реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность

сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь

воспринимает пожилых людей.[43]

В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в

западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к

пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает

это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и

место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с

ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков,

эволюционирует в сторону культуры достоинства.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку

изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую

сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня

осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в

частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют

положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети

начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между

ними.

Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых

и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и

поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных

контактов воздействует на все возрастные группы.

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости

возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим

фактором в современном обществе.

Библиография

1. Авдеева Н., Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек

№1,1997. С29-34.

2. Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара,1997.

3. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия « Учебники и учебные

пособия». Ростов н/Д: Феникс,1997.576 с.

4. Альперович В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов н/Д: изд-

во СКНЦ ВШ, 1998.

5. Александрова Т. Годы и заботы. М.: издательство политической

литературы.1990.

6. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории.

М.:Прогресс,1977.

7. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.:

Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С.20-24.

8. Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов.1997.

9. Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного

пребывания Октябрьского ЦСОН г.Саратова //Международный Год Пожилых

Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы

межрегиональной конференции. Саратов: «Параход», 2000. С.59.

10. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ

века.: Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т

этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.

11. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры:

конфликт или преемственность// Общественные науки и современность.

1996.№3 С.61-69.

12. Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная

психология за рубежом. М.:1974.

13. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998.

14. Васильев В.А. Общность интересов-основа общественного согласия //

Социально-гуманитарные знания. 1999.№1. С.48-61.

15. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной

геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН ИНИ по

общ-м наукам, 1994.С.51.

16. Волков А..Г., Почему изменилась российская семья.// Семья в России.№1-

2, 1999.С.40-53.

17. Гаман. О. Преемственность поколений.// Человек.№ 5,1996.

18. Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т соц. работы,

1997.

19. Глинка Т.В. Дом или место жительства? М.1989.

20. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.,М.,1998.

21. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских

крестьян Х1Х века. М.: Наука,1986. С.276.

22. Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам

вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994.

№2.С.159-170.

23. Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая

гвардия,1986.С.255.

24. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы

социального и демографического развития. М.1995.

25. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной

подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы

№2/4,1996.С.86-95.

26. Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического

бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы

междисциплинарной научной конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов:

Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С.3-15.

27. Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные

проблемы нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-

т,1997.С.58-63.

28. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал

социальной работы. 1997.№2/6.С.9-15.

29. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого

бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.

30. Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста.

Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т.1999.

31. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики //

Социс №2, 1998.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть 1.М.: АО « Аспект

Пресс»,1994. 384с.

33. Жизненное пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996.

34. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть,

идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской-

Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое предприятие «Волжский сад»,

1999.С.313-317.

35. Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год

Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы

межрегиональной конференции. Саратов: «Параход»,2000. С.48-51.

36. К международному году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1.

37. Колосов А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.: Искусство,1984.

38. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев

и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с.

39. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

40. Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980.№1.

41. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116.

42. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной

старости.//Социс.2001.№4.С.61-64.

43. Мид. М. Культура и мир детства.М.: «Наука», 1988. С.429.

44. О. Грегер. Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991.

45. Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10. С.108.

46. Популярная медицинская энц-я.М.: «Советская энц-я».1992.

47. Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5. Российская

социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма-

инфо», 1998.

48. Саралиева З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной

России //Социс.1999.№12.

49. Симонова Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между

поколениями.//Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М.,

1991.С79-87.

50. Сонин М.Я., Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и обществе//

Социальная защита. 1996.№ 2.

51. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта « отцов и

детей» //Социс.1992.№6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество //

Полис.1991.№6.С.144-148.

52. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-

политический журнал. 1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121.

53. Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный

мир. 2000.№2(27). С.36-38.

54. Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М.:Большая

Российская Энциклопедия.1996.

55. Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные

исследования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994.

С.68.

56. Толстых А.В. Возрасты жизни.М.1988.

57. Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф. Чеботарева. М.:

Медицина, 1978.С.312.

58. Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123.

59. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,1983.

60. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения.// Человеческие

ресурсы.2000.№3. С29-31.

61. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

62. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.:1975.

63. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. «ННН»1994.

Приложения

Урок 1.

Наступления возраста

Этот урок вводит понятие возраста и взросления.

Цели:

1. Определить плюсы и минусы возрастов.

2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми.

Упражнение №1 (10 минут)

Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу

охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.

Записать на доску ответы и обсудить их.

Упражнение №2 (20 минут)

Разделить студентов на 4 группы.

1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа

- 5 отрицательных сторон молодости.

3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5

негативных сторон старости.

Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы.

Затем обсудить услышанное.

Зачитать студентам следующую информацию.

-Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще

треть жизни.

-Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и

большинство пожилых людей независимы и дееспособны.

-Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали

члены их семьи друзья соседи всех возрастов.

-Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет

поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.

Упражнение №3 (15 минут)

Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их

заполнения.

Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.

Опросник.

"Возраст, когда ты имеешь право".

1. В каком возрасте ты по закону имеешь право.

А) голосовать.

В) окончить школу.

С) начать работать.

Д) водить машину.

2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение?

3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком

отвечать за свою жизнь?

4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о

других?

5. В каком возрасте ты по закону имеете право:

А) Употреблять спиртные напитки.

В) жениться (выходить замуж ).

С) стать донором.

Д) стать членом партии.

6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?

Ответы:

1. По закону ты имеешь право:

А) голосовать в 18 лет.

Б) окончить школу в 14 лет.

С) начать работать в 14 лет.

Д) водить машину в 18 лет.

2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни.

3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за

свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и

продолжается всю жизнь.

Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25

годам многие люди считают себя полностью взрослыми.

4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не

связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность,

верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет

и недостаточно - в 35.

5. По закону ты имеешь право:

А) употреблять алкоголь - в 18 лет.

Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей).

С) стать членом политической партии - в 18 лет.

Д) стать донором - в 18 лет.

6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для

общества.

Урок 2.

Новое о старости

Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно

пожилых людей .

Цели:

1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас.

2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить,

нужно ли нам придерживаться их.

3. Дать информацию относительно пожилых людей.

Упражнение №1.(15 мин)

Провести дискуссию по следующим вопросам:

1) Когда начинается пожилой возраст?

2) Как живут пожилые люди?

3) Чем пожилые отличаются от молодежи?

4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества?

5) Что означает для пожилого, для общества?

Информация для участников упражнения.

1. Мы становимся старше все время.

- наши тела постоянно стареют и развиваются;

- наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;

- наши мысли и воззрения постоянно формируются, изменяются, и

развиваются. Происходит переход от детства к юношеству, далее к зрелости,

от зрелости к среднему возрасту, а затем к пожилому возрасту.

2. В обществе укоренилось мнение о том, люди вступают в пожилой

возраст с того момента, как им "перевалило" за 60 лет.

3. Однако процесс зрелости, изучения и развития не заканчивается в тот

момент, когда мы достигаем определенной даты по календарю.

4. Весь жизненный цикл может рассматриваться как время, за которое

необходимо выполнить различные задания на различных жизненных стадиях.

5. Многие люди в возрасте 60 лет все еще заняты на производстве.

6. Многие в возрасте 60 лет и старше хорошо проводят время, получают

удовольствие от досуга, осваивают новые увлечения, радуются внукам, имеют

время остановиться и оглядеться вокруг.

7.Многие и возрасте 60 лет работают на добровольной основе в церквях,

ухаживают за детьми и более старшими пожилыми людьми, передают знания и

опыт.

8. Многие находят, что возраст 60 лет и старше является чрезвычайно

творчески продуктивным. Писатели, авторы книг, художники, актеры, музыканты

часто достигают наивысшего расцвета именно в это время.

9. Многие находят, что в возрасте 60 лет и старше наступает момент

духовного и психологического познания и проницательности.

10. Людям, которым 60 лет и более, влюбляются и продолжают любить.

11. Большинство, кому за 60, действительно нуждаются в уходе различной

степени, однако их жизнь все еще представляет ценность, нужность, является

радостной изначально.

12. У каждого человека своя история жизни и чем дольше его жизнь,

больше опыт, тем более разносторонним и индивидуальным он становится.

Урок 3.

Видение сквозь призму.

В данном разделе изучаются типы образов, которые формируют средства

массовой информации у молодых людей относительно пожилых .

Цели:

1. Изучение представлений молодежи о старых людях, сформировавшихся

под влиянием средств массовой информации.

2. Рассмотрение вопроса формирования восприятия.

Упражнение №1 (15 мин).

Написать на доске вопрос: откуда вам это известно?

Каждый участник упражнения должен отметить среди перечисленных на

доске те источники получения знаний о пожилых людях, благодаря которым

складывается отношение к ним, и проранжировать их по степени важности.

Список источников информации:

- родители;

- братья, сестры;

- бабушки, дедушки;

- пожилые соседи;

- школа;

- религия;

- телевидение ( в частности реклама )

- радио, газеты, книги, журналы;

Обсудить ответы группы.

Упражнение №2 (30 мин).

Раздать опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди

изображены в СМИ- по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах,

фильмах, журналах. Уделить 10 минут для заполнения опросника каждым

студентом ( студенты должны написать ответы на отдельном листке).

Опросник.

Телевидение:

1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в:

- вашей любимой телепрограмме;

- программе, которую вы смотрите регулярно;

- телевизионных "мыльных операх".

2. Что наилучшим образом их характеризует?

Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете.

2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в

роли ди-джея, репортера, ведущего.

Новости:

1. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:

- недавно прочитали в газете;

- недавно видели в теленовостях.

( о чем шла речь?)

2. Что вы думаете о содержание сказанного ими:

- интересно;

- скучно;

- не знаю.

Фильм:

1. Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в

возрасте 60 лет и старше.

2. Какую роль они играли?

- беспомощный человек;

- герой (героиня);

- мудрый человек;

- друг;

- бабушка (дедушка);

- негодяй;

- лидер;

- романтическая личность;

- другое.

Журналы:

Назовите журналы, которые вы читаете и вспомните представленные в них

персонажи в возрасте 60 лет и старше.

Музыка:

Назовите любого ныне живущего композитора, исполнителя в возрасте 60

лет и старше, которых вы слушаете.

Книги:

1. Назовите любые вымышленные персонажи в возрасте 60 лет и старше из

книг, которые вы прочитали когда-то.

2. Вам они были:

- безразличны;

- не понравились;

- понравились.

Реклама:

Вспомните какую-нибудь рекламу продуктов или услуг, в которой

участвуют люди 60-ти лет и старше.

Какими они являются?

- положительными;

- отрицательными;

- владеющими ситуацией;

- нуждающимися в помощи, уходе;

- глупыми;

- умными;

- в хорошей форме;

- оказывающими помощь;

- дающими советы.

Затем попросить группу зачитать ответы на вопросы из данного

опросника.

Обсудить их. В конце обмена мнениями было бы хорошо представить

определенный список пожилых людей, в который могут входить некоторые

вымышленные персонажи из теле- видеофильмов, книг, журналов, а также людей

60-ти лет и старше, занимающихся политикой и шоу бизнесом (музыкой,

театром, рекламой).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.