реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

конфликтах и их причинах в отношениях поколений, но исходным при этом, как

бы ни располагались "фигуры" в данный момент, является преемственное в

развитии рода человеческого.[24] Во-первых, молодые, хотят они этого или

нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда

включают в себя встречные информационно-деятельные потоки от родителей к

детям, но и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или

менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная

интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно

опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои

культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями,

устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.

Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни

"абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы

социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в

их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность,

эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления

обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам

цивилизации.

Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения

адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без

жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с

обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к

растущему человеку.

С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый

исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе

впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в

истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд

неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации,

следствий.

Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших,

то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали

всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики,

воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд

уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто

терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на

производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не

хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось,

заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.

С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не

собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому

что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность

конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного

социального воспроизводства общества.

Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому

структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная

трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и

механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение,

оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не

прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким

безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?

В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием

электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям

уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и

три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого

конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях

оказывается некорректно сформулированной.

А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей

разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому

идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами

семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для

престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений,

когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков

как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков

нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.

Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства

исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без

содержательного взаимодействия людей разных поколений.

В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали,

поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что

стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. А сейчас

производственные процессы освободили человечество от прямой

непредсказуемости природной стихии, опыт аккумулирован, откорректирован

наукой и письменно закреплен в информационных источниках, зачем теперь

старики? Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат

чему-то.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и

инвалидам. И поэтому сегодня общество вынуждено создавать систему

поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о

воспитании милосердия. И обнаруживаются новые ниши, где необходимо

специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее конфликтные

ситуации и порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши

взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне

идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых

ценностей, можно получить или более того, спровоцировать, конфликт

поколений. Объективная база конфликта создается префигуративным типом

культуры.

Город демонстрирует большей частью конфликтную модель, а село

представляется куда более толерантным. Родительская группа воспринимается

сельской молодежью с большим пониманием, восхищением и сочувствием.

Городская молодежь - более требовательна и строга. Это тоже подтверждает

известный факт, что по сей день сельское население, в том числе и молодежь,

является в большей степени носителем традиционных ценностей.

Научиться понимать другого, и прежде всего старшее поколение, - это

важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов без

понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие.

Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь,

необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к

старшим.

Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях

показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем

собственными силами. Это проявление префигуративности современной культуры.

Даже мать как самый близкий человек, не говоря уже о бабушках и дедушках,

отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику. В этом -

подтверждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу,

когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим

источником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это

чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции

и восприятия прежнего опыта.

В результате исторической и культурной преемственности каждое новое

поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает

достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему

предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные

ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение

вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные

возможности, а настоящее - это момент перехода возможностей в

действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной

действительности.[25]

Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все

стороны социального бытия, в том числе социального института семьи.

Развитие института семьи выступает в качестве комплексной социальной

проблемы, так как семья представляет собой сложную, многогранную систему

социокультурного функционирования человека, является важнейшим институтом

социализации. Институт семьи, испытывая влияние множества социальных,

психических, культурно-исторических факторов отражает и существующие

изменения государственной социальной политики, влекущие за собой глубокие

сдвиги в социальной жизни.

В силу целого ряда причин проблема родительских аттитюдов, их

трансляции в культуре занимает центральное место в социальной политике, ее

реализации в социальной работе. Это в частности объясняется изменениями,

происходящими во взаимодействии института семьи с другими социальными

институтами, изменением экономической и социальной ситуации внутри семейных

отношений.

В связи с этим необходимым выступает научный анализ социокультурного

наследования ценностных ориентаций.

Семья как объект социологического исследования затрагивает интересы

целого ряда исследовательских направлений научных школ.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в

трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается

как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании

социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений

и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, М.С. Мауковского, А.Г.

Харчева.

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с

наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды,

наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также

становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей.

Проблема социального взаимодействия поколений широко освещена в трудах

Г. Спенсера, который считал, что человек становится социальным существом в

ходе длительной эволюции.

Е.С. Балабанова, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, С.С. Ярушенко изучают

процесс наследования культурных особенностей в семье и в различных

социальных группах, в том числе процессы депривации, трансляции культуры от

поколения к поколению.

Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования,

закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового

поколения. Это предполагает новый дискурс, позволяющий проследить динамику

взаимодействия поколений.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен,

отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека,

базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с

другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем

наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей.

Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение,

детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются.

Глубина осознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости

с возможностью социального использования накопленного предыдущими

поколениями опыта с учетом требований нового социокультурного

инвайронмента, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов,

обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме.[26]

Семья как социально-экологическая инвайронментальная ниша

обеспечивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и

эмоциональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает

физическую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее

членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных

конструктов и родительских аттитюдов.

Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека.

В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он

воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них

связывались с семейными делами. Таким образом, семья представала

натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он

надеялся получить материальную, физическую и духовную поддержку.

Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного

развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между

поколениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все

более слабыми и неглубокими.

В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание

среднего поколения оказывать помощь старым родителям.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до

отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и,

возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное

воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в

жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь

и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только

естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство

безопасности и признания своей роли в семье и обществе. Широко

распространено мнение, что все это могла обеспечить традиционная большая

семья, особенно крестьянская, и в значительной мере также ремесленная,

объединяемая общим источником существования, каким является семейная

мастерская. Сопутствующий промышленному развитию индивидуализм разорвал

характерную для традиционной семьи общность производства и потребления. По

мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к

потере пожилыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли

рассчитывать в случае нужды.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль.

Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека,

способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к

изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой

социальной роли.[27]

В большинстве случаев "возврат" в нее не сопровождается негативными

моментами, а имеющее место усиление внутрисемейной деятельности, как

правило, соответствует ориентациям, установкам и ожиданиям пожилого

человека. В тоже время довольно значительная часть пенсионеров сталкиваются

с трудностями в адаптации к новым семейным ролям и возрастанию объема

некоторых своих функций.

Несомненно, что в хозяйственно-бытовой взаимопомощи участие старшего

поколения большее, причем это относится как к работающим, так и к

прекратившим трудовую деятельность. Можно также отметить, что наиболее

сильным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки.

Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет

пенсионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и

беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с

непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья должна

составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и

воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся.

Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых

и старых людей, по крайней мере так должно быть. Вряд ли когда-нибудь

опекунская функция семьи сможет перейти к кому-то другому. Хотя многие

пожилые люди стремятся к автономии от детей: социальной, экономической,

территориальной, для большинства из них семья по-прежнему - притягательный

центр их интересов, место удовлетворения многих фундаментальных

человеческих потребностей, одна из главных социальных и психологических

ценностей, важная сфера деятельности. Удовлетворенность своим положением в

семье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют

степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают

их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной

деятельностью, в том числе в сфере общественного производства. В первую

очередь это подтверждается связью мотивов продолжения и прекращения работы

с семейными обстоятельствами.

Мотивы продолжения работы на производстве могут быть такими:

- "Работая, я могу помогать своей семье материально".

Такая причина может объясняться не только уровнем жизни семьи и

самого пенсионера, но и его желанием сохранить престиж, обусловленный

положением трудящегося человека, профессионала, кормильца, поставщика

материальных благ, распорядителя средствами семьи.

- "Не хочу зависеть от родственников материально".

Этот мотив отражает неблагополучную ситуацию, когда получение

материальной или другой подобной поддержки от родственников связывается в

явной или неявной форме с дополнительными обязанностями в хозяйственно-

бытовой сфере, уменьшением участия в принятии семейных решений,

перераспределением главенства. Но даже в тех случаях, когда помощь детей

бескорыстна и продиктована исключительно заботой о родителях, пенсионер

может видеть в этом признак своей беспомощности, неполноценности,

воспринимать как ущерб для самолюбия, авторитета, гордости.

Мотивы прекращения работы могут быть следующими:

- "Семья нуждалась в моей помощи на дому".

- "Я хотела заниматься воспитанием внуков".

Эти причины имеют для женщины гораздо большее значение, чем для

мужчины. Интересно, что вдовые связывают уход на пенсию с внуками вдвое

чаще, чем женатые. В последнем случае воспитание внуков, заботы о них

распределяются между двумя представителями старшего поколения и, по крайней

мере, один из них может оставаться на работе. С другой стороны, вдовые,

особенно в семьях с неполным средним поколением в большей мере

концентрируют внимание, чувства, эмоции на внуках, чем имеющие мужа или

жену.

Семейная ситуация является одним из важных факторов, влияющих на

трудовую активность людей, перешагнувших порог пенсионного возраста. Можно

предполагать, что общественная деятельность неработающих пенсионеров

зависит от семейно-бытовой деятельности, положения в семье и ее структуры.

Семья - это основной элемент в системе взаимоотношений между

поколениями.

В настоящее время в семейно-бытовой сфере пожилой человек оказывается

беспомощнее ребенка, так как он не может пользоваться компьютером, не может

научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться сложной бытовой

техникой, не может помочь внуку сделать уроки. Его умение запрягать лошадь

или штопать белье и одежду не понадобится внукам, которые лошадь видели

только на картинке, а что касается белья, то цивилизованный мир переходит

на одноразовое. [28]

В семье, состоящей из нескольких поколений, пожилым людям (чаще

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.