реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология (полный курс)

На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились,

функционировали и существуют следующие направления социологической мысли:

натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм, структурный

функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир как

объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои

ценности. Они признают только две формы знания - эмпирическое и логическое

(только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь

изучение фактов, а не идей.

Гуманитаризм или феноменология - это подход к изучению общества через

понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом

природы, оно развивается по своим законам; б) общество - не объективная

структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений

двух и более индивидов; в) главное - это расшифровка, истолкование смысла,

содержание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода:

идеографический метод (исследование индивидуальных лиц, событий или

предметов), метод качественного анализа (понимание явления, а не его

подсчет), методы феноменологизма, т.е. познание причин и сущности

социальных явлений, например, лингвистический метод (изучение того, что

доступно языку), метод понимания (познание общества через самопознание),

метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) ,

метод чувствования и др.

Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски,

отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке,

затрагивающей интересы людей.

Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Под

парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ

решения определенного круга научный задач. Можно выделить три основные

парадигмы современной социологии:

структурно-функциональную, которая рассматривает общество как

относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на

широко распространенном согласии относительно того, что является

желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет

функциональные следствия в отношении общества в целом;

конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общество - это

система, которая характеризуется социальным неравенством, когда одни

категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем другие,

в основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует

общественным изменениям;

символический интеракционизм - в отличие от первых двух парадигм

общество представляется как постоянный процесс социального взаимодействия в

специфических условиях, в основе которого лежат коммуникации посредством

символов, при этом индивидуальные восприятия социальной реальности

неповторимы и изменчивы.

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.

Казань, 1997. – Гл. 2 – 5.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов

гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3, 4.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 1 – 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Гл. 2.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Вопросы:

1. Своеобразие формирования социологической мысли России.

2. Периодизация развития отечественной социологии.

Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но

ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По

специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской,

французской, немецкой и других социологических школах (или условно -

социологиях).

Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были

обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее

географического положения между Западом и Востоком, территориальной

масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве,

вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к

человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на

двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к

примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в

суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях

специалистов-исследователей - философов, историков). Российская

социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных,

так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным

движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с

наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий,

близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия

социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х - начале ХХ вв. с

утопиями выступили как представители демократической тенденции в

революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский,

М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители

автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем

испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с

французским просвещением, английской экономической школой и немецким

романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость

социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на

Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это

противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй

половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным

процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в

стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и

упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный

и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило,

подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое

десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли,

разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и

человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога

Н.Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях),

развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам;

субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле

прогресса социолога и литературного критика Н.Михайловского, обличавшего

марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория

Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением

географических условий и считавшего общественную солидарность критерием

общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М.Ковалевского -

историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими

исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности

социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О.Конта,

русского социолога Е.Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам

мировую известность. Практические дела российских социологов, например,

составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной

социологии сосуществовали пять основных направлений: политически

ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая,

психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология

конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было

всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная

дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии

новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация

науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском

университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России

факультет общественных наук с социологическим отделением в университете

Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала

издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и

учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся

авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении

марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу

соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются

проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения

и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное

признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х

годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского

режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех

форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии

остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС,

да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась

парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили

право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о

позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы

социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от

народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались.

Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории

и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских

социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных

сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические

учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было

противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой -

всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений.

Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер.

Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был

создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН).

Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска,

Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов;

с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее

«Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое

вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти

те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась,

снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми

трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология

была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии

решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания

фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной

России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как

учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня

нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует

дальнейшее развитие.

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.

Казань, 1997. – Гл. 5, 6.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв.

М., 1995.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов

гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 3 – 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 2.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Вопросы:

1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

2. Основные проблемы мегасоциологии.

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

«Общество» - основополагающая категория современной социологии,

трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть

материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся

совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в

которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком

смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид

общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию

«общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».

Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа

Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства

отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная

конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения

дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и

государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского

мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из

состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию

«общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору

членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом

соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов

к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное

образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как

развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же

экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей,

связанных разделением труда, а философ И.Кант - как Человечество, взятое в

историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи

гражданского общества. Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским

обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный

феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации

частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность,

основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как

взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е.

ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это

исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые

складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей,

которое имеет следующие признаки:

. оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;

. пополнение идет главным образом за счет деторождения;

. имеет собственную территорию;

. имеет собственное название и историю;

. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного

индивидуума;

. имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди,

взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под

культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм,

установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из

поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые

социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между

его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов

общества, контроль за поведением.

Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию

(мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая

крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология,

исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом

является объектом изучения общей социологической теории. Оно

рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их

логической последовательности: Что такое общество? -- Изменяется ли оно? --

Как оно изменяется? -- Каковы источники изменений? -- Кто определяет эти

изменения ? -- Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами,

мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс

вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах,

обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они

находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях

(Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей)

социально-демографического и социально-классового устройства общества,

социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в

обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или

необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие

общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории

исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового

времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими

необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т.е.

движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с

постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами

возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и

Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов»

Н.Данилевского, в теории «морфологии культур» О.Шпенглера, в версии

А.Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П.Сорокина и т.д.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества

постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек,

отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный

процесс, т.е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания.

Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две

группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.