| |||||
МЕНЮ
| Государственная политика в области образования в Российской ФедерацииСтаршеклассники получают возможность выбирать: учиться в профильных и универсальных (непрофильных) классах [21, 17]. Всех тревожит ситуация с учебниками: новому содержа-нию образования должны соответствовать и учебные пособия. Однако первый заместитель и.о. министра Виктор Болотов заме-тил, что в ближайшее время не планируется тотальная их замена. Да и как это сделать, когда новых учебников, соответству-ющих новому базисному учебному плану, попросту не существует в природе. Большинство учебников будет использовать-ся по-прежнему с рекомендаци-ями их авторов для работы по-новому плану [22, 2]. По этому поводу ректор института «Образовательная политика» Александр Адамский высказал следующее мнение: «Парадоксальная ситуация. Федеральный компонент стандарта министерство разрешает использовать, а новые программы и учебники еще только планирует разрабатывать. Таким образом, на деле «разрешение» школам организовывать переход на новый стандарт может превратиться в сигнал для органов управления: «Проверять работу школ на основе нового федерального компонента стандарта». И вместо основания для увеличения финансирования образования мы получим ужесточение бюрократических проверок» [22, 2]. Итак, подводя итог всего вышеизложенного можно говорить о том, что именно развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди ос-новных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспи-тания, гуманитаризацию и гуманизаци процесса образования, компьюте-ризацию процесса образования. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ. Сегодня в 64 регионах России проходят эксперименты по введению в школах ЕГЭ. По данным ВШЭ это позволит сэкономить около 1 миллиарда рублей бюджетных средств и примерно 10 миллиардов рублей средств граждан. В результате внедрения ЕГЭ в общефедеральном масштабе экономия достигнет 20 миллиардов в год без учета ликвидируемых «теневых» оборотов в сфере образования [11, 11]. Предполагается, что акценты должны сместиться на качество. Единый экзамен должен показать, где какое качество. В «Российской Федерации сегодня» приводится такой пример. Директор сельской школы из Ярославской области на правительственной комиссии рассказывал: «Когда стало известно, что в нашей школе выпускники из года в год успешнее сдают единый экзамен, ко мне ринулись школьники не только из окрестных деревень - из города. На 70 человек больше стало в школе. А на каждого учащегося у нас норматив. И эти деньги получила школа. Вот что делает хорошее качество работы учителя» [20, 55]. Действительно, несмотря на скандалы и споры по поводу введения ЕГЭ, спрос на него в регионах сумасшедший, а для некоторых элитных вузов Москвы и Санкт-Петербурга ЕГЭ совершенно неприемлем по известным причинам. Школьная оценка (выпускной экзамен) придает классно-урочной лестнице понятную, заманчивую, строго юридическую цель, а также стимул, динамику, азарт, интригу, а в финале блеск заветных корочек. Школа единого экзамена тем и сильна, что выдает одноименное свидетельство, оно же пропуск в вуз, о небесцельно прожитых годах за партой [10, 8]. Но существует и другая сторона: ЕГЭ не подразумевает учет особых успехов ученика в студийном, неакадемическом пространстве расписания, то есть творческих, исследовательских достижений, и направлен единый экзамен на развитие и совершенствование интеллектуальных способностей. Но здесь можно вспомнить о федеральном компоненте недавно утвержденного закона о Госстандарте, который предполагает кроме базового еще и профильный уровень. В.М. Филиппов в ответ на вопрос о правилах приема в профильные классы: «У каждого ученика будет «портфолио», индивидуальный учебный портфель достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению предметов» [9, 59]. Но предлагаемые реформаторами образования профильные школы не решают проблему чрезмерного «интеллектуализма» - они тоже предназначены для «теоретиков». И в планах «реструктуризации» сельских школ достижения юных животноводов и растениеводов оценивать не предполагается - всё сводится к Единому государственному экзамену, типичному тесту на общий интеллект. В данной главе мы обратим внимание на последствия введения в школах ЕГЭ. Это не будет попыткой заявить, что ЕГЭ российской школе не нужен, как мы выяснили у него масса достоинств. Наша цель: выявить детей склонных к практической и творческой деятельности и доказать необходимость разработки дополнительных критериев для оценки их учебной деятельности. Для данного исследования социальным педагогом гимназии №22 города Белгорода Лозовой Раисой Александровной мне было предложено провести подобную работу с 10 «А», 10 «Б», 10 «Г», 10 «Д». Наш выбор пал на эти классы не случайно: во-первых, в связи с низкой успеваемостью некоторых школьников, необходимо было провести диагностику их способностей; во-вторых, по той же причине возникла проблема профориентации некоторых учащихся; в- третьих, по мнению классных руководителей вышеупомянутых классов, многие ребята по складу своего ума не склонны к интеллектуальной, а значит они не способны будут в одиннадцатом классе сдать ЕГЭ. Таким образом, нашей основной задачей в данной исследовательской работе будет именно стремление доказать простую истину, что общеобразовательной школе нельзя работать только ради поступления ее подопечных в вузы. В первую очередь совместно с психологами школы мы провели в классах следующие тестовые методики: Методику «Матрица выбора профессии»; Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра; Тест Торренса; Тест на выявление способностей. В 10 «А» классе исследование проводилось с 26 учащимися, в 10 «Б» - 25, в 10 «Г» -29, в 10 «Д» - 28 человек. Как и предполагалось, по результатам тестов выяснилось, что интеллектуальными способностями обладают только 24,8%, то есть у 23 опрошенных, преобладание технических способностей выявлено у 12 детей (13%), артистические у 26 (28%), музыкальные у 9 детей (10%), спортивные у 12 детей (13%), литературные способности у 20 детей (21%), художественные способности у 16 десятиклассников (15,6%). На основании проведенного теста структуры интеллекта Р., мы выяснили, что в параллели десятых классов общими способностями оперировать словами как сигналами и символами, а также способностями к обобщению, анализу, синтезу, абстрагированию обладают только дети с интеллектуальными и литературными способностями, то есть 43 из 108 десятиклассников ( 45,8%). Остальным детям будет очень сложно сдать ЕГЭ и получить возможность обучаться в вузе. Кроме того, стрессовая ситуация, искусственно созданная, и предполагающая большую ответственность за собственное будущее, может подорвать психику даже здорового ребенка. Для корректировки сложившейся ситуации необходимо обратить внимание на следующие моменты: § Исследования отечественных психологов показали, что интеллект, исследовательское поведение и творчество - разные свойства личности, которые по-разному развиваются и проявляются. В последние годы установлено (работы Егоровой), что интеллект, в процессе развития ребенка вторичен по сравнению с творческими способностями. Творчество в более младшем возрасте способствует интеллекту в старшем. Это позволяет сделать вывод, что необходимо несколько изменить содержание образования, прежде всего начать с начальной школы. То есть, в младших классах необходимо поощрять именно развитие творчества, а «теоретические основы наук» оставить старшеклассникам. Стремление к чрезмерной «научности» преподавания в начальной школе в ущерб творческим работам приводит к снижению интеллектуальных показателей в более старшем возрасте. Приведем пример гонки в начальной школе за количественными показателями «успешности обучения» - высокий темп уроков, чтение «на скорость» и т. п. «Быстрое» чтение очень легко становиться чтением без понимания - привычный способ обработки информации без ее реального осознанного восприятия, что успешно закрепляется в последующих классах модным, не внедряемыми без проверки и обоснования информационными образовательными технологиями. Как выяснилось, у детей подвергшихся исследованию и показавших творческие способности были проблемы с обучением в начальных классах.. Но, надо сказать, что это должно быть причиной «клеймования» ребенка как глупого он просто требует дополнительной работы с ним. § В современной школе практически отсутствует ориентация на развитие творческих способностей и исследовательского поведения. Из документов по модернизации российского образования, появившихся за последние годы можно сделать вывод, что у наших школьников только одна способность - интеллектуальная, и речь идет лишь о совершенствовании ее развития и оценивания. В гимназии не представлена работа с одаренными детьми, как, например в гимназиях №38 (математическая и естественно научная специализация ) и №22 (гуманитарные предметы). Похоже, что в школе § Перестройка привела к резкому сокращению кружков и станций юных техников. То есть, фактически сворачивается база подготовки будущих инженеров и конструкторов, которые никогда не относились к сверхинтеллектуальным «теоретикам». Обратим также внимание на то, что подобные организации в городе не созданы, а если они где-то и есть, то их материально-техническая база не может удовлетворить потребности современного юного, например, инженера. В школе совершенно отсутствует подобные кружки, и дети стремятся найти что-нибудь интересное за ее стенами. § Предлагаемые реформаторами образования профильные школы не решают проблему чрезмерного «интеллектуализма» - они предназначены для «теоретиков». В современной российской системе образования остро нахватает «реальных училищ» и пропаганды их социальной значимости. ПТУ - это не издевательское «помоги тупице устроиться», а путь к самореализации для большинства, для людей, у которых преобладают их практические способности и таланты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение приведем слова академика РАО Александра Новикова: «Система образования по своей природе консервативна. Она не может и не должна «шарахаться» из стороны в сторону в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Ведь в конечном счете за весь ХХ век в школах всего мира появился один новый предмет - действительно объективно необходимый - информатика. И педагогический корпус системы народного образования, обладая здравым консерватизмом, зачастую вместе с общественностью, с экономическими и другими структурами, когда сознательно, когда неосознанно блокирует большинство «реформ». В российском образовании многое надо менять, но менять не столько в содержательном плане, сколько в организационном. Причем менять не спонтанно, а взвешенно» [2, 41]. Острой является также вышеупомянутая проблема финансирования образования в России. На наш взгляд, сейчас даже реальное увеличение финансирования образования в 2-3 раза уже не может поднять престиж профессии до прежнего уровня, хотя и позволит существенно улучшить материальное положение педагогов. Не произойдет и резкого притока молодежи. Здесь действительно нужна продуманная государственная программа привлечения молодых кадров в эту сферу, причем необходимо комплексное решение вопроса, начиная с хорошей зарплаты и заканчивая обеспечением жильем и достойной пенсией. Необходимо также повысить авторитет и общественный статус педагогического работника. Школьные реформы должны, прежде всего, отвечать определенным целям в образовании. Например, реализовать конституционное право граждан на качественное образование, независимо от места проживания, дать гарантии общедоступности и бесплатности школьного образования, кардинальным образом улучшить систему финансирования и т.д. Проводить же реформы ради реформ, чтобы к следующему юбилею выдвинуть лозунг «250 лет борьбы и побед», как это было к 200-летию Министерства образования, нецелесообразно. В целом по исследованию нами были сделаны следующие выводы: § в РФ сегодня создана прочная, актуальная нормативно-правовая база для осуществления политики в области образования основой, для которой является закрепленные Конституцией РФ гарантии; § принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением; § развитие науки и связанных с ней технологий производства требует реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди ос-новных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспи-тания, гуманитаризацию и гуманизаци процесса образования, компьюте-ризацию процесса образования; § Федеральная Программа развития образования является одним из основных инструментов практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее; § прежде чем приступать к введению в школах России ЕГЭ, необходимо провести полный объективный анализ всех последствий данной реформы. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБарометр нашей жизни // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 17 сентября. С. 7; - 2003. - 19 октября. - С. 25, 52.Вагиков В. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 2 января. - С. 39-41.Вести // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 15 августа. - С. 20-21, 23.В Министерстве образования РФ // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 261-267.Волгин Н.А. Социальная политика. - М., 2003.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1999.Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. - М., 1998.Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).Загорский В. ЕГЭ: путь к всеобщему усредненному // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 9 мая. - С. 58-60.Зверев А. Образование - это услуга или товар? // Народное образование. - 2003. - № 7. - С. 82-88.Кирилова С. Формула черных дыр // Российская газета. - 2004. - 24 марта. - С. 11.Калугин М. Курс на нищего учителя? // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 6 марта. - № 59. - С. 25.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. - СПб., 2003.Мысляков С. «Мильон терзаний» выпускника // Российская газета. - 2004. - 26 марта. - № 61. - С. 27.О приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 год в части финансирования расходов на образование // Народное образование. - 2003. - № 7. - С. 247-249.Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 9 мая. - С. 58-60.Подласый И. Какая школа нужна России? // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 89-95.Федеральная программа развития образования // официальные документы в образовании. - 2000. - № 8. - С. 21-28.Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х - начало 90-х гг.). - Омск, 1995.Филиппов В.М. «Мы расходуем на образование больше, чем на оборону» // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 20 октября. - С. 54-55.Шишлов А.В. Долгий путь к закону // Народное образование. - 2003. - № 7. - С. 9-15.Шиц М. Стандартные парадоксы // Российская газета. - 2004. - 10 марта. - № 47. - С. 2.Приложение ДОКУМЕНТЫ ООН О ДЕТЯХ, ЖЕНЩИНАХ И ОБРАЗОВАНИИ. - М., 1995 IV. Цели и политика в области образования 10. В каждой стране должны быть приняты в необходимом объеме соответствующие меры для определения общей полити-ки в области образования, совместимой с перечисленными вы-ше руководящими принципами, с привлечением всех имею-щихся людских или иных ресурсов. При этом соответствующие органы должны принимать во внимание влияние на положение учителей следующих принципов и целей: a) основным правом каждого ребенка является самое полное его обеспечение возможностями образования. Необходимое внимание должно уделяться детям, требующим специального педагогического подхода; b) все возможности должны быть предоставлены на равной основе каждому человеку для реализации его права на по-лучение образования без всякой дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, религии, политических взглядов, на-ционального или социального происхождения и эконо-мического положения; c) поскольку образование является делом первостепенной важности для общества, ответственность за него должна ло-житься на государство, которое обязано обеспечить доста-точную сеть школ, бесплатное образование в них и материаль-ную помощь нуждающимся учащимся; вышесказанное не следует толковать ни как посягательство на свободу родителей или законных опекунов посылать детей в негосударственные школы, ни как нарушение свободы отдельных лиц или органи-заций создавать учебные заведения, отвечающие минимальным педагогическим нормам, установленным или одобренным госу-дарством, и руководить этими учебными заведениями; d) так как образование является существенным фактором экономического развития, планирование образования должно быть неотъемлемой частью общего планирования экономи-ческого и социального развития, имеющего целью улучшение условий жизни; e) поскольку образование представляет собой непрерывный процесс, тесная связь между различными категориями учителей может способствовать повышению качества обучения всех учащихся и улучшению положения учителей; f) необходимо обеспечить свободный доступ к гибкой сис-теме школ, должным образом взаимосвязанных, с тем чтобы ничто не могло ограничить возможности для каждого ребенка получать образование любого типа и уровня; g) в качестве задачи развития образования ни одно государ-ство не должно удовлетворяться одним количественным рос-том, но должно также стремиться повысить его качество; h) в области образования необходимо как долгосрочное, так и краткосрочное планирование и программирование; эффек-тивное включение сегодняшних учащихся в жизнь общества будет зависеть больше от будущих потребностей, чем от ны-нешних; i) всякое планирование в области образования должно включать на каждом этапе своевременное принятие мер для подготовки и профессионального усовершенствования доста-точного числа национальных кадров учителей, полностью компетентных и квалифицированных, знающих жизнь своего наро-да и способных вести обучение на его родном языке; j) первостепенное значение имеют координированные сис-тематические и непрерывные исследования и мероприятия в области подготовки и профессионального усовершенствования учителей, включая сотрудничество между исследователями на международном уровне и обмен результатами этих исследова-ний; к) необходимо обеспечивать тесное сотрудничество между соответствующими органами, организациями учителей, работо-дателей и трудящихся, родительскими организациями, культур-но-просветительными организациями и научно-исследователь-скими учреждениями для определения политики в области образования и ее конкретных задач; l) поскольку достижение целей и задач образования зависит в значительной степени от выделяемых финансовых средств, в национальных бюджетах всех стран следует предусматривать в приоритетном порядке необходимую долю национального дохо-да на развитие образования. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИУтверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 Министерство образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные министерству: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке; Федеральное агентство по образованию. Преобразовать Министерство образования РФ в Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|