| |||||
МЕНЮ
| Жизненные ценности выпускниковжанров). При этом, по мнению экспертов-киноведов Я. Б. Иоскевича и С. Л. Шолохова, среди этих фильмов не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью, и только 5% обладали «определенными художественными достоинствами». Следует отметить, что число видеосалонов в Ленинграде в конце 80-х годов достигало 1 тыс. С начала 90-х годов типичный репертуар видеосалонов распространился и на экраны кинотеатров. По данным А. Т. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991 г. более чем на 80% состоит из зарубежных фильмов указанных жанров (боевики, эротика, ужасы, карате). В 1994 г. это число превысило 90%. Среди отечественных фильмов преобладает подражание тем же западным образцам.[8] На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы. С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения. В российском обществе против подобных негативных явлений пока выступают только отдельные высокодуховные и истинно культурные люди, такие как Патриарх всея Руси Алексий II; митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Иоанн, академик Д.С.Лихачев; директор Пушкинского дома проф. Н.Н.Скатов. Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим: передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т.е. именно как процесс подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, - ответственность за его результаты берут на себя взрослые - родители, воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойственном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма. К счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”. Социально-психологический негативизм - обратная сторона конформизма. Это способ самоутверждения в мире, доказательство самостоятельности “от противного”. Хотя многие неформальные группы объединяются на основе общих интересов, последние выступают не в своей действительной сути, а в иллюзорной или извращённой форме. Интерес в этом случае отражает стремление личности упрочить или повысить свой личный статус, престиж. Он носит скорее символический характер, так как происходит лишь частичное, внешнее усвоение того, что лежит в основе данного интереса. Принцип, на основе которого группа консолидируется, - противопоставление возникающего группового “мы” обществу взрослых людей и их ценностям. Однако неформальные группы выполняют функции удовлетворения потребностей и интересов, которые по разным причинам не реализованы в других общностях - семье, школе, творческой студии. Вступление в неформальную группу для многих молодых людей обозначает реальный путь изменить свою жизнь, возможность на что-то влиять своей собственной активностью, сделать что-то по собственному желанию, а не по указке старших, способ самоактуализации. Правда, в большинстве случаев противопоставление себя старшим представляет собой не сущностную, а скорее словесную и поведенческую непримиримость, ведь каждое отрицание определяется не столько тем, как, а что оно отрицает. Поэтому в оценке различных сторон молодёжного сознания и поведения следует исходить не из внешних, специфических возрастных признаков, а из общего социального контекста. В нашем обществе есть причины, которые благоприятствуют или обусловливают воспроизводство и существование отрицательных явлений. К таким причинам относятся слабая идейно-воспитательная работа в семье, школе, общественных организациях, трудовом коллективе, недостатки в планировании и организации труда, его оплате, нарушение принципов социальной справедливости, бюрократизм и формализм в решении некоторых вопросов. При столкновении с такими недостатками у отдельных групп и конкретных личностей может возникнуть значительное расхождение интересов, оценок, ценностей и их критериев. При этом социально-психологическое содержание тех или иных оценок тяготеет к интересам и ценностям группового, профессионального, семейного характера, проявляясь в форме определённых установок и стереотипов. Работа с неформальными молодёжными объединениями не должна быть основана на запрете. Более эффективный с психологической точки зрения метод - путь “отрицания отрицания”, т.е. не запрет группы, а сохранение её формы существования, интересов, но с изменением её целей, содержания и направленности деятельности. В настоящее время главным критерием работы с молодёжью становится то, как она готова и умеет принимать решения, брать на себя ответственность. Человеку очень важно, чтобы его судьба была результатом его собственных действий. Многое в этом процессе упускается, если воспитание сводится к назидательным монологам. Глава 2. Жизненные планы, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК МОЛОДЕЖИ.( Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян. Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1. Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи. |жизненные цели |% ответивших | |иметь хорошую семью |11,3 | |получить хорошее образование |13,9 | |устроиться на хорошую работу |12,0 | |иметь свою квартиру |6,3 | |заработать много денег |3,4 | |обеспечить будущее детям |6,9 | |открыть свой бизнес |2,0 | |жить в достатке |9,6 | |приобрести дорогие вещи |21,3 | Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно- нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3. Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, % |Сферы |Уже |Пока не |Хотели бы, |В их |Итого| |достижения |добили|добились, но|но вряд ли |жизненных | | |успехов |сь |считают, что|уже смогут |планах | | | | |им это еще |добиться |этого не | | | | |по силам |этого |было | | |Получить |33,4 |48,2 |11,4 |7,0 |100 | |хорошее | | | | | | |образование | | | | | | |Получить |15,5 |59,5 |19,4 |5,6 |100 | |престижную | | | | | | |работу | | | | | | |Создать |27,8 |59,9 |6,9 |5,4 |100 | |прочную, | | | | | | |счастливую | | | | | | |семью | | | | | | |Создать |5,9 |28,3 |26,3 |39,5 |100 | |собственный | | | | | | |бизнес | | | | | | |Стать богатым |2,0 |40,4 |37,8 |19,8 |100 | |человеком | | | | | | |Заниматься |27,7 |55,6 |13,2 |3,5 |100 | |любимым делом | | | | | | |Стать |1,6 |13,3 |11,4 |73,7 |100 | |знаменитым, | | | | | | |чтобы привлечь | | | | | | |внимание людей | | | | | | |Побывать в |7,6 |49,4 |34,5 |8,5 |100 | |разных странах | | | | | | |мира | | | | | | Таблица 3. К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, % |Сферы достижения |Уже |Пока не |Хотели бы,|В их |Итог| |успехов |добили|добились, |но вряд ли|жизненных |о | | |сь |но |уже смогут|планах | | | | |считают, |добиться |этого не | | | | |что им это|этого |было | | | | |еще по | | | | | | |силам | | | | |Получить хорошее |54,0 |5,9 |27,1 |13,0 |100 | |образование | | | | | | |Получить престижную |28,2 |15,8 |38,2 |17,8 |100 | |работу | | | | | | |Создать прочную, |63,6 |12,9 |19,9 |3,6 |100 | |счастливую семью | | | | | | |Создать собственный |9,3 |9,0 |12,9 |68,8 |100 | |бизнес | | | | | | |Стать богатым |3,1 |17,1 |47,0 |32,8 |100 | |человеком | | | | | | |Заниматься любимым |42,1 |19,4 |34,9 |3,6 |100 | |делом | | | | | | |Стать знаменитым, |1,6 |3,6 |7,5 |87,3 |100 | |чтобы привлечь | | | | | | |внимание людей | | | | | | |Побывать в разных |11,9 |19,1 |48,1 |20,9 |100 | |странах мира | | | | | | Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов? Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно. А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных на рисунке 18, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий. Таблица 4. Чего опасается сегодня российская молодежь. |Опасения |% ответивших | |невозможность получить образование |9,6 | |остаться без средств существования |52,1 | |преступность |38,2 | |проблемы с устройством на работу |18,7 | |потерять работу |19,8 | |остаться без друзей |28,0 | |не встретить любимого человека |9,9 | |не суметь создать семью |13,6 | |диктатура власти |19,4 | В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3). Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %. |Молодежь |Чувства |Старшее поколение | |14,7 |Эмоциональный подъем, чувство бодрости|4,4 | |32,4 |Обычный жизненный тонус, ровные |21,4 | | |чувства | | |18,7 |Состояние неуравновешенности, чувство |45,2 | | |тревоги | | |4,6 |Состояние безразличия, чувство апатии |8,0 | |27,0 |Когда как |18,6 | |2,6 |Затруднились ответить |2,4 | |100 |Итого |100 | Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения. Таблица 6. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, % |Молодое |Ценностные ориентации |Старшее | |поколени| |поколение | |е | | | |64,9 |Мое материальное положение в настоящем и |40,5 | | |будущем зависит прежде всего от меня | | |35,1 |От меня мало что зависит — важно, какая |59,5 | | |экономическая ситуация будет в стране | | |49,4 |Для достижения успеха в жизни надо рисковать, |37,3 | | |это дает шанс | | |50,6 |В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но |62,7 | | |зато надежно строить свою карьеру | | |53,9 |Материальных успехов люди должны добиваться |46,0 | | |сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут | | | |бедно — это справедливо | | |46,1 |Надо проявлять гуманность, те, кто материально |54,0 | | |преуспел должны помогать и заботиться о тех, | | | |кто не преуспел | | |59,0 |Только на интересную работу стоит потратить |53,7 | | |значительную часть жизни | | |41,0 |Главное в работе — это сколько за нее платят |46,3 | |32,4 |Надо стремиться иметь любые доходы, независимо |18,0 | | |от того, как они получены | | |67,6 |Человек должен иметь те доходы, которые |82,0 | | |заработал честным путем | | |70,5 |Свобода — то, без чего жизнь человека теряет |58,5 | | |смысл | | |29,5 |Главное в жизни — материальное благополучие, а |41,5 | | |свобода второстепенна | | |60,7 |Выделяться среди других и быть яркой |45,9 | | |индивидуальностью лучше, чем жить как все | | |39,3 |Жить как все, лучше, чем выделяться среди |54,1 | | |других | | |43,8 |Современный мир жесток, чтобы выжить и |24,2 | | |преуспеть, необходимо драться за свое место в | | | |нем, а то и переступить через некоторые нормы | | | |морали | | |56,2 |Я лучше не достигну материального благополучия |75,8 | | |и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну | | | |через свою совесть и моральные нормы | | Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары) и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|