реферат бесплатно, курсовые работы
 

Жизненные ценности выпускников

жанров). При этом, по мнению экспертов-киноведов Я. Б. Иоскевича и С. Л.

Шолохова, среди этих фильмов не было ни одного, отличающегося высокой

художественно-эстетической ценностью, и только 5% обладали «определенными

художественными достоинствами». Следует отметить, что число видеосалонов в

Ленинграде в конце 80-х годов достигало 1 тыс. С начала 90-х годов типичный

репертуар видеосалонов распространился и на экраны кинотеатров. По данным

А. Т. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца

1991 г. более чем на 80% состоит из зарубежных фильмов указанных жанров

(боевики, эротика, ужасы, карате). В 1994 г. это число превысило 90%. Среди

отечественных фильмов преобладает подражание тем же западным образцам.[8]

На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и

эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и

кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные

малохудожественные фильмы.

С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное

насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию

современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые

составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно,

преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых

западных странах общественностью созданы организации типа Международной

коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются

всевозможные возрастные ограничения. В российском обществе против подобных

негативных явлений пока выступают только отдельные высокодуховные и истинно

культурные люди, такие как Патриарх всея Руси Алексий II; митрополит Санкт-

Петербургский и Ладожский Иоанн, академик Д.С.Лихачев; директор Пушкинского

дома проф. Н.Н.Скатов.

Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от

старших младшим: передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т.е. именно

как процесс подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя,

должно быть похожим на своих родителей, - ответственность за его результаты

берут на себя взрослые - родители, воспитатели, учителя с их постоянным

контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в

двойственном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости

суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и

исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального

инфантилизма.

К счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух

противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление

перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм,

часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния

родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных

неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие

запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так у

каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные

формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”.

Социально-психологический негативизм - обратная сторона конформизма.

Это способ самоутверждения в мире, доказательство самостоятельности “от

противного”. Хотя многие неформальные группы объединяются на основе общих

интересов, последние выступают не в своей действительной сути, а в

иллюзорной или извращённой форме. Интерес в этом случае отражает стремление

личности упрочить или повысить свой личный статус, престиж. Он носит скорее

символический характер, так как происходит лишь частичное, внешнее усвоение

того, что лежит в основе данного интереса. Принцип, на основе которого

группа консолидируется, - противопоставление возникающего группового “мы”

обществу взрослых людей и их ценностям. Однако неформальные группы

выполняют функции удовлетворения потребностей и интересов, которые по

разным причинам не реализованы в других общностях - семье, школе,

творческой студии. Вступление в неформальную группу для многих молодых

людей обозначает реальный путь изменить свою жизнь, возможность на что-то

влиять своей собственной активностью, сделать что-то по собственному

желанию, а не по указке старших, способ самоактуализации. Правда, в

большинстве случаев противопоставление себя старшим представляет собой не

сущностную, а скорее словесную и поведенческую непримиримость, ведь каждое

отрицание определяется не столько тем, как, а что оно отрицает. Поэтому в

оценке различных сторон молодёжного сознания и поведения следует исходить

не из внешних, специфических возрастных признаков, а из общего социального

контекста.

В нашем обществе есть причины, которые благоприятствуют или

обусловливают воспроизводство и существование отрицательных явлений. К

таким причинам относятся слабая идейно-воспитательная работа в семье,

школе, общественных организациях, трудовом коллективе, недостатки в

планировании и организации труда, его оплате, нарушение принципов

социальной справедливости, бюрократизм и формализм в решении некоторых

вопросов. При столкновении с такими недостатками у отдельных групп и

конкретных личностей может возникнуть значительное расхождение интересов,

оценок, ценностей и их критериев. При этом социально-психологическое

содержание тех или иных оценок тяготеет к интересам и ценностям группового,

профессионального, семейного характера, проявляясь в форме определённых

установок и стереотипов.

Работа с неформальными молодёжными объединениями не должна быть

основана на запрете. Более эффективный с психологической точки зрения метод

- путь “отрицания отрицания”, т.е. не запрет группы, а сохранение её формы

существования, интересов, но с изменением её целей, содержания и

направленности деятельности.

В настоящее время главным критерием работы с молодёжью становится то,

как она готова и умеет принимать решения, брать на себя ответственность.

Человеку очень важно, чтобы его судьба была результатом его собственных

действий. Многое в этом процессе упускается, если воспитание сводится к

назидательным монологам.

Глава 2.

Жизненные планы, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

И МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК МОЛОДЕЖИ.(

Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и

эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не

та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со

всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от

традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько

справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они

справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян.

Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%)

есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим

не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем

заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы,

приведенные в рисунке 1.

Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи.

|жизненные цели |% ответивших |

|иметь хорошую семью |11,3 |

|получить хорошее образование |13,9 |

|устроиться на хорошую работу |12,0 |

|иметь свою квартиру |6,3 |

|заработать много денег |3,4 |

|обеспечить будущее детям |6,9 |

|открыть свой бизнес |2,0 |

|жить в достатке |9,6 |

|приобрести дорогие вещи |21,3 |

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-

нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально,

практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный,

уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в

таблицах 2 и 3.

Таблица 2.

К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

|Сферы |Уже |Пока не |Хотели бы, |В их |Итого|

|достижения |добили|добились, но|но вряд ли |жизненных | |

|успехов |сь |считают, что|уже смогут |планах | |

| | |им это еще |добиться |этого не | |

| | |по силам |этого |было | |

|Получить |33,4 |48,2 |11,4 |7,0 |100 |

|хорошее | | | | | |

|образование | | | | | |

|Получить |15,5 |59,5 |19,4 |5,6 |100 |

|престижную | | | | | |

|работу | | | | | |

|Создать |27,8 |59,9 |6,9 |5,4 |100 |

|прочную, | | | | | |

|счастливую | | | | | |

|семью | | | | | |

|Создать |5,9 |28,3 |26,3 |39,5 |100 |

|собственный | | | | | |

|бизнес | | | | | |

|Стать богатым |2,0 |40,4 |37,8 |19,8 |100 |

|человеком | | | | | |

|Заниматься |27,7 |55,6 |13,2 |3,5 |100 |

|любимым делом | | | | | |

|Стать |1,6 |13,3 |11,4 |73,7 |100 |

|знаменитым, | | | | | |

|чтобы привлечь | | | | | |

|внимание людей | | | | | |

|Побывать в |7,6 |49,4 |34,5 |8,5 |100 |

|разных странах | | | | | |

|мира | | | | | |

Таблица 3.

К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение,

%

|Сферы достижения |Уже |Пока не |Хотели бы,|В их |Итог|

|успехов |добили|добились, |но вряд ли|жизненных |о |

| |сь |но |уже смогут|планах | |

| | |считают, |добиться |этого не | |

| | |что им это|этого |было | |

| | |еще по | | | |

| | |силам | | | |

|Получить хорошее |54,0 |5,9 |27,1 |13,0 |100 |

|образование | | | | | |

|Получить престижную |28,2 |15,8 |38,2 |17,8 |100 |

|работу | | | | | |

|Создать прочную, |63,6 |12,9 |19,9 |3,6 |100 |

|счастливую семью | | | | | |

|Создать собственный |9,3 |9,0 |12,9 |68,8 |100 |

|бизнес | | | | | |

|Стать богатым |3,1 |17,1 |47,0 |32,8 |100 |

|человеком | | | | | |

|Заниматься любимым |42,1 |19,4 |34,9 |3,6 |100 |

|делом | | | | | |

|Стать знаменитым, |1,6 |3,6 |7,5 |87,3 |100 |

|чтобы привлечь | | | | | |

|внимание людей | | | | | |

|Побывать в разных |11,9 |19,1 |48,1 |20,9 |100 |

|странах мира | | | | | |

Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во

многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого

достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое

поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в

том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование

и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой

собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия:

меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей

или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и

политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых

результатов?

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть,

что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих

достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно

сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми

11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди

“неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а

большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя

и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных

планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни?

Как вытекает из данных, представленных на рисунке 18, больше всего молодежь

боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается

разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и

диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

Таблица 4.

Чего опасается сегодня российская молодежь.

|Опасения |% ответивших |

|невозможность получить образование |9,6 |

|остаться без средств существования |52,1 |

|преступность |38,2 |

|проблемы с устройством на работу |18,7 |

|потерять работу |19,8 |

|остаться без друзей |28,0 |

|не встретить любимого человека |9,9 |

|не суметь создать семью |13,6 |

|диктатура власти |19,4 |

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения.

Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для

молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им

психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности,

чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).

Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и

старшее поколение, %.

|Молодежь |Чувства |Старшее поколение |

|14,7 |Эмоциональный подъем, чувство бодрости|4,4 |

|32,4 |Обычный жизненный тонус, ровные |21,4 |

| |чувства | |

|18,7 |Состояние неуравновешенности, чувство |45,2 |

| |тревоги | |

|4,6 |Состояние безразличия, чувство апатии |8,0 |

|27,0 |Когда как |18,6 |

|2,6 |Затруднились ответить |2,4 |

|100 |Итого |100 |

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому

сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность

ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них

существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних

социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса

сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво

отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи

и старшего поколения.

Таблица 6. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %

|Молодое |Ценностные ориентации |Старшее |

|поколени| |поколение |

|е | | |

|64,9 |Мое материальное положение в настоящем и |40,5 |

| |будущем зависит прежде всего от меня | |

|35,1 |От меня мало что зависит — важно, какая |59,5 |

| |экономическая ситуация будет в стране | |

|49,4 |Для достижения успеха в жизни надо рисковать, |37,3 |

| |это дает шанс | |

|50,6 |В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но |62,7 |

| |зато надежно строить свою карьеру | |

|53,9 |Материальных успехов люди должны добиваться |46,0 |

| |сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут | |

| |бедно — это справедливо | |

|46,1 |Надо проявлять гуманность, те, кто материально |54,0 |

| |преуспел должны помогать и заботиться о тех, | |

| |кто не преуспел | |

|59,0 |Только на интересную работу стоит потратить |53,7 |

| |значительную часть жизни | |

|41,0 |Главное в работе — это сколько за нее платят |46,3 |

|32,4 |Надо стремиться иметь любые доходы, независимо |18,0 |

| |от того, как они получены | |

|67,6 |Человек должен иметь те доходы, которые |82,0 |

| |заработал честным путем | |

|70,5 |Свобода — то, без чего жизнь человека теряет |58,5 |

| |смысл | |

|29,5 |Главное в жизни — материальное благополучие, а |41,5 |

| |свобода второстепенна | |

|60,7 |Выделяться среди других и быть яркой |45,9 |

| |индивидуальностью лучше, чем жить как все | |

|39,3 |Жить как все, лучше, чем выделяться среди |54,1 |

| |других | |

|43,8 |Современный мир жесток, чтобы выжить и |24,2 |

| |преуспеть, необходимо драться за свое место в | |

| |нем, а то и переступить через некоторые нормы | |

| |морали | |

|56,2 |Я лучше не достигну материального благополучия |75,8 |

| |и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну | |

| |через свою совесть и моральные нормы | |

Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары) и

старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей

степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в

большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не

случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с

материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег,

жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был

ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью,

воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.