реферат бесплатно, курсовые работы
 

Жизненные ценности выпускников

Жизненные ценности выпускников

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

Жизненные ценности современных выпускников

общеобразовательных учреждений

Курсовая работа

студентки 1 курса (гр.102)

Шредер Т.А.

Научный руководитель

доцент, канд.филос.наук

Ксенофонтова В.В.

Екатеринбург, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Молодёжь как социально-психологическая группа.

Молодёжная субкультура. 9

Глава 2. Жизненные планы, ценностные ориентации и

моральный облик молодёжи. 23

Заключение 42

Список литературы 44

ВВЕДЕНИЕ

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология

молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и

возрастные психологические особенности, и социологические проблемы

воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других.

Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в

постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную

структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом

СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене

социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на

уровне массового сознания советских, национальных и так называемых

«западных» ценностей не могла не привести население в состояние

растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир

молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания

возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления

она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е

годы.

Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим

восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или

менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с

точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в

самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,

в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни

коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат

таких исследований (собственно основания научного знания) и его

методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них

включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения

сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь

как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в

жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования

молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни

молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том

числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей

различными группами молодежи.

Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии

молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как

общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н.

Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И.

С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное

продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X.

Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и

др.».[1]

Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в

государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система

гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в

этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных

учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи

крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация

ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой

«внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к

культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной

самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий

характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной

социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника

или самого молодого человека.

С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без

достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно

осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С

другой стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области

культурной жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются

усредненными образцами массовой культуры.

Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и

практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в

социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп

молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных

ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности;

формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения;

рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение

жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации;

исследование резервов социальной активности и причин пассивности,

включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных

уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к

безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.: «Социология

молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех

взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к

познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом,

раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической

группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-

психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3)

эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований

конкретные факты в различных сферах жизни.»[2]

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и

деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию

самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,

рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее

самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения

молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не

просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую

группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-

физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно

деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в

социальный механизм; с другой— со своей субкультурой, внутренней

дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе

общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и

особенностей образа жизни молодежи.

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это

и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива,

культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и

здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного

мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села,

семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества,

его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и

дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками

и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом

связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном

мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц

преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем

молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы

российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая

проводилась по отношению к молодежи.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях

ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда

растерянность, пессимизм неверие в будущее.

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в

обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей

развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников

школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные

ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей,

учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в

совершенно новых условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши

родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть

готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную

самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих

людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью

готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему

саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной

жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в

то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению

зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает

реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности

сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом,

поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые

являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А

недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь

сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что

нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости

всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении,

вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом

во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает

небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так

богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения

с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение

ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец,

залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего

“завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить,

каковы же эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача

данной работы.

ГЛАВА 1.

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА.

МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА.

Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе,

что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.

Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных

особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения

норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и

неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев

выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю

историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций

социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции

классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль

играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие

политической борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не

рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:

выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о

классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической

доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о

молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,

советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как

некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим

социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.

В.Т.Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,

усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,

профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от

конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут

колебаться от 16 до 30 лет»[3]. Позднее более полное определение было дано

И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на

основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального

положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически

универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный

статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую

природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному

обществу закономерностей социализации».[4]

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда

социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению

всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в

рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу

общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей

социального положения и обусловленных теми или другими социально-

психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-

экономического, культурного развития, особенностями социализации в

российском обществе.

В книге «Социология молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные

проблемы подразделяются на две группы:

К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы:

определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в

воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ;

изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого

поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их

социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ

социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений

молодежи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие

проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо

преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака),

либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности

воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов,

развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в

структурах власти и т. д.).

Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного

пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности,

реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования

опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами

этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и

в структуре исторического процесса развития выступают ценностные

ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания,

характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий

молодёжи, типичные образцы поведения.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор

будущего, его планирование - характерная черта молодого возраста; он не был

бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет

завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования

устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования

социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает

особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный

поток информации. В этот период развиваются критичность мышления,

стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации,

оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются

некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту.

Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности

сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической,

созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в

систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное

сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и

обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых

норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают

влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы

упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно

или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика

молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс

социализации личности, и соответственно другими стали критерии её

социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в

самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением

профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной

независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не

однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.