реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственная политика в области образования в Российской Федерации

Комитет Государственной Думы по образованию и науке

РЕШЕНИЕ О ПРИОРИТЕТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 г. в час-ти финансирования расходов на образование, Комитет отмечает важность проводимой Пра-вительством России работы по реализации Концепции модернизации российского образова-ния, а также оптимизации бюджетных расходов.

Однако меры по оптимизации расходов при подготовке проекта бюджета 2004 г. не должны рассматриваться только как инструмент экономии бюджетных расходов, особен-но -- в системе образования. Напротив, бюджетные расходы на образование в 2004 г. должны быть существенно увеличены, поскольку сохранение нынешнего уровня зарплаты работников образования и финансирования расходов на развитие материально-технической базы образования неизбежно приведет к деградации всей системы образования.

Наряду с увеличением бюджетного финансирования следует восстановить с 2004 г. налоговые льготы, стимулирующие внебюджетное финансирование образовательных уч-реждений.

Комитет считает, что основными приоритетами бюджета 2004 г. в сфере образования должны стать:

-- увеличение зарплаты педагогических работников;

-- увеличение расходов на приобретение учебного оборудования;

-- увеличение расходов на развитие информационной базы образования;

-- увеличение расходов на ремонт общежитий.

Кроме этого, в бюджете 2004 г. следует предусмотреть дополнительные расходы на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных суб-сидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образо-вания, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы

Исходя из этого, Комитет решил:

1. Важнейшей задачей бюджета 2004 г. должно стать реальное повышение заработной пла-ты работников бюджетной сферы и переход к отраслевым системам оплаты труда. При этом размер средней заработной платы в сфере образования должен быть увеличен в 1,5 раза по сравнению с проиндексированным с 1 октября 2003 г (по сравнению с нынешним -- в 2 paза). Это позволит увеличить размер средней ставки профессорско-преподавательского со-става вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешним -- в 2,6 раза), для преподавателей начального и среднего профессионального образования -- с 1300 руб. до 2800 руб. (по сравнению с нынешним -- в 2,15 раза), для учителей -- с 1300 руб. до 2450 руб. (по сравнению с нынешним -- в 1,88 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно увеличить расходы федерального бюджета на 29 млрд. руб.

Необходимо также увеличить расходы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб., что позволит увеличить контрольные цифры приема слушателей на 11 тыс. человек.

2. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем бюджетных средств на приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники, на 5000,0 млн. руб., что позволит удовлетворить более 50% потребности в лабораторном оборудовании, а так-же ускорить темпы компьютеризации высшей школы

3. Должны быть увеличены ассигнования на совершенствование информационной базы образования:

3.1. Для обеспечения доступа студентов в Интернет (по статье «связь») дополнительно по-требуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к сети Интернет и их работу с неограниченным временем доступа

3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литерату-рой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет).

3.3. Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций субъектам Российской Федерации в рамках федерального фонда помощи бюджетам других уровней в сумме 2200,0 млн. руб., что позволит (при сохранении финансирования) обеспечить общеобразовательные школы комплектами учеб-ников на нормативный срок их использования (4 года).

4. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем ассигнований на капитальный ремонт студенческих общежитий и зданий в аварийном состоянии на 5000,0 млн. руб., что позволит восстановить около 200 тыс. мест (в общежитиях проживает около 600 тыс. студентов вузов, всего нуждающихся в общежитиях -- 700 тыс. человек).

5. Для введения с 1 сентября 2004 г системы государственных возвратных субсидии для студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений предусмот-реть средства в сумме 1300,0 млн. руб., что позволит выделить около 70 тыс. субсидий.

6. Необходимо увеличить финансирование федеральных целевых программ:

6.1. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос-сийском обществе» (2001-2005 гг.) с 25 млн. руб. в 2003 г до 45 млн. руб. в 2004 г. как про-граммы, имеющей особое значение в условиях социальной напряженности и роста экстре-мистских проявлений в молодежной среде.

6.2. «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.) в объеме паспорта программы на 2004 г., в том числе для продолжения компьютеризации сельских и городских общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования.

6.3. «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содей-ствие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов).

7. Для повышения эффективности адресной социальной поддержки преподавателей и сту-дентов необходимо:

7.1. Обеспечить финансирование ипотечной программы кредитования жилья для работни-ков сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (потребность со-ставляет 300,0 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью свы-ше 120 тыс. кв. м.

7.2. Увеличить объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се-мей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с 500 млн. руб. до 1500,0 млн. руб., что позволит обеспечить жильем дополнительно 6,5 тыс. молодых семей (в 2003 г обеспечивается 3,5 тыс. молодых семей).

7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно потребует-ся 3500,0 млн. руб.).

7.4. Увеличить дополнительно бюджетные ассигнования в размере до 15% от стипендиаль-ного фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся очной формы обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования (на эти цели до-полнительно требуется 1100,0 млн. руб.).

7.5. Обеспечить финансирование расходов по содержанию санаториев-профилакториев, входящих в состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, в сумме 550,0 млн. руб.

8. Предложить Правительству Российской Федерации:

-- при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения,

-- ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности,

-- ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федера-ции за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере.

9. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Минфин, Минэкономразвития, Минобразования России и средства массовой информации.

Председатель Комитета А.В. Шишлов

Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год

Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ

п/п

Наименование

приоритетного направления

Руководитель рабочей

комиссии

Структурное подразделение,

ответственное за организацию робот

1.1.

Совершенствование управления образованием:

1.1.1. Развитие системы управления образовательными учреждениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

1.1.2. Привлечение общественных ресурсов для совершенствования управления образованием.

1.1.3. Развитие системы управления научно-образо-вательной деятельностью в системе профессионального образования.

Чепурных Е.Е.

Управление развития образования;

Департамент общего образования;

Управление развития и планирования научных исследований;

Управление региональной образовательной политики и инспектирования;

Управление высшего профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление начального профессионального образования.

1.2.

Федеральные экспериментальные площадки для апробации но-вой структуры и содержания общего образования:

1.2.1. Широкомасштабный эксперимент по структуре и содержанию общего образования.

1.2.2. Разработка и начало введения профильного обучение на третьей ступени общего образования, включая предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования.

1.2.3. Оптимизация сети образовательных учреждений общего и начального профессионального образования.

1.2.4. Апробация новой структуры и содержания профильной общеобразовательной подготовки в учреждениях НПО и СПО.

1.2.5. Авторские экспериментальные школы.

Болотов В.А.

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования.

1.3.

Модернизация структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда:

1.3.1. Развитие системы государственного задания на подго-товку специалистов с высшим профессиональным образованием, включая механизмы экономического стимулирования.

1.3.2. Обновление стандартов профессионального образова-ния по перспективным направлениям подготовки обучающихся (по уровням образования).

1.3.3. Федеральные экспериментальные площадки по созданию и апробации региональных моделей трудоустройства и адаптации выпускников образовательных учреждений профессионального образования к рынку труда в условиях государственных заданий.

Киселев А.Ф.

Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление начального профессионального образования;

Департамент общего образования;

Управление лицензирования, аттестации и аккредитации;

Управление дополнительного профессионального образования.

1.4.

Федеральные экспериментальные площадки для введения Единого государственного экзамена.

Болотов В.А.

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования.

1.5.

Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов государственно-общественной системы оценки качества образования:

1.5.1. Создание и апробация элементов государственно-обще-ственной системы оценки качества образования.

1.5.2. Совершенствование инструментария оценки качества образования.

Гребнев Л.С.

Управление лицензирования, аттестации и аккредитации;

Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;

Управление региональной образовательной политики и инспектирования.

1.6.

Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития материально-технической базы различных типов образовательных учреждений:

1.6.1. Оснащение специальных образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием.

1.6.2. Оснащение современным учебно-лабораторным и противопожарным оборудованием образовательных учреждений на-чального, среднего и высшего профессионального образования.

1.6.3. Развитие и совершенствование материальной инфраструктуры учебных корпусов и общежитий образовательных учреждений профессионального образования.

Балыхин Г.А.

Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;

Управление специального образования.

1.7.

Развитие профессионального образования в области высоких технологий и инновационной деятельности в образовательной сфере:

1.7.1. Развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности.

1.7.2. Повышение квалификации руководителей среднего и высшего звене образовательных учреждений профессиональ-ного образования в вопросах инновационной деятельности в образовательной сфере.

1.7.3. Развитие научной и учебно-лабораторной базы научно-педагогических коллективов, обеспечивающих эффективную подготовку кадров высшей квалификации в области высоких технологий.

1.7.4. Поддержка научно-исследовательской деятельности обу-чающихся в области высоких технологий и инновационной дея-тельности (по уровням профессионального образования).

1.7.5. Совершенствование системы федеральных предметных олимпиад.

Шленов Ю.В.

Управление развития и планирования научных исследований;

Управление научно-инновационной деятельности;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Департамент общего образования;

Управление дополнительного профессионального образования;

Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

1.8.

Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России:

1.8.1. Привлечение иностранных учащихся путем создания системы центров, проведения выставок совершенствования разъяснительной и пропагандистской работы.

1.8.2. Повышение квалификации специалистов вузов в области экспорта образовательных услуг.

Банцекин Н.Б.

Управление международного образования и сотрудничества.

1.9.

Развитие и совершенствование механизмов финансирования образования:

1.9.1. Реализация второго этапа эксперимента по ГИФО; разработка механизмов возвратных субсидий.

1.9.2. Организация по согласованию с субъектами Российской Федерации эксперимента по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе спе-циальных форм финансирования образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.9.3. Создание системы выявления и обеспечения потребности образовательных учреждений Минобразования России в ком-мунальных услугах (в денежной и натуральной форме).

1.9.4. Создание системы организационного обеспечения ипотечного кредитования жилья для работников системы образования.

Балыхин Г.А.

Управление экономики;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Управление региональной образовательной политики и инспектирования;

Департамент общего образования.

1.10.

Развитие системы педагогического образования, повышение ква-лификации и переподготовка кадров для системы образования:

1.10.1. Совершенствование системы высшего и дополнительно-го профессионального (педагогического) образования.

1.10.2. Развитие материально-технической базы образователь-ных учреждений педагогического образования.

Болотов В.А.

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования.

1.11.

Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, расширение до-ступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.11.1. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в общем образовании, включая образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.11.2. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании.

1.11.3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему профессионального образования.

Чепурных Е.Е.

Управление специального образования;

Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессиональ-ного образования;

Управление высшего профессионального образования;

Департамент общего образования.

1.12.

Развитие системы воспитательной деятельности в образова-тельных учреждениях:

1.12.1. Поставка библиотекам исторической, художественно-пат-риотической и энциклопедической литературы для системы об-щего образования.

1.12.2. Поддержка всероссийских культурных инициатив сту-дентов.

1.12.3 Поддержка Всероссийского конкурса учреждений допол-нительного образования детей и молодёжи.

Чепурных Е.Е.

Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи;

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования:

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования

1.13.

Совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании -- реализации приоритетных направлений об-разовательной политики России на современном этапе.

Чепурных Е.Е.

Управление правового обеспечения;

Заинтересованные структурные подразделения министерства.

1.14.

Организационно-методическое обеспечение распространения результатов образовательных проектов и программ в интере-сах развитии образования:

1.14.1 Проекты, реализованные или инициированные междуна-родными организациями.

1.14.2. Проекты, реализованные российскими организациями.

1.14.3. Проекты, реализованные в рамках Федеральной про-граммы развития образования.

Чепурных Е.Е.

Управление развития образования;

Управление международного образования и сотрудничества;

Управление развития планирования научных исследований.

1.15.

Информационное и социологическое сопровождение модернизации российского образования:

1.15.1. Информационное сопровождение.

1.15.2. Социологическое сопровождение.

1.15.3. Совершенствование статистики образования.

Чепурных ЕЕ.

Управление развития образования;

Заинтересованные структурные подразделения министерства

Раздел II. Методическое, информационно-техническое

и организационное обеспечение реализации Программы

2.1.

Разработке и реализация методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы.

Чепурных ЕЕ.

Управление развития образования.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РЕШЕНИЕ О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Обсудив вопрос «О ходе эксперимента по реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы» по докладу Министерства образования Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по образованию и науке принял решение:

1. Рекомендовать Министерству образования РФ и органам управления образованием субъектов Федерации и муниципальных образований:

- при реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в части проведения в 2002-2001 гг. эксперимента no рecтруктуризации сети общеобразовательных учреждений не допускать сокращения численности начальных школ;

- Обеспечивать соблюдение нормы п.5 статьи 34 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которой ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населённых пунктов, обслужива-емых данным учреждением.

2. Рекомендовать Министерству образования РФ:

- совместно с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации продолжить работу по повышению доступности и качества образо-вания учащихся сельских школ;

- ежегодно публиковать доклад «О ходе реструктуризации сети сельской школы»;

- продолжить работу по обеспечению сельских школ России компьютерной техникой, программными материалами, комплектами учебной и учебно-методической литературы, спортивного инвентаря и оборудования, учебным оборудованием за счёт средств феде-ральных целевых программ;

- внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с уче-том появления новых видов образовательных учреждений, расположенных в сельской ме-стности (социокультурные комплексы, образовательные ассоциации и др.);

- при организации широкомасштабных экспериментов уделять особое внимание воз-можным социальные рискам для образовательных учреждений, расположенных в сель-ской местности:

- предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. дополни-тельные целевые средства в рамках федеральных целевых программ для поддержки и развития сельской школы, в том числе на приобретение учебной и методической литерату-ры, учебного оборудования, компьютеризацию, а также инвестиции на капитальное строительство;

- рассмотреть вопрос о целесообразности разработки законопроекта о развитии образо-вания в сельской местности или внесения соответствующих поправок в действующее законодательство с целью укрепления материально-технической базы сельских школ, стабилизации и закрепления на селе педагогических кадров, обеспечения школ учебно-методической литературой и учебным оборудованием, уточнения типологии образовательных учреждений.

3. Рассмотреть вопрос о необходимости создания и реализации отраслевой и регио-нальных программ «Сельский учитель», в том числе в рамках Федеральной программы развития образования на 2001-2005 гг.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития сельской школы.

Председатель Комитета А.В. Шишлов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.