реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология (полный курс)

формам собственности и на этом основании - к двум классам (рабочим и

колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место

социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в

советской науке не подвергались открытому структурированию до середины 80-х

годов. Однако стратификацией социального неравенства советского общества

занимались зарубежные исследователи. Один из них - А.Инкельс - подверг

анализу 40-50-е годы и дал коническую модель иерархического деления

общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень,

привилегии, власть, он обозначил девять социальных слоев: правящая элита,

высшая интеллигенция, рабочая аристократия, основная интеллигенция, средние

рабочие, зажиточные крестьяне, белые воротнички, средние крестьяне,

непривилегированные рабочие и группа принудительного труда (заключенные).

Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в

настоящее время отечественный стратификационный анализ только

разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к

нынешнему российскому обществу. Уже известны вариации трех слоев (бизнес-

слой, средний слой, люмпен-слой) и модель из 11 иерархических ступеней

(аппарат, «компрадоры», «национальная буржуазия», директорат, «купцы»,

фермеры, колхозники, члены новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенция,

рабочий класс, безработные). Наиболее разработанная модель принадлежит

академику Т.Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России.

Западные социологи в ХХ веке используют разные подходы к социальной

стратификации: а) субъективный самооценочный, когда опрашиваемые сами

определяют свою социальную принадлежность; б) субъективный репутационный,

когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга; в)

объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным

критерием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых

стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах

еще и крестьянство (н-р, Франция, Япония, страны третьего мира).

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти.

Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90%

капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители

партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три

группы: высший средний класс (профессионалы - врачи, ученые, юристы,

инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры,

журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы,

полицейские и пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западных

обществ.

Рабочий класс - класс работников физического труда, составляющий около

50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочие

квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и

др.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи,

сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др.); 3) рабочие

неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники,

прислуга и пр.).

Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. –

Казань, 1997. –Гл. 9.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебн. пособие.

М., 1996.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Тема 8. Этносоциология

Вопросы:

1. Предмет и содержание этносоциологии.

2. Этнос: определение и типология. Этнические процессы.

Предмет и содержание этносоциологии

Одной из структурных подсистем общества является этническая. По

отношению к составляющим ее элементам - этносам она представляет собой

систему, но каждый этнос - это тоже система, причем, по единодушному мнению

ученых, система базовая.

Этнический состав населения Земли сложился в ходе длительного

исторического развития в результате сложных этнических и миграционных

процессов. В настоящее время на планете проживает около четырех тысяч

этносов - от небольших по численности (тодо - Индия, ботокуды - Бразилия,

алакалуфы и яманы - Аргентина и т.д.) до многомиллионных (американцы,

японцы, русские и др.).

Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса

нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества;

этнографии, описывающей сходство и различия между народами; этнологии -

исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые характеристики и

свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты

межэтнических противоречий. В политологии как науке есть отрасль знания,

занимающаяся исследованием политических устремлений этносов, именуемая

этнополитологией.

Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух

наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через

призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов,

происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения. Эта

научная дисциплина занимается сравнительными исследованиями различных

этнических групп, специфики проявления в них социальных явлений.

Этносоциология - это отечественное изобретение второй половины 60-х годов

ХХ века. На Западе исследования этносоциологического характера ведутся

давно, но они не были оформлены в особую отрасль знания и осуществлялись

под эгидой культурной и социальной антропологии. Но в 60-70-х годах и в

Европе (в частности, в Голландии) возникло направление, близкое

отечественной этносоциологии (А.Инкельс, М.Хехтер, Ван ден Берге и др.).

Идеологические догмы советского времени, лакировка назревающих проблем,

толкование внутри- и межэтнических отношений только как

интернационалистских длительное время сдерживали этносоциологические

исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период

преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается в настоящее время

по четырем основным направлениям: 1) всестороннее изучение жизни этносов в

ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении;

2) анализ современных внутриэтнических процессов; 3) исследование

актуальных вопросов межэтнических отношений; 4) осмысление ошибок прошлых

лет в области этнической политики. С конца 80-х годов началось широкое

применение в этносоциологии эмпирических исследований.

Этнос: определение и типология. Этнические процессы

Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном

переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос

можно определить как основную единицу классификации всех народов мира,

обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной

культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной

научной трактовке этнос - это исторически сложившаяся на определенной

территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и

особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего

единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической жизни

являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе

дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки

этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это

этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу.

Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения

его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Психологический склад - это так называемый этнический характер,

понимаемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды,

традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.

Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному,

элементу - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л.Гумилев,

В.Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей

последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция.

Суперэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном

регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией

(славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в

религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе

«русские» - камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены,

мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция -

группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция

- группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями

(предместья, слободы и т.д.).

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы этноса.

В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в качестве

основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает

три типа - род, племя, народ.

Первый подход дает эволюцию этноса в исторической последовательности:

сначала - род и племя как кровно-родственный производственный коллектив с

территориальной неустойчивостью, с устным языком, родоплеменной культурой и

психологией кровных связей; затем - народность как патриархальная

мелкотоварная общность государственного типа с таможенными границами, с

письменным (но не всегда) языком, с мелкобуржуазной идеологией и культурой;

наконец - нация как экономическая общность промышленного типа, не

разделенная таможенными границами, с литературным языком, культурой,

связанной с распространенными идеологиями.

Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса единым

типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объединения

племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз

одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судьбы,

характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и

самосознанием и др. Два подхода разошлись по ряду параметров, но главный из

них - определение нации. В первом случае она рассматривалась как этническая

общность; во втором - как политическое явление, означающее согражданство.

Понимание нации как согражданства исходит из принятой ныне всем миром

концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становится

нацией, только когда подданные осознают себя гражданами. Со времен Великой

французской революции 1789 года сначала во французском и английском, а

затем и в других языках, и в международном праве утверждается этатистское

толкование нации как совокупности всех граждан государства. Лишь в языках,

отстававших от буржуазных преобразований народов Германии, России, стран

Восточной Европы, сохранились оба ее значения - этатистское и этническое.

Отсюда и два подхода к типологии этноса в отечественной науке.

В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими происходят

существенные изменения этноса в целом или его отдельных частей, т.е.

этнические процессы. По своему влиянию на судьбу этноса они подразделяются

на эволюционные и трансформационные. Первые подразумевают значительные

изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре

этноса. Вторые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического

самосознания.

По своей направленности этнические процессы делятся на преобладающие в

современном мире процессы этнического объединения и процессы этнического

разделения. Объединение осуществляется через взаимовлияние культур,

двуязычие, интеграцию, консолидацию, этническую ассимиляцию, а разделение -

путем разъединения через дифференциацию, сегрегацию, дезинтеграцию,

сепаратизм, балканизацию. Объединению и сближению содействуют этнические

контакты и этническая адаптация. Разделение, как правило, сопряжено с

конфликтами. Разделение и объединение этносов может быть итогом не только

естественно-исторических процессов, но и целенаправленной политики,

идеологических догм. Приверженность людей интересам своего этноса

(этнонационализм) может играть как позитивную, так и негативную роль. Его

разновидность (этнофилия) предполагает заботу о сохранении и развитии

этноса, его языка и культуры, а другая (этнофобия) - признание

исключительности своего этноса и враждебности к иным народам. В

полиэтничном обществе государство не может быть этническим. Главные сферы

действий этноса - язык и культура, а государство лишь оказывает свою помощь

этим сферам.

Литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебн.

пособие. М., 1998.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. –

Казань, 1997. –Гл. 11, 12.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 10.

Тема 9. Социология личности

Вопросы:

1. Социологические теории личности.

2. Социализация личности.

3. Девиантное поведение и социальный контроль.

Социологические теории личности

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является

личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести

разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям

качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой

исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным

представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека

является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален -

ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет,

людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку

в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он

выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально

значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность - это социальная

модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности

социально-типическое.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной

связи процесса формирования личности с функционированием и развитием

социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества,

личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального

поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории

личности:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории

личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем

личности является самосознание, которое развивается как результат

социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть

на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие

противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических

аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в

себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида,

являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание,

т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая

трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба

между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и

стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее

социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и

«социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида

в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.

Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный,

профессионально-должностной, причем последний, как правило, является

основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение

человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают

совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным

статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от

социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей,

которые он исполняет в обществе.

4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт

исторического развития, результат включения индивида в социальную систему

посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность

личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных

принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической

принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают

личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или

иных социальных факторов.

Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а

становится в процессе социализации и индивидуализации.

Социализация личности

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов

поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе

социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности,

проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой

структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья,

школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и

искусство, социальная среда и др. В ходе социализации реализуются следующие

цели:

. взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

. сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся

в нем ценностей и моделей поведения.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит

приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым

функциям, социальным группам, организациям и институтам - это фаза

социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние

структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной

деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего

мира человека.

Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации,

успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией. Под

индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления

социальных требований.

Девиантное поведение и социальный контроль

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того,

который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным

стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.