реферат бесплатно, курсовые работы
 

Статистика уровня образования населения и развития системы обучения

развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих

отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс.

российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс.

профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений,

в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн.

работников.

Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход

отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй

подход заключается в учете всего объема услуг в области образования,

которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами.

Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в

этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике

статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к

недоучету части услуг в области образования, которые оказываются

физическими лицами.

Таблица 3: Виды услуг в области образования, ступени обучения и

разновидности учебных заведений.

|Виды услуг |Ступени обучения |Учебные заведения |

|Подготовка кадров |С высшим образованием |Академии, университеты, |

|с высшим и средним| |институты, консерватории, |

|специальным | |высшие школы |

|образованием | | |

| |Со средним специальным |Техникумы, училища |

| |образованием |медицинские, педагогические, |

| | |музыкальные, театральные, |

| | |хореографические, мореходные |

|Подготовка и |Подготовка кадров рабочих |Училища и школы |

|повышение | |профессионально-технические и|

|квалификации | |технические, училища и школы |

|рабочих и других | |подготовки мастеров |

|работников | | |

| |Повышение квалификации |Институты и курсы повышения |

| |специалистов |квалификации специалистов с |

| | |высшим образованием |

|Общее образование |Для взрослых |Вечерние (сменные) |

| | |общеобразовательные школы |

| |Для детей |Начальные, неполные средние и|

| | |средние общеобразовательные |

| | |школы, средние музыкальные, |

| | |художественные и |

| | |хореографические школы; школы|

| | |и школы-интернаты для детей с|

| | |недостатками умственного и |

| | |физического развития |

| |Дошкольное воспитание |Детские сады, ясли, ясли-сады|

| | |(комбинаты), детские площадки|

| |Предоставление социальных |Детские дома, детские |

| |услуг детям, оставшимся без |приемники-распределители |

| |попечения родителей | |

С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов

экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области

образования относятся:

- подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

- подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;

- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей,

дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без

попечения родителей).

По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность

обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд

оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной

площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и

вариация среднемесячной заработной платы представлены в таблице 4.

Таблица 4: Динамика численности и среднемесячной оплаты труда

работающих в учреждениях образования в России

|Виды учебных заведений|Среднегодовая численность |Среднемесячная заработная |

| |работников в % к итогу |плата, руб. |

| |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1985 г. |1990 г. |1993 г. |

|Учебные заведения по | | | | | | |

|подготовке кадров: | | | | | | |

|Высшие учебные | | | | | | |

|заведения |9,8 |9,0 |10,1 |183,1 |236,0 |41834 |

|Средние специальные | | | | | | |

|учебные заведения |5,0 |4,5 |4,1 |169,7 |221,8 |46254 |

|Учебные заведения по | | | | | | |

|подготовке и повышению| | | | | | |

|квалификации рабочих и| | | | | | |

|других работников |11,9 |11,1 |7,9 |180,0 |243,4 |45901 |

|Общеобразовательные | | | | | | |

|школы и учреждения по | | | | | | |

|воспитанию детей: | | | | | | |

|Дневные | | | | | | |

|общеобразовательные | | | | | | |

|школы |36,0 |39,6 |43,4 |176,0 |212,1 |44456 |

|Вечерние (сменные) | | | | | | |

|общеобразовательные | | | | | | |

|школы |1,4 |0,4 |1,2 |223,7 |274,8 |48416 |

|Детские дома, детские | | | | | | |

|приемники-распределите| | | | | | |

|ли |1,0 |1,0 |1,0 |166,5 |218,4 |43181 |

|Дошкольные учреждения |34,9 |34,4 |32,3 |114 |170 |31218 |

|Образование в целом |100,0 |100,0 |100,0 |154,8 |202,9 |40141 |

|Коэффициент вариации, |- |- |- |20 |13 |16 |

|% | | | | | | |

Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных школах,

незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, средних

специальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты труда

практически нивелированы: значения коэффициентов вариации невелики.

4. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие

численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения

(ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются

данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и

заведующих, форде оплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию

детей в этих учреждениях.

На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается

показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно

постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):

|ОДУ = |Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет в |

| |постоянных детских учреждениях |

| |Численность детей в |Численность учащихся |

| |возрасте от 1 до 6 лет |общеобразовательных школ в|

| |-включительно |возрасте 6 лет |

Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные

детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие

два показателя:

|Численность детей в |Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, |

|возрасте 1-6 лет, |посещающих ДДУ |

|= приходящихся на 100 | |

|мест в постоянных ДДУ | |

| |Число мест в постоянных ДДУ |

И

|Обеспеченность детей в |Число мест в постоянных ДДУ |

|возрасте 1-6 лет местами в | |

|= постоянных ДДУ | |

| |Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих |

| |постоянные ДДУ |

В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от

1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за

1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности родившихся.

Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на

22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений

дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя

обеспеченности детей постоянными ДДУ: первый – показатель ОДУ не изменится;

второй – показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания

для населения уменьшится; третий – обеспеченность детей постоянными ДДУ

возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но

сократится их размер.

Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития

сети учреждений дошкольного воспитания.

Таблица 5: Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания

|Период |Темпы прироста в % к предшествующему году |

| |Количество |В них число|Численность |ОДУ |Обеспеченность |

| |постоянных |мест |детей в | |детей местами в|

| |ДДУ | |постоянных | |постоянных ДДУ |

| | | |ДДУ | | |

|1990-1991 |- 0,4 |- 6,8 |- 6,4 |- 3,8 |- 0,5 |

|1991-1992 |- 6,4 |- 14,2 |- 14,2 |- 11,1 |0 |

|1992-1993 |- 4,5 |- 3,0 |- 6,5 |+ 1,1 |+ 3,8 |

Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития

дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских

дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих,

замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными

учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась

тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с

темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности

сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся

учреждений.

Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей,

характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для

корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной

эффективности.

Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то,

что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в

возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим

эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в

регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных

учреждений (клубов, Домов культуры и т.д.).

4.1. СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и

эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного

года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России

обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развивается

негосударственное образование. На начало 1995/96 учебного года в России

функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых

обучалось 45,8 тыс. человек.

В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих

образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе

четырехлетнего (начального) обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, а

также начальную профессиональную подготовку. Сравнение численности лиц,

получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено

в таблице.

Таблица 6: Численность лиц, получающих образование второй ступени в

некоторых странах мира (на начало учебного года)

|Страна |Год |Всего учащихся, |На 10000 человек |

| | |тыс. человек |населения |

| | | |приходится |

| | | |учащихся, человек |

|Россия |1993 |13732 |927,2 |

| |1995 |14907 |1007,2 |

|Австралия |1993 |1282 |724,5 |

|Беларусь |1993 |993,9 |965,0 |

|Германия |1993 |7796,3 |960,1 |

|Китай |1993 |53837,3 |450,1 |

|США |1993 |20578 |797,3 |

|Япония |1991 |10676,9 |861,7 |

Изучается не только динамика общей численности учащихся, но и

распределение учащихся по классам.

Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста

школьным образованием, который измеряется отношением числа детей,

обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста.

Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются

показателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов

выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу

педагогической работы.

К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся:

обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов

и мастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д.

Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными о

деятельности внешкольных учреждений.

Таблица 7: Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ

(на конец года)

|Виды детских |Число учреждений |Численность занимающихся в |

|внешкольных | |них, тыс. человек |

|учреждений | | |

| |1980 |1985 |1990 |1993 |1980 |1985 |1990 |1993 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

|Музыкальные | | | | | | | | |

|школы |3732 |3789 |3997 |3519 |623 |597 |664 |691 |

| | | | | | | | | |

|Художественные | | | | | | | | |

|школы |692 |696 |732 |695 |76 |77 |92 |102 |

| | | | | | | | | |

|Школы искусств |170 |445 |853 |1584 |40 |101 |192 |380 |

| | | | | | | | | |

|Самостоятельные | | | | | | | | |

|детские | | | | | | | | |

|библиотеки |4451 |4638 |4807 |4804 |11729 |12812 |12175 |13010 |

| | | | | | | | | |

|Детско-юношеские| | | | | | | | |

|спортивные школы| | | | | | | | |

|(ДЮСШ) | | | | | | | | |

| |3214 |3990 |4744 |4516 |1253 |2210 |2539 |2429 |

Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с

численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об

элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников.

В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору

исходной информации – школьные переписи.

Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При

изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в

школьном образовании:

- начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся

приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

- основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение

разных типов мышления по основным направлениям наук.

- Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Структура потребности в школьном образовании определяется составом

молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20

лет).

Таблица 8: Особенности возрастной структуры молодежи по некоторым

странам мира

|Страна |Год |Общая |В том числе численность по возрастным |

| | |численность |группам, % |

| | |молодежи в | |

| | |возрасте моложе| |

| | |20 лет | |

| | | |Моложе 5 |5-9 лет |10-14 лет|15-19 лет|

| | | |лет | | | |

|Россия |1979 |100 |25 |23 |23 |29 |

| |1989 |100 |27 |26 |24 |23 |

| |1995 |100 |19 |28 |28 |25 |

|Азейбайджан |1994 |100 |28 |27 |24 |21 |

|Испания |1993 |100 |20 |21 |27 |32 |

|Китай |1990 |100 |27 |23 |22 |28 |

Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадии

школьного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, при

переходе от снижения к постепенному росту численности родившихся,

повышается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии

общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних

классах численность детей будет небольшой. Таким образом, можно оценивать

не только потребность в школьном образовании в целом, но и в отдельных его

стадиях.

5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В научной литературе встречается большое разнообразие понятий,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.