| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Государственная политика в области образования в Российской ФедерацииКомитет Государственной Думы по образованию и науке РЕШЕНИЕ О ПРИОРИТЕТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 г. в час-ти финансирования расходов на образование, Комитет отмечает важность проводимой Пра-вительством России работы по реализации Концепции модернизации российского образова-ния, а также оптимизации бюджетных расходов. Однако меры по оптимизации расходов при подготовке проекта бюджета 2004 г. не должны рассматриваться только как инструмент экономии бюджетных расходов, особен-но -- в системе образования. Напротив, бюджетные расходы на образование в 2004 г. должны быть существенно увеличены, поскольку сохранение нынешнего уровня зарплаты работников образования и финансирования расходов на развитие материально-технической базы образования неизбежно приведет к деградации всей системы образования. Наряду с увеличением бюджетного финансирования следует восстановить с 2004 г. налоговые льготы, стимулирующие внебюджетное финансирование образовательных уч-реждений. Комитет считает, что основными приоритетами бюджета 2004 г. в сфере образования должны стать: -- увеличение зарплаты педагогических работников; -- увеличение расходов на приобретение учебного оборудования; -- увеличение расходов на развитие информационной базы образования; -- увеличение расходов на ремонт общежитий. Кроме этого, в бюджете 2004 г. следует предусмотреть дополнительные расходы на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных суб-сидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образо-вания, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы Исходя из этого, Комитет решил: 1. Важнейшей задачей бюджета 2004 г. должно стать реальное повышение заработной пла-ты работников бюджетной сферы и переход к отраслевым системам оплаты труда. При этом размер средней заработной платы в сфере образования должен быть увеличен в 1,5 раза по сравнению с проиндексированным с 1 октября 2003 г (по сравнению с нынешним -- в 2 paза). Это позволит увеличить размер средней ставки профессорско-преподавательского со-става вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешним -- в 2,6 раза), для преподавателей начального и среднего профессионального образования -- с 1300 руб. до 2800 руб. (по сравнению с нынешним -- в 2,15 раза), для учителей -- с 1300 руб. до 2450 руб. (по сравнению с нынешним -- в 1,88 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно увеличить расходы федерального бюджета на 29 млрд. руб. Необходимо также увеличить расходы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб., что позволит увеличить контрольные цифры приема слушателей на 11 тыс. человек. 2. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем бюджетных средств на приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники, на 5000,0 млн. руб., что позволит удовлетворить более 50% потребности в лабораторном оборудовании, а так-же ускорить темпы компьютеризации высшей школы 3. Должны быть увеличены ассигнования на совершенствование информационной базы образования: 3.1. Для обеспечения доступа студентов в Интернет (по статье «связь») дополнительно по-требуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к сети Интернет и их работу с неограниченным временем доступа 3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литерату-рой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет). 3.3. Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций субъектам Российской Федерации в рамках федерального фонда помощи бюджетам других уровней в сумме 2200,0 млн. руб., что позволит (при сохранении финансирования) обеспечить общеобразовательные школы комплектами учеб-ников на нормативный срок их использования (4 года). 4. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем ассигнований на капитальный ремонт студенческих общежитий и зданий в аварийном состоянии на 5000,0 млн. руб., что позволит восстановить около 200 тыс. мест (в общежитиях проживает около 600 тыс. студентов вузов, всего нуждающихся в общежитиях -- 700 тыс. человек). 5. Для введения с 1 сентября 2004 г системы государственных возвратных субсидии для студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений предусмот-реть средства в сумме 1300,0 млн. руб., что позволит выделить около 70 тыс. субсидий. 6. Необходимо увеличить финансирование федеральных целевых программ: 6.1. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос-сийском обществе» (2001-2005 гг.) с 25 млн. руб. в 2003 г до 45 млн. руб. в 2004 г. как про-граммы, имеющей особое значение в условиях социальной напряженности и роста экстре-мистских проявлений в молодежной среде. 6.2. «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.) в объеме паспорта программы на 2004 г., в том числе для продолжения компьютеризации сельских и городских общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования. 6.3. «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содей-ствие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов). 7. Для повышения эффективности адресной социальной поддержки преподавателей и сту-дентов необходимо: 7.1. Обеспечить финансирование ипотечной программы кредитования жилья для работни-ков сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (потребность со-ставляет 300,0 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью свы-ше 120 тыс. кв. м. 7.2. Увеличить объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се-мей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с 500 млн. руб. до 1500,0 млн. руб., что позволит обеспечить жильем дополнительно 6,5 тыс. молодых семей (в 2003 г обеспечивается 3,5 тыс. молодых семей). 7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно потребует-ся 3500,0 млн. руб.). 7.4. Увеличить дополнительно бюджетные ассигнования в размере до 15% от стипендиаль-ного фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся очной формы обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования (на эти цели до-полнительно требуется 1100,0 млн. руб.). 7.5. Обеспечить финансирование расходов по содержанию санаториев-профилакториев, входящих в состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, в сумме 550,0 млн. руб. 8. Предложить Правительству Российской Федерации: -- при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения, -- ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности, -- ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федера-ции за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере. 9. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Минфин, Минэкономразвития, Минобразования России и средства массовой информации. Председатель Комитета А.В. Шишлов Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ
Раздел II. Методическое, информационно-техническое и организационное обеспечение реализации Программы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РЕШЕНИЕ О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫОбсудив вопрос «О ходе эксперимента по реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы» по докладу Министерства образования Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по образованию и науке принял решение:1. Рекомендовать Министерству образования РФ и органам управления образованием субъектов Федерации и муниципальных образований:- при реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в части проведения в 2002-2001 гг. эксперимента no рecтруктуризации сети общеобразовательных учреждений не допускать сокращения численности начальных школ;- Обеспечивать соблюдение нормы п.5 статьи 34 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которой ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населённых пунктов, обслужива-емых данным учреждением.2. Рекомендовать Министерству образования РФ:- совместно с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации продолжить работу по повышению доступности и качества образо-вания учащихся сельских школ;- ежегодно публиковать доклад «О ходе реструктуризации сети сельской школы»;- продолжить работу по обеспечению сельских школ России компьютерной техникой, программными материалами, комплектами учебной и учебно-методической литературы, спортивного инвентаря и оборудования, учебным оборудованием за счёт средств феде-ральных целевых программ;- внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с уче-том появления новых видов образовательных учреждений, расположенных в сельской ме-стности (социокультурные комплексы, образовательные ассоциации и др.);- при организации широкомасштабных экспериментов уделять особое внимание воз-можным социальные рискам для образовательных учреждений, расположенных в сель-ской местности:- предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. дополни-тельные целевые средства в рамках федеральных целевых программ для поддержки и развития сельской школы, в том числе на приобретение учебной и методической литерату-ры, учебного оборудования, компьютеризацию, а также инвестиции на капитальное строительство;- рассмотреть вопрос о целесообразности разработки законопроекта о развитии образо-вания в сельской местности или внесения соответствующих поправок в действующее законодательство с целью укрепления материально-технической базы сельских школ, стабилизации и закрепления на селе педагогических кадров, обеспечения школ учебно-методической литературой и учебным оборудованием, уточнения типологии образовательных учреждений.3. Рассмотреть вопрос о необходимости создания и реализации отраслевой и регио-нальных программ «Сельский учитель», в том числе в рамках Федеральной программы развития образования на 2001-2005 гг.4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития сельской школы.Председатель Комитета А.В. Шишлов |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|