реферат бесплатно, курсовые работы
 

Труд

яВЛяЕТСя ЛИ СОБСТВЕННИК, ИЛИ УПОЛНОМОчЕННОЕ ИМ ЛИЦО СУБЪЕКТОМ ТРУДОВОГО

ПРАВА, ИЛИ ЖЕ ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС ВКЛЮчАЕТ В СЕБя ТАКОЙ СУБЪЕКТ, КАК

ПРЕДПРИяТИЕ, УчЕРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИя. ПО-МОЕМУ, СОБСТВЕННИК, БЕЗУСЛОВНО,

яВЛяЕТСя СУБЪЕКТОМ ТРУДОВОГО ПРАВА, ОБОСНОВАНИЕ чЕГО я ДАМ НИЖЕ.

(Для того, чтобы гражданин Украины стал работником, он должен вступить в

трудовые отношения с собственником средств производства или же с созданным

им предприятием, учреждением, организацией. Именно собственник средств

производства, независимо от того, будет это организация, гражданин,

государство… имеет право по своему усмотрению владеть, пользоваться и

распоряжаться своим имуществом. Использование его производственной

деятельности может осуществляться с применением труда граждан при условии,

что им будут обеспечены социальные и экономические гарантии, установленные

законом. С развитием кооперации труда, большого количества работающих на

предприятии возникла функция управления производством, которая постепенно

выделилась в самостоятельный вид трудовой деятельности.

Управление производством осуществляет собственник непосредственно сам

или с помощью уполномоченого им на управление органа – единоличного или

коллегиального. Это в первую очередь касается государства, которое

непосредственно не может использовать свою собственность и средства

производства. Государство распределяет имущество между своими органами,

которые для производственной деятельности в установленом порядке могут

создавать предприятия, учреждения, организации, которые приобретают статус

юридического лица. Созданное юридическое лицо реализует право владения,

пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в соответствии с

утвержденным уставом или положением.

Для управления предприятиями, учреждениями, организациями

государственный орган, которому выделено имущество, назначает руководителя,

с которым заключается контракт как форма трудового договора.

Это служебное лицо осуществляет управление на позициях единоначальности,

что обеспечивает единство воли многих людей тогда, когда необходимо

организовать производственный процесс для исполнения определенных заданий.

Руководитель самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия или

организации. При этом собственник имущества не имеет права вмешиваться в

оперативную деятельность руководителя. Руководитель также имеет право

самостоятельно решать вопросы о приеме на работу своих заместителей,

руководителей и специалистов подразделений аппарата управления и

структурных подразделений, а также решать вопрос об их увольнении.

Но даже в том случае, когда предприятие или организация созданы

государством, это не дает оснований утверждать, что руководитель и другие

служебные лица находяться на государственной службе.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность,

которые занимают должности в государственных органах и аппарате и их

деятельность связана с исполнением заданий и функций государства,

заработную плату они получают за счет государственных средств.

(Правовое положение уполномоченного собственником на управление

служебного лица тесно связано с правовым статусом предприятия. На

государственном предприятии положение директора двойственно, это

проявляется в том, что с одной стороны, он является членом трудового

коллектива, а с другой – органом предприятия, которое создано на базе

общегосударственной собственности. Поэтому он в соответствии с п.1 ст.16

Закона Украины « Опредприятиях в Украине» отвечает за результаты работы

предприятия перед государством, собственником и трудовым коллективом. Это

обязывает руководителя отстаивать как интересы коллектива, так и

государства, которые не всегда совпадают.

Уполномоченное собственником лицо - это по сути руководитель

администрации, как совокупности служебных лиц предприятия, учреждения,

организации. Именно термин «администрация» применялся во всех

законодательных актах о труде до внесения 20 марта 1991 года изменений в

КЗоТ. Администрация предприятия, учреждения, организации как комплекс

служебных лиц, которые осуществляют управление этим предприятием,

учреждением, организацией в рамках предоставленных им прав (т.е.

исполнительно-распорядительный орган предприятия), сама находится с

собственником в отношениях найма. Все служебные лица, которые входят в

состав администрации, наряду с другими работниками входят в состав

трудового коллектива и являются субъектами трудовых отношений как нанятые

работники. Их отличие от других работников заключается в том, что в силу

своего служебного положения и исполняемой функции эти лица несут

ответственность за осуществление производственного процесса или отдельного

его цикла. Поэтому субъектом трудовых отношений с другими работниками

администрация предприятий, учреждений, организаций, или уполномоченый им

орган не выступает.

То обстоятельство, что уполномоченый собственником орган не выступает

субъектом трудовых отношений, а является только органом предприятия или

организации, освещалось в юридической литературе. Признание уполномоченого

собственником органа субъектом трудовых отношений означает возможность

предъявления к нему имущественных претензий, что следует из этих отношенй.

В действительности же эти претензии предъявляются предприятию.

Трудовой договор работник заключает не с уполномоченным собственником

служебным лицом, а с предприятием, учреждением, организацией как с

юридическим лицом, где он реализует свое право на труд.

Если признать, что трудовой договор заключается с уполномоченным

собственником органом или служебным лицом, то прекращение собственником с

этим лицом трудовых отношений должно вызвать прекращение трудового договора

с работниками, которые были приняты им на работу, поскольку прекратила свое

существование одна из сторон трудового договора. Между тем, особенно на

государственных предприятиях довольно часто могут заменяться служебные

лица, в том числе и руководящие. Но даже при такой замене работники

остаются работать при заключении трудового договора на работе определенный

срок или бессрочно, т.к. эти договора заключались с предприятиями,

учреждениями, организациями, а не со служебными лицами администрации или

органом, уполномоченным на управление производством.

Итак, признание в ст.21 КЗоТ уполномоченного сбственником органа на

управление производством стороной трудового договора является сомнительным.

Будучи субъектом трудового права, наделенный целым комплексом прав и

обязанностей, уполномоченный собственником на управление орган проявляет

самостоятельный интерес к применению норм законодательства о труде. Это

проявляется, например, при заключении коллективного договора, утверждении

правил внутреннего трудового распорядка, разных нормативных положений,

которые принимаются на предприятии как локальные правовые акты.

Ряд обязанностей уполномоченного собственником органа определены

непосредственно нормами трудового права. Так, на него возложена обязанность

создавать безопасные и безвредные условия труда, систематически проводить

инструктаж работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны,

принимать меры относительно облегчения и оздоровления условий труда

работников путем внедрения прогрессивных технологий, достижений науки и

техники, средств механизации и автоматизации производства, требований

экономики, снижение или устранение запыленности и загазованности воздуха в

производственных помещениях, снижение интенсивности шума, вибрации,

излучений, при участии профсоюзов разрабатывать и реализовывать комплексные

мероприятия по охране труда, осуществлять постоянный контроль за

соблюдением работниками нормативных актов по охране труда, проводить

расследования и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний

и аварий на производстве.

Как орган, представляющий учреждение, предприятие, организацию,

уполномоченное собственником служебное лицо выступает субъектом

коллективных правоотношений с трудовым коллективом и его представительским

органом – профсоюзным комитетом.

(Также уполномоченное собственником на управление служебное лицо

является субъектом индивидуальных трудовых правоотношений. К этому

служебному лицу не могут быть предъявлены претензии имущественного

характера, например, по оплате труда, возмещению ущерба в связи с

несчастным случаем, проишедшем на предприятии…. Такие претензии

предъявляются предприятию, учреждению, организации. В случае удовлетворения

этих претензий требование к служебному лицу может быть предъявлено в

порядке регресса, если по вине этого лица предприятие понесло лишние

выплаты.

Именно на собственника или на уполномоченный им орган возлагается

обязанность организовывать и управлять процессом труда, обеспечить его

осуществление, заключать коллективные договоры. Эти отношения являются

правовыми, поскольку они детально регулируются законодательством, которое

относится к отрасли трудового права Украины.

В системе общественной организации труда уполномоченный собственником

орган выступает органом хозяйственного управления. Организационной формой

организации труда является предприятие, учреждение, организация,

имущественная обособленность которых выражается в предоставлении им прав

юридического лица. Именно это позволяет предприятию, учреждению,

организации самостоятельно, от своего имени вступать в правовые отношения с

другими юридическими лицами и гражданами.

профсоюзный орган как субъект трудового права

(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ — ИСТОРИчЕСКИ СЛОЖИВШАяСя ОРГАНИЗАЦИОННАя ФОРМА

ОБЪЕДИНЕНИя ТРУДяЩИХСя. КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ яВЛЕНИЕ ОНИ ПРЕДСТАВЛяЮТ СОБОЙ

МНОГООБРАЗНУЮ И СЛОЖНУЮ СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ И СВяЗЕЙ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО

ХАРАКТЕРА. ЭТО — САМАя МАССОВАя ОБЩЕСТВЕННАя ОРГАНИЗАЦИя.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как

специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,

определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции —

защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом

отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них

объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз - это добровольное общественное объединение

граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами

по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их

социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются

на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения

основных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих

интересов прямо закреплено Конституцией (ст. 36). Специальное упоминание

профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и

значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в

современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические

противоречия.

(Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное

регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе

своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными

видами социальных норм — морали, этики, права, традиций и др.

Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с

государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не

закреплены. Другие предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи

содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как

«самодеятельными» общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных

норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят

правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и

содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

(Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той

мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты

интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего

развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования

зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от

социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов

определяются, исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей

пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и

интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их

создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением

в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда

определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать

законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус

профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными

самими профсоюзами.

В условиях современной Украины профсоюзы представляют собой добровольные

независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных

общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в

социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений считают

защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной

справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой

деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством,

которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные

права и обязанности, а также гарантии их осуществления (глава XVІ КЗоТ).

Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов

законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа

плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой

—регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в

частности профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных

профсоюзных органов.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию

предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов

защиту интересов людей труда.

При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится

организацня правового социального партнерства — цивилизованной формы

взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и

правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской

деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной

ситуации — от прямого социального противостояния своим партнерам до

конструктивного взаимодействия с ними.

(Помимо главной — защитной функции профсоюзы выполняют и иные

функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие —

делегированы в свое время профсоюзам государством. Современное

законодательство Украины, учитывая характер выполняемых профсоюзами

функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как

субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего

соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового

права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти

органы, и, прежде всего профкомы организаций, признаются законными

представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных

отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он

представляет интересы соотвествующего профсоюзного коллектива наемных

рабочих и служаащих. При этом он либо реализует свои собственные права

(например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от

имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и

подписании коллективного договора). Статья 224 КЗоТ закрепила общее право

профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила области его

применения производство, труд, быт и культуру. Указанные области

общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественного

приложения их разнообразных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов рабочих и

служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно

и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое

представительство основано на законе, профсоюзные органы, выступая в роли

представителей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было

доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное

представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельнх

работников - членов профсоюза.

Права профсоюзов в сфере труда — основная часть их правового статуса, то

есть совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере

действия других отраслей права: правами юридического лица, правом

собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в

области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной

природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,

установленными государством.

> Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-

правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей

данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником

субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях.

Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений

деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности

действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им

юридических полномочий.

(Содержание трудо-правового статуса профсоюзов характеризуется объемом

закрепленных за ними юридических возможностей.

Статус профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) как часть их

совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе

сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми,

характерным именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания трудо-правового статуса

профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между

работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.