реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы

вокруг которых общество могло бы сплотиться.

. Низкий уровень общей культуры: правовой, политической,

экономической, психологической. Советский период развития

Российского государства позволил достичь высокого образовательного

уровня граждан, которым мы по праву гордились. Но он мог быть еще

выше, если бы отечественная наука и культура в большей степени

ассимилировали ценности мировой культуры. Но этого не произошло,

т.к. для многих людей элементарная поездка за границу была

невозможна, не говоря уже о работе или образовании. Даже ценности

Православия, составляющие основу великой русской культуры, были

недоступны для советских людей.

Сейчас многое изменилось. Появились новые возможности для развития

культуры и образования. Однако возникло и другое явление. Школа находится в

плачевном состоянии, учителя бедствуют, развал науки достиг критического

уровня. С другой стороны, ориентация на рыночную экономику, развитие

различных форм собственности создали предпосылки для повышения уровня

экономики и правовой культуры. Это отразилось на профессиональной структуре

Российского государства. Юристы, экономисты, менеджеры, финансовые

аудиторы, специалисты по рекламе и PR – вот неполный перечень профессий, к

которому стремилась молодежь.[28]

Состояние психического здоровья населения, наличие непреодолимых

психических травм. На территории России пролито много крови. Человеческая

жизнь гораздо менее ценна, чем во многих других странах. Повышенная

тревога, агрессивность, рост преступности – все это свидетельство

психического нездоровья нации. В результате психологических травм

наблюдается снижение работоспособности, озлобленность, депрессия,

социальная апатия, которые мешают людям принимать адекватные решения, вести

достойную полноценную жизнь. Значительную опасность представляют такие

явления, как бродяжничество, алкоголизм, наркомания.

Все это выдвигает на первый план задачу социального оздоровления

Российского общества, решение которой невозможно без специально

разработанной целевой государственной программы. Она должна предусматривать

систему мер, направленных на преодоление социальных недугов, а в конечном

итоге на формирование общей национальной идеи и гражданского общества.[29]

И главным лейтмотивом этого процесса должно быть возрождение величия

Отечества и государства, построение справедливого общества. Также беда

Российской государственности в том, что она оказалась не в состоянии

интегрировать в рамках общенациональной идеи возникшие разные идеологии и

на этой основе объединить многообразные интересы различных общественных

сил.

То есть без серьёзного оздоровления государственного управления под

контролем всего общества не состоится возрождения Отечества, более того,

его духовное наследие, интеллектуальная собственность будут окончательно

разрушены.

Разные формы собственности, как показывает мировой опыт, способствуют

преодолению монополизма и реализации творческих потенциалов отдельных

людей, целых коллективов.

Так, социальная сфера здесь характеризуется развитой системой

социальной защиты населения: бесплатной медициной, широкими

государственными программами поддержки наиболее незащищенных граждан,

культуры, науки, образования, социального продвижения.

В политической сфере – это развитой механизм демократического

регулирования общественной жизни, эффективная связь гражданского общества и

государства. Нужно подчеркнуть, что таким Российское государство не сможет

стать, если не будет в духовной сфере руководствоваться приоритетами

развития национальной культуры, подлинными ценностями своего народа,

защитой его интеллектуальной собственности.

Поэтому без возрождения национальной культуры, российской национальной

идеи и ее органической части – государственной части – нет и не может быть

российской государственности в ее современном виде.[30]

В области идеологии необходимо возрождение государственности,

духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе патриотизма,

прекращения пропаганды насилия, жестокости, чуждого нам образа жизни.

Для начала ряд творческих центров могли бы предложить субъектам

управления определять приоритеты такой работы и на этих направлениях

разработать и принять ряд крупных программ, которые могли бы в ближайшей

перспективе обеспечить перелом в этой сфере.

Вот лишь некоторые направления, требующие внимания общества и

государства:

1. Назрела необходимость сблизить науку, культуру и образование, на

этой же основе повысить эффективность последнего, обеспечить равные

стартовые возможности для получения образования всеми детьми,

разработать программу поддержки талантливых и одаренных ребят.

2. С помощью инвестиционной, финансовой, налоговой политики добиваться

расширения культурно-творческой и художественно-воспитательной

деятельности как в коммерческих, так и в государственных структурах.

3. В центр культурной жизни города и села поставить женщину –

носительницу традиций. Разработать общенациональную программу

«Защита материнства и детства», создав для этого российский фонд.

4. Прекратить коммерциализацию культуры. Включить механизм юридической

и экономической защиты отечественной науки и культуры.

5. Деполитизировать СМИ, создать для населения единое информационное

пространство, позволяющее формировать инакомыслие, терпимость к

различным убеждениям, сопоставлять разные культуры и ценности[31].

Однако технологии «элитарного» возрождения общественного самосознания,

государственной культурной политики неосуществимы без резкого подъема

самосознания народа, его духовной активности.

Самосознание каждого гражданина России должно пройти «школу»

освобождения от тех стереотипов, которые еще сдерживают его творческую

активность в достижении достойной жизни[32].

2 Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы

В одной из первых диссертаций, посвященных месту ПР в органах

государственной власти, вице-губернатор Нижегородской области О. Савинова

сделала важное заявление о том, что «функции государства неизбежно включают

в себя функции управления «Связями с общественностью» («паблик

рилейшнз»),порождают специальные государственные и муниципальные структуры

, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими

усилиями органов власти.

По мнению О. Савиновой, управление , не обогащенное структурами и

знаниями в области «паблик рилейшинз», инерционно воспроизводит типы и

характер принятия политических решений в духе административно-командной

системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени

способствует созданию модели «открытой», «отзывчивой» бюрократии,

обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям». Опираясь

на службы по связям с общественностью, государственная власть в более

полной мере использует свои «информационные, коммуникативные возможности,

обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а

устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную

деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса».

Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект: являясь институтом

политического управления, «паблик рилейшнз» выполняют роль механизма для

завоевания и удержания власти и политического влияния.

Существуют конкретные направления деятельности служб по связям с

общественного в органах государственного и муниципального правления.

. установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и

организациями;

. информирование общественности о существе принимающих решений;

. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов

власти;

. прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов

власти прогнозными аналитическими разработками.

. формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.

Вместе с тем, в органах власти, особенно регионального и

муниципального уровня службы связи с общественностью приживаются медленно,

непросто, а подчас ими серьезно не занимаются. Слишком велик соблазн

побуждать людей к нужному поведению с помощью административного воздействия

и приемов команд, рассматривая граждан как послушный объект управления.

Сказывается непонимание зависимости государственной власти в гражданском

обществе от граждан и их объединений. Во властных структурах отсутствует

достаточный подход к созданию атмосферы взаимного доверия. Отсюда плохие и

нерегулярные контакты администрации со своей общественностью, ввиду

замкнутости их работы, обеднению ее содержания слабым учетом реальных

мнений и настроений людей, их отчуждением от власти.

Возражения против введения самостоятельной службы PR:

1. Недоверие к новым идеям, тем более, если они связаны с

финансовыми затратами в такой «неконкретной» сфере, как

отношения с общественностью.

2. Руководители считают, что осуществление связи с общественностью

является их собственной прерогативой.

3. Непонимание необходимости привлечения профессиональных

специалистов для организации и поддержания связей с

общественностью.

4. Боязнь привлечения внимания к спорным вопросам.

5. Нежелание регулярно информировать свой аппарат и общественность

о текущих делах.

6. Недоверие организованным PR, которые якобы содействуют поддержке

политики правящей партии за государственные деньги.

7. Восприятие PR-службы как института пропаганды, рекламы,

используемого в контексте деловой карьеры (карьеризма).

«Отзывчивая» модель органов государственной власти основывается на

уважении граждан, ориентации на сотрудничество, управлении социальной

информации, когда общественность (избиратели, налогоплательщики, группы

граждан, предприниматели, организации и СМИ) рассматривается как

равноправный партнер управления. В этих условия PR-службы органично

вписываются за властные структуры[33].

В решении этих проблем специалисты PR могут придерживаться различных

стратегий:

. интегрировать функции PR с управленческими, выступая экспертами в

какой-либо профессиональной области (здравоохранении, образовании и

т.д.);

. входить в группу принимающих решения, обеспечивая политическую

поддержку программам до их принятия;

. развивать сервисную ориентацию, т.е. работать на потребителя

управленческих структур;

. работать на вход системы, обеспечивая обратные связи с помощью

опросов, встреч, привлечения людей к участию с тем, чтобы

своевременно совершенствовать действие, информацию, связи со СМИ.

. Стремиться к открытости, не срывая ошибок и неудачных решений[34].

Важным средством эффективной управленческой работы службы PR является

контактность всех служащих с общественностью. В этом отношении специалисты

выступают в качестве воспитателей персонала.

Как бы то ни было, но любой специалист PR, работающий в

правительственных и государственных структурах управления, вынужден

выступать по отношению к своему руководству в качестве адвоката,

интерпретатора, пропагандиста. Вполне понятно, что для выполнения этих

непростых, триединых функций требуется не только профессионализм, но и то,

чтобы каждый был личностью.

В зарубежной прессе специалистов PR часто критикуют за то, что они

много внимания уделяют работе на публику. Конечно, так и есть, но без этой

работы деятельность правительства и государственных служб будет всегда

подвергаться критике со стороны общественности. Хороший профессионал PR,

работающий во властных структурах, смягчает минусы, действуя на основе

концепции двухсторонней коммуникации, которая дает возможность и органам

власти, и избирателям лучше узнать друг друга[35].

Эффективность социальной и политической рекламы. Исследование российской

аудитории

Вообще, рекламную деятельность можно рассматривать в плане ее

эффективности из нескольких этапов. Скажем, можно изучать (измерять)

эффективность рекламы только с позиции сенсорного и субсенсорного

восприятия. Или на сколько содержание рекламы адекватно возможностям

удовлетворения потребности на потребительском рынке. Или какой имидж

(образ) запрашивается народом в данный политический момент и как эффективно

он формируется политической рекламой.

Многие авторы придерживаются позиции, что наибольшей эффективности

рекламы можно добиться, снизив "барьер резистантности" к новым сведениям,

что достигается путем формирования положительного отношения к рекламе,

поскольку "положительные эмоции заставляют человека стремиться к

поддержанию контакта с позитивным событием"[36]. Известно, что сведения,

связанные с положительными эмоциями, "запоминаются примерно в два раза

лучше, чем сведения, подкрепленные отрицательными эмоциями"[37].

Однако для российского общества, которое, можно сказать, еще

адаптируется к рекламе, а рекламопроизводители – к социально-

психологическим его особенностям, важнейшим критерием ее эффективности

является эмоционально-оценочное отношение. Такое отношение является

своеобразным фильтром, который дозирует допуск содержания рекламы к мотивам

потребительского поведения граждан.

Вообще, изучение эмоциональной компоненты рекламы предполагает

выявление таких аспектов в рекламе, которые вызывают у человека

эмоционально окрашенное отношение к рекламе и самому товару, желания или

нежелания его купить.

Что же касается политической рекламы, то для нее характерна методика

создания имиджа (и товара, и кандидата). Частично эту методику я уже

рассмотрела во второй главе моей работы, и на основе приведенных фактов

могу предположить, что эмоциональный фактор оказывает основное влияние на

восприятие рекламы. А значит, для повышения эффективности рекламы

необходимо сформировать положительный имидж рекламы в целом.

Для того, чтобы выяснить отношение граждан к социальным технологиям в

современном обществе, а в частности к социальной рекламе и деятельности НКО

и их служб PR, мною было проведено анкетирование. Выборка составляла 60

человек.

В результате опроса выяснилось, что большинство опрошенных (52%) вообще

не знают понятия «социальной рекламы», не знают о мероприятиях, проводимых

службами PR по выявлению различных социальных проблем, общественного

мнения и формированию имиджа некоммерческих благотворительных организаций,

различных социальных служб.

Лишь 25% респондентов подтвердили знание и положительное эмоциональное

отношение к социальной рекламе, причем в первую очередь большая часть

опрошенных вспоминала о рекламной кампании, проведенной АСИ по телевидению

на тему отношений детей и родителей («Они выросли и забыли своих родителей.

А Вы помните? Позвоните родители»). По словам респондентов этот рекламный

ролик действительно заставлял задуматься над данной проблемой и вспомнить о

своих обязанностях перед родителями, даже почувствовать какую-то вину перед

ними. Также опрашиваемые вспоминали различные мероприятия, движения,

митинги, посвященные темам наркомании, СПИДа, защиты детей и материнства,

проводящиеся в нашем городе и транслируемые СМИ.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, связывает всех нас вместе как граждан

России и как российский этнос?» были получены следующие ответы: 47%

опрошенных считают, что это образ жизни, 20% - обычаи, народные традиции,

33% - государство, в котором мы живем и общий язык.

Выразили не просто положительное отношение к социальной рекламе, но и

подчеркнули ее необходимость 65% всех респондентов. Еще 20% не видят в ней

большой пользы и помощи в решении социальных проблем; 15% же считают, что в

целом социальная реклама и акции служб PR по формированию имиджа социальных

служб необходима и может сыграть не последнюю роль в формировании

общественного мнения, но очень маленькая распространенность и низкий

профессионализм этих методов в настоящее время в России не позволяет им

выполнять свою функцию, и поэтому эффективность социальной рекламы очень

мала.

Ответы на вопрос «На какую социальную проблему в первую очередь

необходимо обратить внимание и действия в области социальной рекламы и PR»

распределились следующим образом:

1. Проблема алкоголизма и наркомании (эту проблему поставили на первое

место по важности и актуальности 65% респондентов);

2. Проблема СПИДа;

3. Защита детства и материнства;

4. Охрана окружающей среды;

5. Формирование национальной идеи и интеграции российского общества.

Многими респондентами было отмечено, что все эти проблемы настолько

серьезны и актуальны, что трудно поставить на первое место по важности

какую-либо из них, все они требуют широкого обсуждения и эффективных

решений.

В связи с актуальностью проблемы экологии в настоящее время было решено

включить в анкеты несколько вопросов по данной проблематике. Общая оценка

экологической ситуации в Новосибирске была следующей:

Состояние окружающей среды в Новосибирске за последнее время:

. улучшилось – 5%;

. осталось без изменений - 20%;

. ухудшилось – 75%.

Ответы на вопрос «Какие экологические проблемы Вас особенно беспокоят?»

распределились следующим образом:

|Содержание ответов |Место по важности |

|Загазованность воздуха |1 |

|Качество питьевой воды |2 |

|Загрязненность реки Оби |3 |

|Состояние дворов, улиц и т.д. |4 |

|Состояние зеленых насаждений |5 |

|Уровень шума |6 |

|Уровень радиации |7 |

Три последних места занимают состояние зеленых насаждений, уровень

шума и уровень радиации. Можно отметить, что в настоящее время новосибирцы

высказывают большую обеспокоенность по поводу чистоты своих дворов и улиц.

Также большую обеспокоенность вызывает состояние питьевой воды (в рейтинге

этот вопрос занимает второе место).

Жителям Новосибирска также было предложено ответить на вопрос о главных

причинах плохого состояния окружающей среды, в результате чего были

получены следующие результаты:

|Содержание ответов |Место по важности |

|Загрязнение автотранспорта |1 |

|Вредные предприятия в городе |2 |

|Загрязнение города самими жителями |3 |

|Пассивность горожан в деле охраны |4 |

|природы | |

|Плохая работа коммунальных служб |5 |

|Отсутствие необходимых законов |6 |

|Невнимание властей к экологии |7 |

Обращает на себя внимание тот факт, что большое значение респонденты

придают причинам, связанным с ролью самих горожан в деле охраны окружающей

среды: на 3-ем и 4-ом местах находятся «загрязнение города самими жителями»

и «пассивность горожан в деле охраны природы».

При ответе на вопрос: «Чувствуете ли Вы себя хозяином города, района,

улицы, двора, подъезда» лишь около 20% ответили «да» или «в какой-то мере»

относительно города и района, а 2/3 опрошенных уверены, что «нет».

Немного более благополучны показатели по двору, улице, подъезду:

положительные ответы дали 33% (двор, улица) и 50% (подъезд).

Во всех указанных случаях от 14 до 18% отвечающих уклонились от ответа.

Среди наиболее важных мер, которые могут, по мнению опрошенных, помочь

изменить ситуацию с экологией города в лучшую сторону указывались:

. закрытие вредных предприятий (50%);

. развитие экологически чистого транспорта (15%);

. усиление работы экологических организаций (40%);

. пропаганда защиты окружающей среды (30%).

Интересными оказались данные указывающие на знание жителями нашего

города экологических служб и их работы:

| |Знаю хорошо |Кое-что |Практически |Первый раз |

| | |знаю |не знаю |слышу |

|Экологическая |9 |45 |34 |12 |

|милиция | | | | |

|Природоохранная |3 |25 |42 |30 |

|прокуратура | | | | |

|Санэпидемнадзор |29 |54 |16 |1 |

|Экологические |10 |35 |42 |13 |

|общественные | | | | |

|организации | | | | |

Недостаточно полно и объективно, по мнению горожан, отражают проблемы

экологической обстановки, состояния окружающей среды новосибирские газеты,

телевидение, радио, идет очень слабая пропаганда защиты и охраны природы.

Лишь 6% респондентов считают, что СМИ достаточно полно и объективно

освещают данную проблему. 40% дали отрицательную оценку освещению экологии,

54% опрошенных считают, что получают относительно полную и объективную

информацию о состоянии окружающей среды.

Среди отдельных пожеланий респондентов можно отметить следующие:

. наладить более тесные контакты между жителями и экологическими

организациями (вывешивать контактные телефоны, информировать СМИ);

. обеспечить более правдивую, полную и объективную информацию об

экологической ситуации в городе и стране;

. постоянно увеличивать количество зеленых насаждений;

. и др.

Заключение

Поскольку реклама относится к одному из новых методов, которыми

пользуется общество и социальные институты, стремясь включить индивида в

социальную структуру и адаптировать его к социальным и экономическим

системам, мне кажется, что одним из направлений деятельности социального

работника может стать изучение социально-психологических аспектов рекламы и

регулирование ее воздействия на современное общество.

В результате анализа социальной рекламы и работы служб связи с

общественностью и на основе данных, полученных в результате опроса жителей

нашего города, я пришла к следующим выводам.

Вследствие социально-экономических преобразований, происходящих в

России и приводящих к различным переменам в жизнедеятельности общества, к

трансформации социальной системы, восстановление социальных связей в данный

момент является актуальной проблемой общества.

Общественное мнение, будучи элементом культурно-идеологической

подсистемы и взаимодействия со всеми остальными ее подсистемами –

нормативной, организационной и информационно-коммуникативной, реализует

прежде всего свои социологические функции (адаптирующие,

культуронаследования и социорегуляции).

Данный феномен включается в предметное поле теории социальной работы и

не должен игнорироваться социальными службами, государственными и

муниципальными структурами.

Исходя из того, что цель социальной рекламы – изменить отношение

общественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной

перспективе – выработать новые социальные ценности, понимание социальной

рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, понимание ее

воспитательной и адаптивной функций сказывается на эффективности

деятельности социальных служб.

Также стратегической целью усилий PR и социальной рекламы должно стать

ознакомление общественности с деятельностью так называемого "третьего

сектора" – сектора некоммерческих благотворительных организаций и

социальных служб, создание верного представления об их работе.

Опыт стран с развитой социальной сферой показывает, что значение

маркетинга социальных услуг резко возрастает. Это объясняется:

во-первых, расширением оказываемых социальных услуг;

во-вторых, усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания,

преступность и т.д.);

в-третьих, отсутствие конкуренции, так как в основном этими проблемами

занимается государство, и лишь немного – общественные благотворительные

организации.

Поскольку данный феномен также включается в предметное поле теории

социальной работы, возникает вопрос о необходимости изучения социальными

работниками социального маркетинга, подготовки специалистов в сфере PR.

В своей работе я попыталась рассказать о том, каким образом различные

некоммерческие организации, социальные службы и государственные учреждения

могут использовать связи с общественностью для повышения эффективности

своей деятельности, для установления прочной обратной связи с населением.

Исходя из этого, мне кажется, что одним из направлений работы

специалистов по социальной работе в государственных и муниципальных

учреждений могут быть:

. установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и

организациями;

. информирование общественности о существе принимаемых решений;

. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов

власти;

. прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение

органов власти прогнозными аналитическими разработками;

. формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.

Также в связи с тем, что вопрос об изученности формирования массовых

социальных оценок, стереотипов, традиций и т.д. остается открытым, проблема

социальной рекламы практически не освещена в научной литературе, является

необходимым дальнейшая разработка и научное обоснование этих проблем в

теории социальной работы.

Список литературы:

1. Амбуладзе Д.Г. Национальное самосознание: сущность, структура,

противоречия /автореферат/ – М., 1998. – 24с.

2. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. – М.,

1996. – 30с.

3. Вяльба Ю.А. Причины социального нездоровья общества. // Клуб

«Реалисты», 1997. – №33. – с.13-17

4. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и

социальный институт. – СПб., 1995. – 420с.

5. Гангнус А.А. Возрождая культуру, мы возрождаем нацию // СИМПТОМ, 1998.

– №6. – с.60-61.

6. Гаранина О.Д. Религия: фактор разрушения или укрепления системы

«человек – государство» // Клуб «Реалисты», 1996. – №25. – с.46-53.

7. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и образ врага. – М., 1994. – 258с.

8. Герасимов В.М. Формирование и функционирование общественного мнения в

политической сфере /автореферат/ – М., 1994. – 24с.

9. Горбунова Л.В. Общественное мнение: особенности формирования

/автореферат/ – М., 1991. – 23с.

10. Горменко Г.Н., Горшенков Г.Г. Массовая коммуникация в системе

детерминации преступности. – Сыктывкар., 1998. – 18с.

11. Гумбатов Ф.Д. Роль СМИ в реализации государственной и социальной

политике /автореферат/ – М., 1998. – 22с.

12. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1997. –

340с.

13. Жуков В.И. Социальная политика и социальное образование в России. – М.,

1998. – 293с.

14. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1997 –

413с.

15. Ильичев В.И. Объединение молодежи России на основе общенациональной

патриотической идеи // Клуб «Реалисты», 1996. – №24. – с.36-38.

16. Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью. – Ростов

н/Д., 1997. – 68с.

17. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997. – 350с.

18. Кривельская Н.В. Духовное здоровье нации // Клуб «Реалисты», 1996. –

№25. – с.71-73.

19. Кучмаева О.В. Социальная политика и социальные потребности населения

Москвы // СИМПТОМ, 1999. – №14. – с.11-37.

20. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. – Ярославль., 1997. – 65с.

21. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Технология социальной работы». – Балашов, 1999. – 35с.

22. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. – М., 1995. – 167с.

23. Организация и управление социально-экологическими процессами. – Тула,

1990. – 140с.

24. Организация общественных связей органов внутренних дел. – М., 1997. –

83с.

25. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным

мнением. – М., 1998. – 425с.

26. Рахманов М.Г. Общественное мнение как фактор формирования современного

политического деятеля /автореферат/ – М., 1992. – 24с.

27. Рева В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. – М.,

1997. – 382с.

28. Социальная работа: инновационные и корпоративные исследования (уч.

пособие). – М., 1998. – 59с.

29. Сюньков В.Я. Научить людей здоровому образу жизни – сохранить здоровье

нации // Клуб «Реалисты», 1997. – №33. – с.78-81.

30. Турченко В.Н. Экономическая ситуация в России. – Новосибирск., 1997. –

54с.

31. Тухватуллин Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации

личности в сфере национального развития и международных отношений. –

Уфа, 1997. – 257с.

32. Формирование гражданского сознание молодых россиян. – М., 1997. – 40с.

33. Худенко Н.Н. Общественное мнение как фактор оптимизации системы

управления предприятием и ликвидацией чрезвычайных ситуаций

/автореферат/ – М., 1992. – 23с.

34. Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». – М., 1998. –

460с.

-----------------------

[1] Э. А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. - . Ростов

н/Д. – 1997.- с.10

[2] Т.В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. –

1996. – с.4

[3] Э. А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. - . Ростов

н/Д. – 1997.- с.11

[4] Э. А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. - . Ростов

н/Д. – 1997.- с.

[5] Т.В. Астахова, З. Терентьева. Деньги и благотворительность // Деньги и

благотворительность. –1996. - №4, с.2-7

[6] В чем нуждаются неправительственные организации в Москве // Деньги и

благотворительность. – 1995. - №4. – с. 21-22

[7] Н. Манвелов. В спонсорстве главное – успеть к раздаче слонов. //

Капитал. – 1996. – 7 – 13 февр. – с.21

[8] Э. А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. - . Ростов

н/Д. – 1997.- с.

[9] В.Л. Музыкант. Теория и практика современной рекламы. – М. – 1998г. -

с.100

[10] Д. П. Гавра. Общественное мнение как социологическая категория и

социальный институт. – СПб. – 1995. – с.188-195

[11] Э.А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. – Ростов

н/Дону,- 1997. – с.24-25

[12] Т. В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. -

1996г. – с.8-9

1. Т. В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. -

1996г. – с. 23-25

2 См. Приложение. Федеральный закон «О рекламе». Глава 2. Статья 18:

«Социальная реклама».

[13]Э.А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. – Ростов

н/Дону, - 1997. – с.48-49

[14] В.М. Мелеховский. Социальный маркетинг. – Ярославль, - 1997. – с.17-18

[15] Э.А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. – Ростов

н/Дону, - 1997. – с.52-53

[16] В.М. Мелеховский. Социальный маркетинг. – Ярославль, - 1997. – с.18-19

[17] В.М. Мелеховский. Социальный маркетинг. – Ярославль, - 1997. – с.22

[18] Ф.Д. Гумбатов. Роль СМИ в реализации государственной социальной

политики /автореферат/. – М. - 1998. – с. 12-15

[19] Г.Н. Горшенков. Массовая коммуникация в системе детерминации

преступности. – Сыктывкар, – 1998. – с.7

[20] А.Д. Бойков. Проблемы государственно-правовой политики //преступность:

стратегия борьбы. – М. – 1997. – с. 42

[21] В.Е. Петрищев. Проблемы профилактики терроризма в России //

преступность: стратегия борьбы. – М. – 1997. – с. 85

[22] Ф.Д. Гумбатов. Роль СМИ в реализации государственной социальной

политики /автореферат/. – М. - 1998. – с. 23

[23] Т.В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. –

1996. – с.9-11

[24] Т.В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. –

1996. – с.11 –13.

[25] В.Н. Володеева. Основы психологии. – С.-П. – 1995. – с.58

[26] Ю.А. Вяльба. Причины социального нездоровья нации // Клуб "Реалисты".

– 1997 – №33. – сс. 13-17

[27] Там же. – с. 18

[28] В. Н. Иванов. Социальные технологии в современном мире. – М.-1996.-

с.259-261

1 Там же. – с.293-294

[29] Там же. – с.294-299

[30] Э.А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. – Ростов

н/Дону,- 1997. – с.52-53

[31] В. Е. Рева. Связи с общественностью: история, теория, практика. – М. –

1997. – с. 45

[32] В. Е. Рева. Связи с общественностью: история, теория, практика. – М. –

1997. – с. 45

[33] Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. – М. – 1969. –

с.39

[34] Там же. – с.40

-----------------------

служба PR

кодировка

средства рас- пространения

расшифровка

общественность организации

социальная

организация

сообщения

молва, слухи

целевая аудитория

ответные реакции

обратная

связь

помехи

Внешние факторы

Потребитель

Действие

1

Внутренние факторы

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.