реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

приобретает опыт эмоционального общения, происходит сотворчество молодых и

старых. Но в настоящее время происходит его выпадение из воспитательного

процесса, что в значительной мере обедняет эмоционально-нравственную сферу

ребенка, способствует формированию душевного онемения. Тончайшие узы

душевной близости и привязанности, авторитет старших, которые формируются

только в процессе непосредственного тесного общения, значительно смогли бы

предотвратить трагедии детских судеб, а также холодную старость, не

согретую заботой и любовью детей и внуков. В российских семьях традиционная

роль бабушки предстает в выполнении функции «няни», нежели домашней

воспитательницы. Бабушки(дедушки) обычно не принимают жизненно важных для

семьи решений, а в основном выполняют вспомогательные функции

неоплачиваемого домашнего труда и ухода за ребенком. Преобладает

потребительская модель отношения к старшему поколению.

Привилегией старости является наличие жизненного опыта. Опыт старшего

поколения берется в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и

избежать повторения его ошибок. От поколения к поколению транслируются

определенные социальные программы, образцы поведения. Образцы поведения

могут быть двух типов: позитивные образцы и образцы запреты, которые

фиксируют негативный опыт, предостерегающий от повторений. В настоящее

время признак межпоколенной передачи опыта, который обычно связывался с

понятием традиции, уже не является характерным, ибо они могут заменяться в

рамках одного поколения.

7. Субкультурная теория старости. Рассматривает совпадение моделей

поведения связанных с той социокультурной ситуацией, в которой развивалось

данное поколение. Известно, что каждая возрастная группа имеет свои

ценности, свою субкультуру. Пожилые люди любят общаться со сверстниками,

так как они находят общность интересов, взглядов. Под субкультурами в

социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества,

которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым

культурным признакам, обычаями, ценностными ориентациями и стилем

поведения.33

Нужно отметить, что в ХХ веке обострилась проблема единства культур.

Раньше культура не делилась на «молодежную» и «взрослую» (независимо от

возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку,

танцевали одни и те же танцы.),а теперь у различных поколений появились

серьезные отличия в ценностных ориентация, в моде, в способах коммуникации

и образе жизни в целом. Это затрудняет и осложняет общение двух поколений.

Это затруднение в общении у людей различных возрастных групп может быть

связано по мнению М.Э. Елютиной с влиянием возрастных лакун культурного

фонда.

Общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений дает М.

Мид.34 В истории человечества Маргарет Мид выделяет три типа культуры

межпоколенных отношений:

- Постфигуративные, в них дети учатся у своих предков.

- Кофигуративные, дети и взрослые учатся у своих сверстников.

- Префигуративные, взрослые учатся у своих детей.

Постфигуративные культуры больше свойственны традиционным обществам и

ориентируются в своем развитии на прошлое. Информация от поколения к

поколению передается бессознательным путем. Для них прошлое воплощено

только в стариках. Старики являлись хранителями и носителями культуры. В

таких культурах в отношениях между поколениями тоже встречаются конфликты.

Когда люди старшего возраста ждут от молодого поколения мятежа и захвата

власти. С точки зрения М. Мид это находит отражение в инициациях (ритуалах

перехода). Запреты и ритуалы нейтрализуют поколенные конфликты.

Постфигуративная культура зависит от реального присутствия в ней трех

поколений. Они принимают данную культуру как нечто само собой разумеющееся,

так что ребенок, вырастая, принимает без тени сомнения все то, в чем никто

не сомневается в его окружении. Сохранение культуры зависит от установок

стариков и от того, как они передали ее молодым.

Кофигуративные культуры, характеризуются доминирующей моделью

поведения сверстников. Ускорение технического и социального прогресса в

индустриальном обществе порождает кофигуративные отношения, когда дети и

взрослые все больше ориентируются на подвижную современность. В воспитании

растет влияние сверстников. Возникает молодежная контркультура. Влияние

родителей уравновешивается влиянием сверстников. Кофигурация начинается

там, где начинается кризис постфигуративной системы. Кризис в результате

катастроф, в которых погибли в основном старшие, которые играют важную роль

в руководстве обществом. Вслед за переселением в новую страну, где старшие

всегда будут считаться иммигрантами и чужаками. В итоге завоевания, когда

покоренное население вынужденно усваивать язык и нравы завоевателей. В

итоге мер, сознательно осуществленных революцией, утверждающей себя

введением новых и иных стилей жизни для молодежи. Иммиграция в другие

страны это типичный случай, когда от молодежи требуется, чтобы ее поведение

резко отличалось от поведения, характерного для культуры предков. В

кофигуративных культурах опыт молодого поколения радикально отличен от

опыта их предков и других старших представителей той общины, к которой они

непосредственно принадлежат. Молодежь самостоятельно должна вырабатывать

нормы поведения и служить образцом для своих сверстников. Детям-иммигрантам

или детям которые родились в иммиграции, передается культурное наследие от

взрослых, которые не являются их родителями, дедами, жителями их

собственных иммигрантских поселков. Они вступают в контакт со своими

сверстниками и получают возможность сравнить себя с ними. Их сверстники в

состоянии дать им более практичные модели поведения, чем те, которые могут

предложить взрослые. В своей простейшей форме кофигуративное общество- это

общество, в котором отсутствуют деды и бабки. Это явление, больше

свойственно индустриальным, высоко урбанизированным обществам, в которых

обеспеченные или очень бедные люди отделяют себя от престарелых,

предоставляя им для жительства специальные дома. С физическим удалением

поколения дедушек и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его

жизненный опыт сокращается на одно поколение, а значит, его связи с прошлым

ослабевают. Частью этой культуры выступает установка на то, что дети уйдут

от своих родителей либо окажутся вне их влияния, как в свое время сделали и

сами родители. В США последствия кофигурации, стали ощущаться к началу ХХ

века. Близкие отношения между старшим поколением и внуками потеряли свою

силу. Родители утратили свой приоритет в разработке стандартов поведения.

Префигуративные культуры ориентируются на будущее и отражают время, в

котором мы живем. Дети стоят перед лицом будущего, которое настолько

неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в

одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой

старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы. За

последние десятилетия произошло много событий, которые изменили отношение

человека к человеку. Изобретение компьютера, успешное расщепление атома,

исследования поверхности нашей планеты, крайнее ускорение роста населения

Земли и осознание неизбежности катастрофы, если, этот рост продолжится,

кризис городов, объединение всех частей света реактивной авиацией и

телевидением - все это привело к резкому необратимому разрыву между

поколениями. Этот разрыв совершенно нов, но глобален и всеобщ. Ведь именно

молодые окончили курсы по работе с компьютерами, а люди среднего и пожилого

возраста, сегодняшние руководители, вполне возможно, даже и не знакомы с

компьютерным языком. Если еще совсем недавно слова старших: «Послушай, я

был молодым, а ты никогда не был старым» - звучали убедительно, то сегодня,

как считает М. Мид, молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в

мире, где молод я, и никогда им не будешь». Сегодня же во всех частях мира,

где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых

людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не

будет у старших. И, наоборот, старшее поколение никогда в жизни молодых не

найдет повторения своего опыта перемен. Сегодняшние дети вырастают в мире,

которого не знали старшие. Концепция М. Мид предполагает, что межпоколенная

трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от

родителей к детям, но и от детей к родителям. Молодежь по-своему

интерпретирует сложившиеся современные ситуации и культурное наследство и

этим оказывает сильное влияние на старшее поколение. Однако, какие бы

новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона на

опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции.

Следуя терминологии М. Мид, конечно, нужно согласиться, что

расстановка фигур прошлого, настоящего и будущего в отношениях поколений

всегда подвижна, носит конкретно-исторический характер. Она, верно,

указывает на тенденцию возрастания роли энергии молодых, но энергии не

всякой, а направленной на достижение более счастливого и гармоничного

сосуществования людей, природы, космоса, высших духовных сил.

Подведем итоги данного параграфа.

Старость рассматривается как элемент человеческого бытия и развития,

определенным образом институализированный в культуре. Традиционно данный

феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности

общественных отношений, культуры, морали, опыта.

В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры интересные выводы

делаются об изменениях содержания, темпов, форм, передачи знаний и опыта от

поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного

общества. По мнению М. Мид, имеет место тенденция перехода от

вневременности и всепобеждающего обычая, когда образ жизни старших по

возрасту выступал как постулат, законченная версия жизни молодого человека

к институализированным возрастным градациям в обществе, когда следующее

поколение должно усваивать новые жизненные привычки, а влияние

представителей старшего поколения сводится к минимуму.

На современном этапе развития общества существует отчуждение между

поколениями. Социально значимой является сфера межличностного общения, так

как межличностное общение делает возможным накопление и передачу

социального опыта, и трансляцию культуры. Отношение младших к пожилым

людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества.

Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются

показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном

культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ

молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно

действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям.

Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по

себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом

современной жизни, не имеют сил, чтобы выполнять различного рода

обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации.

Глава I I. Симбиотичность поколений в современном

динамическом обществе

2.1. Семья как институт социального наследования

Одним из проявлений социального неблагополучия современного

российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к

потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.

Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в

связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60-70-х годах ХХ

века, которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной

цивилизации.

Появилось много исследований, в центре внимания которых был "конфликт

поколений", "разрыв поколений". По разному трактовалась сущность этого

явления.

Так, американский социолог Л.Фойер считал, что "конфликт" поколений

является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на

изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более

важной движущей силой истории, чем классовая борьба.[23]

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений

лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери

и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и

отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного

наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре

единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего

застойного, консервативного в обществе.

Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные

оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от

старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и

их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями ?

Взаимодействие поколений - это производное от социальной структуры,

социальных отношений ( Т.Парсонс, Ш.Айзенштадт).

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей

зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм

жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной

социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими

поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального

статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или

отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений

современности.

Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает

авторитет старшинства. С.Н.Паркинсон отмечает, что "старшинство" порой

означает лишь утрату связей с современностью, потерю контакта с реальной

жизнью. Ведь именно молодые могут работать с компьютерами, а нынешние

директора, вполне возможно, даже не знакомы с компьютерным языком.

Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о

чем-то говорить с людьми, не получившими специального технического

образования.

Твердая рука руководителя якобы им уже не нужна. Информационный аспект

проблемы еще не осознан. Во всяком случае технический прогресс,

информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до

духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно

влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам

традиционной мудрости, по авторитету стариков.

По словам С.Н.Паркинсона, технический прогресс не учитывает

старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку

хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего,

социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то

с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.

Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При

обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций

предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее,

на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-

родственной судьбе.

Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как

каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем

старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем

важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и

продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых

жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки

прошлого.

В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом

воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным

ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений.

Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют

жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника".

Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным,

он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.

В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья,

взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы

позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная.

Индустриализация прежде всего ослабляет и в последствии уничтожает семью

как общественную единицу. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не

существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень

часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети

относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше

сохранились у азиатских и кавказских народов.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье

особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной группе

отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого

человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих

предков.

В Японии силен культ предков. Японцы с детства воспитываются в духе

веры в то, что страна, в которой они живут, - это не просто земля, горы и

реки, а священное жилище богов, место, где обитают души их предков.

Считалось, что умершие предки превращались в богов и определяли жизнь и

поступки живых, распоряжались их судьбами. И сегодня, одну неделю в августе

японцы празднуют "встречу" с душами умерших предков. Они надевают свои

лучшие наряды, участвуют в массовых гуляньях. Их поведение должно

обрадовать души умерших. Особенно красиво прощание: при полном молчании в

реки спускаются фонарики, в которых горят свечи.

Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со

временем. Нужно уметь отличать мертвое от живого, комбинировать

традиционное и современное. Особыми являются в Японии и отношения между

"отцами и детьми". Мудрость народа заключается не только в том, что

сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но отношение старших

- родителей, учителей - к детям подчеркнуто бережное, ласковое,

внимательное, что во многом объясняет секрет феномена японского воспитания.

Взрослые стремятся сделать жизнь ребенка интересной, содержательной.

Способность жить в гармонии с другими, не теряя при этом своей собственной

индивидуальности, во многом определяет успешное развитие страны.

Это наиболее существенные факторы, влияющие на обострение современных

межпоколенных отношений: научно-технический прогресс, часто подрывающий

авторитет старших, пренебрежение к прошлому, традициям, воспитание

"самодовольных недорослей", разрушение семейных связей.

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий:

"великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.