реферат бесплатно, курсовые работы
 

Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества

В пункте 5 статьи 2 Федерального закона Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. п. 5 ст. 2- [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009 рассматриваемая задача направленная на разработку при непосредственном участии Общественной палаты мер по государственной поддержке тех общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых действительно направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Общественная палата вырабатывает лишь рекомендации органам государственной власти. Данный аспект взаимообусловлен положениями о рекомендательном характере решений Общественной палаты Там же, ст. 17.

Именно положительный опыт работы общественных палат, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, послужил толчком к созданию Общественной палаты федерального уровня Глава 2 параграф 1 данной работы.

Соответственно, на Общественную палату возлагается задача по оказанию поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации ( имеются в виду не только общественные палаты, созданных к моменту вступления ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» в силу, но и общественные палаты, создаваемых позже этого). Поддержка Общественной палатой общественных палат субъектов Российской Федерации ограничена информационной, методической и иными подобными формами Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. п. 6 ст. 2 - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009 .

Следует отметить, что, по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, выраженному в Заключении от 20.12.2004 г. № 2.2-1/4313 на стадии принятия законопроекта в первом чтении, положение об оказании поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, не может быть отнесено к задачам, а является непосредственно одним из полномочий Общественной палаты. Однако при принятии ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» рассматриваемое положение так и не было уточнено и данный аспект прописан в статье 2 Федерального закона, где перечислены основные цели и задачи Общественной Палаты Российской Федерации Грудцына, Л.Ю. Общественная палата - спектакль национального масштаба [Текст] /Л.Ю. Грудицина // Адвокат. - № 5 - 2006.

Органы СМИ неоднозначно отреагировали на новые инициативы государства, которые касались формировании Общественной палаты РФ,

Так, в статье «Нация набрала немного совести» С.В. Мулин Политический обозреватель газеты «Новая газета» утверждает, что образование Общественной палаты РФ создает принцип круговой поруки: один поручается за другого, и возводится замкнутая сама на себе корпорация Мулин, С. Нация набрала немного совести // Новая газета. - 2005. - 3-5 окт.

Дискуссия была развернута и на страницах «Российской газеты», где высказывались не только читатели, но и отдельные члены Общественной палаты РФ, назначенные Указом Президента РФ В. Путина 28 сентября 2005 г. Примечательно, но каких-либо резких, критических замечаний в адрес созданного органа общественности нет ни со стороны граждан, ни от вновь назначенных членов Общественной палаты. Так, А. Мироненко в статье «Как нам обустроить Общественную палату» высказывает надежду на то, «что члены Общественной палаты РФ получат возможность влиять на политику государства через принимаемые в нем законы Мироненко, А. Как нам обустроить Общественную Палату // Российская газета. - 2005. - 7 окт.». Члены Общественной палаты РФ, назначенные Президентом РФ В. Путиным, в целом высказывали нормальные, вполне предсказуемые слова об экспертизе правительственных решений, о совершенствовании законодательной базы, о более тесном и продуктивном диалоге с властью Фоков, А.П. Об общественной палате Российской Федерации [Текст] / А.П. Фоков// Российский судья. - № 11 - 2005, С. 1-3.

В развитие озвученный инициатив, Президент РФ В.В. Путин направил в Государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»», согласно которому этот орган наделяется ещё большими полномочиями. Так законопроект предполагает, что Общественная Палата Российской Федерации сможет осуществлять общественный контроль за СМИ, то есть за «соблюдением свободы СМИ и равным доступом к СМИ различных политических сил». Общественной Палате РФ предоставляется право привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов об обеспечении гарантии свободы слова и свободы массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, а так же вырабатывать по этим законам рекомендации. По итогам таких публичных обсуждений и экспертиз Общественная Палата РФ сможет давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ. В зависимости от степени нарушения эти заключения будут направляться в «регистрирующие или правоохранительные органы», а так же учредителям или руководству этих СМИ Новость // Российская газета. - 2005. - 13 окт..

Есть так же и противоположная точка зрения. Например, в статье «Общественная палата: ее роль и место в российской политика» А.А.Кара-Мурза пишет о том, что в странах с устойчивыми либерально-демократическими традициями функцию Общественной Палаты выполняет парламент. Парламент - это и есть общественная палата. Все общественные интересы представлены в парламенте. По мнению члена Совета Федерации В.А. Новикова, роль «связки» между обществом и властью должен играть эффективный и независимый парламент Кара-Мурза, А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике [Текст] /А.А. Кара Мурза// Формула права.- № 1 (4) - 2005 .

Но наличие такой ситуации в Российской Федерации и появление нового органа дублирующего некоторые функции парламента представляется возможным объяснить объективным положением вещей. В статье «Общественная палата - спектакль национального масштаба» Л.Ю. Грудцына Грудцына, Л.Ю. Общественная палата - спектакль национального масштаба [Текст] /Л.Ю. Грудицина // Адвокат. - № 5 - 2006. объясняет данную ситуацию не самым уважительным отношением граждан российской федерации к депутатам, что, по её предположению, вызвано неуважением самой власти к народу, которое естественным образом вызывает ответное чувство народа к власти. «Получается следующая ситуация: вместо того чтобы прилагать все усилия для того, чтобы российский парламент стал действительно «народным рупором», параллельно с ним властью создается искусственная структура общественного контроля за самой собой с туманным прошлым и весьма неопределенным будущим» Там же В итоге, для того чтобы повысить эффективность одного из органов государственной власти был создан новый политический институт.

После подробного изучения Федерального Закона об Общественной Палате РФ можно сделать вывод о том, что данная организация призвана сотрудничать с органами политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Но напрямую на принятие решений Общественная Плата РФ не может влиять. Её решения и результаты экспертизы носят лишь рекомендательный характер, и эффективность её работы зависит, за частую, на прямую от авторитета, которым обладают члены Общественной Платы.

По результатам анализа законодательных актов, касающихся функционирования Общественной палаты, автором был сделан вывод, что данные законодательные акты определяют данное понятие лишь исходя из выполняемых её функций. Контент-анализ СМИ дал следующее определение Общественной палаты: «Общественная палата Российской Федерации -- совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти».

Общественная палат РФ так же не обладает законодательной инициативой и не обладает политической властью. Основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов» Абакумов С.А. Гражданское общество и власть, противники или партнёры/ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - с.3. Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом. А так же, по мнению некоторых экспертов, выполняет часть функций Парламента РФ.

§3. Деятельность Общественной палаты Российской Федерации в 2005-2009 гг.

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации подробно отражена в документах, посвящённых итогам работы за 2006-2007 г. и 2008 г. а так же подробно освещена средствами массовой информации. Так же Аппаратом Общественной палаты Российской Федерации публикуются ежегодные доклады о состоянии гражданского общества и своей деятельности, сборники материалов общественных слушаний. Общественная Палата стремиться к наибольшему освещению совей деятельности для максимальной информированности граждан Бюллетени центра экстремальной журналистики . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.cjes.ru/bulletins/?lang=rus&bid=3161, дата посещения 3.05.2009.

Среди основных приоритетных направлений деятельности Общественной Платы Российской Федерации выделяется защита прав человека. Это находило свое отражение и в экспертной работе многих комиссий и в прямом контакте с общественными организациями и органами государственной власти, и в «быстром реагировании» на возникавшие конфликтные ситуации в тех или иных регионах страны. Так, в феврале 2006 года Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы рассмотрела ситуацию вокруг нарушения прав военнослужащих в армии. Итогом стало заявление о системном и массовом характере «дедовщины» в Российской армии на примере трагедии рядового Андрея Сычева. Была создана рабочая группа по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, которая, в том числе, выступила с инициативами о создании системы общественного контроля в Российской армии. Члены рабочей группы пришли к общему выводу, что наиболее эффективным инструментом контроля со стороны общества за ситуацией в Вооруженных Силах могут стать общественные советы при воинских частях О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, - с. 45. Инициатива Палаты была поддержана Министерством обороны России. В ноябре 2006 года министр обороны Российской Федерации объявил о создании в воинских частях родительских комитетов. При Минобороны образован Общественный совет, куда вошли и члены Общественной палаты Российской Федерации Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

Опубликовано 14 марта 2008 г. Российская газета http://www.rg.ru/2008/03/14/doklad-dok.html Дата посещения 12.04.2009.

Так же в течение 2006 года члены Общественной Платы Российской Федерации принимали активное участие в таких публичных событиях, как в марте 2006 суд по делу водителя О. Щербинского, обвиненного в совершении ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края М.Евдокимов. В результате обвинительный приговор был отменён. В июне э года члены Общественной палаты приняли участие в разрешении конфликта, возникшего из-за принудительного выселения горожан в московском микрорайоне Южное Бутово в связи с планами его застройки. Членам Общественной палаты удалось установить диалог между жителями микрорайона и московскими властями, а затем выйти на решение проблем путем переговоров Новости Общественной Палаты . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/newsblock/news/, дата посещения12.04.2009.

2007 год стал активным периодом в работе Общественной палаты по проблематике защиты прав человека. Именно тогда состоялась встреча членов Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно правовой системы и членов рабочей группы по вопросам соблюдения законности при проведении публичных массовых мероприятий с руководством и сотрудниками ОМОНа, участвовавшими в обеспечении общественного порядка во время уличных шествий в Москве 14 апреля 2007 года. Также в мае прошли слушания по вопросу реализации Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и развития нормативно-правовой базы по вопросу осуществления «дачной амнистии». Далее на первый план вышли проблемы, связанные с защитой прав российских граждан за рубежом, защитой прав иностранных граждан в Российской Федерации, защитой прав граждан России в непризнанных республиках О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг./ под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, - с. 125.

В 2008 году деятельность Общественной палаты в сфере защиты прав человека связана с Грузинско-Осетинской войной. Общественная палата РФ принимала активное участие по вопросам объективного освещения данной ситуации в СМИ. По их инициативе в Цхенвал были приглашены западные журналисты, что бы они могли лично удостовериться в повсеместном нарушении прав человека. Так же членами Общественной палаты РФ были открыты счета по сбору средств для оказания помощи, пострадавшим в этой войне, главы различных комиссий выезжали на территорию Осетии, были созданы проекты по оказанию помощи пострадавшим и восстановлению нормальной жизни региона О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году - с. 105. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 .

С 2006 года Общественная Палат РФ принимает активное участие в избирательном процессе, внося корректировки и рекомендательные положения по проведению выборов. По инициативе Общественной палаты Российской Федерации, прежде всего члена Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы А.С. Пржездомского, формируется система подготовки общественных наблюдателей на выборах, впервые организуется сеть пунктов «горячей линии» связи с избирателями. Данная инициатива Общественной палаты стала новой формой работы с гражданами России по обеспечению их избирательных прав СМИ и Выборы - Бюллетень центра Экстремальной журналистики. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.cjes.ru/bulletins/?lang=rus&bid=3161, дата посещения 1.05.2009.

В феврале 2007 года совет Общественной палаты Российской Федерации принимает обращение «К политическим партиям России!». В документе содержится призыв к обеспечению более полноценного представительства женщин в списках кандидатов в депутаты, а значит - и в структурах власти, в соответствии с нормами действующего законодательства. Подготовленные Координационным советом общественные наблюдатели участвовали в контроле на региональных выборах 11 марта О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. / под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, с. 89.

В ноябре 2007 года прошло заседание Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан с участием членов Общественной палаты. В заседании принял участие председатель ЦИК Российской Федерации В.Е. Чуров Там же стр. 115. Наконец, в ходе выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года в полную силу заработала сеть «горячей линии» связи с избирателями. За время работы «горячей линии» поступило 32460 обращений граждан. Информация с этих пунктов поступала и в избирательные комиссии субъектов Федерации, и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для оперативного устранения выявленных нарушений.

В 2008 году в сфере избирательного процесса Российской федерации Общественная палата предприняла следующие действия. 2 марта 2008 года, прошли выборы Президента Российской Федерации. Общественная палата Российской Федерации еще до начала агитации за кандидатов объявила о своем намерении принять активное участие в наблюдении за выборами, в придании им максимально открытого, публичного характера для того, чтобы эта политическая акция прошла честно, без всяких нарушений, помогла бы выявить настроения и волю избирателей.Сноска

По инициативе Общественной Палаты РФ в ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации в 49 регионах были открыты пункты «горячей линии», где избиратели могли получить интересующую их информацию информацию. Это было сделано, для обеспечения общественного контроля за соблюдением свободы волеизъявления граждан О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 12.

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации направлена в том числе на консолидацию и развитие институтов гражданского общества. Так, в апреле 2006 года по инициативе Общественной палаты Российской Федерации был проведен форум представителей региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных структур. В октябре - ноябре 2006 года Общественной палатой были направлены предложения о создании общественных советов в 68 федеральных ведомств. Члены Палаты напрямую участвовали в формировании и работе этих советов Акрамовская, А. Правовые основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://nkozakon.ru/publications/1125/, дата посещения 1.05.2009 .

Общественная палата рассматривала вопросы социальной политики, и так же самостоятельно формулировала новые подходы к социальным трудностям, как борьба с бедностью, преодоление демографического кризиса, в том числе предлагала введение единой системы социальных стандартов О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. / под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007 - с. 77. Эти инициативы, в частности, были представлены общественности в апреле 2006 года на общественных слушаниях «О стратегии преодоления бедности в России», организованных Комиссией по вопросам социального развития. На слушаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с общественными организациями в выработке совместной стратегии преодоления бедности, нищеты и отчужденияСМИ о благотворительности 27.04.2006.- Инфоблаго.ру . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.infoblago.ru/events/pub/press/article.wbp?article-id=1781D494-BEF6-4A86-B628-55C89221A119, дата посещения 14.04.2009. А в июле 2006 года была создана и начала действовать рабочая группа по созданию единой системы социальных стандартов качества жизни. В феврале 2007 года она представила первый проект системы социальных стандартов качества жизни. В сентябре 2006 года из Общественной палаты Российской Федерации первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву было направлено обращение по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников интернатных учреждений Обращение Комиссии Общественной палаты по социальному развитию об ускоренном порядке согласования основных законодательных и подзаконных актов, устанавливающих правовые основы социального патроната неблагополучных семей и патронатного устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации

Д.А. МЕДВЕДЕВУ сентябрь 2006 . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/publications/documents/resolutions/2320, дата посещения 11.04.2009. Позже была достигнута договоренность об учете предложений Общественной палаты при реализации приоритетного проекта «Доступное жилье».

В марте 2007 года члены Общественной палаты приняли участие в совещании с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым по проблематике места человеческого капитала в стратегии национального развития. Помимо этого, Палата постоянно обращалась по собственному почину к проблемам пенсионного обеспечения граждан России, обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, обеспечения социального здоровья населения.

Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития в июне 2007 года провела общественные слушания на тему «Законодательные инициативы в сфере семейного устройства детей сирот и профилактики социального сиротства» Рекомендации Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа www.ombudsmandeti.ru/upload/doc/14679.doc, дата посещения 14.04.2009.

В мае 2006 года и апреле 2007 года под эгидой Общественной палаты проведены второй и третий всероссийские форумы «Здоровье нации - основа процветания России». В сентябре 2006 года на пленарном заседании Палата выдвинула ряд инициатив, направленных на улучшение деятельности системы здравоохранения По мнению Общественной палаты РФ Стратегически важным для системы здравоохранения являются:

- формирование новой законодательной базы, которая бы соответствовала общепринятым междуна-родным правовым стандартам, а также обеспечивала полное финансовое обеспечение Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;увеличение государственных расходов на здравоохранение до уровня 6% от ВВП; разработка
- Концепции развития здравоохранения на 10-15 лет и единого экономического плана развития ресурсной базы здравоохранения России с учетом геополитических, климато-географических и
стратегических интересов Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.