реферат бесплатно, курсовые работы
 

Современное состояние рынка труда Западной Сибири

К ним относятся ООО «Востокгазпром», «Юкос», «Томскэнерго», «СХК» и другие.

Эти предприятия всегда без задержек выплачивают заработную плату, постоянно

внедряют в производство новые технологии и имеют хорошую репутацию далеко

за пределами Западной Сибири. Также кроме крупных предприятий имеются и

мелкие предприятия, ЧП и т.д. Но, не смотря на такое количество предприятий

на фоне этого оазиса благополучия, многие местные предприятия распадаются,

появляется целая гвардия безработных.

Периодически центр занятости выделяет материальную подпитку

предприятиям под сохранение рабочих мест или их организацию. Но часто

бывает так, что безработные места там себе не находят. С молодежью прямо

беда, от нее требуются стаж и опыт.

Требуются чаще низко квалифицированные кадры: сторож, вахтер,

подсобные рабочие, санитарки. Мелькнул спрос и на квалифицированных

специалистов, где, требовался: стаж, опыт, знание компьютера, программы,

иностранного языка. Но многие находят работу, обратившись в Центр

занятости.

Проследим динамику полезности центра занятости.

Обратимся к таблице 1

| |По г. Томску |

| |2000 г. |2001 г. |2002 г. |

|1) зарегистрировано безработных: |2377 |2089 |2833 |

|2) предложено рабочих мест |11275 |12379 |12775 |

|3) обрели работу благодаря Центру |3527 |4280 |3476 |

|занятости | | | |

|4) переобучились и обучаются |434 |602 |599 |

|благодаря Центру занятости | | | |

[pic][pic]

Основные показатели регистрируемого рынка труда г. Томска за 9 месяцев 2001-

2002 гг.

По г. Томску за 9 месяцев 2002 г.

| | |Нашли работу |

|1) обратились в поиске работы|64934 чел. |2911 чел. |

|2) зарегистрировано |2833 чел. |1404 чел. |

|безработных | | |

|3) направлено на |599 чел. |Закончили учебу 569 чел. |

|профессиональное обучение | |из них 565 чел. |

| | |трудоустроено |

|4) предложено рабочих мест |47,8% |Гос. сектор |

| |52,2% |Негос. сектор |

Итак, за 2001 г. 4280 чел. зарегистрированных безработных по г. Томску

обрели работу. А за 2002 г. по г. Томску обрели работу — 3476 чел., из

числа безработных.[2]

Число граждан, трудоустроенных в негосударственном секторе, с каждым

годом увеличивается. Пропорции распределения занятых изменились в пользу

тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными

преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-

технического снабжения, кредитования, финансов и страхования.

[pic]

[pic]

Из таблицы видно, что намеченные к высвобождению работники, в основном

женщины и молодежь. В скором будущем они пополнят ряды безработных. И тогда

безработных женщин и молодежи станет еще больше.

Обратимся к таблице 2

Численность безработных за 9 месяцев 2202 г. по г. Томску

| |Всего |Молодёжь в |Женщин |

| | |возрасте | |

| | |16-29 лет | |

|Поставлено на учёт в |2833 |1176 |2201 |

|отчётном периоде | | | |

|Направлено на |599 |165 |226 |

|профессиональное обучение| | | |

Люди, которые обращаются в службу занятости, получают необходимые

консультации. Многие после этого не приходят, поскольку в принципе

трудностей в устройстве на работу не испытывают, но ищут более подходящее

рабочее место. А все, кто затрудняется в поиске работы, но желает трудиться

и имеет право получить статус безработного — ставится на учет в службе

занятости. В городской службе занятости на 1 октября 2002 г. 2146 человек

стоит на учете, из них 1132 — назначено пособие по безработице.

Учебные заведения Томской области ежегодно выпускают около 5 тыс.

специалистов с высшим образованием, 8 тыс. — со средним специальным и свыше

7 тыс. — с начальным профессиональным образованием. Среди выпускников вузов

преобладают инженеры, учителя, бухгалтеры, экономисты и юристы. Учебные

заведения среднего профессионального образования готовят техников-

технологов, бухгалтеров, юристов, медицинских работников; учреждения

начального профобразования — портных, трактористов-машинистов

сельхозпроизводства, поваров, продавцов, бухгалтеров и др.

Как показывает практика, структура выпуска специалистов не

соответствует структуре спроса на них, не всем молодым специалистам удается

трудоустроиться по профилю, что в итоге ведет к дестабилизации социальной

ситуации в регионе. Ведь отсутствие работы и постоянного дохода означает

если не крах личной жизни, то существенное ее осложнение. Неясность

профессиональных перспектив усугубляется сожалениями о напрасно потраченном

времени, силах и средствах на приобретение оказавшейся ненужной профессии.

Количество невостребованных молодых специалистов велико. Как

показывают результаты опроса, проведенного в 2001 г., из 679 выпускников

учебных заведений области работать по полученной профессии собираются

только 53 % респондентов, остальные или не хотят, или сомневаются на этот

счет; предвидят сложности с трудоустройством по причине избытка аналогичных

специалистов 30 %, во избежание подобных трудностей получают дополнительные

специальности, пользующиеся спросом на рынке труда, 16,5 % ответивших.

Наиболее уверенно чувствуют себя выпускники вузов: намерены работать

по полученной профессии 50 % опрошенных, не задумывались о получении

дополнительной специальности 48 % (правда, около 10 % из них осознают, что

на рынке труда специалистов с их профессией избыток).

Особенно обеспокоены проблемой трудоустройства выпускники средних

специальных учебных заведений. Более 40 % из них указали на перегруженность

областного рынка труда работниками их специальностей (особенно это

характерно для будущих бухгалтеров, техников-механиков, юристов).[3]

Вполне адекватно оценивают ситуацию и руководители учебных заведений

области. Из 57 человек, принявших участие в анкетировании, больше половины

считают, что в ближайшие годы выпускники будут испытывать трудности с

получением работы. 39 % респондентов видят причину сложившегося положения в

конкуренции на рынке труда профессий и специальностей, по которым ведется

подготовка в учебных заведениях, 11 % — в сохранении негативных тенденций

(спад производства, убыточность) в тех отраслях, для которых готовятся

специалисты (прежде всего это относится к сельскому хозяйству,

строительству).

Проблема несоответствия спроса и предложения рабочей силы в области

обостряется. Ощущается, например, дефицит зоотехников, станочников широкого

профиля, слесарей, трактористов-машинистов, токарей. Кроме того, ни в одном

учебном заведении области не готовят фрезеровщиков, рамщиков, сверловщиков,

шлифовщиков и т.п., а ведь именно в них нуждается сегодня возрождающееся

производство региона. К сожалению, в ближайшие пять лет введение этих

специальностей в планы подготовки учебных заведений области не

предусматривается. Система образования продолжает тиражировать

специалистов, которых уже и так в избытке, психологов, модельеров-

конструкторов, воспитателей детских дошкольных учреждений, товароведов и

социальных работников. Например, среди выпускников вузов 2001 г. много

экономистов, бухгалтеров и юристов, в то время как выявленная потребность

предприятий в специалистах с высшим образованием по данным специальностям

невелика.

Согласно прогнозу развития экономики и занятости населения, а также

экспертным оценкам, в ближайшие годы по большинству профессиональных групп

спрос на квалифицированную рабочую силу расширится. Однако, поскольку

экономический рост базируется в основном на старой технологической основе и

носит преимущественно восстановительный характер, увеличение численности

занятых не будет сопровождаться существенными сдвигами в их профессионально-

квалификационной структуре. Наиболее высокими темпами развиваются компании,

выпускающие товары народного потребления. Постоянно открывающимся в этой

сфере небольшим производствам в первую очередь необходимы менеджеры по

продажам, специалисты по рекламе, инженеры и технологи.

Для удовлетворения потребности в профессионально подготовленных кадрах

промышленности (главным образом машиностроения) потребуются инженерно-

технические специалисты, обладающие знанием в области маркетинга, анализа

хозяйственной деятельности, управления персоналом.

Стабильным спросом у работодателей пользуются бухгалтеры, особенно

главные, бухгалтеры-экономисты и бухгалтеры-аудиторы. По оценкам экспертов,

эта тенденция сохранится.

Несколько замедлится, но останется достаточно динамичным спрос на

работников ЖКХ, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов

высшей и средней квалификации.

Дальнейшее движение к рынку предполагает развитие сферы обслуживания.

Потребители становятся все более взыскательными к ассортименту и качеству

предоставляемых услуг, что обусловит повышение спроса на представителей

таких специфических профессий, как стилисты, художники-дизайнеры,

модельеры. Развитие и распространение компьютерных технологий и

информационных систем поддерживает стабильный спрос на специалистов в сфере

информационных технологий.

Большинство профессиональных учебных заведений области (68 %)

планирует в ближайшие годы увеличить количество студентов и учащихся. Те,

кто владеет информацией о ситуации на рынке труда, намерены уменьшить прием

на обучение по профессиям, не пользующимся спросом, и увеличить его только

по тем, которые действительно необходимы. Например, в Кировском филиале

Московского гуманитарно-экономического института прием на специальности

«юриспруденция», «финансы и кредит» будет сокращен, а на специальности

«менеджмент», «журналистика», «психология», «дизайн» — увеличен.

Что же нужно предпринять для оптимизации параметров системы подготовки

кадров в области, их приближения к реальным потребностям экономики?

Представляется целесообразным:

— реформировать систему профессионального образования с учетом

преобразований в экономике и социальной сфере региона, прогноз развития

которых должен содержать раздел «Потребность в кадрах» или «Развитие

человеческих ресурсов»;

— организовать мониторинг процесса формирования спроса и предложения

рабочей силы для определения перспективной (на пять-десять лет) потребности

в кадрах в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном

аспектах и выявления требований, предъявляемых к работникам со стороны

работодателей. Результаты мониторинга могли бы стать основой для

определения параметров подготовки необходимых кадров, что предполагает, в

свою очередь, формирование единой системы профессиональной ориентации

молодежи и незанятого населения, обеспечение взаимосвязанного развития

рынка образовательных услуг и рынка труда;

— создать постоянно действующий региональный центр содействия развитию

персонала предприятий; возродить систему производственной (внутрифирменной)

учебы, переподготовки и повышения квалификации;

— установить нормативы финансовых затрат работодателей на эти цели, а

также льготного налогообложения средств, направляемых ими на переподготовку

высвобождаемых и других кадров при осуществлении структурной перестройки

производства или сокращения рабочих мест;

— содействовать трудоустройству и адаптации к требованиям рынка труда

выпускников учебных заведений путем расширения практики контрактной системы

подготовки кадров; квотирования рабочих мест; стимулирования тех

работодателей, которые создают рабочие места для выпускников или принимают

их на работу, предоставляют студентам возможность пройти производственную

практику; введения в учебные программы вопросов самоопределения и поведения

на рынке труда, технологии поиска работы и самопрезентации; создания в

учреждениях профессионального образования специализированных структур

(агентств, отделов), занимающихся содействием трудоустройству студентов на

временные и постоянные рабочие места, а также регионального центра

содействия занятости выпускников и их трудовой адаптации в рыночных

условиях.

Данные предложения, безусловно, требуют обсуждения и доработки со

стороны всех участников процесса формирования спроса и предложения рабочей

силы. Ведь достичь результата можно только совместными скоординированными

усилиями.

В каждой стране, в ходе экономических реформ создаётся механизм

рыночной экономики. Характерные особенности современной рыночной экономики

— наличие в структуре специфического рынка — рынка труда.

Обратимся к историческим истокам и современным фактам и исследованиям.

В условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости,

трудовое принуждение отсутствует. В рыночной экономике планируют сами

фирмы, предприниматели, а отношения между ними складываются на основе

договора, контракта, рыночных связей. Одна из серьёзных проблем рыночной

экономики — безработица — социально опасное неблагоприятное явление. Но при

уровне безработицы не превышающем примерно 5 %, она не приводит к

социальным катаклизмам. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы

приходится специально создавать рабочие места; сокращать время поиска

работы и предоставлять возможность получить желаемую работу ищущим. И ещё

одна из форм борьбы с безработицей — это переобучение безработных.

Проблема занятости в последнее время не особо остро стоит перед г.

Томском по данным Центра занятости г. Томска. О чём свидетельствуют

следующие данные.

Зарегистрировано безработных в 2000 г. — 2377 чел., в 2001 г. — 2089

чел., в 2002 г. — обратилось в Центр занятости в поиске работы 6493 чел.,

зарегистрировано безработных 2833 чел. Чтобы стать на учет по безработице,

неработающему человеку необходимо быть в трудоспособном возрасте, не иметь

ни какой заработной платы, иметь российское гражданство, постоянную

прописку, документы об образовании и трудовую книжку (для тех, кто уже

работал). А главное — надо иметь желание трудоустроиться.

Предложено рабочих мест в 2000 г. — 11275, в 2001 г. — 12379, в

2002 г. — 12775. Обрели работу благодаря Центру занятости в 2000 г. —

3527 чел., в 2001 г. — 4280 чел., в 2002 г. — 3476 чел. из числа

безработных.

Безработица по г. Томску за 2001 г. составила 0,7%, а в 2002 г.

безработица увеличилась до 0,9% экономически активного населения.[4]

[pic]

Тем предприятиям, которые функционируют, биржа труда периодически

выделяет материальную подпитку под сохранение рабочих мест и их

организацию, предлагает безработным переучиться и обрести новую профессию в

данной местности региона. И благодаря Центру занятости в 2001 г. обрели

работу 4280 чел., что составляет 16% от ищущих работу; а за 9 месяцев 2002

г. обрели работу 3476 чел., что составляет 21 % от ищущих работу.

На 1 октября 2002 г. в службе занятости г. Томска имелось

3935 вакансии — в основном для мужчин.

Большинство безработных — женщины и несовершеннолетние. В среде

безработных женщины составляют 67%. Всего обратилось в поиске работы в

городскую службу занятости за 9 месяцев 2002 г. 6423 чел. Рост числа

безработных связан с тем, что в этом году число высвобождаемых с

предприятий города работников снизилось на 8%.

Люди, которые обращаются в службу занятости, получают необходимые

консультации. Многие после этого не приходят, поскольку в принципе

трудностей в устройстве на работу не испытывают, но ищут более подходящее

рабочее место.

Среди мероприятий, проводившихся службой занятости для снижения

безработицы, было — создание дополнительных рабочих мест, субсидирование

заработной платы молодым специалистам, организация общественных и временных

работ.

Также за 2002 г. в г. Томске было проведено 70 ярмарок вакансий, из

них:

— Специализированная ярмарка для молодежи в Технопарке в рамке

I-го Сибирского форума «Образование. Карьера. Занятость – 2002». В работе

ярмарки приняли участие представители кадровых служб 19 предприятий,

специалисты центров занятости г. Северска и Томского района. Посетителям

было предложено 2400 вакансий от 470 предприятий г. Томска и 174 вакансии

от 70 предприятий г. Северска. На ярмарке были представители таких

предприятий, как: ОАО «ТЗРО», ЗПО Спичечная фабрика «Сибирь», ООО «Завод

приборных подшипников», МП «Трамвайно-троллейбусное управление», учреждение

ИЗ-7011, ОВД Октябрьского района, МП ЖКХ «Тимирязево» и многие др.

— Ярмарка вакансий и учебных мест это была самая большая за последние

годы ярмарка. В ней приняли участие более 2000 человек.

— В августе Молодежно-информационный центр «Работа» проводил неделю

открытых дверей.

За 2002 г. Службой занятости населения г. Томска было направлено 599

чел. на профессиональное обучение. 569 чел. из обучавшихся закончили

профессиональное обучение и 565 чел. из них — трудоустроены.[5]

Чаще всего требуются низко квалифицированные кадры: сторож, вахтёр,

подсобные рабочие, санитарки. Есть спрос и на квалифицированных

специалистов, где, однако, требуются стаж, опыт, знание компьютера,

иностранного языка.

Основные предприятия нашего региона — это предприятия нефтегазовой и

нефтеперерабатывающей промышленности. Многие годы из-за значительной

удаленности промышленных объектов от населенных пунктов широко применяется

вахтовый метод с привлечением работников с других регионов. Сейчас масштабы

и характер привлечения иностранной рабочей силы во всё большей мере

регулируются рынком труда.

Поскольку рынок труда находится в стадии формирования, обнаруживаются

многие противоречия: при существующем дефиците рабочих мест увеличилось

количество уволившихся по собственному желанию. Пока не созданы эффективные

механизмы использования трудовых ресурсов. Настоящее состояние

регионального рынка труда связано с трансформацией экономической системы

страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что

ведёт к сокращению спроса на рабочую силу.

Но, учитывая привлекательность территории Томской области (нефть, газ)

для внешних инвесторов, в ближайшем будущем критической ситуации на рынке

труда региона не будет.

Безработица — это такое положение в экономике, когда часть способных и

желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей

специальности или трудоустроиться вообще.

Неполная занятость трудоспособного населения противоречит главной

задаче экономики — обеспечению роста уровня благосостояния человечества.

Какой уж тут рост, когда часть ценнейшего ресурса — рабочей силы — просто

не используется. Здесь явно перестает действовать и еще один важнейший

экономический принцип — ограниченность всех ресурсов производства, которыми

располагает страна. Чтобы понять, справедливы оба эти утверждения или нет,

надо разобраться в причинах появления безработицы и методах борьбы с нею.

Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице, а выделять

ее специфические виды и, прежде всего:

— структурную безработицу: невозможность трудоустройства из-за

различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной

квалификации;

— фрикционную безработицу: безработицу из-за необходимости для

уволенного работника найти свободное место по своей специальности. Даже

если такие места есть на рынке труда, их поиск и переход в новую

организацию требует времени;

— застойную безработицу: невозможность найти работу в регионах и

странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных

рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным

причинам лишены возможности приобрести новую специальность либо перебраться

на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше;

— скрытую безработицу: невозможность трудоустройства по основной

специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или

неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда

появится место и для него.

Одна из форм борьбы с безработицей — это переобучение безработных.

Наиболее распространенная форма помощи безработным — пособие по

безработице. Такое пособие выплачивается не во всех странах, а там, где

регламентируется соответствующими законами страны.

Но можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100 %

занятости? В свое время эта задача была одним из главных политических

лозунгов профсоюзов и социалистических партий.

Однако на самом деле экономика, в которой одновременно заняты все

100 % трудоспособного населения, больше проигрывает, чем выигрывает.

Во-первых, добиться такого положения дел можно лишь с помощью

внеэкономического принуждения по отношению к гражданам. А ограничение

экономической свободы, подрывает саму основу нормального функционирования

механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и

замедления темпов роста благосостояния ее граждан.

Во-вторых, в такой экономике резко замедляется перестройка структуры

производства, обусловленная изменениями спроса и внедрения достижений науки

и техники в производство. Поэтому современная экономическая наука пришла к

выводу о том, что полная занятость вовсе не означает отсутствие

безработных. Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы,

масштабы которой называются естественным уровнем безработицы.

Естественный уровень безработицы — сложившийся в данной стране как

средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной

безработицы.

Иными словами состояние дел на рынке труда не должно вызывать

беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно не

работает потому, что переходят с одного места на другое без изменения

профессии и отрасли. Кроме того, вполне нормально, если часть людей не

работает из-за того, что им нужно поменять профессию или место жительства и

работу, поскольку их «родные» отрасли «потеряли рынок», и сворачивают

производство, а в растущих отраслях нужны работники с другими навыками и

профессиями.

По прогнозу специалистов, в 2002-2003 гг. самый большой процент

безработных будет среди следующих категорий:

- научные работники отраслевых НИИ;

- менеджеры;

- юристы;

- экономисты

- специалисты в области переработки сельскохозяйственной продукции

Легче всего будет найти работу представителям тех профессий, которых

безработица затронет меньше всего: к ним, прежде всего, относятся профессии

рабочих, социальных работников, программисты и другие.

Есть ряд должностей, по которым вакансий больше, чем претендентов.

Появились специальности настолько новые, что в этой области еще не успел

возникнуть переизбыток подготовленных кадров. Так, например, еще недавно

объем торговых операций с Западом был незначительный. Поэтому специалистов

по растамаживанию, контролю за грузооборотом было мало. Политические,

последовавшие за ними экономические перемены, внесли свою корректировку в

социальный заказ. Стали нужны логистики (специалисты, управляющие

информационными и реальными потоками грузовых товаров). Слово «агент»

постоянно встречается в объявлениях «Предлагаю работу». Это одна из самых

нужных профессий в быстро расширяющихся сферах торговли и рекламы.

Много вакансий в вечных сферах обслуживания, финансов, управления.

Причина этому в том, что резко изменились требования по содержанию

профессиональных знаний и умений для хорошо знакомых должностей.

Потребовались секретарши со знанием английского, улыбающиеся продавщицы,

директора, которые умеют управлять в системе не планируемой экономики и

конкуренции. Это создало ситуацию, когда многие старые кадры с записью в

трудовой книжке «секретарь, продавщица, директор» не подходят на новые

должности с такими же названиями. В современных условиях их прежний опыт

значительно обесценился.

Обречен бухгалтер, намертво вцепившийся в деревянные счеты или даже

электронным калькулятором. А вот его коллега, окончивший аудиторские курсы,

благоденствует. Если для бухгалтера раньше важна была хорошая память, то

теперь необходимыми стали гибкость мышления и способность быстро

воспринимать новую информацию.

Но многие выпускники вузов, получившие нужные специальности, не могут

устроиться на работу. Профессиональная подготовка, разумная занятость

молодежи — важнейшая проблема для любого государства, вне зависимости от

уровня его общественного богатства. Недостаточные инвестиции в социальную

сферу, в человека сказываются, прежде всего, на молодых людях. Не случайно

по рейтингу индекса развития человеческого потенциала, разработанному ООН,

Россия находится лишь на 57-м месте, где-то между Польшей и Бразилией.

По данным Федеральной службы занятости, в прошлом году в общем числе

зарегистрированных безработных более 20 % — молодые люди, не достигшие

двадцатипятилетнего возраста. Можно предположить, что на практике и эта

цифра сильно занижена, так как далеко не каждый юноша или девушка, не

имеющие работы, обращаются в службу занятости.

В разных регионах рынок труда складывается по-разному. В Москве

проблема безработицы стоит не так остро, как в целом по России. В столице

есть множество бирж труда, как государственных, так и частных.

Функционируют более 200 коммерческих обществ труда и занятости, которые за

плату подбирают для работодателей нужных им специалистов. В регионах, где

уровень безработицы значительно выше, а центр занятости максимум один на

район, на каждую открывшуюся вакансию претендуют несколько человек. И

молодые в этой очереди зачастую оказываются не в первых рядах.

Поэтому именно в регионах Федеральная служба занятости проводила

эксперимент, который условно назвали «Молодежной практикой». Для юношей и

девушек организовали курсы по 62 специальностям. Готовили бухгалтеров,

слесарей по ремонту автомобилей, медсестер, портных, кондитеров. Важно, что

обучение чередовалось с производственной практикой на более или менее

стабильных предприятиях. Именно практика позволила 65 % занимавшихся

закрепиться на работе.

Есть и другие хорошо зарекомендовавшие себя формы. В Красноярском

крае, Сургуте и Сургутском районе созданы экспериментальные межшкольные

учебно-производственные комбинаты. Там помогают получить профессию

старшеклассникам школ.

Увы — все эти формы, поднимающие конкурентоспособность молодежи на

рынке труда, не получили пока широкого распространения, хотя не требуют

больших денежных средств, а отдачу могут принести в ближайшем будущем

ощутимую. Вероятно, можно найти и другие интересные способы, помогающие

молодым в поисках работы. Важно только понимать: «молодое лицо» безработицы

опасно для будущего, потому что альтернативой труду может быть только

наркомания, алкоголь и преступность. Но многие работодатели предпочитают не

брать зеленого специалиста, разбирающегося лишь в теории. Сегодня

руководители фирм, работающие на современном технологическом уровне и с

применением новых форм управления, тратят в среднем от несколько месяцев до

полугода на поиск подходящего сотрудника, несмотря на то, что многие люди

ищут работу.

Заключение

О том, что еще не все хорошо на рынке труда, говорят многие факты: как

ни странно при существующем дефиците рабочих мест увеличилось количество

уволившихся по собственному желанию.

Да, и сама система трудоустройства несовершенна. Многие безработные,

имея на руках листок для отметки посещения предприятий или организаций —

предоставляющих работу, предпочитают печать в листе с отметкой, что как

специалист предприятию не нужен. Так как на многих предприятиях рабочие

получают зарплату с задержкой, а на Бирже пособие по безработице

выплачивают регулярно, да еще и частной торговлей подзаработать можно.

Так, что же получается: Биржа расхолаживает, отучает работать? Если бы

наладить экономические связи всех регионов, можно было бы поднять на более

высокий уровень производства.

Но сейчас экономика России переживает спад, а рынок труда работает еще

не так эффективно, поэтому лучше применять политику активных мер развития

трудовых ресурсов.

Активные меры, в отличие от пассивных, состоящих в выдаче пособий по

безработице, включают следующие мероприятия:

— поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально

благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря

которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10 %, до

70 % — государственными субсидиями и на 20 % кредитами, а если предприятие

не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

— обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы

путем предоставления субсидий и кредитов на переезд из районов с избытком

рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения

жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

— предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных

местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели

повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с

отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

— организация общественных работ, в основном для молодежи, на

строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с

гарантированным заработком в пределах 50-100 % средней зарплаты по данной

профессии;

— финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления

в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50 %

издержек на вновь созданные рабочие места;

— специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих

мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием

инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

— стимулирование расширения предпринимательской деятельности и

сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения

налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению

общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим

устойчивый спрос на рынке труда:

— не имеющие законченного школьного образования получают его, причем

организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,

английскому языку (в основном для иммигрантов);

— детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся

предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей

работой, при необходимости сроком до месяца;

— применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого

личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно

удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и

последовательность их освоения;

— учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов

и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на

уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

— в максимально возможном числе профессиональных школ на

консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и

воспитателей для постановки методики обучения;

— поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных

уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов, которое позволяет

осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки

каждого ученика;

— используется метод опекунства старшекурсников над вновь

поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и

обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости при

общих, более значительных масштабах финансирования политики рынка труда,

тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой

активности населения.

Государственное воздействие на занятость и уровень безработицы

трудоспособного населения должно стать неотъемлемой частью общей системы

регулирования экономики и социальной политики нашей страны. Россия может и

должна в полной мере учесть и использовать опыт многих государств в

создании механизмов реализации активной политики занятости, формирование

полноценного рынка труда.

Список используемой литературы

1. Кодекс законов о труде РФ — М: Норма-Инфра М, 2000.

2. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов — М.: Проспект,

1999.

3. Адамчук В.В. Экономика и социология труда. Учебник — М.: ЮНИТИ, 1999.

4. Адамчук В.В. Экономика труда. Учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А.

Яковлев — М.: Финстатинформ, 1999.

5. Баженов В.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие / В.И.

Баженов, И.Н. Долгих, Л.М. Поталицина — Томск: ТПУ, 2000.

6. Блинова Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в

российских регионах — М.: РП-ЭП, 2002.

7. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие — Ростов-на-Дону:

Феникс, 2001.

8. Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории,

функционирования и прогнозирования — Новосибирск: Наука, 2000.

9. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие — М.: Издательский дом

«Рожков и К», 2000.

10. Геньш Б.М. Экономика и социология труда. Учебник — М.: Норма, 2001.

11. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без

реструктуризации — М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

12. Костин Л.А. Российский рынок труда: Вопросы теории, истории, практики —

М.: Профсоюзы и экономика, 1998.

13. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда — М.: Центр экономики и

маркетинга, 1999.

14. Мониторинг рынка труда в г. Томске — Томск: ТГЦНЗ, 2002.

15. Ниворожкина Л.И. Моделирование поведения населения на рынке труда

крупного города. Продолжительность регистрируемой безработицы — М.: РП-

ЭИ, 2001.

16. Разумова Т.О., Рощин С.Ю. Экономика труда (экономическая теория труда):

Учебное пособие: МГУ — М.: Инфра-М, 2000.

17. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Б.Ю.

Сербиновского и В.А. Кулакова — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

18. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Н.Н.

Абакумовой — Новосибирск: Издательство ИГПЭ и У, 1998.

19. Человек и труд — №4. — 2001.

20. Человек и труд — №5. — 2001.

21. Человек и труд — №5. — 2002.

22. Человек и труд — №9. — 2002.

-----------------------

[1] Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов. Издание третье,

переработанное и дополненное. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. С 74-92. Кодекс законов

о труде Российской Федерации. М.: Норма-инфра, 2000 г.

[2] Мониторинг регистрируемого рынка труда г. Томска — Томск: ТГЦЗН, 2002.

[3] Человек и труд.— 2002.№5. С.71.

[4] Мониторинг регистрируемого рынка труда г. Томска — Томск: ТГЦЗН, 2002.

[5] Мониторинг регистрируемого рынка труда г. Томска — Томск: ТГЦЗН, 2002.

-----------------------

Удовлетворенный спрос на труд (УС)

Совокупное предложение (СП)

Совокупный спрос (СС)

Количество труда

Цена труда

S

S

Количество труда

Цена труда

S

S

D

D

M

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.