реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология (полный курс)

(пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории

технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий

бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма,

частично концепция Л.Гумилева, Ж.Гобино и др. Проблема механизма прогресса,

его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в

мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции

и революции.

Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо

одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм,

органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории Вебера).

Многофакторные теории, выделяя один детерминант, стремятся учесть

воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.).

С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей

в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают

предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм,

левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности

перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм).

Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их

абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По

вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение

получили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс), в соответствии

с которым общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических

формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную,

капиталистическую, и цивилизационный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и

др.). В основе типологии обществ по К.Марксу лежит критерий способа

производства. Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама

категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще

всего сводится к территориальному (н-р, европейское общество или

цивилизация), либо религиозному (н-р, исламское общество).

Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.

Казань, 1997. – Гл. 7, 8.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов

гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 7.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 3,

4.

Тема 5. Социальная структура общества

Вопросы:

1. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности.

2. Социальные институты и организации.

Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности

Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во

взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во

взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система

социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их

взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою

структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического

подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества

понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на

экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии

социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту

общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,

этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие

подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются

социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным

образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к

данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся

небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный

личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и

проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет

личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением

к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный,

обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на

основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По

размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые

характеризуются следующими признаками: статистический характер,

вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность,

аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др.

общности).

Социальные институты и организации

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования

общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,

предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые

служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют

использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,

отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,

образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые

детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих

некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур

и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации

задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов

классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является

классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В

соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные,

принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые

считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения,

повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для

материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с

государственными, правительственными структурами, они образуются для

преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно

отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические

организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное

членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них

строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал,

проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в

общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия,

монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального

вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций,

как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности

выделяют традиционные и рациональные организации.

Литература

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. –8, 9.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6,

10, 11.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 3.

Тема 6. Социальная стратификация

Вопросы:

1. Понятие социальной стратификации.

2. Социальная мобильность и ее типы.

Понятие, содержание, основания социальной стратификации

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту,

цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными

эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека,

социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия

определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по

разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической

принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное

неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство

социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации.

В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить

общество на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может

быть определена как структурированные неравенства между различными группами

людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных

иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у

основания.

Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом,

П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков.

К ним относятся:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст,

этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности,

родственные связи семьи и проч.;

2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами

профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии,

материальные и духовные ценности и т.д.

Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного

подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют

разнообразные срезы или измерения при определении количества и

распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных

признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения

в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых,

стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и

ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают

4 группы факторов:

-права и привилегии

-обязанности и ответственность

-социальное богатство и нужда

-власть и влияние

Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой

ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов

человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей

по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной

западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех

измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень

образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической

позиции.

Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод

выявления слоев данного общества и в то же время представляет его

социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной

стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Социальная мобильность и ее типы

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная

мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных

слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или

группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика

социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.

Варианты социальной мобильности разнообразны:

. индивидуальная и коллективная;

. вертикальная и горизонтальная;

. внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое

вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более

высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую

и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная

мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или

понижению социального статуса.

Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что

человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей

жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети

занимают более высокое положение, чем их родители.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит

следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты,

семья, политические и профессиональные организации, средства массовой

информации и т.д.

Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. –

Казань, 1997. –Гл. 9.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебн. пособие.

М., 1996.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема

8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Тема 7. Типы социальной стратификации

Вопросы:

1. Исторические типы стратификации.

2. Социальная стратификация современных обществ.

Исторические типы стратификации

Социальная стратификация - это определенная упорядоченность общества.

На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа:

кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно

естественное структурирование по возрасту и полу.

Первый тип социальной стратификации - деление общества на касты.

Кастовая система – закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и

мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным

объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в

общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу,

Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия,

где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему.

Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела

следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия;

3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4)

шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи

контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была

запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и

сегодня дают знать о себе.

Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует

закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается.

Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и

обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип

наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено,

даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для

европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях.

Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре

сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги

(жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI

века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально

утвержденных ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство,

духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах

полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.

Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она

существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия

проявляются в следующем:

- классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в

них не основано на наследственном положении;

- классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают

жестко очерчены;

- классы зависят от экономических различий между группами людей,

связанных с неравенством во владении и контроле над материальными

ресурсами;

- классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного

характера. Главное основание классовых различий – неравенство между

условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем

профессиональным группам как результат экономических обстоятельств,

принадлежащих экономике в целом;

- социальная мобильность значительно проще, чем в других

стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует,

хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и

уровнем его притязаний.

Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим

общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их

стиля жизни.

Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и

классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.

По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом

отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах

эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу

одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит

экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть,

влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения,

совмещаются с ним.

М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в

рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и

располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают

не только от контроля за средствами производства, но и от экономических

различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя

профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию,

владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только

классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования,

необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он

предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству)

порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а

политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о

жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни,

в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов

считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному

обществу.

Социальная стратификация современных обществ

ХХ век представлен разными отечественными и зарубежными моделями

выделения страт. Отечественные модели советского периода - это ленинская и

сталинско-брежневская классовые стратификации. В.Ленин считал главными

критериями классов отношения собственности, выполняемые функции, доходы и

согласно им видел в современном ему обществе такие классы: буржуазия,

мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и социальный слой

интеллигенции и служащих. Сталинско-брежневская модель сводилась лишь к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.