реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы

или родителей, обязанных по закону содержать их. Отдельные престарелые и

инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-

интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной

защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по

состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при

отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях

здравоохранения.

Противопоказанием к направлению в учреждения данного вида являются

психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний

при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных

синдромов различной этиологии с редкими не более одного раза в 2 - 3 месяца

припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности. К общим

противопоказаниям относятся также инфекции, онкологические заболевания,

алкоголизм и наркомании.

Прием в дом-интернат производится по путевке органов социальной защиты

населения . Ее выдают на основании заявления о приеме в дом-интернат и

медицинской карты, оформленной районным отделом соц. обеспечения и лечебно-

профилактическим учреждением, справки ВТЭК. При наличии свободных мест

престарелые и инвалиды могут быть приняты на временное проживание сроком от

2 до 6 месяцев на общих основаниях. Путевку выдают на основании тех же

документов, которые предусмотрены для направления в дома-интернаты для

постоянного проживания.

В настоящее время в ряде городов организованы платные пансионаты для

престарелых граждан, в которых стационарную специализированную медицинскую

помощь оказывают лечебные учреждения органов здравоохранения. Расходы по

содержанию престарелых граждан в пансионате покрывают за счет вносимой в

установленном размере ежемесячной платы. Обычно финансирование осуществляют

родственники или лица, обязанные по закону содержать их.

В платные пансионаты не подлежат зачислению лица, страдающие

психическими, инфекционными и онкологическими заболеваниями, алкоголизмом,

наркоманией , а также с заразными формами кожных, венерических заболеваний

и туберкулеза.

В психоневрологический пансионат принимаются престарелые и инвалиды I

- II групп, страдающие определенными психическими заболеваниями и

нуждающиеся по состоянию здоровья вместе с этим в уходе, бытовом

обслуживании и медицинской помощи. Они помещаются в такой интернат

независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их

содержать, или нет.

Обязанности дома-интерната определяются его задачами и функциями ,

которые установлены положением. Перечислим основные задачи дома-интерната:

материально-бытовое обеспечение проживающих, создание для них благоприятных

условий жизни , приближённых к домашним ; организация ухода за

проживающими, оказание им медицинской помощи, проведение культурно-массовой

работы ; осуществление мероприятий, связанных с социально-трудовой

реабилитации инвалидов.

Исходя из этих задач, проживающие в доме-интернате получают

благоустроенное жильё с мебелью и инвентарём, постельные принадлежности,

одежду, обувь ; им предоставляется питание, в том числе диетическое ;

осуществляется диспансеризация и лечение ; организуется консультативная

медицинская помощь специалистов, а также госпитализация нуждающихся в

лечебно-профилактических учреждениях ; они обеспечиваются при необходимости

слуховыми аппаратами , очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также

“малыми” средствами передвижения ; для проживающих проводятся различные

культурно-массовые мероприятия ; проводится активизирующая терапия и т. д.

В течение одного месяца пребывания в доме-интернате решается вопрос

расселения в жилых комнатах .

При этом возникают вопросы межличностных отношений, психологической

совместимости. Через 6 месяцев пребывания пожилого человека в доме-

интернате окончательно решается вопрос о его прописке. Все это негативно

сказывается на состоянии здоровья пожилых, создает препятствия для

адаптации в новых условиях.

При изучении потребности в медицинской помощи установлено, что для

пожилых людей в начальном периоде адаптации наиболее актуально поддерживать

медикаментозное лечение 89,5 % ; диспансерное наблюдение 76,8 %;

лечебная физкультура 57,9%; 25% нуждаются в психиатрической помощи.

В расчете на 100 человек: терапевтов 0,51;

невропатологов 0,4;

психиатров 0,3.

Другие специалисты могут быть привлечены из территориальных ЛПУ. Всех

нуждающихся ставят на диспансерный учет в соответствии с группой

заболевания и организовывают наблюдение за ними в первые 2недели ежедневно

, в последующие 2 месяца не реже 1 раза в неделю, а далее в течение 6

месяцев не меньше одного раза в 2 недели

Устранение отрицательных факторов влияющих на проживание пожилых в

доме-интернате таких как : стрессы, малая информированность о внешнем мире,

гиподинамия, скученность ( при норме 7 кв. М на человека часто в наличии 4

- 5 кв. М ), можно выполнить следующим образом : CМИ, беседы , читки,

стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды взятой из дому. Нужно

дать вновь поступившему психологическую установку на новый образ жизни,

особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди

них лидеров, которые могут помочь в деле.

В нашей стране группировка старших возрастов представлена следующим

образом: от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90 лет и старше -

долгожители. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов лица пожилого

возраста составляют 36,8 % , старческого - 56,9 % и долгожители - 6,3 % от

всего контингента проживающих 60 лет и старше. Количество женщин более чем

в два раза превышает численность мужчин ( 73,1 % и 26,9 % соответственно )

. Среди всех этих людей нет практически здоровых. Так лица пожилого

возраста, в среднем , 6,8 заболеваний , старческого - 7,7 , а долгожители

- 8,5 на каждого . Преобладают болезни системы кровообращения, на втором

месте находятся болезни костно-мышечной системы , далее - нервной и органов

чувств , и менее часто болезни органов дыхания и пищеварения. Состояние

здоровья включает ещё две качественные характеристики : двигательную

активность и способность к самообслуживанию. Установлено , что полностью

обездвиженные ( 14,8 % ) и передвигающиеся в пределах комнаты ( 29,8 % )

составляют около половины всех проживающих . Среди вновь поступивших за

последние два года эта категория лиц составляет 70,9 % , что

свидетельствует о значительном утяжелении людей , которых направляют в

учреждения социальной защиты.

По отношению к проживающим в домах-интернатах рекомендуется введение

дифференцированных режимов адаптации на каждом клиническом отделении.

1- режим общественно-трудовой занятости. Он направлен на поддержание

личной активности, способствует реализации интересов, знаний, установок,

потребности в общении. Это социально активные люди, которые заняты во

всех аспектах жизни учреждения.

2- лечебно активирующий режим . Его назначают для поддержания полезных

навыков и умений, оживления общения и бытовой адаптации. В реализации

этого режима большую роль играют культработники, библиотекари,

инструкторы лечебной физкультуры и трудовой терапии.

3- лечебно-охранительный режим. Осуществляет его медицинский персонал для

поддержания функциональных способностей и отправления физиологических

функций индивидуально по отношению к каждому проживающему.

Указанные режимы приводят в соответствии с уровнем активности престарелых ,

что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-

психологической адаптации.

Правительством РФ 15 апреля 1995 года принято постановление N338 “ О

развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов ”.

Предусмотрено направление в такие учреждения граждан , частично или

полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающимся в

постоянном уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо

опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим

законодательством установлен административный надзор, а так же престарелых

или инвалидов , ранее судимых или привлекавшихся к административной

ответственности за нарушения общественного порядка, занимающихся

бродяжничеством или попрошайничеством.

Дома-интернаты не могут удовлетворить всех нуждающихся в помощи

престарелых и инвалидов. Пожилые люди, сохранившие частичную способность к

самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно

переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают

связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях они нуждаются в

помощи и периодических услугах .

Территориальный центр предназначен для постоянного, временного

проживания или дневного пребывания в условиях стационара престарелых и

инвалидов, и обслуживания на дому одиноких граждан пенсионного возраста. В

стационар территориального центра принимают престарелых граждан и инвалидов

первой и второй групп, нуждающихся в посторонней помощи и не имеющих

родственников, обязанных по закону их содержать. На дневное прибывание не

принимают людей , за которыми требуется постоянный посторонний бытовой

уход. Надомное обслуживание предназначено одиноким престарелым гражданам и

супружеским парам, а также инвалидам первой и второй групп.

Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское

обслуживание , в дневное время организуют посильную трудовую деятельность,

общение друг с другом . Лица , зачисленные на обслуживание в отделение

дневного пребывания , могут пользоваться клубными помещениями, банями,

библиотеками наравне с проживающими в стационарных центрах. Им должна быть

оказана медицинская помощь в объёме учреждения. Питание обычно платное

поскольку пенсию они получают в полном объёме.

Задачами отделений социальной помощи являются :

выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими

организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

установление и поддержание связи с трудовыми коллективами , где ранее

работали подлежащие обслуживанию лица , Комитетами Общества Красного

Креста, Советами ветеранов войны и труда и другими общественными

организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам ;

содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или

попечительства, а так же помещения в дома - интернаты или территориальные

центры социального обслуживания;

доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных , необходимых

промышленных товаров и медикаментов ;

сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку,

прачечную, мастерские по ремонту ;

содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого

помещения, ремонте жилья и внутриквартирного сантехоборудования ;

выполнение просьб , связанных с ведением переписки, оплата коммунальных

услуг ;

организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов ;

Состояние социальной работы с различными категориями населения

определяется умением и способностью специалистов по социальной работе

работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с

самыми разными типами клиентов.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать

подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с

клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека,

так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала,

на социальную активность.

3. Развитие современной системы социального обслуживания населения в

Российской Федерации

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания

населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской

Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений

(стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1991-1996)

их число выросло в два раза. Активно развивалась сеть центров, социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб

социальной помощи.

|Тип службы |1991 |1993 |1995 |1996 |

|Центры |86 |321 |1376 |1435 |

|социального | | | | |

|обслуживания | | | | |

|Службы |59 |1050 |1585 |1732 |

|срочной | | | | |

|социальной | | | | |

|помощи | | | | |

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это

многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам

разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские,

социально-бытовые и торговые.

В 1996 году наиболее высокими темпами сеть центров социального

обслуживания развивалась в Краснодарском крае, в Пермской области, в

Хабаровском крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

В половине всех центров социального обслуживания функционируют

отделения дневного пребывания (711), в трети - отделения социальной помощи

семье и детям. В 1996 году в этих центрах обслужено более 296 тысяч

пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных

на дому, составила 1 миллион.

В сфере социальной защиты населения наряду с Законом РСФСР от 20

ноября 1990 года “О государственных пенсиях” действуют Федеральный закон от

10 декабря 1995 года “Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации”, “Федеральный закон от 24 ноября 1995 года “ О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и другие федеральные

законодательные акты.

Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих

средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и

пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

В сфере охраны здоровья населения в 1995 году был принят целый ряд

постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровление,

занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств

и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств,

для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством

утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных

категорий населения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской

Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального

обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-

интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442

психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений

для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими

преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для

умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с

тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие

геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.

Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства

и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть

социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного

пребывания.

Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и

детей в системе социальной защиты населения

|Наименование |1994 |1995 |1996 |1997 |

|Территориальный центр помощи |92 |169 |250 |327 |

|семье и детям |202347 |488481 |744615 |1060749|

|Социально-реабилитационный |60 |116 |172 |228 |

|центр для несовершеннолетних |40553 |42990 |45427 |47864 |

|Центр помощи детям оставшимся |25 |23 |28 |35 |

|без попечения родителей |1480 |4270 |7060 |9850 |

|Реабилитационный центр для |94 |134 |174 |215 |

|детей и подростков с |19134 |41295 |63456 |85617 |

|ограниченными возможностями | | | | |

|Социальный приют для детей и |173 |307 |340 |400 |

|подростков |10214 |34243 |58272 |140573 |

|Центр психолого-педагогической |86 |100 |112 |125 |

|помощи населению |389603 |579493 |769303 |959153 |

|Центр экстренной |78 |83 |92 |105 |

|психологической помощи по |197053 |201154 |205255 |209356 |

|телефону | | | | |

|Другие учреждения |158 |174 |190 |206 |

| |193305 |257690 |322075 |386460 |

* В числителе - число учреждений

В знаменателе - число сотрудников

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания

молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации работают более 430 учреждений,

которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20

направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной

работы до психологического консультирования, наркологической помощи,

планирование семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе

образования. В основном сформировалась служба практической психологии в

образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются

психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической

помощи, социально-психологические, психолого-социальные,

профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые

оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям,

педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют

профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых

образовательных учреждениях

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма

противоречив и неоднозначен.

Примерно четверть субъектов Российской Федерации имеют всего по 3-5

учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они

созданы в краевых (областных) центрах.

Несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение

социальных проблем, усиления социально-психологической напряженности, слабо

развитые центры психолого-педагогической и экстренной психологической

помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования

психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих

субъектах Российской Федерации пытается решить сложнейшие проблемы семьи и

детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и

детям, а отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде

регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов

учреждений социального обслуживания.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной

сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения

должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их

пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных

учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи

другим подросткам.

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести

подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации служб

лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения,

обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания

государственных стандартов. Важнейшими направлениями современной социальной

политики является государственная поддержка на федеральном уровне различных

субъектов Российской Федерации в области развития системы социального

обслуживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные

службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с

развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр

социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым

группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной

жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные

факторы:

* слабая правовая база системы социального обслуживания;

* ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у

правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит

средств у органов местного самоуправления;

* отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере

социального обслуживания;

* дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области

социальной работы;

* низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников

социальных служб;

* недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных

возможностей неправительственных учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во

всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей

органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому

финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие

учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-

техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в

современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания

очевидны.

Современные требования к социальным службам и к высшим учебным

заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов

указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения,

обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при

акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области

социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и

функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-

методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания;

государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений

социального обслуживания; разработка проектной документации для

строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и

международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности

учреждений социального обслуживания населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в

России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.

2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы,

1994.

3. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения.

- М., 1994.

4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под

ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

5. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. - 134

с.

6. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И.

Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

7. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в

России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.

8. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова,

Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ,

1997. - 168 с.

9. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М.,

1994.

10. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. -

М.: Юристъ, 1998. - 334 с.

11. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы

социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы,

1997.

12. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.

13. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как

профессионала. - Ульяновск, 1997.

14. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.

-----------------------

[1] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию

населения. - М., 1994. - С.10.

[2] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. - С. 113.

[3] Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под ред.

Б.Н.Топоркина. - М.:Юрист, 1997.- С.122.

[4] Энциклопедия социальной работы/Пер.с англ. Т.1. - М., 1993. - С. 390.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.