| |||||
МЕНЮ
| Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействийдестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей.[43] В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства. Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними. Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы. В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. Библиография 1. Авдеева Н., Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1,1997. С29-34. 2. Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара,1997. 3. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,1997.576 с. 4. Альперович В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов н/Д: изд- во СКНЦ ВШ, 1998. 5. Александрова Т. Годы и заботы. М.: издательство политической литературы.1990. 6. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.:Прогресс,1977. 7. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.: Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С.20-24. 8. Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов.1997. 9. Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского ЦСОН г.Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход», 2000. С.59. 10. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ века.: Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988. 11. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996.№3 С.61-69. 12. Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М.:1974. 13. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998. 14. Васильев В.А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999.№1. С.48-61. 15. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.С.51. 16. Волков А..Г., Почему изменилась российская семья.// Семья в России.№1- 2, 1999.С.40-53. 17. Гаман. О. Преемственность поколений.// Человек.№ 5,1996. 18. Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т соц. работы, 1997. 19. Глинка Т.В. Дом или место жительства? М.1989. 20. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.,М.,1998. 21. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М.: Наука,1986. С.276. 22. Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994. №2.С.159-170. 23. Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая гвардия,1986.С.255. 24. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального и демографического развития. М.1995. 25. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы №2/4,1996.С.86-95. 26. Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С.3-15. 27. Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун- т,1997.С.58-63. 28. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997.№2/6.С.9-15. 29. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999. 30. Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т.1999. 31. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс №2, 1998. 32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть 1.М.: АО « Аспект Пресс»,1994. 384с. 33. Жизненное пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996. 34. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской- Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое предприятие «Волжский сад», 1999.С.313-317. 35. Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход»,2000. С.48-51. 36. К международному году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1. 37. Колосов А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.: Искусство,1984. 38. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с. 39. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. 40. Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980.№1. 41. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116. 42. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости.//Социс.2001.№4.С.61-64. 43. Мид. М. Культура и мир детства.М.: «Наука», 1988. С.429. 44. О. Грегер. Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991. 45. Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10. С.108. 46. Популярная медицинская энц-я.М.: «Советская энц-я».1992. 47. Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма- инфо», 1998. 48. Саралиева З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной России //Социс.1999.№12. 49. Симонова Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями.//Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М., 1991.С79-87. 50. Сонин М.Я., Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996.№ 2. 51. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта « отцов и детей» //Социс.1992.№6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис.1991.№6.С.144-148. 52. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально- политический журнал. 1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121. 53. Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный мир. 2000.№2(27). С.36-38. 54. Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М.:Большая Российская Энциклопедия.1996. 55. Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994. С.68. 56. Толстых А.В. Возрасты жизни.М.1988. 57. Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф. Чеботарева. М.: Медицина, 1978.С.312. 58. Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123. 59. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,1983. 60. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения.// Человеческие ресурсы.2000.№3. С29-31. 61. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990. 62. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.:1975. 63. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. «ННН»1994. Приложения Урок 1. Наступления возраста Этот урок вводит понятие возраста и взросления. Цели: 1. Определить плюсы и минусы возрастов. 2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми. Упражнение №1 (10 минут) Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов. Записать на доску ответы и обсудить их. Упражнение №2 (20 минут) Разделить студентов на 4 группы. 1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных сторон молодости. 3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон старости. Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить услышанное. Зачитать студентам следующую информацию. -Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни. -Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и большинство пожилых людей независимы и дееспособны. -Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех возрастов. -Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю. Упражнение №3 (15 минут) Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения. Затем зачитать правильные ответы и обсудить их. Опросник. "Возраст, когда ты имеешь право". 1. В каком возрасте ты по закону имеешь право. А) голосовать. В) окончить школу. С) начать работать. Д) водить машину. 2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение? 3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою жизнь? 4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о других? 5. В каком возрасте ты по закону имеете право: А) Употреблять спиртные напитки. В) жениться (выходить замуж ). С) стать донором. Д) стать членом партии. 6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества? Ответы: 1. По закону ты имеешь право: А) голосовать в 18 лет. Б) окончить школу в 14 лет. С) начать работать в 14 лет. Д) водить машину в 18 лет. 2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни. 3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25 годам многие люди считают себя полностью взрослыми. 4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность, верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет и недостаточно - в 35. 5. По закону ты имеешь право: А) употреблять алкоголь - в 18 лет. Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей). С) стать членом политической партии - в 18 лет. Д) стать донором - в 18 лет. 6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для общества. Урок 2. Новое о старости Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно пожилых людей . Цели: 1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас. 2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить, нужно ли нам придерживаться их. 3. Дать информацию относительно пожилых людей. Упражнение №1.(15 мин) Провести дискуссию по следующим вопросам: 1) Когда начинается пожилой возраст? 2) Как живут пожилые люди? 3) Чем пожилые отличаются от молодежи? 4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества? 5) Что означает для пожилого, для общества? Информация для участников упражнения. 1. Мы становимся старше все время. - наши тела постоянно стареют и развиваются; - наш ум постоянно становится более зрелым и развивается; - наши мысли и воззрения постоянно формируются, изменяются, и развиваются. Происходит переход от детства к юношеству, далее к зрелости, от зрелости к среднему возрасту, а затем к пожилому возрасту. 2. В обществе укоренилось мнение о том, люди вступают в пожилой возраст с того момента, как им "перевалило" за 60 лет. 3. Однако процесс зрелости, изучения и развития не заканчивается в тот момент, когда мы достигаем определенной даты по календарю. 4. Весь жизненный цикл может рассматриваться как время, за которое необходимо выполнить различные задания на различных жизненных стадиях. 5. Многие люди в возрасте 60 лет все еще заняты на производстве. 6. Многие в возрасте 60 лет и старше хорошо проводят время, получают удовольствие от досуга, осваивают новые увлечения, радуются внукам, имеют время остановиться и оглядеться вокруг. 7.Многие и возрасте 60 лет работают на добровольной основе в церквях, ухаживают за детьми и более старшими пожилыми людьми, передают знания и опыт. 8. Многие находят, что возраст 60 лет и старше является чрезвычайно творчески продуктивным. Писатели, авторы книг, художники, актеры, музыканты часто достигают наивысшего расцвета именно в это время. 9. Многие находят, что в возрасте 60 лет и старше наступает момент духовного и психологического познания и проницательности. 10. Людям, которым 60 лет и более, влюбляются и продолжают любить. 11. Большинство, кому за 60, действительно нуждаются в уходе различной степени, однако их жизнь все еще представляет ценность, нужность, является радостной изначально. 12. У каждого человека своя история жизни и чем дольше его жизнь, больше опыт, тем более разносторонним и индивидуальным он становится. Урок 3. Видение сквозь призму. В данном разделе изучаются типы образов, которые формируют средства массовой информации у молодых людей относительно пожилых . Цели: 1. Изучение представлений молодежи о старых людях, сформировавшихся под влиянием средств массовой информации. 2. Рассмотрение вопроса формирования восприятия. Упражнение №1 (15 мин). Написать на доске вопрос: откуда вам это известно? Каждый участник упражнения должен отметить среди перечисленных на доске те источники получения знаний о пожилых людях, благодаря которым складывается отношение к ним, и проранжировать их по степени важности. Список источников информации: - родители; - братья, сестры; - бабушки, дедушки; - пожилые соседи; - школа; - религия; - телевидение ( в частности реклама ) - радио, газеты, книги, журналы; Обсудить ответы группы. Упражнение №2 (30 мин). Раздать опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди изображены в СМИ- по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах, фильмах, журналах. Уделить 10 минут для заполнения опросника каждым студентом ( студенты должны написать ответы на отдельном листке). Опросник. Телевидение: 1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в: - вашей любимой телепрограмме; - программе, которую вы смотрите регулярно; - телевизионных "мыльных операх". 2. Что наилучшим образом их характеризует? Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете. 2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в роли ди-джея, репортера, ведущего. Новости: 1. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы: - недавно прочитали в газете; - недавно видели в теленовостях. ( о чем шла речь?) 2. Что вы думаете о содержание сказанного ими: - интересно; - скучно; - не знаю. Фильм: 1. Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в возрасте 60 лет и старше. 2. Какую роль они играли? - беспомощный человек; - герой (героиня); - мудрый человек; - друг; - бабушка (дедушка); - негодяй; - лидер; - романтическая личность; - другое. Журналы: Назовите журналы, которые вы читаете и вспомните представленные в них персонажи в возрасте 60 лет и старше. Музыка: Назовите любого ныне живущего композитора, исполнителя в возрасте 60 лет и старше, которых вы слушаете. Книги: 1. Назовите любые вымышленные персонажи в возрасте 60 лет и старше из книг, которые вы прочитали когда-то. 2. Вам они были: - безразличны; - не понравились; - понравились. Реклама: Вспомните какую-нибудь рекламу продуктов или услуг, в которой участвуют люди 60-ти лет и старше. Какими они являются? - положительными; - отрицательными; - владеющими ситуацией; - нуждающимися в помощи, уходе; - глупыми; - умными; - в хорошей форме; - оказывающими помощь; - дающими советы. Затем попросить группу зачитать ответы на вопросы из данного опросника. Обсудить их. В конце обмена мнениями было бы хорошо представить определенный список пожилых людей, в который могут входить некоторые вымышленные персонажи из теле- видеофильмов, книг, журналов, а также людей 60-ти лет и старше, занимающихся политикой и шоу бизнесом (музыкой, театром, рекламой). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|