимодействия жителей Нижегородской области с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в целях учета интересов жителей области, защиты их прав и свобод, прав общественных организаций и иных институтов гражданского общества при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления принимает настоящий Кодекс этики члена Общественной палаты Кодекс этики члена Нижегородской Общественной палаты . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.palata-nn.ru/documents/kodeks, дата посещения 1.05.2009.

Так же за время своего существования состав Общественной палаты Нижегородской области претерпел незначительные изменения. 28 декабря 2007 года Общественная палата Нижегородской области в соответствии с п.6,7 ч.4 ст.7 закона Нижегородской области от 31.10.2006 года №132-З «Об Общественной палате Нижегородской области» приняла Постановление о прекращении полномочий трёх членов Общественной палаты Нижегородской области. Их полномочия были приостановлены по следующим причинам:, полномочия В.Барулина прекращаются в связи с его назначением министром промышленности и инноваций региона; Э.Житухин является депутатом Думы Нижнего Новгорода, что, согласно областному закону "Об общественной палате", не позволяет ему быть членом палаты; а художник Н.Мочалин скончался Новыми членами общественной палаты Нижегородской области стали Иванушкин, Елисеев и Верба- НТА-Приволжье- [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=128701, дата посещения 2.05.2009. В соответствии с ч.4 ст.4 закона Нижегородской области от 31.10.2006 года №132-З «Об Общественной палате Нижегородской области» Общественная палата предложила региональным общественным объединениям, региональным отделениям общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в Нижегородской области, направить в Общественную палату предложения о включении своих представителей в состав Общественной палаты, оформленные решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих объединений. В период с 10 января по 10 февраля 2008 года в Общественную палату поступали предложения от региональных общественных объединений, региональных отделений общероссийских общественных объединений о включении своих представителей в состав Общественной палаты Нижегородской области. На три вакантных места члена Общественной палаты Нижегородской области поступило 24 заявления. В соответствии с Законом Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области» 15 членов Общественной палаты, утвержденных Указом Губернатора Нижегородской области, 6 марта 2008 тайным голосованием избрали трёх недостающих членов Общественной палаты. Е.К.Вербу - директора Нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение»; С.А.Иванушкина - генерального директора ООО «Инвестиционная компания «АВК», председателя Совета директоров ОАО «Нижегородский онкологический научный центр», президента НКО Благотворительный фонд «Начало», В.П.Елисеева - руководителя ФГУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.